Посмотрел сегодня в ютюбе фильм про Гришу Перельмана. Это тот, который отказался от миллиона баксов за доказательство гипотезы Пуанкаре. И в фильме объяснялось, что его отказ был промотивирован тем, что его идеализму претили дрязги, склочность, бесчестность некоторых представителей науки.
У меня сложилось впечатление, что Гриша — прекрасный представитель прекрасной эпохи советской научной школы, в которой множество превосходных идеалистов горели решением сложнейших задач, где помыслы о том «что я за это получу» воспринимались как недостойные настоящего учёного.
Такой восхитительный мир описывается в книгах Стругацких — мир победившего коммунизма в самой идеальной форме. Мир, где каждый сполна получает то, что ему нужно для жизни и для дела, и при этом каждый стремится сделать наибольший вклад в прогресс и честное творчество, не ради славы, не ради наживы, а ради процветания человечества и познания как такового. Это мир героев и бодхисатв.
И подумалось мне, что я во многом разделяю схожие идеалы. Я вспомнил, от скольких заманчивых возможностей и полезных знакомств я в своё время отказывался, потому что они казались мне претящими моему чувству честности и нравственности.
В частности, я когда-то бросил аспирантуру, когда понял, что ради успеха нужно заниматься популярными темами, а не тем, что позволяет мне максимально раскрыть свой творческий талант, и не тем, что в самом деле было мне интересно и заставляло моё сердце гореть.
Прошли годы и я стал даосом. И в нашей даосской традиции мы работаем с таким божеством, которого зовут Туди Гун, или Фудэ Чжэншэнь. Это божество богатства. Но у этого бога богатства есть два аспекта. С одной стороны он способствует тому, чтобы возникали удачные возможности, те же полезные связи, чтобы оказываться в нужном месте в нужное время — предпринимательская удача. С другой стороны, он способствует тому, чтобы дело, которое мы делаем, предоставляло бы нам все возможности вкладывать своё сердце, чтобы дело было любимым, чтобы не приходилось заниматься глупостями чисто ради денег.
Почему-то многим свойственна идея, что нужно выбирать либо одно, либо другое. Гриша Перельман выбрал чистоту сердца и отверг денежную удачу. Многие другие идут на сделку с совестью ради чёрной икры. Люди ищут оправдания, объяснения своему выбору. Они придумывают, что сделка с совестью делается ради детей: «пусть я поступлюсь идеалами, но дам детям хорошее образование и уж они-то станут настоящими людьми».
Возможен мир, в котором благополучие и чистое сердце — объединимы. Возможен мир, в котором личный комфорт и прогресс человечества — неразделимы. Возможен мир, в котором деньги и достаток не могут отравить душу. Только мы решаем, в каком мире нам жить. Только мы выбираем, верить ли нам в то, что выиграть можно только за счёт проигрыша партнёров или уничтожения природы, или, что наши действия приносят всеобщую пользу.
Добавить комментарий