Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Как успешно конкурировать без борьбы и мелочей

    Как успешно конкурировать без борьбы и мелочей

    Главный вред конкуренции в том, что мы слишком много смотрим на других. Один мой клиент был средним менеджером в крупной компании. Он всё время сравнивал себя с другими коллегами, с которыми он конкурировал за карьерный рост. Он следил за их успехами, кто и за что их хвалит. Он следил за их промахами, кто и за что их критикует. Он пытался позаимствовать у них все их преимущества и устранить в себе все их недостатки. Это звучало довольно разумно. Не зря же говорят, что нужно уметь учиться на чужих ошибках. И на чужих победах, наверное, тоже.

    Но его карьера не продвигалась. Он застрял на одном уровне и никуда не продвигался. Почему?

    Именно потому, что всё его внимание было поглощено другими. Когда человек пытается действовать так же успешно, как другие, это не производит яркого впечатления. Это выглядит как вторичный продукт. Кто-то изобрёл классное решение. Кто-то нашёл удачный способ решения задачи. Он его выносил, родил. Он чувствует свою сильную находку на полную глубину. Прихожу я и пытаюсь копировать чужую гениальность. Что у меня получится? Правильно, поверхностная подделка. Автор и подражатель всегда отличаются.

    Вместо того чтобы заняться культивированием своих собственных сильных сторон и талантов, мой клиент уделял всё больше времени анализу мельчайших действий конкурентов. А тут коллега сказал такое-то слово, а тут сел на такой-то стул. Мой клиент погружался всё больше и больше в то, что мы потом назвали «ловлей блох» — микроанализ тысяч мельчайших факторов, которые, предположительно, имеют отношение к успеху, но это не точно.

    В бизнесе, когда конкурируют взрослые дяди, дела становятся ещё круче. Предприниматели, считающие, что у них есть конкуренты, и что с конкурентами необходимо конкурировать, оказываются в ловушке из четырёх монстров:

    1. Страх провала: если ты считаешь, что необходимо сражаться с врагами, которые сражаются с тобой, то велика вероятность, что ты проиграешь. Проиграть страшно. Этот страх может начать зашкаливать и вести к тревоге, стрессу и депрессии.
    2. Неспособность к сотрудничеству: если ты вкладываешь слишком много мыслей, эмоций, энергии и сил в то, чтобы сражаться с другими, ты теряешь способность к сотрудничеству. Теряется способность к сотрудничеству не только с конкурентами, но и вообще со всеми, сама способность к сотрудничеству отмирает из-за невостребованности. А сотрудничество — это важнейший механизм ускоренного развития.
    3. Туннельное виденье: предприниматель, привыкший жить в режиме конкуренции, становится настолько сосредоточенным на сражении и победе, что теряет из виду общую картину. Такое туннельное виденье мешает ему видеть новые возможности или скрытые угрозы.
    4. Выгорание: напряжение схватки с другими заставляет предпринимателя работать без перерывов и отдыха. Он занят решением проблем противостояния 24 на 7. Это перенапряжение рано или поздно приводит к срывам по эмоциям, энергии и здоровью.

    Менталитет конкурентного противостояния сказывается не только на психологическом состоянии предпринимателя, но и на его бизнесе:

    1. Краткосрочное мышление: конкурентное мышление заставляет сосредотачиваться на ближайших целях срочных побед, а не на долгосрочном планировании. Такая недальновидность может нанести вред жизнеспособности компании в длительной перспективе.
    2. Отсутствие инноваций: озабоченность конкуренцией сдерживает дух экспериментаторства. Бизнес теряет возможность пробовать новое, рисковать, потому что это зона уязвимости, а уязвимость недопустима.
    3. Токсичная атмосфера: настрой на конкуренцию распространяется и внутрь коллектива. Сотрудники привыкают сражаться друг с другом, создавая токсичную среду. Они начинают тратить много времени на переживания и ссоры, снижая продуктивность.
    4. Потеря перспективы: конкурентное мышление может захватить так много места в сознании, что предприниматели забывают о других важных аспектах бизнеса — удовлетворенность клиентов, психологическое благополучие сотрудников и влияние на общественные нравы.

    Даосское мировоззрение формировалось в условиях крайней феодальной раздробленности, высокой конкуренции и постоянных междоусобных войн. Страдали экономика, общественные нравы, сдерживалось развитие. Даосские мастера старались помогать правителям решать эти проблемы. Чтобы не перенапрягаться в вечных сражениях и постоянном анализе мельчайших угроз, даосские мудрецы советовали взращивать своё состояние устойчивости.

    Чтобы привлекать на свою сторону клиентов, народ, соратников и партнёров, нужно излучать состояние, в котором нуждаются люди. А чтобы излучать это состояние, нужно его испытывать. Чего ищут люди? Люди ищут безопасность и радость. Значит нужно выращивать в себе интенсивность безопасного спокойствия и радостной открытости. Человек, преисполненный этим состоянием, оказывается маяком, светильником, на который все окружающие реагируют как мотыльки — устремляются к нему, сами не зная, почему.

    Режим конкурентного мышления со всей его тревожностью и борьбой — является полной противоположностью состоянию безопасности и радости. Чем больше предприниматель проводит времени в напряжении противостояния, тем больше от него отворачиваются люди. Тем больше ему приходится бороться. Тем больше от него отворачиваются.

    Даосская традиция предлагает нам удивительный мир несоревновательных преимуществ. Чжуан-цзы писал:

    Для Высшего Человека владение миром — большое дело, но и оно не обременяет его. Все в мире добиваются власти, он один не соперничает с другими.

    Вместо того чтобы «ловить блох» чужих преимуществ, вместо копирования и выгорания в противостоянии, гораздо лучше выращивать свои собственные самобытные, уникальные, неповторимые таланты. Раскрывать свои собственные истинные ценности. А делать это можно только из состояния принятия себя во всей своей уникальности, в любви к себе со всеми своими особенностями. Это принятие и любовь к себе и становится ключом к наполненности чувством безопасности, уверенности и спокойной радости — радости быть собой.

    Когда мы принимаем себя во всей своей уникальности, то нам гораздо проще принимать и других во всей их уникальности. Сама концепция конкуренции перестаёт быть возможной. Конкурировать могут только однотипные элементы. А когда все наполнены уникальными особенностями, негде появиться соревновательности. И тогда становится возможно сотрудничество во взаимообогащающей синергии. Сотрудничество может принести гораздо больше пользы, чем конкуренция.

    Культивировать в себе состояние безопасности и радости — это только вопрос осознанного выбора. Это внутренняя работа. Как только мы замечаем, что начинаем впадать в тревожность, борьбу и суету, нужно сесть ровно, выправив центральный канал, опустить внимание из головы в живот, центрировать себя в центре живота. Такая практика цигун помогает вернуться в контакт со своей изначальной силой. Для этого не нужно ждать или обустраивать никакие внешние обстоятельства. Это делается внутри — при хорошей тренировке за пару секунд. И так можно снова и снова превращаться в маяк для окружающих и привлекать людей на свою сторону.

    Процитирую Лао-цзы:

    Когда человек внушает страх, то и сам он не может страх не испытывать.

