Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Что мешает стать свободным

    Что мешает стать свободным

    Чтобы стать свободным и осознать, что ты решаешь, каким становится твой мир, приходится заодно признать, что вся боль и мрак, которые бывают в твоей жизни — их тоже хотя бы отчасти создал ты.
    Если у человека в жизни бывало очень плохо, то признать своё участие в создании боли бывает непосильно.

    Хорошая жизнь, приятные обстоятельства, отсутствие жести — путь к свободе и ответственности всех и каждого.

    Плохая жизнь, тяжкие обстоятельства, сплошная жесть — путь к зависимому, несвободному, управляемому обществу.

    Основная вещь, которая мешает признавать своё участие в создании своих бед — это вина.
    Твоё сердце думает: «мне и так больно, а если я признаю свою роль в создании боли, то значит я виноват, а вина — это ещё больше боли, а мне и так уже некуда».

    Ты не виноват в той дичи, которую ты создал сам себе. Ты действовал как мог, как умел, на что хватало сил, знаний. Да, ты чего-то не умел, чего-то не знал. И поэтому натворил бед. Но это нормально. Дети, не умеющие жарить картошку, не виноваты, что она сгорела. Первый блин комом. Люди, первый раз выехавшие в город на авто, не виноваты, что водят по школьным правилам, а не по реальным.

    Ты не виноват, что так долго слагал с себя ответственность и право управлять своим миром, так было нужно. Но настало другое время. Учиться никогда не поздно.

    Приступим.

  • Потерянные души

    Потерянные души

    Потерянные части души — типичная неприятность, с которыми работают шаманы многих традиций.

    В русской культуре такие практики утеряны или забыты. Многие люди считают неизбежным продолжать жить с дырой в сердце после фатальных потерь. Дыры в сердце воспеваются поэтами, писателями, режиссёрами, духовными учителями. Люди убеждены, что только сохраняя боль и дыру в сердце, они сохраняют память о потерянных близких. Люди видят себя как вещи, которые, будучи сломанными, уже не восстановятся.

    Есть и третий путь. Вернуть себе целостность, вернуть себе часть души не означает забыть и вычеркнуть из памяти важные связи. Это не лоботомия.

    Исцелённый человек отпускает близких навстречу новым приключениям, не жалеет себя обездоленного, счастлив знать, что он способен на глубокие и искренние связи.

    Работать с людьми, уверенными, что дыра невосполнима, уверенными, что прошлое не изменить, освежающими рану каждое утро — это непросто. Работа начинается с уровня убеждений. Изменить свои убеждения — это изменить себя, перестать быть тем, кем ты привык быть.

    Чтобы пройти настолько полную перестройку и обновление, гипоталамус умеет создавать новые нейроны. В терминах даосской алхимии, чтобы осваивать новые способы бытия, нужно иметь хорошо работающие «чудесные каналы». Эти каналы обычно у взрослого человека выключены. Поэтому взрослые плохо умеют учиться новому. Энергетические телесные практики вроде игры пяти животных, даоинь, цзингун могут оживлять чудесные каналы и возвращать человеку способность меняться. Так можно обойти философские споры о смысле жизни и морали и помочь человеку вновь расцветать и изменяться. В любом возрасте.

    Всем любви. К себе.

  • Мистики

    Мистики

    Ци мэнь дунь цзя часто неоправданно воспринимается как некая форма магии и мистики.

    Люди воспринимают расклады цимэнь как отображение танца неких божеств, с которыми вы вступаете в религиозное взаимодействие, практикуя методы цимэнь дуньцзя.

    Это плохо. По двум причинам.

    Первая причина заключается в том, что когда в вас включается этот псевдо-религиозный пиетет к непостижимому, то в вас отключается способность думать. А цимэнь дуньцзя — очень ясная и логичная система. Все её нематериальные слои смыслов не имеют ничего мистического. Нематериальные уровни смыслов в системе отражают определённые состояния ума, мотивы, настрои, идеи. Когда вы впадаете в мистический настрой, вы перестаёте осознавать своё психическое содержание. А это не ведёт ни к чему хорошему. Отдавать себе отчёт в происходящих в вашем сердце движениях — это и есть одна из польз системы. Важен эмоциональный интеллект, восприимчивость сердца, а не вот это всё.

