Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Мудрый побеждает до сражения

    Мудрый побеждает до сражения

    Уже нет сомнений, что наступают весьма необычные времена. Мы переключаемся на совсем иные рельсы. Банкротится Hertz после 102 лет деятельности. Михаил Ходорковский твитнул, что Кремль согласился, что Михаил и коллеги были осуждены за то, что не являлось преступлением. Huawei — в пространстве сознания многих граждан, — реализовала башни противобаллистической защиты из «Обитаемого острова» братьев Стругацких.

    Реальность кажется психоделическим приключением. В жизнь проникает едва ли не каждая вторая рандомная идея. То, что раньше вылетало лишь в топ Тиктока, теперь меняет наш мир по несколько раз в неделю.

    Именно с этим нам предстоит жить и далее. Реальность всё больше превращается в прямое отражение наших разумов. Быстрое превращение замыслов в реальность — особенность наступившего календарного периода с 2020 по 2031. В китайской календарной традиции это называется 寶 bǎo — сокровище. Периоды времени, обладающие этой магической силой претворять в жизнь любую идею, считаются драгоценными. Но мы, оказавшись в этой волне времени, видим, что пока как-то реальность не похожа на сокровище.

    Этот период окажется невероятно успешным для тех людей, кто владеет собственным разумом, чьё сердце чисто, чей дух ясен, кто осознанно сотрудничает с собственным духом, создавая образы развития ситуаций. Если же человек не владеет состояниями своего духа, если его обуревают то одни мысли, то другие, одна страшнее другой и происходит это совершенно безотчётно, то жизнь этого человека быстро станет сплошным хаосом и отчаянием.

    Первые 4 года этого периода — с 2020 по 2023 приведут к перераспределению элит. Новыми правителями станут не те, у кого деньги или связи, а те, кто действует духом.

    Об этом говорил Чжугэ Лян:

    Тот, кто опытен в бою — не гневается. Тот, кто опытен в победе — не боится. Так мудрый побеждает до сражения, а невежда сражается за победу.

    «Мудрый побеждает до сражения» — имеется в виду, что медитация, манифестация образов будущего предшествует действию: побеждает тот, кто лучше умеет выстраивать в пространстве духа тонкое воплощение новой реальности. Если же переходить к активным действиям, не намедитировав ничего наперёд, то эффективность будет низкой, а проигрыш близок.

  • Двенадцать лет магии

    Двенадцать лет магии

    В китайской календарной системе череда годов с 2020 по 2031 характерна тем, что все идеи, веры, замыслы слишком быстро воплощаются.

    В иные года всякая мечта оставалась лишь мечтой и приходилось сильно напрягаться, чтобы доказать реализуемость, добиться первых результатов нового подхода.

    Сейчас наши картины мира непривычно быстро превращаются в реальность. Реальность убивающего и подкашивающего многих вируса — не является ли это материализованным проявлением пропитавшего мир недовольства, ненависти и нелюбви?

    В это трудно поверить, потому что такие периоды случаются нечасто. Лишь 12 лет из 60-ти обладают этой особой магией превращать в реальность едва ли не каждую мысль. Мы привыкли жить в мире, где идеи и чувства остаются лишь идеями и столь магично в реальность не превращаются. С 1972 по 2019 — 48 лет мы жили в мире без магии.

    И сейчас на 12 лет мы вступаем в период, когда чувства и мысли слишком быстро материализуются. Нам ещё предстоит с этим разобраться, поверить, убедиться в этом.

    Но, вот, что я вам скажу. Кто первый найдёт в себе ту мышцу, которой замыслы сейчас можно запросто превращать в реальность, кто первый перестанет недооценивать силу духа и станет уделять время формированию виденья, у того есть шанс направить мир в желаемое русло.

    Сейчас хаотично в реальность пролезли самые дикие наши фобии. Страх смерти, страх зомби, страх антиутопии, всё это — как вспыхивает бензин, — вдруг стало реальностью. Не пускайте состояния своего духа на самотёк, не допускайте смятения, паники и паранойи, ибо тогда ваш мир непривычно быстро превратится в кошмар. Раньше можно было рисовать себе самые жуткие картины мира, и это мало к чему приводило. Разве что супер-тренированные шаманы и гуру могли силой мысли менять мир. Теперь шаманами бесплатно стали все. И в реальность стали прорываться все те безумия, которые раньше оставались «лишь мыслями». Мы все теперь становимся ответственными за то, какие виденья мы излучаем. Культивируйте в себе ясность духа, исцелённость сердца, любовь, гармонию и чувство единства Вселенной. Всё то, что многие годы считалось уделом мечтателей — сейчас становится важнейшим средством исцеления мира. Излучайте картины лучшего мира.

    Если вы знаете про себя, что у вас много тревожных и пугающих картин в сердце, то подавлять, игнорировать их не стоит. Если вы их в себе проигнорируете, то вас они тревожить, может и перестанут, но в кошмарную реальность всё равно быстро превратятся. Поэтому есть смысл уделить время терапии, коучингу, чтобы трансформировать ваши фобии во что-то здоровое — и так спасти мир от усугубления какотопии.

  • Как принять чувство

    Как принять чувство

    Ты сам ответственен за свои чувства. То есть быть живым — значит принимать свои чувства и проживать их.

    Некоторые люди, едва что-то почувствовав, спешат принять решения и совершить действия. Или даже иначе. Даже когда чувство ещё не стало ясным, а лишь появились эмоциональные позывы, люди принимают решения и совершают действия. Или даже ещё когда не возникло эмоционального позыва, а лишь зашевелились какие-то мысли и наброски смыслов, люди принимают решения и совершают действия.

