В практике Игры Пяти Животных важна отнюдь не гимнастика. Последовательность движений — это лишь форма, лишь берега, в которых должна течь река ощущения, дыхания и состояния.
Европейская парадигма заставляет нас ожидать, что сами движения совершат с нами какие-то изменения. Да, какие-то изменения, конечно, произойдут. Лёгкие растяжки, разминка суставов и физическая активность ещё никому не повредили. Но это было бы слишком поверхностно.
Недаром это называется «форма». В этой форме должно появиться содержание. Движения спроектированы так, что в них легче всего завестись нужному содержанию. И содержание это совершенно конкретно.
Многие люди склонны, доверяясь своим предпочтениям и ожиданиям, находить в форме какое-то своё содержание. И силой ума и воли это содержание можно запросто найти. Но если это содержание будет не тем, которое должно появиться, то, во-первых, такому содержанию будет трудно и неудобно жить в этой форме, оно будет то и дело ускользать, и, во-вторых, удерживая произвольно выбранное содержание, мы будем препятствовать появлению того самого правильного содержания.
Правильное содержание нет нужды вызывать силой ума и воли. Оно заводится само при правильном выполнении движений. Но всё же полезно знать о том, какое содержание появится, чтобы ненароком не начать придумывать какое-то своё.
Традиционное обучение не предполагает широкой огласки качеств правильного содержания. Учитель вплетает упоминания о нём незаметно и ненароком. Но при традиционном обучении учитель всегда рядом и всегда может направлять.
В наших обстоятельствах, когда учителя видят порой раз в несколько лет, а то и раз в жизни, качества правильного содержания знать полезно. Но зная об этом, нужно уметь воздержаться от соблазна начать придумывать и усматривать его силой ума и воли. Тогда велик риск, что мы его запросто найдём. Но найдём мы не его, а умственный симулякр, умозрительную поддельную копию настоящего содержания. И будем всю жизнь любоваться своим вымыслом, так и не дав шанса настоящему содержанию проявиться.
Настоящее содержание тонко и летуче. По-крайней мере на первых порах. И сильные движения фантазирующего ума будут развеивать тонкие флюиды зарождающегося настоящего.
Ещё практиковать в полном неведении о том, какое содержание может проявиться, и даже ничего себе не надумывая, может стать чертовски скучно как выдохшаяся жвачка. Мы можем так привыкнуть к серости пустой ничем не наполненной формы, что начнём привычно считать эту серость должным содержанием. Уж лучше тогда верить в единорогов, чем в эту серую сухую пустоту.
Добавить комментарий