Интернет начинает пестрить сказками про Китайский Новый год. Вам будут рассказывать, что нужно купить фигурку то ли кролика, то ли кота. Вам будут говорить, что нужно нарядиться в синий цвет.
Это всё полная ерунда, которая вызывает у меня даже раздражение. Потому что все эти горе-писатели дискредитируют аутентичную китайскую традицию понимания качеств времени.
С одной стороны, мне выгодно, что этот массовый шум про годы кроликов и тигров подогревает в обществе интерес к китайской традиции. Но с другой стороны эта массовая ерунда отталкивает людей критически и ответственно мыслящих. А именно они могли бы получить действительную пользу от даосских знаний о времени, если бы смогли рассмотреть в пестроте рыночных продавцов дешёвых сувениров кого-то действительно знающего.
Дата
Первое, что нужно знать про Новый год — это то, что 1 января ничего не происходит. Качества времени меняются в несколько приёмов.
- В момент зимнего солнцестояния 22 декабря в 0:46 мск
- В полночь с 5 на 6 января
- В полночь с 20 на 21 января
- 4 февраля в 5:41 мск
Среди знатоков китайской традиции, бывает, попадаются люди категоричные, которым нравится настаивать на том, что какая-то одна дата правильней, чем другие. Мне ближе картина постепенного начала, градиентом, с несколькими опорными точками. Живая жизнь не дискретна. Когда начинается жизнь человека? В момент зачатия? Или рождения? Или на какой-то неделе беременности? Или в момент знакомства родителей? Или когда что-то в их сердцах зажглось навстречу друг другу?
Так и с новым годом.
Животные
Второе, что нужно знать — это то, что зодиак из животных, по моему пониманию — это вообще не китайская история. Все эти крысы, кролики, петухи — это кусок иной цивилизации, который затесался в массив китайской традиции. Я считаю, что это кусок тюркской культуры. Если вы почитаете древнетюркский текст Ырк Битиг, то встретите там и волка, и барса, и быка, и зайца. Смысловое пространство животных образов свойственно кочевым шаманским культурам, живущим бок о бок с животными. Китайская культура слишком давно сделала цивилизационный шаг в абстракцию, чтобы всерьёз мыслить животными образами.
Популярность животного зодиака в наших краях сближает нас с тюркским мегаэтносом, что само по себе, может даже и хорошо. Потому что тюркский мегаэтнос — это и якуты, и тувинцы, и уйгуры, и крымчаки. Но всерьёз считать, что это и есть китайская система оценки качеств времени — весьма опрометчиво.
Ритуал
Развешивание картинок, статуэтки с животными, одеваться в какой-то цвет — это любопытный современный ритуал. С аутентичной традицией он никак не связан. Вообще, чтобы ритуал действительно работал, нужно не механически его исполнять, а понимать смыслы и проживать состояния, которые обрисовывает внешняя рамка ритуала.
Подать даме руку, помочь надеть пальто — это ритуал. Такие ритуальные действия дают поведенческое обрамление для выражения чувств любви, внимательности, заботы.
Так и с ритуалами встречи энергий нового года — они имеют смысл, если этот смысл осознан. В противном случае это превращается в карго-культ, в подражание и постмодернистскую ироничную стилизацию.
Вы можете изобретать свои ритуалы, пользоваться традиционными — главное, чтобы вы сами проживали сквозь ритуал устремление духа. Ритуал не важен. Устремлённость духа важна. Куда вы хотите изменить ваш мир в наступающем году? В какую сторону вы хотите задать импульс? Чтобы какие ценности и качества стали более проявленными в новом витке времени? Если вы не внесёте вашу лепту в новый импульс, то вам придётся довольствоваться чужими импульсами. Используйте это время, чтобы сформировать образы и ощущения нового мира, который вы хотели бы излучить в реальность из собственного духа и сердца.
Если вам помогает ёлка или фотки зайцев, то почему бы и нет. Если не помогает, то не тратьте на них время и внимание.
Добавить комментарий