    Преждевременное совершение действий — это способ помешать себе прожить чувство. Принятие и проживание чувств — не означает мигом выражать в действии всё, что шевелится в душе. Прежде чем переходить к действиям, нужно дать чувству настояться, оформиться, созреть.

    Здоровое выражение чувств подобно готовке еды. Никто не хватает со сковородки недожаренную картошку. Так и с чувствами не стоит спешить их выплёскивать.

    Не стоит чувства и подавлять, запрещать. Девочки должны слушаться, мальчики никогда не плачут — эти мемы приучают нас подавлять свои чувства. И это нездорово. И кажется, что выплёскивать на других людей всякое чувство как только оно появилось — это антоним подавлению, а значит здорово. Но не тут-то было. Спешить выплёскивать чувство — это попытка по-быстрее от него отделаться. Это то же подавление, вид сбоку. Не хочу это так интенсивно переживать, хочу это выплеснуть кому-то на голову и больше не чувствовать это так остро.

    Настоящее принятие собственных чувств приводит к тому, что ты не спешишь срочно всё выражать. Ты даёшь себе право и время пережить чувство. Не отвлекаешь себя ни инстаграмчиком, ни вотсапчиком, ни тусовочкой, ни маструбацией, ни жалобами на то, как остро ты переживаешь, ни самолюбованием своей чувственностью. А просто берёшь и проживаешь. Просто сидишь и чувствуешь.

    Это как с едой. После того как вы что-то съели, вам не стоит сразу же вызывать у себя рвоту. Вам не стоит вспарывать себе живот и показывать окружающим, что вы съели. Вы просто перевариваете.

    Проживание чувств — это ваш личный внутренний процесс. Никто не может пережить за вас ваши чувства. Никто не может отвечать за то, какие чувства вы переживаете. Каждый человек абсолютно одинок в переживании своих чувств. Каждый делает это сам. Или не делает.

    Быть рядом, поддерживать, сопереживать — это здорово. Но при всей эмпатии и телепатии каждый переживает только свои собственные чувства. Они могут возникать в ответ на то, что происходит вокруг, они могут быть реакцией на внешние раздражители. Но твои чувства — это только твои чувства и никто не может, да и не вправе чувствовать твои чувства за тебя.

    Умение сполна проживать свои чувства предполагает умение позволять энергиям этого чувства свободно протекать по каналам. Не нужно ничего предпринимать. Не нужно никуда бежать. Нужно расслабиться и дать этим энергиям протекать по твоему телу. Просто созерцай и ощущай как чувство разливается по телу, как оно трансформируется в процессе, как оно преображается и переваривается твоей энергетической системой. Сердце является желудком для чувств. Когда чувство попадает в сердце, а ты расслабляешься и позволяешь себе чувствовать чувство, то ты заметишь как оно трансформируется, как из него извлекаются питательные энергии, как оно раскладывается на молекулы, как они растворяются в твоей крови, делая тебя новым человеком, делая тебя богаче.

    Ты вполне переживёшь чувство, когда оно перестанет давить сердце и когда ты почувствуешь лёгкость. После этого, став новым человеком, можно переходить к решениям и действиям. Решения могут быть вполне рациональными. Но поскольку твой мозг уже пропитан молекулами переваренного чувства, то твои решения будут в согласии с чувством, хотя давление чувства уже не ощущается.

    Попытка срочно совершать действия, не дождавшись прояснения в сердце — это разновидность непринятия чувства, признак сердечного несварения, способ побыстрее от чувства избавиться, не переварив и не прожив его.

    Я влюбчив. Я то и дело влюбляюсь. И если бы я выражал все свои непереваренные чувства, то я был бы слюнявым идиотом, вешающимся всем на шею и плачущим от того, что меня не понимают. Но никто не в состоянии понять тот непереваренный сумбур недозревших чувств, который я и сам не понимаю и не принимаю. Мне потребовалось время и дисциплина, а также много готовности принять всё, что я переживаю, чтобы научиться не спешить петь серенады и лепетать что-то неоформившееся. Я научился давать чувству перевариться, раствориться в крови. И я перехожу к действиям, когда чувствую в сердце лёгкость и прозрачность. Тогда чувство уже прожилось и впиталось в моё существо. Тогда я оказываюсь способен говорить обычные слова, приглашать человека в кино или поужинать. Я могу вести себя уверенно и нормально, но все эти действия уже пропитаны переваренным чувством. И это чертовски обаятельно. Вроде, я говорю о простых вещах, просто пью за компанию лимонад, но во всём этом сквозит волшебство харизмы и радости.

    Если я прихожу на свидание с непереваренным чувством, застрявшим комом в моём сердце, то меня бросает из жара в холод, я предпринимаю комичные усилия выразить что-то особенно особое и получается не пойми что.

    Мне потребовалось немало времени, чтобы это стало моим опытом, я снова и снова слышал наставления на эту тему в течение многих лет, но количество наставлений не заменяет собственного опыта.

    Как можно помочь себе прожить чувство.

    Если у вас пока не очень получается это делать, просто посидев и побыв с собой, то вам поможет:

    • спонтанный танец, двигаться как попало, позволяя ощущениям принимать динамическую форму,
    • спонтанное пение, звучать, орать, глаголить на языцех нечеловеческих,
    • можно это делать наедине, а можно присоединиться к коллективному действу вроде плясок вокруг костра, где все участники проживают свои собственные коллективные процессы, не стесняясь окружающих, потому что там все такие,
    • вести дневник, выражая что ни попадя, но оставаясь наедине со своими чувствами, не втягивая в это ни в чём неповинных читателей,
    • сходить на расстановки, где заместители становятся зеркалом твоего внутреннего мира,
    • освоить шаманскую практику, в которой ты будешь входить в мир твоих содержаний,
    • попросить помощи у опытного проводника, который сможет провести тебя через процесс и будет достаточно квалифицированным, чтобы не принять на себя твои проекции и не втянется в твою игру по увиливанию от твоих собственных чувств.
  • Взращивание духа

    Взращивание духа

    Когда речь заходит о духовности, о духе, многие видят это как некое противопоставление жизни телесной. Люди часто уносятся в возвышенные чувства или прекрасные помыслы, удаляясь от тела, воспаряя над миром. Чистая безусловная вселенская любовь кажется вне-телесным опытом, ясность разума кажется вне-телесной штукой.

