В девяностые, да и в нулевые существовало такое явление как «фотошоп-дизайн». Любой студент, научившийся нажимать в хакнутом фотошопе на пару десятков кнопочек, считал себя дизайнером. Сколько же безвкусицы, аляповатого техно-кича это произвело на свет!
Чтобы сделать хороший кадр нужно и то, и другое. И понимание экспозиции, выдержки, параметров инструментов пост-обработки; и вкус, художественное эстетическое чувство красивого.
Люди со вкусом, но без технической подготовки ограничены инста-фильтрами. Люди с технической подготовкой, но без вкуса иногда делают психоделический восторг, а иногда жуткую жуть.
Так в жизни неразрывно сплетаются инь и ян. Структура и наитие, трудолюбие и умение отдыхать, вера всемогущая и реализм. Живая жизнь возможна только где-то между этих полюсов, как между небом и землёй, как между огнём и водой.
Все теории и практики даосской традиции построены именно между. Вы не найдёте ни одной китайской дисциплины, которая целиком опиралась бы лишь на одно полушарие: лишь на ясный логичный разум, или лишь на несдержанный творческий фристайл. В искусстве есть принципы, правила и пропорции. В науке есть чувство, ассоциативность и интуиция.
Имея на руках такую мешанину левого и правого, многие люди поддаются соблазну практиковать даосские знания как им заблагорассудится. Люди, склонные к полёту интуиции, пренебрегают формулами и принципами, где можно и где нельзя. Люди, склонные к точности, вставляют формулы по поводу и без повода.
Для успешной практики нужно знать, где нужно включать структуру, а где чувство. Как определить, где нужна структура, а где чувство? Для этого опять же есть и правила, и чувство.
Это невозможно понять лишь разумом. Интеллектуал может бесплодно спорить с мастером и так и не понять, как надо.
Это не уловить одним лишь чувством. Чувство не может породить столь изощрённых форм, на которые способен математический гений. Чувство тяготеет к привычному и натуральному и сторонится небывалого.
И именно эта логично-художественная смесь уместности формул и наития — это передаётся в линии преемственности. Потому что это настолько неуловимо, что это не объяснить иначе, чем просто проводя вместе время в поездках, дома, на ужинах и завтраках, в работе и на отдыхе.
Когда у вас есть это чувство, вы часть линии. Вы можете взять из книг совершенно другие формулы, вы можете изменить эстетику и композицию, но если вы при этом опираетесь на неуловимый вкус настоящего, который получили от учителя, то вы часть линии.
Если у вас нет этого чувства, то даже если вы вызубрите все наставления учителя наизусть, если вы будете говорить его фразами и точно повторять его рецепты, но не чуять, отчего нужно именно так, то вы реплика, имитация. Извиняюсь.
Добавить комментарий