    Мы становимся тем, о чём всё время думаем. Думаешь о противостоянии — становишься вечной битвой. Устремляешься к безопасности и радости — и обретаешь успех в бизнесе и жизни.

  • Непостижимость мудрости

    Непостижимость мудрости

    Я часто слышу такое представление, что даосские мудрецы далеки от мира и живут в отрыве от реалий. Что им можно только поклоняться, но совершенно невозможно понять.

    С психологической точки зрения это работает так. Человек предполагает, что мудрец обладает мудростью. Человек считает, что мудрость — это нечто непостижимое. Человек не верит, что он сам способен какую-то мудрость понять и воспринять. Он даже не верит, что способен научиться воспринимать мудрость. Поэтому входя в контакт с кем-то, кого человек считает мудрецом, он даже не пытается его понимать. Он как бы зажмуривается, затыкает уши, и делает всё, чтобы ни одна крупица мудрости в него не проникла.

    На практике такой человек может действовать такими способами:

    • Демонстрировать свою независимость, внешне игнорировать мудреца, делать вид, что не заметил его присутствия. Не слушать его слова, считая их бессмысленными или непонятными. Возражать и обесценивать слова мудрого.
    • Поклоняться мудрецу и воспевать его достоинства, делать себя очень занятым прислуживанием мудрому. Но при этом не пытаться понять его учение и не применять его на практике, потому что просто некогда всё это делать. Слишком много дел, связанных с помощью и обслуживанием мудреца.
    • Отрицать мудрость мудреца, считая её лишь его личным видением мира, которое не имеет отношения к реальности. Вежливо позволять мудрецу иметь своё мнение, в конце концов, все имеют право на любые идеи. Идеи — это просто идеи. А жизнь — это жизнь. Поэтому в принципе нет смысла прислушиваться к каким-либо мудростям.

    Чем больше человек практикует такие формы поведения, тем крепче становится поведенческая броня, делающая любую мудрость — не только чужую, но и свою собственную мудрость — совершенно недоступной для человека.

    Даосизм возник как учение о том, как достичь гармонии с природными естественными изначальными слоями самого себя. Во времена формирования даосизма любое учение формировалось прежде всего для использования не простыми людьми, не отшельниками, а царями, князьями и чиновниками — руководителями, несущими реальную ответственность за реальные решения и действия. Основатели даосизма — Лао-цзы и Чжуан-цзы — формировали свои взгляды, чтобы помогать элитам находить способы принимать решения, основываясь на глубокой мудрости и гармонии с собственной природой, а не на эмоциях и корыстных интересах.

    Даосские мудрецы не отрывались от реального мира. Они были вовлечены в него так же, как и все остальные люди. Но они умели видеть вещи иначе, благодаря своей глубокой мудрости. Их учение не было непостижимым, оно было очень практичным и простым.

    Принципы даосизма — это простые наставления о том, как жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Они помогают людям стать более здоровыми, более уравновешенными и более успешными. Но чтобы понять эти принципы, нужно быть открытым к новому опыту и быть готовыми менять своё поведение и мышление.

    Ключевое слово здесь — открытость. Если человек закрыт для нового опыта и новых знаний, то он никогда не поймёт даосскую мудрость. Если же он готов к изменениям и к росту своей души, то он найдет в даосизме много полезного для себя.

    Так что далеко не надо поклоняться даосским мудрецам бездумно. Важно сохранить открытость ума и сердца, чтобы понять то, что они хотят передать нам своей мудростью.

  • Где брать ясность

    Где брать ясность

    Где брать ясность, осознанность и безмятежность, когда дела, семья, работа доставляют невыносимо много срочных задач

    Тебе легко говорить! Ты ведёшь аскетичный образ жизни. Окопался в своей деревне. Конечно, будешь безмятежным. Не у всех такие обстоятельства!

    Это частое возражение, которое я слышу от клиентов.

    Мой главный тезис:
    Ты сначала вырабатываешь состояние ясности, чистоты и покоя внутри. А затем это состояние начинает исподволь влиять на твоё окружение. Эффектом будет живая, упорядоченная и поддерживающая среда.
    Не наоборот. Не покой в приятных обстоятельствах. А сначала покой — и он создаёт поддерживающую среду.

    Некоторые клиенты всё равно убеждены, что уж им в их обстоятельствах никак не возможно прийти к ясности и покою. Кому-то другому, быть может, повезло, но им совершенно точно это недоступно, им обязательно нужно сначала как-то изменить обстоятельства — только тогда они смогут найти покой и ясность.

    В психологии это называют «внешний локус контроля». В даосской традиции это называют «внешний путь» 外道 wàidao. Это вера в то, что все мои состояния зависят от внешних обстоятельств. И в данных обстоятельствах, мне никак не возможно чувствовать себя иначе. Я должен чувствовать себя тревожно, напряжённо. Часто такой клиент ссылается на абстрактных «всех» или «никого»: «Все нормальные люди в таких обстоятельствах должны чувствовать себя напряжённо», «ни один нормальный человек не сможет сохранять ясность и покой, когда происходит такое».

    Я так же как и все каждый день сталкиваюсь с неприятностями. Жизнь в этом мире по-любому сопряжена с непостоянством и потерями. Мне, как и всем, прилетают камушки в лобовое стекло, штрафы и ошибочные налоговые требования. Меня подводят работники, ломая все планы. В доме надо поменять крышу и выдворить ос и мышей. В моём скромном частном коучинговом бизнесе отваливаются платежи, рушится маркетинг.

    Если бы я позволял этим и другим крупным и мелким бедам управлять моим состоянием, то всё было бы потеряно.

    Именно тут и нужно настоящее мужество: заявить самому себе, что отныне я беру в свои руки право решать, в каком состоянии находиться. Никто не вправе вторгаться и манипулировать моим состоянием. Я не позволяю себе сдаваться в руки обстоятельств и чужой воли. Я забираю себе всю полноту свободы и всю ответственность в управлении своими состояниями.

    Это просто вопрос выбора, решимости и верности своему выбору.

    Многие возразят, что решимость-то есть, но для выработки ясности и покоя нужно, наверное, делать всякие практики, медитации, но на них нет времени. Значит, ничего не получится.

    Нет! Такое мышление — это жутчайший миф манипулятивных школ. Разные специалисты будут вам продавать всяческие ретриты, процедуры, курсы, марафоны. Им нужно захватить ваше внимание и нагрузить околопросветленческой занятостью на все 100, чтобы вы отдавали и отдавали им ресурс, повышая им LTV.

    На самом деле кроме решимости больше ничего не надо. Поднять своё знамя над своим жизненным путём — это работа на две секунды. Встать в полный рост и заявить всему миру:
    — Отныне я решаю, каким будет моё состояние. Никто не вправе диктовать мне, что я должен делать, чтобы иметь ясность. Ясность и покой — это изначальное неотъемлемое свойство моего духа. Я восстанавливаю свою ясность прямо сейчас, переставая крутить головой в поисках того, кто мне скажет, что я должен делать. Источник ясности — это не чужие слова и не специфические практики, а мой собственный дух. Идя на поводу у внешних мнений, я слишком долго уклонялся от своего духа, теряя в итоге покой и ясность. Я отбрасываю все чужие мнения и суждения обо мне, о том, что я должен якобы делать. Я позволяю своему духу, чья природа — свет, вновь войти в моё тело и заполнить мой жизненный поток.