    Всем знаком типаж учёного, гениального физика или математика, у которого тело — это типа подставки для головы. Движения скованы, позы неудобны. Люди духовные, монахи многих традиций как правило весьма бесцеремонно и небрежно обращаются с телом. Но точно также люди склонны разрывать контакт с телом, когда «улетают в чувства». Душа плещется в интенсивных переживаниях, мечтах, состояниях сознания, пренебрегая телом.

    В даосской традиции говорят, что дух смешан с телом как чай с молоком. Более того, дух воспринимают как некую субстанцию, вещество, вырабатываемое телом. Когда дух крепко коренится в физических и ци-процессах, жизнь духа приобретает совсем другое качество, чем полёты духа, лишённого подпитки из тела.

    Дух, оторванный от тела, эфемерен и истончён. Любые возмущения эфира сильно влияют на состояния духа. Он вертляв как пёрышко на ветру и состояния духа быстро меняются, поставляя человеку калейдоскоп спутанных переживаний.

    Дух, укоренённый в теле, стабилен и наполнен силой. Он может влиять на узор обстоятельств и ход событий. Он неизменно поставляет устойчивый опыт жизни духа, в котором нетрудно научиться ориентироваться, которым можно уверенно управлять.

    Многие начинающие медитаторы замечают, что в медитации их начинают одолевать толпы рандомных мыслей и переживаний. Медитация в этом не виновата. Медитация лишь позволяет человеку обратить внимание на тот хаос, который происходит в его вертлявом и неустойчивом сознании.

    Прогресс на пути духовной практики должен приводить к удобству пилота, вполне управляющему полётом духа. Он отлично знаком с органами управления и легко читает показания приборов. Это достигается во-первых просто опытом, а во-вторых появлением устойчивости и весомости у духа. Его уже не так-то просто сдуть с тропы розовым шумом эфира.

    Даосская практика изначально делает ставку на развитие именно такого духа. В текстах можно встретить рассуждения, что даосы взращивают янский дух, а практики других традиций выделяют из себя иньский дух. Иньский дух — это дух бесплотный, легковесный. И его именно выделяют, отрывая от тела. Янский дух — это дух плотный, устойчивый. И его именно взращивают как дерево, уходящее корнями глубоко вглубь материи и структур ци.

    Все действия духа так или иначе сопровождаются процессами в теле. Мысли сопровождаются процессами в мозге. И если физическое состояние мозга так себе, то и думать становится трудно. Более фундаментальные действия духа сопровождаются протеканием ци по «чудесным каналам». Если течение ци по «чудесным каналам» так себе, то и фундаментальные движения духа затруднены.

    Каковы эти фундаментальные движения духа?

    1. Возбуждение. Пробуждение силы, радости, неуклонности, мощи. Мужское качество. Этот процесс происходит в задне-срединном канале вдоль позвоночника: ду-май.
    2. Расслабление, благодать, нега, позволение. Женское качество. Это происходит в передне-срединном канале вдоль солнечного сплетения и дальше вниз по срединной линии спереди: жэнь-май.
    3. Восприятие прошлого, способность осмыслять пройденный путь, интегрированность прошлого, порой травматичного, опыта. Это происходит в канале инь-вэй-май.
    4. Восприятие будущего, адекватность планов и проекций, здравость предположений протекает в ян-вэй-май.
    5. Самооценка, самоуважение, что мы видим, когда смотрим внутрь — несчастных котят или сиятельных драконов. Это происходит в инь-цзяо-май.
    6. Восприятие других, добронамеренность, открытость и уважение обеспечиваются потоком в ян-цзяо-май.
    7. Ясность направления в жизни, работа навигационной системы, дающей ясное чувство правильности вектора движения по жизни происходит в дай-май.
    8. Осознание своего достойного места между небом и землёй, чувство канала света между замыслами и реальностью держится на центральном канале от макушки до промежности: чжун-май.

    В игре пяти животных линии Хуато есть элементы, в которых мы физически воздействуем лёгким массажем или растяжками на все 8 каналов.

    Когда мы сохраняем вертикальность и не ломаем вертикальную ось, мы укрепляем чжун-май. Наклоны вперёд растягивают ду-май, отклонения назад расправляют жэнь-май. Движения рук по поясу оживляют дай-май. Наклоны назад с поворотом головы активируют инь-вэй-май. Наклоны вперёд с поворотом головы оживляют ян-вэй-май. Позиция «волшебная обезьяна собирает фрукты» активирует инь-цзяо-май. Движения рук вокруг ушей с наклоном вперёд включают ян-цзяо-май.

    За счёт этого «Игра пяти животных линии Хуато» закладывает надёжный фундамент для формирования мощного, целостного и устойчивого янского духа, который

    • точно знает, куда он направляется,
    • бодр и динамичен,
    • мягок и грациозен,
    • честно, прямо и признательно принимает своё прошлое,
    • ясно и достоверно проецирует будущее,
    • вкусно воспринимает самого себя,
    • открыто относится к другим,
    • доверяет и полагается на свою роль во вселенной.
  • Чувство правильности

    Чувство правильности

    В девяностые, да и в нулевые существовало такое явление как «фотошоп-дизайн». Любой студент, научившийся нажимать в хакнутом фотошопе на пару десятков кнопочек, считал себя дизайнером. Сколько же безвкусицы, аляповатого техно-кича это произвело на свет!

    Чтобы сделать хороший кадр нужно и то, и другое. И понимание экспозиции, выдержки, параметров инструментов пост-обработки; и вкус, художественное эстетическое чувство красивого.

    Люди со вкусом, но без технической подготовки ограничены инста-фильтрами. Люди с технической подготовкой, но без вкуса иногда делают психоделический восторг, а иногда жуткую жуть.

    Так в жизни неразрывно сплетаются инь и ян. Структура и наитие, трудолюбие и умение отдыхать, вера всемогущая и реализм. Живая жизнь возможна только где-то между этих полюсов, как между небом и землёй, как между огнём и водой.

    Все теории и практики даосской традиции построены именно между. Вы не найдёте ни одной китайской дисциплины, которая целиком опиралась бы лишь на одно полушарие: лишь на ясный логичный разум, или лишь на несдержанный творческий фристайл. В искусстве есть принципы, правила и пропорции. В науке есть чувство, ассоциативность и интуиция.

    Имея на руках такую мешанину левого и правого, многие люди поддаются соблазну практиковать даосские знания как им заблагорассудится. Люди, склонные к полёту интуиции, пренебрегают формулами и принципами, где можно и где нельзя. Люди, склонные к точности, вставляют формулы по поводу и без повода.

    Для успешной практики нужно знать, где нужно включать структуру, а где чувство. Как определить, где нужна структура, а где чувство? Для этого опять же есть и правила, и чувство.

    Это невозможно понять лишь разумом. Интеллектуал может бесплодно спорить с мастером и так и не понять, как надо.

    Это не уловить одним лишь чувством. Чувство не может породить столь изощрённых форм, на которые способен математический гений. Чувство тяготеет к привычному и натуральному и сторонится небывалого.

    И именно эта логично-художественная смесь уместности формул и наития — это передаётся в линии преемственности. Потому что это настолько неуловимо, что это не объяснить иначе, чем просто проводя вместе время в поездках, дома, на ужинах и завтраках, в работе и на отдыхе.

    Когда у вас есть это чувство, вы часть линии. Вы можете взять из книг совершенно другие формулы, вы можете изменить эстетику и композицию, но если вы при этом опираетесь на неуловимый вкус настоящего, который получили от учителя, то вы часть линии.

    Если у вас нет этого чувства, то даже если вы вызубрите все наставления учителя наизусть, если вы будете говорить его фразами и точно повторять его рецепты, но не чуять, отчего нужно именно так, то вы реплика, имитация. Извиняюсь.

  • Я и они

    Я и они

    Как найти баланс между альтруизмом и эгоизмом. Многие хорошие мальчики и девочки выращены в идеологии служения обществу, семье. Засунь подальше свои интересы и делай то, что нужно для общины. Такое подавляющее личную значимость мировоззрение, по мнению некоторых исследователей, привело к распространению онкологии. Когда человек живёт с идеей, что он сам как таковой никому не нужен, а нужны лишь функции и поступки, то запускается программа самоликвидации. И рак является проявлением этой программы.

    Многие нехорошие мальчики и девочки ставят на первое место личные интересы. Мне нужно то, я возьму это. Мне наплевать, как это скажется на других, они сами дураки. Такой образ мысли приводит к разобщённости, разрушению связей между людьми. Человек ставит себя в позицию войны со всем окружением, что приводит к росту сердечно-сосудистых заболеваний.

    Так как же правильнее? Для себя или для других? Ответ: ни то, ни другое.

    На мой взгляд, наиболее здоровой схемой жизни является принесение добра, блага, богатства и счастья всей системе в целом. В целом, то есть как единому целому. Сначала нужно избавиться от идеи, что есть какая-то граница между мной и ими, между своими и чужими. Научиться воспринимать всё живое, весь мир как единый организм. Когда весь организм получает внимание, любовь и участие, то наилучшее возможное здоровье и благополучие всех элементов системы неизбежно.

    Перетягивание одеяла может принести пользу кратковременно. Можно временно стать царём горы, но когда обездоленные вымрут или обозлятся, плохо станет всем.

    Именно такое вне-личностное, трансперсональное мышление является одной из важнейших практик даосского практика. Переживать весь мир как Одно, воспринимать себя как волновую функцию, вплетённую во всё бескрайнее пространство — залог всех сил и всех успехов. Тот, кто мыслит себя чем-то отдельным, выпиливает себя из реальности и срок его жизни сокращается. Тот, кто дышит с миром одним воздухом, обеспечивает себе место среди бессмертных.

    Все формы духовной гордости — я особенный, я постиг необычное, — это мимо. Все формы клановости — мы особенные, у нас особый путь, — это мимо. Все формы элитарности, выделенности, исключительности в боли или в отраде — мимо.

    Любая иерархическая структура в этом контексте не более, чем временная игра. Сегодня я учитель, ты ученик. Завтра наоборот. Нет никаких фиксированных, предначертанных, кастовых разделений. Каждый делает, что может для всеобщего блага, каждый старается как умеет, каждый находится на наилучшей ступени своего развития, каждый имеет весь доступ к вселенской мудрости и силе, какой только находит уместным себе позволить.

    Нужно ли кого-то спасать? Нет. Но играть совместную временную игру в наставника и последователя — запросто. Нужно ли кого-то считать неспособным справиться без меня? Конечно, нет. Все отлично справятся и так. Но раз уж я здесь, то почему бы не сделать свой вклад во всеобщее богатство.

