Согласитесь, что объяснение известного и прогнозирование неизвестного — это две большие разницы.
Положим, вы знаете, что в такой-то день рубль подорожал. Мы можем придумать сотню объяснений, почему так вышло.
Но какую пользу это нам даст задним-то числом?
Вероятно, что потренировавшись на известных событиях, мы сможем предсказывать будущие. Но штука в том, что именно такое стечение факторов, как в объяснённом нами примере, больше никогда не произойдёт. А даже если произойдёт, то эффект будет совсем иным. Потому что какие-то факторы, оказывается, не были учтены.
Прогнозирование и объяснение — это совсем разные виды деятельности. Подробное объяснение причин отдельного события делает мизерный вклад в нашу способность прогнозировать будущие события. Для прогнозирования нужны совсем иные навыки, чем для искусства всеобъяснения.
Но это ускользает от внимания многих прогнозистов. Они продолжают читать чужие кейс-буки, тренируются на объяснении прошлого на очередных курсах.
На наших курсах Цимэнь Дуньцзя наш доктор Алехандро Пенатаро, на мой изнеженный взгляд, порой даже резко пресекает попытки рассказать ему как всё развивалось в прогнозируемом проекте. Он сначала час рассказывает о неизвестном ему будущем ситуации, а лишь потом спрашивает у автора запроса, как там развивались события на самом деле. И студенту обычно нечего добавить.
Такой способ преподавания воистину даёт учащимся вкус и понимание процесса выработки прогноза. А разжёвывание причин и факторов, обусловивших то, что и так всем известно, оставляет человека в непонятках, когда он остаётся наедине с реальным кейсом, где нужен прогноз.
Зад и перёд — это разные стороны. Умение делать массаж спины едва ли помогает научиться делать массаж живота. Уж слишком разные это штуки. Известное прошлое и неизвестное будущее — совершенно разные жанры.
Ходить годами по знакомому вам городу — это может накачать мышцы ног. Но оказавшись в бескрайней степи, в открытом море или в дремучем лесу, вы, скорее всего, совершенно потеряетесь. Чтобы уметь создавать несбывшееся, нужно создавать несбывшееся. Чтобы ориентироваться в открытом море, нужно изучать морскую навигацию, а не бегать по стадиону одними и теми же кругами.
Я сам когда-то грешил тем, что на поводу у отраслевой моды, брал дату рождения какого-нибудь Майкла Джексона или Арнольда Шварценеггера и пытался объяснять его судьбу, подглядывая в его биографию. Я понимал, что так может выйти неплохой рекламный текст с высокой посещаемостью, благодаря упоминанию популярных имён. Но у меня оставалось чувство подделки. Это как продемонстрировать всем гвоздь, забитый моим дедушкой, и говорить, что я знаю, как забивать гвозди.
Поэтому я никогда не запоминаю кейсы своих клиентов, почти не пишу статей о том, как это было, не веду записей, не возвращаюсь к старым кейсам. Нужно иметь пустую голову, чтобы в ней могли проступить образы того, чего нет. Если же голова полна старыми примерами, то несбывшемуся там не поместиться.
Добавить комментарий