    Я молча ужасаюсь тому, с каким усердием многие яркие и искренние люди «ищут себя», пытаются «стать собой», выполняя инструкции и следуя правилам, продиктованным извне. Мне это кажется вопиющим абсурдом. Всё, что нужно для возврата в ясность и покой никогда нас не покидало.

    Не нужно закрывать бизнес, не нужно уходить с работы. Не нужно отказываться от отношений. Не нужно посвящать всё своё время экзотическим занятиям. Нужен лишь невероятно малый сдвиг восприятия. Микроскопическое движение сознания, чтобы воссоединиться со своим духом. И поэтому для многих это кажется непонятным и невозможным.

    В школах и институтах, в семьях и офисах нас учат производить много упорной работы. Мы привыкли, что большие результаты достигаются большими усилиями. Возможно, это так, когда речь идёт о чём угодно, кроме свободы, ясности и непоколебимом покое духа. Свобода, ясность и покой находятся прямо здесь в каждом вдохе в каждом выдохе — стоит только на миг отложить суету и воссоединиться с собственным духом, который ближе, чем кожа.

    Мои учителя много раз говорили: «ты не действия, ты существо». Внимание людей нашей технологической эпохи направлено на «что делать», «как сделать», «куда бежать», «как осуществить» — сдвиг внимания на действия, на влияние, на давление, на производство производительной производительности. Так можно строить мосты и самолёты, перевозить грузы, регулировать финансовые механизмы. Во внешнем мире нужно производительное влияние. Но для восстановления покоя и ясности нужно совершенно иное — прекратить все попытки что-то сделать и вернуться к своему существу, которое не нуждается ни в каких описаниях и определениях. Для удобства, мы называем это «дух», который опирается на 道 dào «дао» или «поток».

    Если что-то внешнее и может помочь на этом пути, то это тот, кто поможет научиться совершать микроскопические сдвиги сознания. Наши привычки грубы и насильственны, мы привыкли совершать сильные действия. И мы совершенно не умеем совершать едва уловимые шевеления сознания. А именно такое тончайшее смещение восприятия помогает в любой момент возвращаться в контакт с духом. Тонкость этого действия делает его таким немыслимо простым и вопиюще невыполнимым.

    Обстоятельства не имеют значения. Можно заниматься тем же бизнесом, что и раньше, можно заняться чем-то другим. Можно быть хорошим семьянином, а можно и в конец одичать. Это всё никак не меняет погоды, когда нащупано то самое едва уловимое движение, которое воссоединяет с духом и наполняет любые обстоятельства покоем и ясностью.

    Нет нужды менять жизнь. Но воссоединение с собственным духом может привести к кардинальным переменам в жизни. Они произойдут сами собой, если им не противиться.

    1. Соединившись со своим духом, можно лучше понять свои мысли, чувства и поведение, а также стать более созвучным своим потребностям и желаниям. Мы уже не мысли, а то, что стоит за мыслями. Мы не действия, а то, что направляет действия.
    2. Воссоединение с духом помогает уменьшить стресс, беспокойство и негативные эмоции, а также усилить ощущение мира, счастья и благополучия. Это как быть в центре циклона, где всегда штиль, даже когда вокруг всё проносится на сокрушительной скорости.
    3. Дух является неиссякаемым источником вдохновения и истинных устремлений. Соединившись с ним, мы замечаем, что становимся более творческими, интуитивными и находимся в согласии со своими миссиями и стремлениями.
    4. Воссоединение с духом помогает быть более подлинными и расслабленно-уверенными в своих отношениях, что может привести к более глубоким связям и более полноценному взаимодействию с другими людьми.
    5. Связь с духом — это ключевой шаг в духовном пути. Этот шаг может оказаться стартовой площадкой для расширения связи с высшими силами, что бы это ни значило.
  • Как колониализм формировал наше мышление

    Как колониализм формировал наше мышление

    Колониализм — это не только политическое и экономическое явление, когда одна держава эксплуатирует ресурсы другого народа.

    За колониализмом экономическим кроется колониальная культура и психология. Книги, фильмы, в которых представители других народов изображены глупыми, недалёкими, неразвитыми, совершенно неспособными понимать всю сложность проблем «наших» людей — это культура господства, которая даёт почву для колониализма.

    Если у другого народа есть что-то несовершенное — это выпячивается, раздувается и используется как повод для принижения и насмешки. Если у другого народа есть что-то выдающееся — то обнаруживают, что и у «нас» тоже есть такие же достижения, даже лучше. Это предубеждённость, что другой народ в принципе не мог и не может изобрести ничего лучше, чем «мы».

    Под влиянием этого колониального мышления, первые европейские исследователи китайской цивилизации во всех её достижениях усматривали что-то знакомое. Дао — это типа Бога. Лао-цзы — видимо, что-то типа пророка. Книга Перемен или Даодэ-цзин — это что-то типа Библии. 數術 shǔ shù назвали астрологией, а 法術 fǎshù восприняли как колдовство.

    Такая же ошибочная переатрибуция произошла и с тем, что теперь называют «Китайская философия». Последнее — это европейский термин, европейская категория, в которую положили разнообразные знания и практики, обнаруженные первыми европейскими исследователями Китая. В самой китайской традиции была своя классификация знаний.

    Во времена правителя У династии Хань (141-87 до н.э.) была установлена четырёхчастная классификация знаний. Она понадобилась, потому что начался активный прогресс в разных сферах знаний. И без библиотечной классификации стало уже непросто ориентироваться в накопленных китайской цивилизацией знаниях.

    Всё то, что сейчас складывают в одну группу «китайская философия» раньше находилось в разных разделах.

    Текст Чжуан-цзы, другие даосские тексты, а также другие разновидности «китайской философии» (моизм, легизм…) находились в разделе 子部 zǐ bù, что можно перевести как «Мастера». Кроме даосских и других философов в этом разделе были

    • тексты по военной стратегии
    • астрономические, математические алгоритмы
    • некоторые конфуцианские работы
    • исторические романы
    • книги по чайному мастерству
    • тексты по китайской медицине

    Большинство конфуцианских текстов находилось в иной категории 經部 jīng bù — «Трактаты». Там были

    • И Цзин
    • труды школы Мэн-цзы
    • конфуцианское четырекнижие и пятиканоние
    • описание церемоний и ритуалов

    Греческое слово «философия» — любовь к мудрости, фундаментальные идеи о смысле бытия и этике — лучше всего описывает содержание конфуцианского раздела 經部 jīng bù «Трактаты».

    Даосский раздел 子部 zǐ bù «Мастера» имеет явный практический крен в решение реальных задач — военных, медицинских, астрономических.

    Таким образом, колониальное мышление и европейская классификация знаний привели к неправильной интерпретации и переатрибуции китайских текстов. Знания совершенно практического свойства стали восприниматься как абстрактная философия. Так люди потеряли возможность получать реальную пользу от этих знаний. Понимание истинной сути и значения этих текстов является путём к тому, чтобы реально менять свою жизнь на ощутимом уровне, а не наслаждаться умопостроениями.