  • Ловушка саморазвития

    Ловушка саморазвития

    Многие люди в моём окружении занимаются так или иначе неким саморазвитием. Кто-то экспериментирует с правильными режимами питания. Кто-то пытается встать на путь сердца.

    И многие попадают в одну и ту же ловушку. Это ловушка дуальности, двойственности.

    Возьмём, например, питание. Вот, человек жил себе спокойно и ел что попало. Но потом пришло Великое Знание и человек начал изводить себя диетами и правильным питанием. Это стало общественным трендом. И все вокруг теперь питаются правильно и смотрят на тебя косо, если ты намекаешь, что ел чипсы.

    И вот, человек понимает, что диктат дисциплины приносит больше вреда уму и сердцу, чем правильное питание телу. И человек ритуально сжигает в зимнем костре все буклеты по сыроедению и начинает снова есть что попало, но теперь это уже не неведение, а позиция.

    Человек проделал путь из пункта А в пункт Б, а затем снова в пункт А. И считает себя свободным. Возможно, он свободен от пунктов А и Б, но этого мало. Человек всё ещё несвободен от линии АБ. Все стили жизни, знакомые человеку, находятся лишь на этой прямой. Но мир сильно объёмнее.

    Или возьмём человека, который раньше был панком и считал всё грязью и смрадом. Но пришло Великое Знание и человек стал двигаться в сторону вселенской любви. Теперь из лексикона вытравлены все негативные эпитеты, убраны все частицы «не», даже местоимение «я» доживает последние деньки. Но все эти улучшения всё ещё о том, как жить не надо. Человек всё ещё отстраивается от негативизма. Это абсурд: отказываться от привычки отказываться. Та же линия АБ. Даже став самым добрым человеком на свете, он остаётся «не таким как раньше». Весь его просветлённый лик является лишь негативом прежнего омрачённого. Картина та же, только с инстафильтром.

    Мир сильно объёмнее. Пока ты ходишь по канату, не важно, слева ты или справа — ты на канате. Пока ты мыслишь в понятиях выше-ниже, хуже-лучше, вреднее-полезнее, то даже если ты высоко, хорошо и полезно, ты всё ещё пахнешь низким, плохим и вредным. Потому что они всегда идут рука об руку. Пока весь твой прогресс состоит в том, чтобы не быть как другие, не быть как раньше, ты не свободен от прошлого и другого.

    Лао-цзы писал, что в тот миг, когда появилось красота, появилось и уродство. Просто потому что красота — это не-уродство.

    Выходи в пятое измерение. Ну или для начала во второе. Уйди с линии.

  • Целостность

    Целостность

    Некоторые люди живут лишь отчасти. Каждый человек подобен государству, в котором есть много разных фракций, партий, сословий. Это всё ваши разные свойства. Но не все эти свойства вами принимаются. Под влиянием не всегда здорового воспитания, трудных исторических этапов, вы привыкаете давать право голоса одним своим чертам и свойствам и подвергаете скепсису и отрицанию другие. Это подобно тому, как в государстве отрицают существование поэтов или закрывают глаза на существование шахтёров. Долго это не может продолжаться. Рано или поздно отвергнутые части вас начнут заявлять о себе. Поскольку вы их привыкли не слышать, то приличными способами они не могут сообщить вам о своих потребностях и интересах. Поэтому им приходится саботировать ваши действия.

    Часто ко мне обращаются клиенты, которые вполне успешны, но, вот, они решают взяться за очередной проект и ничего не получается. Нужные люди не находятся, обстоятельства не складываются, идеи не возникают. В подавляющем большинстве случаев это связано с тем, что отвергнутая часть человека входит в состояние обиды и обозлённости и начинает портить вам карты. Не даёт вам увидеть очевидные решения, не даёт почувствовать нужное чувство, заставляет вас проявляться так, что нужные люди вас предпочитают обойти стороной.

    Для того, чтобы проект смог стать успешнее, нужно легализовать, принять, реинтегрировать отвергнутую часть.

    Когда человека в детстве обижали и не ценили, то с этим более-менее понятно, что делать: давать себе любовь, которой не хватило в детстве. Но иногда отвержение частей души происходит совершенно благовидным способом. Это происходит, когда человек начинает следовать идеологии, проверенным и доказанным методикам и технологиям. Не важно, что это. Любой лозунг будь то «наука и доказуемость есть мерило истины», «жизнь есть страдание и нужно медитировать, чтобы сбежать из этой юдоли страданий», «я женщина и поэтому должна носить юбку» — не важно, какую идеологию вы исповедуете, но рано или поздно это вам аукнется. В тысяче ситуаций методика, принципы, измы и логии будут вам реально помогать, но в тысяча первый раз вы окажетесь в ситуации, которую ваш изм не покрывает. И тогда, идя на поводу у привычной веры во всемогущество вашего метода, вы начнёте прибегать к насилию: станете закрывать глаза на реальность, станете заставлять себя превозмочь очевидные расстройства, начнёте повышать градус фанатизма и усерднее практиковать запатентованный метод, но это не поможет. Гораздо полезнее было бы признать, что ваш метод жизни и практики не универсален и что, быть может, нет ни одного готового метода и системы, которая вам поможет. Вам пора включить голову, сердце и живот и начать внимательно выстраивать собственные уникальные рецепты. Это было бы так просто, если бы не одно но: вступив на путь самостоятельного творчества духа, вы столкнётесь с крахом веры — ваша панацея, которая спасала тысячу раз, оказалась не панацеей, а прикладным приёмом с ограниченной сферой применения и сроком годности. А крах веры — это чертовски больно. Я знаю. Любой человек избегает этого всеми силами сколько может. Но иногда держаться нету больше сил и необходимо нырнуть в неведомое, где только вы отвечаете за себя и никакая готовая система вам не поможет.

