Top.Mail.Ru

Я и моё

Иногда новички в даосско-буддийском мире, люди, увлёкшиеся эдакой духовностью или эзотерикой решают, что нельзя использовать слова «я», «мой». Типа, этими словами они провозглашают реальность эго, а истовый медитатор должен сокрушить своё иллюзорное эго.

На мой взгляд, это довольно бессмысленно и даже вредно. Если совершенство просветлённого духа может разрушиться от одного маленького словечка, то не такое уж оно совершенство. Это получается уже не божественное сознание, а какой-то Кощей, чья смерть кроется в одной очень маленькой, но сильно табуированной подробности.

Ясному духу вообще-то слова не должны мочь вредить. Слова слишком поверхностны, чтобы мочь поколебать ясное сияние просветлённого сознания.

Некоторые практики, конечно, не ударяются в ересь я-табуирования, но они запрещают себе что-то более сложное. Некоторые люди, вставшие на путь духа, начинают считать вредным высказывать чёткие оценки и суждения. Спросишь его, на какой свет переходить дорогу, он ответит что-то типа «все цвета суть проявления вселенской души, открыв своё сердце небу, ты сможешь найти свой истинный путь, не создавая в своём сознании иллюзорных разделений между цветами радуги».

Они старательно избегают высказывания простых и чётких оценок и суждений, потому что боятся, что такими словами можно разрушить свой тщательно выстроенный дзен. Если простая и прямая оценка реальных событий может уничтожить просветлённость, то что такой медитатор станет делать, когда встретится лицом к лицу с демонами в бардо смерти?

Великий даос-алхимик Гэ Хун имел чёткие мнения по ряду вопросов. Приведу один из радикальных отрывков в его книге.

То, что вульгарные обыватели именуют ведущим ко благу путем, на самом деле лишь бесовщина и вздор. С ними распространяются лишь безумие и заблуждения, и чем дольше они существуют, тем больше распространяются. Люди, не наделенные знанием искусства исцеления болезней и безвозвратно погрязшие в чудовищных заблуждениях, отвергают помощь лекарственных средств и сосредоточиваются исключительно на мракобесии молений и жертвоприношений, совершаемых ими без счета. Они неутомимо гадают, а ничтожные людишки — шаманы и целители, нагло лгут им, предсказывая горе или возвышение, но болезни и способы их лечения — это как раз то, о чем они слыхом не слыхивали. А слышали они только о нескончаемых расходах по оплате их услуг. И вот даже богатые разоряются, лишившись всего своего состояния, а бедняки вынуждены залезать в долги и платить вдвойне за их советы. И вот уже нет ни поля, ни дома — все потеряно в надежде на излечение. Ларцы и сундуки опустошены, и в них не остается ничего. Но если вдруг паче чаяния больному стало лучше — тогда эти целители немедленно заявляют, что им помогла благосклонность божества. Если же больной умирает, они сразу же заявляют, что он не был помилован демоном. Если человек все-таки счастливо отделывается и продолжает жить, то от его имущества все равно ничего не остается, и в конце концов он умирает после тяжких страданий от холода и голода. А иногда человек доходит до того, что вступает на путь насилия или начинает вести себя подобно ворам и грабителям, крадучись проникая туда, где его никак не ждут. А то и гибнет от острого клинка в кровавом побоище или кончает жизнь на плахе, на которую его приводят совершенные им злодеяния. Вот какие беды проистекают из этого неразумия.

Иногда бывает и так, что все состояние человека уходит на удовлетворение алчности служителей, совершающих моления и жертвоприношения, и последнее зернышко, последний лоскут шелка уходят для оплаты жадного шамана, и ко дню кончины человека не остается ни одежды для погребения, ни утвари для поминания, и тогда, увы, труп покойного остается гнить и разлагаться, поедаемый могильными червями. Не достойно ли это сожаления? Вот ведь до чего доходит тупость глупцов из народа!

Непристойные культы и путь нечисти — это то, что запрещается как нормами ритуала, так и законами. Но и этого никак не хотят понять обычные люди. Единственное, что тут могут сделать государи, это резко ужесточить законы и приговаривать к высшей мере за любое из преступных деяний последователей этих культов, не делая различия между тяжелыми и легкими нарушениями закона. Пусть каждого, кто не отказывается от шаманских суеверий и молений, безжалостно казнят, выставляя труп на всеобщее обозрение на дорогах и рынках. Тогда не потребуется много времени, чтобы полностью покончить с этими мерзостями и уничтожить самый корень страданий народа от голода и холода, вырвать к тому же ростки разбоя и бандитизма. Разве такое решение не было бы великой милостью по отношению к народу?!

— Отрывок из книги Баопу-Цзы. Гэ Хун
Перевод: Е. Л. Торчинов

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.