Даосизма не существует. Есть две разные вещи: 道家 и 道教. Первое — это «даосское мировоззрение», второе — конкретный «способ практики». Существуют различные способы практики, известные как различные школы. Маошань, Лунмэнь, Тяньши… Эти способы практики, школы обычно имеют своего основателя. У каждой школы есть свой основатель или группа основателей.
Даосское мировоззрение, описанное Лаоцзы в «Даодэцзине», вряд ли имеет какого-либо основателя, поскольку оно естественно и органично выросло из изначальных природных шаманских и анимистических представлений, в это мировоззрение вносили свой вклад различные мыслители и мистики. Никто из них не думал, что они что-то основывают. Это классификация более поздних поколений. Оглядываясь на историю, мы можем определить, что этот автор был даосом, а тот — не таким уж даосом. Авторы 4–6 вв. до н.э. не мыслили такими сектантскими категориями. Более древние культурные герои и того меньше. Они просто делились своим вдохновением в рамках своего племенного общества. Секты и основатели появляются только после 3–4 в. н.э.
Добавить комментарий