    Любая готовая идеология поднимает флаг над одними частями вас, но при этом запрещает, демонизирует или просто игнорирует какие-то другие части вас. И когда отвергаемое вступает на путь саботажа и партизанской войны против вашей же жизни, здоровья и успеха, то это явный повод вернуть себе власть над своей жизнью и перестать верить спикерам со сцены.

    Именно поэтому, я, несмотря на советы маркетологов, не планирую создавать «онлайн-школы», «коучинговые технологии», «методички по медитации». Я помогаю людям только индивидуально. Я работаю сталкером, проводя людей по джунглям их уникального ландшафта.

    Это дорого, но на порядок эффективнее для вашего успеха и счастья.

    Когда меня спрашивают: «Алексей, что нужно делать в таких-то ситуациях?» — я обычно увиливаю, отшучиваюсь или даю настолько высоко-академический ответ, что желание продолжать расспросы отпадает. Ибо такой вопрос лишён главного: готовности отвечать и управлять собой. То ли дело вопрос «Алексей, что мне делать в такой-то моей ситуации». Одно-два слова. Но какая огромная разница.

    Ещё одна разновидность безответственности — это поиск волшебства. Начитавшись этих интернетов, порой ко мне обращаются за предсказаниями, волшебными талисманами, магическим фэншуем и прочими развлекательными мероприятиями, думая «уж я-то с собой вполне разобрался, мне нужна лишь капля волшебства, которая окончательно решит все мои проблемы».

    О, май, гат!

    Поймите меня правильно. Я даосский целитель. Я применяю эти «волшебные» методы. Но работают они только после того, как человек вполне интегрировал все части себя, когда все детали на месте. И тогда немного волшебства даст искру зажигания и ваш успех начнёт воплощаться стремительнее, чем до.

    Но прежде чем прибегать к волшебству, нужно убедиться, что вы в ладу со всеми гранями себя. Всеми, значит всеми. Всеми десятью или сколько их там. А есть миллиард способов соврать себе «уж я-то целостен и уже практически просветлён».

    В даосской традиции есть понятие 德 дэ, которое обычно переводят как «добродетель», «мораль», «доброта». И легко впасть в ошибочное понимание этого понятия. Левая часть иероглифа означает «движение», «действие». Справа наверху есть такая параллельно-перпендикулярная структура, которая означает «прямой». Справа внизу 心 сердце. Дэ — это действия, исходящие из прямого сердца. Без самообмана, без попыток соответствовать внешним стандартам, без лжи, короче. Действовать, не кривя душой, если по-русски.

    И именно этому посвящён текст Лао-цзы «道德經» дао дэ цзин, ткань глубинной сути действий прямого сердца. Там нет инструкций, там нет методик и технологий, там нет принципов, правил и ограничений. В дао дэ цзин совершенно не за что зацепиться уму, привыкшему к измам и логиям. Как только тебе покажется, что ты понял «как надо», на следующей странице Лао-цзы выдёргивает у тебя из под ног трап и ты снова оказываешься в свободном парении. И так 81 раз.

    Вот, этому я мог бы посвятить онлайн-курс. Но только он не даст вам никаких рецептов, но оставит вас наедине с бескрайним пространством, в котором каждое движение вашего ума создаёт в тот же миг вашу реальность, которую только вы можете изменить, взяв на себя ответственность за движения своего духа.

  • Сколько стоит дух

    Сколько стоит дух

    Часто люди сталкиваются с нехваткой денег. Им не выплачивают зарплаты, задерживают платежи, к ним обращается мало клиентов, проекты срываются. Бывает, что полоса невезения становится такой длинной, что человек привыкает жить в мире, где денег недостаточно, где приходится торговаться, где любая цена кажется неоправданно завышенной.

    Но, как и всегда, это взаимно. Если для человека приемлемо считать чужие цены завышенными, то это отношение автоматически распространяется и на собственные цены. Человек обязательно будет и свои притязания считать завышенными и заявлять клиентам и работодателям о своих условиях скромнее и неувереннее, или наоборот с ноткой незрелого вызова, подозревая себя в шарлатанстве и жадности. А когда сообщаешь свои условия скромно и неуверенно, то обязательно тобой воспользуется тот, кто тоже живёт в мире, где нужно тратить как можно меньше на любые расходы.

    Так в мире вычленяются целые субкультуры, культуры, целые кластеры людей, которые живут с бременем нехватки, с чувством недостаточности, с чувством необходимости ограничивать себя.
    Когда их пути чудесным образом пересекаются с людьми, которые свободны от таких шаблонов, которые честно и открыто заявляют условия своих сделок точно, без стеснения и увиливания, то это, конечно, вызывает возмущение: «так нельзя, ты не должен быть таким чётким, ты не должен называть точных цен, ты должен довольствоваться тем, что тебе случайно достанется».

    У многих европейцев есть миф, что в Азии все торгуются. Возможно, это так. Возможно, все торгуются в Индии, на китайских блошиных рынках, на ближнем востоке. Но в Тайване вы никогда не увидите торга — даже на самом стрёмном ночном рынке по соседству с кварталом престарелых проституток.
    Продавец сообщает цену. Он знает своё дело, он понимает, сколько времени, сил, знаний вложено в его дело. И он на своё усмотрение, исходя из уважения к своему опыту, оценивает свой вклад. Если клиенту это не по карману, то есть более доступные магазины рядом. Если клиент подозревает продавца в накрутке и надувательстве, то клиент не доверяет также всему тому, что вложено в продукт, обесценивает всё то, что стоит за видимой формой товара. А значит, даже если клиент и рискнёт купить товар, то собственным недоверием и обесцениванием сделает эффективность товара сильно ниже стандарта. И получит подтверждение своим подозрениям: «меня надули!»