  • Почему усилия не всегда ведут к результату

    Почему усилия не всегда ведут к результату

    Когда я предложил ему поговорить о целях, о том, чего он хочет, к чему стремится, он начал мне рассказывать, как много на него навалилось, как он едва успевает справляться со всеми входящими задачами.

    Я сказал ему:
    — Ты заметил, что ответил совсем не на тот вопрос?
    Он задумался. И пояснил:
    — Я рассказал о том, почему я технически не смогу приблизиться ни на шаг к моей цели. Поэтому даже нет смысла думать о целях и устремлениях.
    — А почему ты считаешь, что раз у тебя так много разных задач, то ты не сможешь двигаться в сторону цели?
    — Потому что я всё время занят решением каких-то текущих задач. А чтобы двигаться в сторону цели, нужно делать ещё что-то. А у меня тупо нет времени, чтобы делать ещё что-то.

    В таком капкане важно понять, что эффективно не только что, но и как.

    Я поясню.

    Многие привыкли думать, что только целенаправленные действия оказывают эффект и приближаются к цели. Хочешь денег — продавай продукт. Хочешь любви — ходи на свидания. Целенаправленное действие приближает к результату.

    Но представим следующий сюжет. Молодая крестьянка работает на поле, и по традиции поёт песню. Она поёт песню с понятной целью:

    • Во-первых, чтобы не было скучно выполнять монотонную работу.
    • Во-вторых, матушка ей объясняла что-то про душу земли, про дух колоса. И она поёт им из таких природно-шаманских соображений. Чтобы урожай был лучше.

    Но совершенно параллельно, независимо от всей этой сельской жизни, у девушки есть устремление найти своего мужчину. Это устремление в ней есть. И это устремление, сидя в ней, влияет на все её действия исподволь. Инстинктивно, непреднамеренно, подсознательно и естественно что-то появляется в её движениях, что-то добавляется в тембре голоса. Какая-то сочность, спелость.

    И какой-то рыцарь, который проезжает мимо по своим рыцарским делам, вдруг услышит её песню. Его тронет её голос. Он увидит, как она двигается, работая на поле, заметит её обаятельную грацию.
    Дальше фантазируйте сами.

    Девушка не тренировала голос на «марафоне сексуального пения». Она не занималась с танцевальным коучем, чтобы соблазнительно двигаться. Она ничего не делала ни с голосом, ни с движениями. Они ничего не делала, чтобы привлечь рыцаря. Она просто жила своей обычной сельской жизнью. Работала как все, пела песенки как все. И параллельно в ней было устремление найти своего мужчину. Это устремление само встроилось в её обычный ход жизни и повлияло на то, как она делает то, что делает. Появилось особое качество в обычных действиях.

    Знала ли она про это качество? Нет. Вырабатывала ли она это качество преднамеренно? Нет. Заметила ли она его, когда оно проникло в её манеры? Нет.
    Качество её обычных действий оказало эффект.

    Я вижу, что многие коучи не доносят до своих клиентов этого механизма. Коучи вытаскивают из клиентов какие-то цели и устремления. Клиент вдохновляется на пару часов. Но потом обнаруживает, что ему просто некогда делать целенаправленные действия и весь коучинг сходит на нет.

    Если бы клиенты знали,

    • что им не обязательно что-то делать,
    • что устремление, если ему позволить, само проложит свой путь в реальность,
      то было бы гораздо больше довольных клиентов и счастливых людей.

    Безыскусность и доверие природе — ключевые принципы даосской традиции. Это самонадеянно полагать, что своим рациональным умом ты можешь всё устроить. Природное, иньское, потаённое, бессознательное на порядки мощнее, чем все наши умозрительные и осознанные потуги. Человека, который сотрудничает со всей толщей бессознательных глубин, традиционно изображают как человека верхом на тигре.

    Полностью управлять тигром невозможно. Как все кошки — это недрессируемое и своенравное животное в отличие от собак, лошадей и волов. С тигром можно только сотрудничать, уважая его огромную мощь.

    Поэтому этот принцип — доверить бессознательному двигать нас к цели исподволь — не получится применять к каким попало целям и устремлениям. Свою рациональную личность мы можем заставить работать на любую цель. Но когда мы обращаемся за поддержкой к бессознательной глубине своей природы, то мы не можем ей указывать. Она может отказаться принимать участие в сомнительных, мелочных, ненастоящих целях. Если мы пытаемся постулировать такие поверхностные цели, то может возникать особое чувство «нутро против».

    Сознательным усилием, дисциплиной и нажимом можно толкать себя к любым целям — истинным и поддельным. Но такой путь отнимает много сил и можно так никуда и не дойти, выдохнувшись в постоянных усилиях.
    Бессознательные движения, движения духа или природы могут реализовать только истинные, настоящие цели. Зато почти без усилий.

    Чаще доверяться своей природе в реализации наших целей — это способ воспитания честности и ненаигранности. Если мы заявили цель, создали намерение, но наша природа никак не подруливает нас к задуманному результату и приходится включать преднамеренные усилия и продавливать движение, значит либо цель высосана из пальца, либо что-то ещё с ней не так.

    Доверяя своей природе, мы становимся честнее, неподдельнее. Это один из идеалов даосского пути — Аутентичный человек 真人 zhēnrén — это идеал неподдельности, настоящести и истинности.

    Отбросить ложные цели и позволить природе реализовывать истинные цели — звучит просто и изящно как математическая формула. Но на практике реализовать это совсем не просто.

    Те мои клиенты, которым хватило решимости поставить под вопрос все свои установки и привычки мышления, которые смогли продвинуться на этом пути, отмечают такие изменения:

    • Им удаётся создавать гораздо более близкие и человечные связи с партнёрами и сотрудниками.
    • Благодаря таким связям, удаётся влиять на людей не прямо в лоб. Влияние пропитывает сообщество незаметно и распространяется шире без дополнительных усилий.
    • Бизнес всё больше и больше начинает приобретать этические ценности, перестаёт восприниматься просто как инструмент для конкуренции. В результате партнёры и сотрудники ощущают более высокую мотивацию принимать деятельное участие в деле.
  • Когда воля становится врагом

    Когда воля становится врагом

    Чаще мужчины, но иногда и женщины, верят, что чтобы чего-то достичь, нужно развивать силу воли. Нужно себя заставлять, нужно себя дрессировать, потому что иначе будет хаос и разложение.

    Особенно важно становится применять силу воли, когда у тебя множество разных дел. Энергии не хватает, внимание разбегается на разные задачи. И только силой воли удаётся удерживать себя более или менее в фокусе, постоянно одёргивать себя, заставлять вернуться к задачам. Вытащить себя из постели, заставить себя работать.

    Очень часто мужчины — мои клиенты, — которые практикуют такое волевое принуждение себя к действиям, сталкиваются с разочарованием, что просто не хватает сил, энергии и ясности на то, чтобы доводить дела до конца. Они просто выдыхаются. Они начинают путь через силу, они продолжают путь принуждением. И к концу им уже не хватает энергии, чтобы дожать себя до финиша.

    Когда финал скомкан, цель не достигнута, они начинают ругать себя, винить себя. В следующий раз они собирают в кулак ещё больше воли. Подгоняют себя ещё жёстче. И падают без сил ещё раньше, не пройдя и половины пути.

    Можно прибегать к разным стимуляторам — подхлёстывать себя с помощью кофе, интенсивных тренировок… Но потом происходит откат ещё глубже в обесточенность, если не подхлестнуть себя ещё раз.
    Эти средства не создают энергию. Они лишь встряхивают организм, чтобы тот выделил из запасников энергию, которая была припасена там на случай экстремальной ситуации. Из раза в раз человек опустошает все свои энергетические хранилища.

    В даосской традиции есть понятие 志 zhì (чжи). Это переводится как воля, устремление. Европейская мысль привыкла считать, что тело живёт отдельно, а психика, душа функционирует сама по себе. В даосском миропонимании психические силы неразрывно связаны с телом и органами. Так, сила воли — чжи 志 — связана с почками. А почки связаны с сексуальной энергией. А сексуальная энергия — это проявление изначальной движущей силы, которая двигает всё живое.

    Если мы слишком много напрягаем силу воли, то мы расходуем энергию почек. И тем опустошаем запасы жизненной движущей силы. Поэтому чрезмерное применение силы воли быстро приводит к потере бодрости, к снижению либидо, к потере интереса к жизни.

    Наверняка эту взаимосвязь можно объяснить и с позиций клинической психологии, нейронауки, гормональных механизмов. Но я не буду залезать в чужую компетенцию.

    С другой стороны, с почками связана эмоция страха. Когда мои клиенты начинают себя тиранить: «а, ну, тряпка, соберись, лузер, ты же мужик», то этот голос внутреннего тирана, разумеется, увеличивает чувство страха, хотя дяденьки хорошо умеют это скрывать. Ему становится страшно, что так ничего и не получится, что женщины не будут любить, что не получится поддержать детей, родителей, что другие пацаны перестанут его уважать и прогонят из компании. Чем больше человек испытывает чувство страха, тем сильнее напрягаются почки, тем меньше в почках энергии, тем меньше жизненной силы и тем меньше ресурса для воли чжи 志. Тем сложнее собраться и совершить волевой шаг.

    Увы, очень многие люди проглотили вирус разрушительной идеи:
    — Если я не буду себя тиранить, то я распущусь и ничего не буду делать. Если я чего-то хочу достичь, то я должен обращаться с собой жёстко.

    Да, в мире есть примеры успешных, реализованных людей, которые достигли больших горизонтов через жёсткость, самопринуждение, на одной лишь воле. Это яркие герои, которые всего добились волей. Но их единицы. На каждого такого героя найдутся сотни и тысячи тех, кто тоже применял к себе волю и самопринуждение, но выдохся, опустошил свои почки и жизненные силы, так ничего и не достигнув. За них никто не пишет книг, их провал остаётся неизвестен.

    Часто мои клиенты думают, что если применяя силу воли, они ломаются, срываются и ничего не достигают, то с ними что-то не так. На самом деле, если посмотреть на статистику, то с ними как раз всё в порядке. Наоборот, те, кто на одной лишь воле смогли многого достичь — это какие-то чуть ли не мутанты, с невероятно крепкими почками. Им повезло с их энергетической и психологической конституцией. Мы, правда, не знаем, нет ли каких-то побочных эффектов у этого перекоса.

    Так или иначе большинство из нас чрезмерной силой воли просто высосет все свои силы за пару лет и придётся очень долго восстанавливаться.

    С клиентами, которые приходят ко мне в таком состоянии, мы обычно проходим такой путь:

    1. Работа с мышлением — разрешение себе быть успешным без волевых рывков.
    2. Принятие эмоций — у живого человека всё время возникают самые разные чувства и эмоции, они не плохие, не хорошие, им всем можно быть, необязательно их выражать в действии, необязательно их прятать и подавлять.
    3. Переучивание тела — работа с дыханием и позами тела, чтобы привычка к нажиму, запечатлённая в физике, заменилась на другие стили дыхания и движения.

    Работа по этим направлениям происходит не по очереди, а одновременно и там, и там, и там. Изменения на одном из уровней автоматически отзываются сдвигами на других уровнях. В даосской традиции эти уровни называются три дань-тяня 丹田 dāntián.

    • Когда тело стало расслабленным, но устойчивым, податливым, но наполненным силой,
    • Когда эмоции проживаются не застревая, лишь оживляя поток жизни яркими оттенками без сгустков и взрывов,
    • Когда сознание распахнулось навстречу свободе и взяло себе право создавать любую версию реальности,
      то процесс созидания идёт естественным потоком без необходимости напрягать силу воли. Деятельность такого человека выглядит так, будто бы всё происходит само собой.

    В Даодэ-цзин такой деятель описывается как идеальный правитель. Его действия ненасильственны, но при этом крайне эффективны. Строки Лао-цзы:

    Добьется успеха, сделает дело,
    А люди говорят: «У нас это получилось само собой».

    Конечно, мало кому хватает вдохновенности, чтобы воплощать совершенный пример такого человека. Но и малые плоды на этом пути уже существенно облегчают моим клиентам жизнь:

    • меньше самообвинений, больше любящей доброты к себе — и улучшается самочувствие, отступают тревоги, появляется спокойствие и ясность,
    • в спокойствии внимание не суетится, спокойно обращается на задачи в естественном ритме, не сдерживая и не подхлёстывая себя,
    • дела делаются, связи с близкими становятся более открытыми,
    • появляется трудноописуемое чувство истины «со мной всё так, с миром всё так, с людьми всё так».
  • Как использовать наступающий год с максимальной пользой

    Как использовать наступающий год с максимальной пользой

    Можно резать салаты и стоять в очередях в магазинах. А можно задуматься о том, как особенности наступающего года можно использовать с максимальной пользой.

    Что такое максимальная польза?
    В китайской традиции есть чёткое моральное разделение между «маленьким человеком» 小人 xiăorén и «благородным человеком» 君子 jūnzǐ.

    Чтобы понять разницу между ними — можем обратиться к первоисточнику.
    Конфуций говорил:

    君子和而不同,小人同而不和。jūn zǐ hé ér bù tóng, xiǎo rén tóng ér bù hé
    Благородный человек гармоничен и не уподобляется, маленький человек уподобляется и не гармоничен.

    Имеется в виду уподобление другим. Маленький человек предпочитает быть как все, не брать на себя ответственность, не выделяться. Предпочитает жить тихо, помаленьку. Даже если это означает участвовать в разрушительных и дисгармоничных активностях. Даже если это означает нанесение ущерба собственной жизни и судьбе.

    Благородный человек берёт на себя ответственность привносить изменение в мир. Улучшать общество, распространять знание, совершенствовать нравы, облагораживать быт. Это означает взять на себя риск стать выделяющимся, не как все.

    В нашем языке для маленького человека есть похожий термин «простой обыватель». Благородные люди у нас — это социально ответственные предприниматели, чистые и честные чиновники, мудрые и доблестные защитники.

    Интересы маленького человека — побольше заработать, купить новую шубу, съездить в отпуск, отремонтировать квартиру.
    Интересы благородного человека — создать финансовую и логистическую систему, которая обеспечивала бы улучшение жизни людям, привносить в общество лучшие ценности и взгляды.

    Конечно, это крайности. Конечно, у каждого реального человека есть и благородные помыслы, и шкурные интересы в какой-то пропорции. Причём эта пропорция меняется от задачи к задаче. В одной ситуации проявится благородство, в другой прагматизм. Это нормально, это человечно, это честно.

    В эти дни меняется год, постепенно входят в силу качества нового времени. Это плавный процесс. У нас есть время, чтобы сориентироваться и понять, в какую сторону лучше всего направить своё внимание и устремления, чтобы наиболее эффективно сделать свой мир и большой мир — лучшим местом.

  • Предрассудки про Новый год

    Предрассудки про Новый год

    Интернет начинает пестрить сказками про Китайский Новый год. Вам будут рассказывать, что нужно купить фигурку то ли кролика, то ли кота. Вам будут говорить, что нужно нарядиться в синий цвет.

    Это всё полная ерунда, которая вызывает у меня даже раздражение. Потому что все эти горе-писатели дискредитируют аутентичную китайскую традицию понимания качеств времени.

    С одной стороны, мне выгодно, что этот массовый шум про годы кроликов и тигров подогревает в обществе интерес к китайской традиции. Но с другой стороны эта массовая ерунда отталкивает людей критически и ответственно мыслящих. А именно они могли бы получить действительную пользу от даосских знаний о времени, если бы смогли рассмотреть в пестроте рыночных продавцов дешёвых сувениров кого-то действительно знающего.

    Дата

    Первое, что нужно знать про Новый год — это то, что 1 января ничего не происходит. Качества времени меняются в несколько приёмов.

    • В момент зимнего солнцестояния 22 декабря в 0:46 мск
    • В полночь с 5 на 6 января
    • В полночь с 20 на 21 января
    • 4 февраля в 5:41 мск

    Среди знатоков китайской традиции, бывает, попадаются люди категоричные, которым нравится настаивать на том, что какая-то одна дата правильней, чем другие. Мне ближе картина постепенного начала, градиентом, с несколькими опорными точками. Живая жизнь не дискретна. Когда начинается жизнь человека? В момент зачатия? Или рождения? Или на какой-то неделе беременности? Или в момент знакомства родителей? Или когда что-то в их сердцах зажглось навстречу друг другу?
    Так и с новым годом.

    Животные

    Второе, что нужно знать — это то, что зодиак из животных, по моему пониманию — это вообще не китайская история. Все эти крысы, кролики, петухи — это кусок иной цивилизации, который затесался в массив китайской традиции. Я считаю, что это кусок тюркской культуры. Если вы почитаете древнетюркский текст Ырк Битиг, то встретите там и волка, и барса, и быка, и зайца. Смысловое пространство животных образов свойственно кочевым шаманским культурам, живущим бок о бок с животными. Китайская культура слишком давно сделала цивилизационный шаг в абстракцию, чтобы всерьёз мыслить животными образами.

    Популярность животного зодиака в наших краях сближает нас с тюркским мегаэтносом, что само по себе, может даже и хорошо. Потому что тюркский мегаэтнос — это и якуты, и тувинцы, и уйгуры, и крымчаки. Но всерьёз считать, что это и есть китайская система оценки качеств времени — весьма опрометчиво.

    Ритуал

    Развешивание картинок, статуэтки с животными, одеваться в какой-то цвет — это любопытный современный ритуал. С аутентичной традицией он никак не связан. Вообще, чтобы ритуал действительно работал, нужно не механически его исполнять, а понимать смыслы и проживать состояния, которые обрисовывает внешняя рамка ритуала.

    Подать даме руку, помочь надеть пальто — это ритуал. Такие ритуальные действия дают поведенческое обрамление для выражения чувств любви, внимательности, заботы.

    Так и с ритуалами встречи энергий нового года — они имеют смысл, если этот смысл осознан. В противном случае это превращается в карго-культ, в подражание и постмодернистскую ироничную стилизацию.

    Вы можете изобретать свои ритуалы, пользоваться традиционными — главное, чтобы вы сами проживали сквозь ритуал устремление духа. Ритуал не важен. Устремлённость духа важна. Куда вы хотите изменить ваш мир в наступающем году? В какую сторону вы хотите задать импульс? Чтобы какие ценности и качества стали более проявленными в новом витке времени? Если вы не внесёте вашу лепту в новый импульс, то вам придётся довольствоваться чужими импульсами. Используйте это время, чтобы сформировать образы и ощущения нового мира, который вы хотели бы излучить в реальность из собственного духа и сердца.

    Если вам помогает ёлка или фотки зайцев, то почему бы и нет. Если не помогает, то не тратьте на них время и внимание.

  • Когда хочется всё бросить

    Когда хочется всё бросить

    Кому-то это покажется абсурдом, но уверяю вас — существуют люди, у которых всё настолько налажено, что уже даже скучно. Дела делаются, бизнес какой-никакой имеется или карьера построена. И ничего большего уже не предвидится, да и не особо можется.

    Когда человек находится в таком состоянии, то выясняется, что весь этот успех, который так манил на старте, на поверку оказывается довольно унылым делом. Закрадываются мысли, что, может надо было стать художником, путешественником, учёным, а не вот это всё. Иногда хочется всё бросить и умчаться в закат. Но, конечно, этого не произойдёт.

    У меня бывают такие клиенты. Бизнес как-то налажен, ниша стабильная, заказы есть, всё понятно. Да, совсем скучать, вроде бы не приходится. Всё время есть вопросы, которые нужно решать. То с заказчиками, то с сотрудниками, то с налоговой, то с партнёрами. Но это всё знакомые вопросы. Ничего нового в этой области изобретать не планируется. Просто работаем.

    Вроде бы и не скучно — но так тоскливо!

    Такой клиент обращается с проблемой, что новые проекты не запускаются, старые не приводят к нужным результатам. Он не замечает, что это именно его неизбывное чувство тоски начало портить ему дела. Он уже начал распространять вокруг себя ауру уныния. Его деловой партнёр предпочитает не показывать его заказчикам. Потому что у заказчиков портилось настроение и готовность платить при виде такого товарища. Сотрудники тоже теряют интерес к работе после контактов с таким товарищем.

    Он пытается бодриться, делать вид, что всё пучком. Пытается веселиться и быть классным парнем. Он улыбается и не запускает свой внешний вид. Водит детей в школу, не уходит в запои, он ведёт себя совершенно нормально. Но чувство «всё это бессмысленно» выдаёт себя в виде едва заметной натянутой циничной улыбки.

    Это состояние тупика. Лучшая часть жизни закончена. Теперь остаётся только доживать. В таком состоянии человек начинает развлекать себя всем, что может дать вспышку эндорфинов — замутить с любовницей, погонять на сноуборде, принять чего-нибудь. Но даже самому человеку в эти моменты понятно, что это лишь временное отвлечение. Что на утро его ждёт та же унылая рожа в зеркале и та же жизнь, которая никуда не идёт и никуда уже не пойдёт, кроме как к закату.

    Точкой прорыва тут является признать в себе эти чувства. Большинство клиентов, которые оказываются в таком состоянии — прикидываются, что всё норм, что у них лишь небольшие неполадки с бизнесом. Пока человек не признаёт, что глубоко опустошён до самых глубин, пока человек пытается прикидываться весельчаком, прогресса не будет. Любой рост начинается с признания проблемы.

