Top.Mail.Ru

Нация в голове

Люди, склонные к эпичным теориям национальной патетики не понимают одной вещи. Я про тех господ, которые увлечённо рассуждают о том, что делали русские или болгары или украинцы в третьем тысячелетии до нашей эры.

Они не понимают следующего факта. Во всех исторических исследованиях мы имеем дело с разными общностями, которые пересекаются, но не эквивалентны. Вот эти общности:

  • Генетическая общность, популяция. Люди в древние века были ограничены местом обитания. Не было перекрёстного опыления, генетический материал оставался замкнут в изолированных общинах. Так формировались разные рода или породы людей. Как таксы и овчарки. В наши времена уже давно всё перемешалось, люди путешествуют, были волны переселения народов. Но если применить математическую статистику, анализ генетических данных, всё ещё можно выявить остатки тех генетически разрозненных родов, которые существовали когда-то. Границы между ними уже сильно стёрты, но не до полной гомогенности.
  • Языковая общность. Носители одного языка. Правда вопрос, что считать одним языком. Сейчас при наличии государственных границ, центрального телевиденья, официального столичного языка, можно чётко разделить, например, польский и чешский. Но раньше, да и теперь во многих местах, язык меняется плавно от деревни к деревне. Карта языков больше похожа на градиентные пятна, чем на чёткие круги. Но лингвисты как-то справляются. Сегодня концепция языка — это политический феномен. Если одна деревня вдруг получает политическую независимость, то то, что вчера считалось диалектом, вдруг переименовывают в язык. Учёные, чтобы не связываться с политическим понятием языка, придумали термин «идиом». По сути этот тот же язык, но без политики. И эти языки или идиомы эволюционируют со временем. То, что было одним языком, спустя века распадается на несколько разных как болгарский и сербский. То, что было разными языками, бывает, сливается в один: северный восточнославянский идиом слился с новгородским, — и возник русский.
  • Культурная общность. Люди, проживающие рядом, склонны иметь похожий образ жизни. У них общая экономика, общие способы ведения хозяйства, схожий рацион питания, похожая мода на одежду, посуду. Схожие дома и технологии строительства. Сказки, легенды, анекдоты, песни, ритуалы, верования.
  • В более поздние века культурная общность заменилась на религиозную. Материальная культура в условиях повышенной мобильности технологий может стать одинаковой. Архитектура и сельское хозяйство унифицировались. Все стали носить одинаковые костюмы. Но потребность иметь «своих» осталась. Эту функцию стала выполнять религия. Католики, протестанты, православные, иудеи, мусульмане, буддисты… Культурные различия сосредоточились вокруг религиозных конфессий по мере того как в светской жизни всё становилось схожим.
  • В совсем уже новое время — конец XIX, начало XX века на смену религиозной идентичности пришла национальная. Это очень новое изобретение.

Генетический профиль человека можно определить анализом ДНК.
Языковую принадлежность можно определить на слух.
Культурную идентичность можно понять по образу жизни.
Религиозную конфессию можно определить по обрядам и ритуалам, которых человек придерживается.
А национальную идентичность объективно никак не определить. Национальности нет ни в генах, ни в языке, ни в культуре, ни в церкви. Национальность есть только в голове.

Эти разные идентичности могут пересекаться, но они не эквивалентны друг другу. Носители похожих генов могут говорить на разных языках. Носители одного и того же языка могут вести разный образ жизни. Люди, живущие в одной и той же культуре, могут исповедовать разные религии. Приверженцы одной и той же религии могут относить себя к разным национальностям.

И наоборот. Люди одной и той же национальности, могут исповедовать разные религии. Верующие одной конфессии могут иметь сильно разные материальные уклады жизни. Носители одной и той же культуры могут говорить на разных языках. Носители одного языка могут иметь совсем разные гены.

История знает множество примеров, когда одна из этих идентичностей менялась, а другие оставались нетронутыми. Например, ничего не изменилось, но люди вдруг перестали считать себя болгарами, и начали считать себя македонцами. Или всё прочее осталось как раньше, но все перекрестились в другую религию. Или ничего не изменилось, но люди вдруг начали говорить на другом языке, как индийцы на английском. Или ничего не поменялось, но быстро изменилась материальная культура в результате важных изобретений. Или всё — и язык, и культура остались прежними, но миграция привела изменению генофонда. Я тут, конечно, немного упростил. Перемены одного элемента сопровождаются искажением и сдвигом в других слоях, но эти перемены и сдвиги на разных слоях не синхронны и не соразмерны друг другу.

Становится совершенно непонятно — когда любители громких историй заявляют, что «наши» строили египетские пирамиды, — кого они подразумевают под «нашими». Генетически родственных биологических особей? Носителей языка-предка нынешнего языка автора? Носителей какой-то древней культуры, элементы которой остались и сейчас? Религии тогда были совсем другими, а национальных идентичностей не было вовсе ещё двести лет назад.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.