    Возьмём, к примеру, чай. Сколько стоит сушёный лист кустового растения? Копейки. Сколько стоят знания и отточенное чутьё в ходе обжарки, подвяливания, скручивания, сколько стоят абстрактные представления о принципах пяти стихий, о китайской медицине, о сезонных соответствиях, о характеристиках времени? Трудно сказать. Если покупатель считает всё это фикцией и обманом, то ему ни в коем случае не надо покупать дорогой чай. Пусть пьёт принцессу ури из супермаркета. Но если покупатель чувствует излучение хорошего чая, просто проходя мимо чайной лавки, если покупатель с первого глотка безошибочно распознаёт ци, и её свойства, то оказывается, что товар стоит своих денег.

    Покупать одни лишь белки-жиры-углеводы — это способ стать биороботом. Если ты намерен быть духовным существом, то нужно покупать субстанцию духа. Если не умеешь чувствовать субстанцию духа — учись. Или доверяй вслепую. Решив, что дух — это обман, ты лишаешь себя собственного духа.
    Но это ни в коем случае не делает тебя хуже. С тобой всё в порядке. Каждый человек имеет полную свободу решать, каким быть ему самому и его миру. Свобода значит ответственность. Каким ты видишь мир, таким он тебе и будет. Хочешь быть биороботом — запросто. Хочешь быть градиентным полем духа во времени и пространстве — пожалуйста.

  • Пять животных — это форма

    Пять животных — это форма

    В практике Игры Пяти Животных важна отнюдь не гимнастика. Последовательность движений — это лишь форма, лишь берега, в которых должна течь река ощущения, дыхания и состояния.

    Европейская парадигма заставляет нас ожидать, что сами движения совершат с нами какие-то изменения. Да, какие-то изменения, конечно, произойдут. Лёгкие растяжки, разминка суставов и физическая активность ещё никому не повредили. Но это было бы слишком поверхностно.

    Недаром это называется «форма». В этой форме должно появиться содержание. Движения спроектированы так, что в них легче всего завестись нужному содержанию. И содержание это совершенно конкретно.

    Многие люди склонны, доверяясь своим предпочтениям и ожиданиям, находить в форме какое-то своё содержание. И силой ума и воли это содержание можно запросто найти. Но если это содержание будет не тем, которое должно появиться, то, во-первых, такому содержанию будет трудно и неудобно жить в этой форме, оно будет то и дело ускользать, и, во-вторых, удерживая произвольно выбранное содержание, мы будем препятствовать появлению того самого правильного содержания.

    Правильное содержание нет нужды вызывать силой ума и воли. Оно заводится само при правильном выполнении движений. Но всё же полезно знать о том, какое содержание появится, чтобы ненароком не начать придумывать какое-то своё.

    Традиционное обучение не предполагает широкой огласки качеств правильного содержания. Учитель вплетает упоминания о нём незаметно и ненароком. Но при традиционном обучении учитель всегда рядом и всегда может направлять.

    В наших обстоятельствах, когда учителя видят порой раз в несколько лет, а то и раз в жизни, качества правильного содержания знать полезно. Но зная об этом, нужно уметь воздержаться от соблазна начать придумывать и усматривать его силой ума и воли. Тогда велик риск, что мы его запросто найдём. Но найдём мы не его, а умственный симулякр, умозрительную поддельную копию настоящего содержания. И будем всю жизнь любоваться своим вымыслом, так и не дав шанса настоящему содержанию проявиться.

    Настоящее содержание тонко и летуче. По-крайней мере на первых порах. И сильные движения фантазирующего ума будут развеивать тонкие флюиды зарождающегося настоящего.

    Ещё практиковать в полном неведении о том, какое содержание может проявиться, и даже ничего себе не надумывая, может стать чертовски скучно как выдохшаяся жвачка. Мы можем так привыкнуть к серости пустой ничем не наполненной формы, что начнём привычно считать эту серость должным содержанием. Уж лучше тогда верить в единорогов, чем в эту серую сухую пустоту.

  • Кто управляет тобой

    Кто управляет тобой

    Даосские талисманы, магические прогулки, шаманские путешествия, натальные карты, секретные ритуалы для призывания божеств и трансформации потока обстоятельств, алхимическая трансмутация духа — для кого-то это шарлатанство, для кого-то это заманчивый плод, а для кого-то — ежедневная работа.

    Много лет слой за слоем я осваивал все эти таинства. Мне повезло. Моими учителями были не возвышенные гуру, подавляющие критическое мышление адептов золотом парчи и рясами особых покроев, не дающих возможности работать на поле в аграрном средневековье. Мои учителя — даосские мастера — и одновременно успешные предприниматели, продающие отнюдь не только метафизический товар, но и решающие реальные задачи.

    Наш тайваньский учитель Ли Гунмин много лет был директором интернет-радио-станции. Наш учитель испанского происхождения Пэн Айлун защитил диссертацию в Германии по китайским прогностическим техникам, а затем успешно монетизировал накопленные знания, помогая людям бизнеса решать актуальные вопросы в их непростых ситуациях в Германии, Испании, Украине, России, Бразилии, Тайване, Китае, Сингапуре, Гонконге, Гавайях, Израиле.

    Я когда-то наладил работу IT-отдела в Южной Африке. В своих проектах освоил когда-то передовую платформу Ruby on Rails, затем язык на основе теории категорий Haskell.

    Все эти годы я сразу применял полученные знания в работе с клиентами, но меня не оставляло чувство поверхностности работы. В традиционном китайском обществе клиентами наших предшественников были люди, несущие немалую ответственность за компании, царства, армии. Но моими клиентами чаще становились люди, надеющиеся волшебными методами заменить собственную ответственность за свою жизнь.

    Даосское учение о законах сердца гласит, что прежде чем налаживать процессы во внешнем мире, важно сначала наладить единогласие в собственных намерениях. Часто люди сами ставят себе подножки, сами тормозят свой успех. Страх отвественности за принимаемые решения, желание отдать право решать и управлять собой мужьям, жёнам, бывшим, родителям, обществу, правителям, обстоятельствам, неумение держать слово, слепое подписывание типовых договоров — довольно частые явления в нашем мире, построенном на страхе, лжи и подчинении.

    Порой люди ждут волшебства, мечтают о магии, не написав бизнес-плана, не спроектировав в своём сознании этапов реализации замысла, не прояснив для себя, в чём конкретно заключается их замысел.

    Применение мощных аутентичных таинств в такой обстановке становится контр-продуктивным. Это как призывать ветер в паруса кораблю, который не поднял якорь, и даже не расправил паруса. В лучшем случае это имеет крайне низкую эффективность. В лучшем случае.

    Именно из-за этого я наблюдал поверхностность своей работы. Я и сам верил, что моё волшебство всё исправит, игнорировал, не умел и не хотел работать с подсознательными глубинами клиентов, где таятся тени прошлого и демоны бессилия.

    Несколько лет я ездил в Тайвань и с магической слепотой смотрел на даосских мастеров, ожидая от них пилюлю мгновенного счастья. Я это делал до тех пор, пока один из них не сказал мне: «какого хрена ездить за тридевять земель, если ты сам не знаешь, чего хочешь, и до сих пор не смог стать успешным, используя всё то, что уже знаешь?» Из года в год я получал наказ: «езжай домой и зарабатывай деньги».

    Мне кажется, что я нашёл пилюлю счастья. Эта пилюля — это ответственность. Никто не позаботится обо мне лучше, чем я; никто не станет проходить мой путь, если я сам не совершаю шагов.

    Если считаю, что обладаю чем-то ценным, что моё предложение миру чисто и значимо, то мне нужно встать во весь рост и заявить миру: «вот я, вот, что я предлагаю, вам это понравится, потому что как и я, вы сможете вернуть себе власть над своей судьбой!»

    Так сладко обвинить в своих неудачах ретроградный Меркурий, пустой месяц, коридор затмений, стрёмный час рождения. Но это именно ты построил свою жизнь так, чтобы именно сейчас взяться за важное дело, это именно ты решил прийти в этот мир в столь стрёмный час.

    Все бюджеты распилены, царь лучше знает, женщина должна варить борщ, духовный человек не должен трогать денег, уповай лишь на медитацию, ибо этот мир прогнил и должен быть отброшен как дохлая собака — есть много способов отдать власть над своим путём в чужие руки. Можете быть уверены, что если вы сами отказываетесь принимать свои решения, защищать свои ценности, управлять своим путём, то обязательно найдётся кто-то, кто примет решения за вас, защитит свои ценности и укажет вам путь — и всё это будет не в вашу пользу. Или по крайней мере не очень в вашу пользу.

    Приятно двигать нами, как на доске,
    Поставить нас в ряд и забить заряд;
    Но едва ли наша цель —
    Оставить след на вашем песке.
    — БГ

  • Судьба 命 mìng

    Судьба 命 mìng

    Судьба по-китайски 命 mìng. И китайские прогностические техники, и китайская классическая философия много рассуждают о судьбе. Одна из целей китайской медицины в том, чтобы человек мог прожить достаточно долго, чтобы сполна прожить свою судьбу и не умер бы раньше срока.

    Но что такое судьба?

    Русское слово «судьба» родственно корню «суд». Кем-то или чем-то человек осужден на выполнение некоего сценария. И отклонение от этого приговора наказуемо. Поэтому у людей, пытающихся активно менять свою жизнь, порой возникают вопросы типа «а если я привлеку в свою жизнь богатство, не придётся ли мне поплатиться здоровьем или семьёй».

    Китайский иероглиф 命 mìng состоит из трёх частей. Квадрат — это рот. То есть некий звук, речь, заявления. Верхняя часть — это опять рот, на этот раз открытый. Как рупор направленный сверху вниз. Загогулина — это кланяющийся человек. Вместе они означают «команда». Типа кричишь и все кланяются.

    Обычно этот иероглиф трактуют как некую внешнюю волю, приказы, которые ты, смиренно преклонив колени, должен выполнить. Это прочтение вполне совпадает со смыслом «судьба» как приговор.

    Но даосское прочтение знака 命 mìng иное. Даосы понимают судьбу как команду, которую ты даёшь миру. Или заклинание, которым ты меняешь мир. Жизнь как заклинание.

    Прожить свою судьбу сполна в этом контексте значит до конца спеть свою песню, сполна донести до мира своё послание. Во всех подробностях произнести свою команду-заклинание, чтобы ничего не осталось недосказанным, чтобы сообщение было передано без искажений и двусмысленностей.

    Помешать этому может не только преждевременно оборванная жизнь, но и стеснительность, заблокированность, подавление своей воли, своих настоящих ценностей и истинных устремлений.

    Известно, что в Японии большое количество суицидов. Это связывают со слишком сильным общественным давлением, которое заставляет людей исполнять внешние ожидания и блокировать собственные устремления.

    По-китайски «суицид» — это 絕命 juémìng, пресечённая судьба, то есть оборванная песнь. 絕 jué изображает нить, нож, звук: рассечь нить изложения, прервать песню.

    Знатоки фэншуй поймут, что этим словом 絕命 juémìng называется одно из неблагоприятных направлений.

    Пойте, не пресекайте и не подавляйте своих посланий миру, живите долго и будьте здоровы.

    А если что-то этому мешает внутри или снаружи, то это устранимо.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты