Мой учитель у себя в телеграм-чате поделился переживаниями о том, как после ухода из этого мира нашего мастера в традиции внешней алхимии, его ученики наперегонки побежали открывать свои производства, заявляя, что получили всю необходимую информацию, чтобы производить эти мощные снадобья.
Получить информацию — недостаточно. К моему великому сожалению от некоторых русскоязычных «мастеров» цимэнь дуньцзя я слышал аналогичные заявления: мол, мы живём в мире открытой информации, на торрентах и складчине можно взять любой контент. Можно даже купить недорого электронную книгу вполне официально. И этого совершенно достаточно, чтобы изучить любое традиционное знание.
Я почти не владею никакими музыкальными инструментами. Сегодня мне приснился сон, что я забрался в чей-то дом и начал хозяйничать там как у себя. Я нашёл там гитару, гуцинь, попробовал на них играть. Благо, теория-то понятная: зажимаешь струну на каком-то ладу, дёргаешь струну — всё же понятно. Но у меня ничего не получалось.
Помимо знаний, помимо личного опыта ошибок и экспериментов, есть ещё что-то, что передаётся в линии преемственности от учителя к ученику. Это что-то не сводится к знаниям, конспектам, лекциям и рецептам. Это не сводится к наблюдению за работой учителя и перенятию его манер. Это что-то, что не связано с непосредственным умением делать работу. Это называют благословением, передачей от сердца к сердцу. Этого не заменить усердной учёбой.
Чтобы такое произошло, ученик должен хранить в сердце благодарность и уважение мастерам, которые потратили жизни на сохранение, собирание, выковывание и донесение всей полноты мудрости до ученика. Нотка «А, я всё понял, и без вас разберусь, невелика премудрость, тут же всё просто» убивает что-то истинное и такой ученик получает кадавра знаний вместо живой передачи.
Либерально-индивидуалистический дискурс подначивает людей верить в собственные силы и свергать авторитеты. Выпячивать себя, возвеличивать свой личный бренд, забывая о том, на чьих плечах он стоит, кто его нёс на руках к этому достижению. Это уничтожает как благодарность предкам, роду, так и учителям.
В голливудских мультиках женщина с ребёнком — всегда измученное, некрасивое существо. Так и в индивидуализме: человек, хранящий верность, уважение и преданность учителю — это ограниченный дурачок, неспособный прочесть хотя бы пару книг. Вера в такие образы разрушает общества и традиции, разобщает и атомизирует общество. Людям даже не приходит в голову, что связь с учителем может быть чем-то ещё, кроме сведений, лекций, формул и конспектов.
Добавить комментарий