    Признать такую проблему — требует большого мужества. Поэтому в работе с клиентом я снова и снова напоминаю ему брать пример с героев для решения его задач. Не лады в бизнесе — как бы поступил какой-нибудь Джефф Безос на твоём месте? Не хватает чего-то в отношениях — как бы поступил Джон МакКлейн?

    За этим приёмом стоит древняя практика встречи с мужским принципом в себе. Каким бы я был, если бы был сильным, ясным, ярким, верным, наполненным настоящими ценностями. Чем больше клиент ставит на своё место героев, тем больше он готов признать, что он совсем не такой, как они. Тем ближе подступает кризисное признание, что он ни во что не верит, ничего не ценит, ни за что не готов стоять, что ему давно всё опостылело и что жизнь кажется выжженной пустыней в тошнотворно-блестящем фантике.

    Войдя в такой кризис, человек перестаёт пытаться прикидываться весельчаком. И ставится вопрос ребром — чем по-настоящему важным я хотел бы наполнить свою жизнь? Что по-настоящему значимое я хотел бы дать миру?

    И здесь нас снова ждут примеры крутых парней. Стив Джобс хотел подарить людям эстетическое наслаждение от общения с машинами. Илон Маск хочет гарантировать человечеству вечную жизнь, даже если с Землёй что-то пойдёт не так. Тут не так важно, какими людьми в частной жизни являются эти герои. Мысли о таких героях помогают человеку пробудить сильный героический дух в самом себе.

    Я уверен, что каждый из нас приходит в этот мир с какой-то миссией. У каждого из нас была какая-то ошеломительная идея, ради реализации которой мы пришли в этот мир. Этот мир в самом деле не такой уж и курорт, чтобы воплощаться тут ради веселья. Сюда приходят ради задачи. Но жизнь делает всё, чтобы мы забыли эту задачу. Мысли о героях — легендарных и современных — помогают нам войти в резонанс со своим изначальным духом и снова поднять знамя тех ценностей и смыслов, которые мы несли сюда.

    Я вижу, что многие мои клиенты после такой работы обнаруживают, что хотят подарить новому поколению более здоровые способы взаимодействия с самими собой и с миром. Мои бывшие клиенты начинают создавать образовательные программы, детские учреждения, основанные на лучших духовных и психологических принципах.

    Кто-то берёт миссию нести доброту и открытое сердце в культуру делового общения.

    Кто-то вспоминает, что вся боль мира возникает из-за придуманных разделений — и начинает поддерживать разные программы культурного обмена, распространяет честные истории о жизни обычных человеческих людей.

    Помогает ли это всё решить те бизнес-задачи, с которыми клиент изначально обращался? Конечно, помогает. Человек, который излучает жизненную силу, наполнен смыслом и значимостью, без труда решит задачи финансирования одним или другим способом. Не в этом уже суть. Масштаб жизни становится совсем иным.

  • Как управлять делами эффективнее

    Как управлять делами эффективнее

    Как управлять делами эффективнее, не срываясь в алкоголь и другие глупости

    Давайте определимся с тем, что я не нарколог, не диетолог и не врач. Я исследую даосские принципы в управлении делами, обществом и собственным жизненным путём.

    Сам я не употребляю алкоголь — мне это просто не интересно. Возможно, это особенности моей биологии, но от алкоголя мне быстро становится скучно, плохо и неинтересно. По сравнению с медитацией, цигун, чаем: вино — это довольно посредственное увлечение. Для меня, во всяком случае.

    Но я помню времена, когда отношения с женщиной были такими трудными, что я искал все предлоги, чтобы выбежать из дома в магазин и выпить по дороге бутылочку пива.

    Мои клиенты и ученики в моменты искренности делятся со мной тем, что частенько выпивают или используют другие притупляющие средства. И, конечно, я понимаю, что это действенный способ размыть остроту восприятия. Если в жизни есть много нерешённых проблем, если повсюду человека ждёт боль и конфликт, если о чём ни подумаешь, неминуемо вспомнишь о бедах, то вино даёт возможность снизить остроту восприятия. Смыслы перестают быть такими конкретными и уже не задевают за живое так остро.

    Но давайте присмотримся к этому механизму.

    1. Человек воспринимает некую объективную реальность.
    2. В сознании возникают понятия и смыслы насчёт того, что он увидел.
    3. Эти смыслы запускают неприятные эмоции и физические ощущения.

    Наркотик вторгается в пункт 2. Сознание начинает генерировать другие смыслы про реальность. А раз смыслы другие, то и эмоции тоже другие.

    Правда в том, что какие смыслы вырабатывать — это целиком ответственность человека. Никто не принуждает нас осмыслять мир определённым способом. Мы вольны интерпретировать и осмыслять реальность любым способом. Влечение к алкоголю и подобным средствам — это признак того, что человек не умеет вырабатывать более приятные смыслы самостоятельно. А если человек чего-то не умеет, то этому можно научиться.

    В юности я слышал легенды про одного провинциального героя, чьей личной миссией было демонстрировать местной панк-тусовке, что драйвовым и зажигательным можно быть безо всякого употребления.

    Предприниматель, чиновник, руководитель — любой человек, который решает вопросы — первым сталкивается с вызовами, с трудностями. Предприниматель берёт на себя дискомфорт встречи с неизвестностью. И если мозг привычно вырабатывает негативные смыслы про негостеприимность этого опасного и злого мира, то жить становится тяжко. И тогда нужна разгрузка — любым способом выключить эту голову, опьянить её, чтобы она хотя бы на пару часов перестала вырабатывать негативные смыслы. В эту пару часов желательно успеть заснуть.

    Тяга к дурману — это признак неудовлетворённости той картинкой, которую сознание выдаёт тебе про реальность. Значит, если натренировать сознание вырабатывать другие смыслы про реальность, то потребность в убегании в дурман рассеется.

    Может быть, есть какая-то главная неприятная мысль про реальность? Такая мысль, которая так ранит душу, что хочется сбежать от этой мысли?

    Даосские советники в течение истории классического Китая помогали царям, князьям, военачальникам и чиновникам лучше справляться со своими состояниями при условии постоянной встречи с неизвестностью.

    В трактате Чжуан-цзы есть строки:

    Вот и пьяный, упавший с повозки, может удариться сильно, а до смерти не убьется. Тело у него такое же, как у других, а ушибется он по-особому — ведь дух его целостен. Он не знал, что едет в повозке, и не знал, что свалился с нее, мечты о жизни и страх смерти не гнездились в его груди, и вот он, столкнувшись с каким-либо предметом, не ведает страха. Если человек может стать таким целостным от вина, то насколько же целостнее может он стать благодаря Небу?

    — Отрывок из книги Чжуан-цзы (перевод В.В. Малявина)

    Чжуан-цзы подметил, что главная боль, которую убирает вино — это боль разделённости. Когда в сознании есть убеждения,

    • Что вещи отдельны друг от друга,
    • Что одни доступны, другие недоступны,
    • Что одни приятны, другие неприятны,
    • Что есть приятные и неприятные эмоции,
    • Что столкновение с одними вещами должно радовать, а столкновения с другими вещами должно огорчать, —
      весь этот мыслительный дуализм является источником разделённости и глубинной неудовлетворительности бытия. Вино убирает эту глубинную, кажущуюся очевидной, идею о разделённости явлений.

    Чжуан-цзы дальше подсказывает, что соединение с Небом, то есть с «высшим я» в современных терминах, может принести ещё более глубокое переживания целостности всех явлений, чем вино.

    Осознание — и переживание — единства и целостности всего сущего является единственным и окончательным решением для всякой неудовлетворительности, которая неизбежна в мире, пронизанном разделением.

    Пока человек не пережил этого единства всего сущего, любая трезвость является лишь воздержанием и напряжением, усугубляющим боль разделения.

    В моей жизни были моменты, когда я боялся летать на самолёте, если не был уверен, что дадут выпить. Я тайком курил в полотенце электронные сигареты в самолётных туалетах. Я отказывался от свиданий, потому что было пора ехать курить кальян.

    Теперь я встаю в три утра, делаю несложные дыхательные практики, продуктивно созидаю, помогаю клиентам прояснять самые трудные ситуации. И единственный мой допинг — это китайский чай и хорошая музыка. И то и другое помогает острее ощутить единство всего со всем, отсутствие искусственно придуманных границ, разрезающих плоть бытия на разрозненные куски.

    Что мне помогло совершить это переход? Даосская медитация, которую можно освоить с наставником. Медитация переводит идею о единстве всех явлений в поле непосредственного ощущения.

  • Моя жена всё делает не так

    Моя жена всё делает не так

    Лишь на втором месяце работы он начал постепенно рассказывать, чем же именно плоха его жена. Она говорила с неправильными интонациями, смотрела не в ту сторону, неправильно мыла посуду, смотрела не те каналы, проводила свободное время не так как надо.

    По сути он терпел её лишь как мать их детей. Если бы не это, то, наверное, он бы ушёл от неё. Даже если в никуда.

    И возможно мне это показалось, но говоря о ней, его тело выдавало непроизвольные движения в правом плече. Как бы намечая движение удара. Была ли это сдерживаемая физическая агрессия, или она нашла выход — я не могу утверждать.

    Я тогда спросил его: «А кто ещё всё делает не так?»
    Ответ меня не особо удивил: «Ха! Кто ещё?! Да, все! Все всё делают не так!»

    Когда все всё делают не так, то закрадывается подозрение, что дело не в дороге, а в ездоке.

    Один из основополагающих текстов китайской традиции — это «Великое Учение» (大學 dàxué). Там есть рассуждение о том, что

    1. Тот, кто хочет исправить отношения в коллективе, с партнёрами, в обществе — сначала налаживает отношения в семье.
    2. Тот, кто хочет наладить отношения в семье, сначала исправляет собственную личность.
    3. Тот, кто хочет исправить собственную личность, сначала очищает своё сердце.
    4. Тот, кто хочет очистить своё сердце, сначала делает свой разум честным.
    5. Тот, кто хочет сделать свой разум честным, сначала делает своё знание точным.
    6. Точное знание достигается исследованием.

    Улучшать коммуникацию с коллегами, поправлять отношения с женой невозможно, не исследовав базовые способы мышления. В пятом пункте речь идёт о том, что у многих людей мышление не тренировано быть точным. Многие люди мыслят огульными грубыми штрихами, сваливая вместе суждения, эмоции, ожидания. Нужно уметь различать мысли от всего остального.

    С этим клиентом мы раз за разом брали разные неприятные ситуации. И учились выявлять, как он собственными действиями или бездействием ухудшил, или не улучшил ситуацию. Затем мы вникали глубже и понимали, какая эмоция им двигала, когда он так действовал. Затем мы выясняли, какая мысль, возникшая в его сознании, породила эту эмоцию. А потом мы задавались вопросом, обязательно ли было этой мысли появляться, является ли она единственно возможной правдой или можно мыслить иначе. И как он хотел бы мыслить, чтобы испытывать другие эмоции и действовать конструктивнее.

    Вся наша реальность берёт начало на уровне нано-завихрений в пространстве духа, на уровне микро-мыслей. В пространстве духа постоянно есть случайный тихий шум, едва заметное броуновское движение. Мириады микро-мыслей вибрируют, сталкиваются. Это как шипение радио, которое ловит помехи пространства. Некоторые из этих микро-мыслей набирают достаточно силы, чтобы стать настоящей мыслью или суждением. Важный навык — это научиться замечать эти не оформившиеся ещё микро-мысли и начать принимать решения, каким из них мы позволим развиться в настоящую мысль, а каким позволим угаснуть обратно в океане бессознательного. Обычно люди довольствуются теми мыслями, которые случайно возникли в их сознании. У людей нет выбора, что мыслить. Здесь мы возвращаем себе свободу управлять своим сознанием.

    В личной работе мы совершаем такие исследования не путём размышлений и разговоров — потому что, когда речь идет о микро-мыслях, их ещё невозможно обсуждать. Они же ещё не сформировались в полноценные мысли. Поэтому мы используем особую медитацию, которая помогает начать ощущать эти микро-мысли, которые и мыслями-то ещё нельзя назвать.

    Это не частный конкретный подход для решения частных задач. Это как получить доступ к самому ядру кода собственной реальности. Став хакером собственного сознания, человек получает полную свободу формировать реальность в любом направлении.

    Я видел, как клиент обнаруживал, как этот подход применим к любым ситуациям вообще. Оказалось, что вернув себе возможность решать, какие мысли будут проникать в сознание, можно улучшить все сферы жизни.

    С этим клиентом нашим главным результатом стало его чувство самостоятельности и свободы. Оказалось, что я уже не нужен ему, чтобы налаживать отношения с женой, с коллегами. Освоив наш глубинный метод, клиент понял, что дальше всё в его руках.

  • Позволь Небу и Земле

    Позволь Небу и Земле

    Всем процессам лучше прорастать естественно между Небом и Землёй.
    У тебя есть реальные обстоятельства, физические процессы. У тебя есть идеалы, устремления и представления.

    Ты не устраиваешь террор одних над другими. Ты позволяешь телу проявлять свои физиологические реакции, ты позволяешь обстоятельствам обуславливать твою жизнь. Ты также позволяешь своим идеалам и устремлениям раскрываться в полную мощь.

    При этом на уровне действий ты ничего не вымучиваешь, не придумываешь «что мне делать». Ты позволяешь двум полюсам самим сформировать твои действия. Тебе не нужно понимать, как это происходит. Ты просто доверяешь Небу и Земле и они сами формируют твои действия и твою будущую реальность.

    Там происходит неописуемая алхимия — если дать волю себе. Не нужно отрицать реальность и подавлять телесное. Не нужно сомневаться и критиковать свои устремления и идеалы. Нужно дать им столкнуться друг с другом, а самому отойти в сторону — пусть алхимичат друг с другом. И тогда вдруг ты обнаруживаешь, что делаешь то, чего не делал, что чувствуешь то, чего не чувствовал. Что происходит то, чего раньше не происходило.

    Возможно, ты будешь крайне изумлён тому, какие действия и движения вылезают из тебя. Ты можешь быть уверен: если ты не умничал, не пытался сочинить «что делать», а позволил Небу и Земле родить тебе новую жизнь, то всё хорошо. Не чурайся. Дай этому произойти.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты