Вычислительные искусства на то и искусства, что не являются вычислительными науками в западном понимании. Наличие цифр, таблиц, схем и структур в китайских системах типа И-Цзин, Цимэнь Дуньцзя и так далее — обманчиво. Обилие логики и систематики такое плотное, что это начинает становиться похожим на инженерную науку. Когда я разрабатывал актуальную версию нашего калькулятора qmdj.biz, то мне пришлось изучить очень особый язык программирования Haskell, который создан математиками для математиков. Haskell позволяет создавать абстракции высокого уровня, что упрощает работу с концепциями, их сложными связями, а также с многочисленными и точными астрономическими вычислениями.
Тем не менее, китайские вычислительные искусства — это искусства. Схемы и формулы не должны подменять собой реальность. Они помогают понимать действительность, но не должны её подменять. Поэтому ключевой навык для использования этих знаний — это верно развитая интуиция, чувствование ци.
В моём свежем курсе по Цимэнь Дуньцзя было около 80 часов учебного контента и 100 часов разборов реальных ситуаций. На разборах мы снова и снова упирались в ограниченность чистой логики и учились чувствовать ткань обстоятельств за идеями и схемами. Выходили за рамки жёстких суждений, проекций и формул. По отзывам, для некоторых, этот курс оказался трансформационным, полностью перестроил подход к использованию китайских знаний, заставил чувствовать шире и полнее.
Знание системы Цимэнь Дуньцзя поможет вам лучше принимать решения в бизнесе и личной сфере. Находить точки роста и теневые места. Часто торможение в развитии происходит потому, что мы игнорируем что-то в себе, в других, в обстоятельствах. Цимэнь может подсказать, на что обратить внимание, куда пролить свет.
Цимэнь Дуньцзя происходит из военно-политической практики имперского Китая, но важно понимать, что традиционное китайское отношение к войне не имеет ничего общего с мифом про зло и добро, про эльфов и орков. Применяя Цимэнь Дуньцзя даже в ситуации конфликта, нам нужно учиться уважать противника. Слепая вера в свою праведность и бездарность оппонента — это путь к ошибкам и провалам.
В китайской военной классике есть строки:
勝而驕者,雖勝必敗;敗而不餒者,雖敗必勝。
Shèng ér jiāo zhě, suī shèng bì bài; bài ér bù něi zhě, suī bài bì shèng.
Кто после победы возгордится — тот, хоть и побеждает, непременно потерпит поражение. Кто после поражения не теряет духа — тот, хоть и проигрывает, непременно победит.
Добавить комментарий