    Совершенно непонятно, почему знаки 乙, 丙, 丁 называют мистиками. Их собирательное название — 奇 означает: исключительный, особенный, странный, необыкновенный, удивительный. Это отражает исключительные качества, необыкновенную благостность психологических паттернов, связанных с этими знаками. Называя их мистиками, вы мешаете себе по-настоящему овладевать системой.

    О второй причине — в следующий раз.

  • Страх никудышности

    Страх никудышности

    Страх оказаться никудышной матерью, никудышным мужем, никудышным профессионалом заставляет людей напрягаться и постоянно прилагать чрезмерные усилия, чтобы доказывать себе и миру, что «нет, нет, не смейте думать, что я никудышен».

    Но именно эти чрезмерные усилия делают проявления человека нарочитыми, наигранными, даже манипулятивными. В них чувствуется фальш и попытка принудить мир поверить актору. Такое проявление с большей вероятностью оттолкнёт окружающих, нежели склонит на вашу сторону.

    Попытка доказать отсутствие никудышности отталкивает людей. Они отворачиваются от вас.

    Но раз итог ваших действий таков, что люди отворачиваются от вас, то значит, вы и сами отворачиваетесь.

    • Отворачиваетесь от людей, не признавая их добрую волю и расположение по отношению к вам. Вы не доверяете их доброте и считаете необходимым загонять людей в ряды ваших фанатов, хотя они и так уже ваши друзья, но вы это отрицаете.
    • Отворачиваетесь от себя, не позволяя своим истинным предпочтениям и устремлениям раскрываться. Если бы вы занимались тем, что вам и правда в кайф, то вам было бы не так важно, как это оценят другие, ведь сам процесс приносит наслаждение. Отвергая в себе то, что вас и правда манит, занимаясь чем угодно, только не любимым делом, вы вынуждены ориентироваться на стороннюю оценку вашей деятельности. Одобрение окружающих становится единственным допингом при отсутствии собственного наслаждения своей деятельностью.

    Обычно это коренится в детской травме отвержения, когда родители не обращали на вас внимание. Родители могли быть заняты делами, поглощены своими проблемами, теперь вы и сами знаете, что взрослая жизнь не сахар и бывает, что ни до кого. Находясь в такой атмосфере, вы своим детским разумом ошибочно рассудили, что родители невнимательны к вам потому что вы никчёмны. Такая идея обладает мощным энергетическим зарядом, так как предполагает угрозу выживанию. Если родители вас окончательно бросят за ненадобностью, вы не выживете. Это мобилизует. Вы начинаете доказывать навязчиво и нарочито свою полезность, вас просят отстать, и воронка начинает закручиваться.

    В даосских целительских практиках есть способы раскрутить воронку обратно и переключить жизненный путь на тот маршрут, в котором той травмы никогда не было.

  • Уровни практиков

    Уровни практиков

    В китайской «астрологии» есть множество фигурантов. Десять небесных стволов, двенадцать земных ветвей, шестьдесят их комбинаций. В некоторых подходах добавляется восемь триграмм, шестьдесят четыре гексаграммы, девять звёзд большой медведицы.

    Начинающий практик зубрит и заучивает, какой элемент что означает. В процессе использования знаний он полагается на логику, заученные секвенции, умение складывать из ключевых слов складные предложения.

    Продолжающий практик обнаруживает, что важным подспорьем в правильном восприятии образов является работа с ци на уровне физического и энергетического тела. Цигун, практики внутренней даосской алхимии, цигунические и алхимические медитации дают практику богатый спектр ощущений в теле и в энергетическом теле. Зазубренные ранее описания элементов перестают быть игрой в слова и символы. Они приобретают явное отражение на «собственной шкуре». Использование знаний тогда превращается в процесс сопереживания и соощущения.

    Продвинутый практик использует развитый на алхимических стадиях дух, чтобы входить в контакт с богами, с космологическими сущностями. Тогда все фигуранты оказываются явно наблюдаемыми сущностями в пространстве духа. Использование знаний превращается в озвучивание очевидного.

  • Часть природы

    Часть природы

    Можно уже и признать, что я являюсь частью природы. Частью биосферы. Нет ничего удивительного в том, что в иньском полугодии, особенно ближе к солнцестоянию, я сплю и интровертируюсь. А в янском полугодии, просыпаюсь по утрам и что-то придумываю.

    Идея, что человек — вне и над природой, — не верна, вредна и опасна.

    Окном во вневременное является дух. Но дух кормится от ци. А ци от жизненных соков. Истощение жизненных соков и эссенций, истощение ци — не может вывести тебя во вне-природные измерения. Как раз наоборот.

    Поэтому спи и ешь в меру, согласуйся с природными ритмами и будь здоров.

  • Помыслы

    Помыслы

    Многие в курсе, что наши помыслы формируют нашу реальность.

    Но прежде чем задаваться вопросом «что думать», важно разобраться с вопросом «как думать». Дело в том, что, оставаясь в рамках привычных способов мышления, мы вряд ли можем придумать что-то, чего ещё не придумывали. Изменяя способ мышления, мы можем кардинально изменить структуру и содержание помыслов, а вслед за тем и реальность.

    Это можно сравнить с телесной тренировкой. Освоив некую технику выполнения упражнений, вы разрабатываете своё тело. И можно добавлять много новых упражнений, но если техника остаётся прежней, то проработка тела остаётся на одном уровне. Изменение самой техники — создаёт качественный переход.

    Для меня способом мышления является даосская систематика китайских наук. Пять стихий, восемь триграмм, девять дворцов. Кто-то воспринимает эти категории, как географию невидимого и неощутимого метафизического мира. Для меня же это видимые и ощутимые структуры пространства сердца-ума, имеющие явные отголоски в мире событий и явлений.

  • Ледяные иглы

    Ледяные иглы

    Эти ледяные иглы, пронизывающие пустоту.

    Когда-то у меня было видение. Боги взяли меня высоко-высоко в их мир и я увидел, как зачатки знакомого нам мира ежесекундно прорастают из небытия такими тонкими иглами порядка. Это похоже на то как в солевом растворе начинает расти кристалл. Или как морозный узор расползается по стеклу.

    Вот такие же мельчайшие структуры порядка тончайшими но крепкими нитями возникнув у поверхности хаоса начинают прорастать и прорастать и потом превращаются в видимый нами мир и все миры.

    Штука в том, что это случилось не однажды 100500 ярдов лет назад, а таким образом ткётся каждый новый миг, каждый новый кадр этого мира.

    Если ты научишься общаться с колкими и морозными структурами небесных игл, то ты сможешь изменить мир. Но достигнув такого уровня, ты обнаружишь, что особо менять и нечего. Композиция и так хороша.

  • Что нас возмущает

    Что нас возмущает

    Есть вещи, которые больше всего нас возмущают или задевают в других.

    Часто те вещи, которые нас в других возмущают — это то, что мы сами себе запретили.

    Вот, случилась в нашей жизни неловкая ситуация, мы на чём-то обожглись, нас за что-то поругали, и мы зарекаемся делать что-либо подобное снова.

    Даже если нас наказали за неловкое действие, запрет на себя накладываем мы сами. Ведь всегда же можно кивать и соглашаться, сложив за спиной пальцы крестиком. Но мы покупаем чужие идеи, подчиняемся чужим ограничениям и накладываем на себя зарок.

    Как же возмутительно потом видеть, что другие люди, ничуть не стесняясь, делают запретное, и им это сходит с рук.

    Заниматься тем, что тебе нравится — низзя. Высказывать свою позицию — низзя. Открыто интересоваться разнообразием мира — низзя. В каждой культуре, в каждой семье передаётся из поколения в поколение свой набор табу. И мы привыкаем считать эти ограничения правильными, полезными. Ведь иная альтернатива — это признать себя ограниченным и самоограничивающим, сглупившим, купившим чужое безумие. Лучше считать эти зароки чем-то правильным.

    И вот перед нами появляется человек, свободный от этих зароков. Возможно, ему повезло с воспитателями, возможно, он прошёл долгий путь исцеления и освобождения от уздечек, возможно, он просто из другой культурной среды. И он себе позволяет то, что мы себе запрещаем. И тогда мы начинаем на этого человека шикать, как когда-то шикали на нас наши воспитатели.

    Особенно возмутительно, когда человек осознанно отказывается покупать наши табу и считает их недоразумением.

    У Чжуан-цзы есть тема про то, как журавлю обрубают ноги, чтобы их укоротить. Утке вытягивают лапы, чтобы удлинить. И то, и другое есть насилие над природой.

    Самое забавное, что шикаем на других мы чаще всего вовсе не по адресу. Если разобраться, то часто окажется, что человек вовсе не намеревался делать запретное. Просто какие-то поверхностные признаки его действий чем-то напоминают нам то, что мы себе запретили. И всё. В нас просыпается домомучительница и мы начинаем излучать ци ограничений, таким образом ведя по сути диалог сами с собой.

    Трезвость и добросовестность наблюдателя исчезает и мы оказываемся в воронке эмоциональных реакций на собственные травматичные истории, забыв понять по-настоящему другого человека.

  • Узоры ци

    Узоры ци

    Китайские методы осмысления структур во времени и пространстве, упакованные под лейблы «фэншуй», «бацзы», «цимэнь»… в нашей культуре многие воспринимают как магию, как метафизику, как нечто, во что можно лишь верить.

    Все эти системы предлагают модели, помогающие осознанно осмыслять перемены узоров ци во времени и пространстве. Что такое ци — это отдельный разговор. Ци является ощутимой и обнаружимой субстанцией в онтологическом пространстве, то есть в мире, который является пересечением физической материи и человеческого осмысления. Именно там — в мире, получающемся от скрещивания физики и психики, в пространстве, воспринимаемом сердцем, ци обладает безусловной вещественностью. Убери сознание — и останется только масса и энергия. Убери материю и останется лишь чистый дух, мятущийся в предначальном хаосе.

    Соедини их — и ты увидишь множество удивительных узоров ци.

  • Прогресс как сущность

    Прогресс как сущность

    Бывает трудно смириться с тем, что мир меняется и традиционные институты оказываются устаревшими. Кросс-национальная экономика, свободный обмен информацией — это реальность. И нравится это нам или нет, но прогресс имеет свою логику. Сколько ни тормози прогресс, он всё равно будет развиваться.

    Можно спорить о том, хороший ли это прогресс, туда ли он едет. Быть может, было бы лучше не развивать математику с кораблестроением, а вместо этого всем медитировать и левитировать. Как знать.

    Но мы имеем то, что имеем. И мы имеем такой прогресс, какой есть. И начался он не вчера. Он начался в тот знаменательный день, когда кто-то утомился тащить тушу мамонта и решил подложить под неё круглое бревно.

    Если брать такой разгон, то научно-технический прогресс старше и живучее любого племенного объединения, любой республики и любого государства.

    Вы знаете про психологию толпы. Типа, человек, оказавшийся в толпе, вскоре перестаёт быть самостоятельной личностью. Он оказывается захвачен драйвом массы и превращается в молекулу в структуре единого организма толпы. Выйти из толпы бывает непросто.

    Мы огорчаемся, когда заканчивается вечеринка, мы хотим продолжения общности. Трудно покинуть секту, трудно уехать из города.

    У крупных над-личностных, транс-персональных явлений своя логика, свои цели, свой маршрут. И люди оказываются зачастую лишь статистами в массовке исторических процессов. Думая, что они сами принимают решения, они лишь озвучивают волю генов или волю того же прогресса, как самостоятельной сущности.

    Кросс-граничная экономика, свободная информация, искусственный интеллект, генная инженерия — можно табуировать что угодно, сколько угодно. Но прогресс идёт своим чередом. У прогресса как глобального явления логика очень простая.

    Это как в термодинамике. Понять движение каждой молекулы воздуха — крайне трудно. Но понять поведение всей массы в терминах давления, температуры, объёма — значительно проще.

    Так и с прогрессом. Правила просты. Всё, что возможно открыть — будет открыто. Всё, что возможно изобрести — будет изобретено.

    Прогресс как над-личностная и кросс-национальная сущность имеет свои глобальные ценности. Это ценность целостности организма. Целостность и сообщённость всех органов тела прогресса. А что является телом прогресса? Да всё. Страны, компании, сообщества. Ну и люди как молекулы тела прогресса.

    Когда отрезают палец — это нездорово. Когда печень восстаёт против желудка — это нездорово. Любой человек постарается этого избежать. Так и глобальная сущность человеческого вида, развиваясь и прогрессируя, неизбежно станет избегать внутренних разладов.

    Войны, распри, конфликты, противостояния — это симптомы болезни человеческого вида как единого организма. И любой ценой этот организм будет стремиться к тому, чтобы нигде внутри не возникало блокировок потоков, чтобы не возникало внутренних розней, чтобы вся система функционировала гладко и согласованно. И наш научно-технический прогресс как раз и является неотвратимой попыткой человечества выздороветь: наладить сквозные потоки ци, денег и информации, сделать функционирование внутренних органов слаженным и рутинным как тиканье часиков. Автоматизация, роботизация, снижение роли личности в важных вопросах, распределённые системы, шэринг-экономика, блокчейн — вот это всё.

    Есть только два варианта. Либо человечество справится с недугом. Либо нет.

    Чем больше внутренних противостояний и непрозрачностей, чем больше нарушены потоки свободного обмена информацией и энергией в любой форме, тем ближе конец.

    Чем свободнее протекает ци по каналам организма человечества, чем меньше противостояний, тем здоровее мир.

  • Природе такие не нужны

    Природе такие не нужны

    Бывает так, что по идеологическим, моральным, модным или ещё каким-то причинам мы запрещаем себе делать то, что любит наше сердце.

    Бывает так, что мы любим петь под душем, но неловко, не принято. Или мы любим танцевать соблазнительные танцы, но это грех. Или мы любим искристо флиртовать, но мораль не велит. Или мы любим ходить в баню, но надо работать.

    Всякий раз, когда мы запрещаем себе делать и выражать то, чем горит наше сердце, от чего прёт, то мы блокируем свой уникальный вклад в многообразие жизни. Когда мы подчищаем свои тексты, во имя политкорректности, когда мы распестряем текст смайлами в угоду моде — мы встаём на горло собственной песне, которую никто, кроме нас, не споёт.

    Природе нужно всё разнообразие, которое мы представляем. Жизнь делает нас разными. Жизни нужны мы все: сильные и слабые, умные и глупые, весёлые и задумчивые, откровенные и витиеватые, аккуратные и вызывающие. Разнообразие особей — это залог выживания вида. И когда мы приводим себя к тому или иному стандарту вопреки своим природным склонностям, мы пресекаем свою связь с природой, мы подрубаем свои корни, перестаём быть живыми деревьями и начинаем превращаться в паркетную доску.

    Отторгнув природу в себе, мы вскоре можем обнаружить, что и природа отторгает нас. Это может выражаться в болезнях, в депрессиях, в саморазрушительных действиях, аутоиммунных неполадках, хронических болезнях. Сжимая себя в кулак, принуждая себя «соответствовать», мы перевязываем в узел свои каналы и меридианы, ци перестаёт течь, смерть начинает стучаться в окно.

    Пойте свои песни, пишите свои стихи, танцуйте свои танцы, создавайте своих ботов, зарабатывайте свои миллионы, высказывайте свои мнения, делайте свои открытия, посылайте гулять неугодных, приходите в гости к любимым и оставайтесь с ними жить, дайте свободу своему сердцу, не запихивайте в него всякий почерпнутый на барахолке мнений хлам.

    Всякому, кто что-то вам запрещает, особенно, прикрываясь той или иной идеологией — не верьте. Любая запретительная идеология — это форма власти хозяина над рабом.

    Будьте свободны. И не посягайте на свободу других.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты