Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Всеобщая польза

    Всеобщая польза

    Посмотрел сегодня в ютюбе фильм про Гришу Перельмана. Это тот, который отказался от миллиона баксов за доказательство гипотезы Пуанкаре. И в фильме объяснялось, что его отказ был промотивирован тем, что его идеализму претили дрязги, склочность, бесчестность некоторых представителей науки.

    У меня сложилось впечатление, что Гриша — прекрасный представитель прекрасной эпохи советской научной школы, в которой множество превосходных идеалистов горели решением сложнейших задач, где помыслы о том «что я за это получу» воспринимались как недостойные настоящего учёного.

    Такой восхитительный мир описывается в книгах Стругацких — мир победившего коммунизма в самой идеальной форме. Мир, где каждый сполна получает то, что ему нужно для жизни и для дела, и при этом каждый стремится сделать наибольший вклад в прогресс и честное творчество, не ради славы, не ради наживы, а ради процветания человечества и познания как такового. Это мир героев и бодхисатв.

    И подумалось мне, что я во многом разделяю схожие идеалы. Я вспомнил, от скольких заманчивых возможностей и полезных знакомств я в своё время отказывался, потому что они казались мне претящими моему чувству честности и нравственности.

    В частности, я когда-то бросил аспирантуру, когда понял, что ради успеха нужно заниматься популярными темами, а не тем, что позволяет мне максимально раскрыть свой творческий талант, и не тем, что в самом деле было мне интересно и заставляло моё сердце гореть.

    Прошли годы и я стал даосом. И в нашей даосской традиции мы работаем с таким божеством, которого зовут Туди Гун, или Фудэ Чжэншэнь. Это божество богатства. Но у этого бога богатства есть два аспекта. С одной стороны он способствует тому, чтобы возникали удачные возможности, те же полезные связи, чтобы оказываться в нужном месте в нужное время — предпринимательская удача. С другой стороны, он способствует тому, чтобы дело, которое мы делаем, предоставляло бы нам все возможности вкладывать своё сердце, чтобы дело было любимым, чтобы не приходилось заниматься глупостями чисто ради денег.

    Почему-то многим свойственна идея, что нужно выбирать либо одно, либо другое. Гриша Перельман выбрал чистоту сердца и отверг денежную удачу. Многие другие идут на сделку с совестью ради чёрной икры. Люди ищут оправдания, объяснения своему выбору. Они придумывают, что сделка с совестью делается ради детей: «пусть я поступлюсь идеалами, но дам детям хорошее образование и уж они-то станут настоящими людьми».

    Возможен мир, в котором благополучие и чистое сердце — объединимы. Возможен мир, в котором личный комфорт и прогресс человечества — неразделимы. Возможен мир, в котором деньги и достаток не могут отравить душу. Только мы решаем, в каком мире нам жить. Только мы выбираем, верить ли нам в то, что выиграть можно только за счёт проигрыша партнёров или уничтожения природы, или, что наши действия приносят всеобщую пользу.

  • В полную силу

    В полную силу

    Предположим, вы чем-то болеете. И знаете об этом. И хотите вылечиться. И вам предлагают классное лекарство. И вы его принимаете. И исцеляетесь.

    Фокус в том, что это было не лекарство, а водичка с сахаром. Это называется плацебо. Вы исцелились своей верой в исцеление, а приём плацебо оказался ритуалом, который вы совершали для укрепления своей веры.

    Вы верили в то, что это не водичка, а лекарство. Вы принимали это внутрь. И это было вашим ритуалом самоисцеления. Хотя вы думали, что вас лечит лекарство, на самом деле вас лечил ваш дух, воспользовавшись готовностью тела к исцелению.

    Если лекарь, сваривший для вас эту водичку, тоже верил, что это лекарство, то вас лечил не только ваш, но и его дух.

    Бывает так, что вы не знаете, что вы больны. Вы не хотите исцеляться, вам не нужны никакие лекарства. Но сердобольный благодетель прокрадывается на вашу кухню каждое утро и тайком подливает в ваш омлет крутой колдовской отвар или подсыпает мультивитамин с аспирином.

    Несмотря на ваше неведенье и неприятие лечения, вы будете исцеляться.

    Когда эти два вида лечения работают сообща, то эффект усиливается, исцеление включается в полную силу. Но по-одиночке они тоже годны.

    В сфере околофэншуйских услуг вы можете найти модную фишку под названием «даосские талисманы». Многие люди нонеча их пишут, рисуют, распечатывают, раздают, продают… Есть люди, которые учат делать «даосские талисманы». И в этой сфере наблюдается та же дуальность, которая свойственна и лекарствам.

    Некоторые учителя открыто заявляют, что талисманы — это плацебо, символ веры. Рисуешь нужный рисунок, веришь в него, и будет тебе счастье.

    Некоторые учителя делают упор на магическую таинственность. Мол, вам не нужно разбираться в том, что тут изображено. Это магическое изображение, созданное великими мастерами прошлого. Вам достаточно лишь перекопировать изображение и оно будет вам помогать потому что это изображение само по себе магично.

    Это может засеять больше веры в людей, любящих таинственность и мистерии древних.

    Есть и третий способ преподавания и изучения искусства даосских талисманов.

    • Сначала нужно хорошенько освоить практику цигун или даоинь. Это поможет вам научиться непосредственно чувствовать ци не где-то в воображении, а в собственных костях и жилах.
    • Затем нужно освоить и усердно практиковать медитации, с помощью которых возможно войти в непосредственный контакт с божествами. И этот контакт также станет не умозрительно-воображенческим, а безошибочным целостным переживанием присутствия мощного бытия.
    • Нужно воспитать своё сердце воздерживаться от прыти в попытках внедрять в людей и их ситуации свои предпочтения. Так можно стать чистым, прозрачным проводником ясности богов и всей вселенной. Тренированное тело и развитое с помощью даоинь энергетическое тело станет надёжным каналом при проведении ци богов из сферы духа на материальный план в кисть и бумагу.
    • Last, not least. Важнейшим ключом является непосредственная встреча и контакт с хранителем избранной вами линии преемственности. Эгрегор, созданный многими поколениями выдающихся мастеров, будет мощно поддерживать вас на пути выправления сердца, медитации, даоинь…

    Удачных приключений.

  • Ода научному мировоззрению

    Ода научному мировоззрению

    Когда-то, когда моя квартира в силу обстоятельств становилась местом, которое регулярно посещали интересующиеся тайским массажем, среди гостей были в основном вполне приятные ребята и девчата. Но иногда попадались активные приверженцы веганства и сыроеденья.

    Лично я не имею никакого мнения об этих практиках. Чего только не бывает на свете. Читая древние даосские трактаты и не такое узнаешь. Пусть все живут, как им нравится.

    Но активный приверженец — это особая порода. Это человек, который склонен перевести на пропаганду его идей любой разговор.

    При встрече с такими персонажами, я включаюсь в режим «спаси свой народ от захватчиков».


    Оффтопик: как-то раз давным-давно мы встретились с бывшими одногруппниками в ресторанчике. Сидели, общались за жизнь, никого не трогали. Вдруг к нашему столу подошёл измёрзшийся на улице юнец. И молвил он: «Извините, что вас отвлекаю. Не хотите ли поговорить о боге?»

    Все притихли и замерли в разрыве шаблона. Через несколько секунд что-то во мне включилось и — я уже не помню, что я ему сказал — помню только, что это было тихо, вежливо и цензурно. Через секунду мальчика сдуло обратно в небытие. Было такое чувство, что после этого друзья вышли из разрыва шаблона и продолжили беседы с того места, на котором их поставили на паузу.


    Но это были нулевые. Тогда у людей было ещё изрядно социальных комплексов. Теперь новое поколение реформаторов гораздо гораздо раскованнее. И мои доисторические навыки испарять существ в небытие с ними не работают. Они обучены работе с возражениями не хуже кредитных коллекторов.

    Короче, не люблю я пропаганду и навязывание мнений. Это претит моему императиву свободы.

    Так вышло, что у меня весьма неплохое математическое образование, неплохой опыт разработки софта. И при этом я практикую даосские искусства и методы, которые сторонник «научного мировоззрения» будет рад разнести на щепки.

    Но тут давайте подумаем, а что это за «научное мировоззрение» такое.

    Научное мировоззрение или научная картина мира, перефразируя википедию — это особый способ понимания мира, основанный на обобщении различных научных теорий.

    Научное мировоззрение может меняться. Не сразу, конечно, но по мере обнаружения новых фактов, открытий, выявления ранее неизвестных закономерностей, может стать ясно, что привычное виденье мира должно принять во внимание новые знания и новые теории. И тогда мировоззрение, основанное на всей совокупности научных теорий, меняется.

    Человечество появилось не вчера. И в мире существует несколько научных систем, несколько научных мировоззрений. Есть комплекс так называемых европейских наук. Это то, что нам прививали в школе.

    Есть другая параллельная совокупность наук, вполне сформировавшаяся ко II в до н. э. на территории Китая.

    Наверняка, есть индийская научная система, система американских индейцев. Но индийская система не без потерь претерпела мусульманское завоевание, а американские — европейское завоевание.

    Китайская научная система тоже едва не сгинула в горниле опиумных войн, гражданской войны и культурной революции, но, к счастью, сохранилась вне материкового Китая, в первую очередь в Тайване.

    Была ещё персидская-арабская научная система, но она легла в основу нашей родной европейской.

    Таким образом, научных мировоззрений, научных картин мира столько же, сколько есть научных систем. И лично я неплохо знаком с двумя, пытаясь породить их совместное детище.

    Идея, что только научное, причём европейское научное мышление является единственным источником верных, полезных и надёжных знаний — это само по себе ненаучно. Ведь чтобы выявить верность тех или иных взглядов, нужно быть вне этих взглядов и исследовать их со стороны, объективно, разве нет? Оставаясь внутри системы убеждений, мы можем лишь репродуцировать один и тот же сон. Эта идеология, убеждение, вера в превосходство европейской науки носит гордое имя «сциентизм». Эта идеология по сути вычёркивает сотни тысяч лет развития человеческой культуры и как будто бы появилась из ниоткуда, снизойдя эврикой на дремучие головы варваров. Хотя, если вдуматься, эта идеология является очередным продуктом культурной эволюции.

    «И это пройдёт».

  • Что же такое дао

    Что же такое дао

    Если заглянуть в словарь китайско-русский, то там, конечно, будет изрядно нюансов. И в этом семантическом поле можно выявить два кластера:

    • путь, канал, проход, труба;
    • способ, принцип, смысл.

    К примеру, если вам задают вопрос, на который вы не знаете, что ответить, то нужно сказать «уо пу чжи дао» — «я не знаю», или если перевести чуть буквальнее «я не знаю смысла/способа/пути».

    Термин dào, таким образом, весьма схож с английским словом way. Говорят же братья англосаксы “Let’s do it in this way…” — «давай сделаем это таким способом…»

    В контексте даосизма же слово dào получило особый смысл.

    Для начала придётся дать небольшой исторический обзор.

    История вопроса

    Расцвет мысли

    В истории китайской мысли был золотой период. Он так и называется «период учёных ста школ». Сто школ — это метафора. Имеется в виду, что в этот период произошёл прорыв, как в философии, натурфилософии, этике, практиках долголетия, так и в прикладных науках. Именно в тот период сформировались мировоззренческие основы даосизма (Лао-цзы, Чжуан-цзы), тогда же жил и творил Конфуций, менее известные широкой публике, но тоже весьма краеугольные учения легизм и моизм — тоже родом из того времени. Это VIII–III вв до н.э.

    Распад державы

    А с социально-политической стороны всё было плохо. Это был период «Сражающихся царств» — период крайней феодальной раздробленности, хаоса. Прежняя центральная власть оказалась неспособной удержать контроль над множеством мелких, но амбициозных князьков и ранее единое общество распалось на множество мелких княжеств, которые постоянно вели войну друг с другом, совершали набеги.

    И при таком хаосе каждый из этих многочисленных князей был вынужден делать всё возможное, чтобы сохранить и укрепить своё княжество. В ход шло всё. Это было время постоянной интенсификации: совершенствовалось всё — оружие и военные теории, сельское хозяйство, кораблестроение.

    И, можно себе представить, что в постоянной гонке вооружений, в череде удач и провалов, на грани срыва, в неспособности понять смысл происходящего порой безумия, князья охотно нанимали к себе на службу разнообразных философов-мыслителей, чтобы те хоть что-то растолковали о том, как вообще устроен мир, как с ним быть и зачем всё это нужно.

    Мудрецы

    Философов, учёных было существенно больше, чем княжеств. И они странствовали от замка к замку, презентовали свои учения в надежде, что князь внемлет их идеям и наймёт на работу придворным мудрецом. Иногда кого-то нанимали, но чаще всего их прогоняли умничать в другие земли. Между мудрецами была высокая конкуренция, необходимо было обладать воистину системным, универсальным виденьем жизни, чтобы смочь заинтересовать князя — серьёзного занятого делового человека, на котором лежит нешуточная ответственность за процветание и само выживание его людей.

    Все эти учения назывались общим словом dào «способ». Мудрецы рассказывали о том, каким способом жить, каким способом управлять княжеством, каким способом взаимодействовать с соседями, каким способом настраивать себя на успех… По сути тогдашние «учёные ста школ» были весьма схожи с полчищами наших нынешних коучей, консультантов, тренеров и терапевтов, которым отчасти являюсь и я.

    Кто-то говорил, что нужен такой-то способ жить. Кто-то говорил, что нужен другой способ. Кто-то настаивал на первенстве закона, перед которым все должны быть равны. Кто-то твердил о важности образования и просвещения. Кто-то призывал придерживаться точно выверенных форм поведения, типа этикета, который помогает воспитывать в себе человеколюбие и чувство долга.

    Дао Лао-цзы

    Во всей этой многоголосице мудрости одним из голосов был голос Лао-цзы, автор «Трактата о Дао и добродетели». Есть много альтернативных переводов самого названия трактата, разные истории о том, как этот текст вообще появился. Об этом в другой раз расскажу.

    И самые первые строки этого текста таковы:

    道可道,非常道。名可名,非常名。無名天地之始;有名萬物之母。故常無欲,以觀其妙;常有欲,以觀其徼。

    Способ, который можно применить — это не неизменный путь. Название, которым можно назвать — не непреходящее название. Исток Вселенной — там, где нет названий. Есть название — и оно порождает бесчисленные объекты. Постоянно пребывай без желаний — и увидишь чудесную тонкую суть вещей. Постоянно желай — и увидишь ограниченность явлений.

    (Перевод мой)

    Какой же подход к миру, способ жить предлагает Лао-цзы.

    Он заявляет: «Вот, все эти понятные и применимые способы, которыми торгуют другие — это фикция, на них нельзя положиться, нет среди них ни одного универсального метода. Кучу терминов напридумали, обозвали ими всё на свете, а присмотришься — и каждую вещь можно по-разному называть, тут уж как посмотреть. То, на чём держится весь Мир — этой штуке никакого имени не придумать. Начнёшь давать имена — и сразу соскользнёшь в ворох отдельных частностей. Перестань вечно чего-то хотеть — и сможешь узреть тончайшую тайну всего. Ну, можешь и продолжать хотеть свои хотелки — но тогда ты увидишь только скорлупу вещей».

    Вот такой способ-путь dào предлагает Лао-цзы.

    Так и что же такое Дао? Как его описать?

  • Революция времени

    Революция времени

    В 2000 году Александр Бард и Ян Зодерквист написали блестящую книгу «Netократия» (Netocracy). В этой книге прослеживается эволюция вектора правитель—подчинённый. Когда-то правителем был тот, кто владел землёй и имел армию, чтобы защитить свою землю от захватчиков. А подчинённым был тот, кто на этой земле работал, кто выращивал ячмень, рис и кукурузу, пас коз и овец. Будь у тебя хоть сто мешков зерна, но без земли твоё зерно просто сгниёт. А если у тебя есть земля, то все козыри у тебя. Хоть сам с неё кормись. Но скорее всего ты привезёшь рабов, наймёшь управляющего и создашь себе армию. И лежи на печи, получай дивиденды.

    Потом произошла индустриализация. И правителями стали владельцы средств производства — заводов, машин, приборов. А подчинёнными стали рабочие. Тут ситуация очень схожая. Будь ты хоть гением, но без дорогостоящего оборудования, станков, производственных помещений, ты ничего не сделаешь. А если у тебя есть ангар и станок, то труженики найдутся. Получай дивиденды.

    А потом произошла информационная революция. Люди стали получать мегабайты новых данных в секунду. Купи то, купи это, поезжай туда, приезжай сюда, то вкусно, сё полезно. Как в этом всём разобраться?! И новой правящей элитой стали люди, способные объяснить, какое предложение является стоящим, а какое шлаком. Человек, у которого есть идеология, может направить массы в нужное русло. Мясо не покупай, это плохо. Хлеб не покупай, это вредно. Покупай овощи. Причём овощи бывают тоже плохие. Лучше покупай овощи с моей фермы. Не ошибёшься. И заплати за лекцию.

    Умение создавать потребительские сообщества, клубы с точно профилированным потреблением стало пропуском в элиту. А склонность потреблять всё подряд без системы и без ограничений — это удел новых рабов консьюмеризма.

    Дальше этого Netократия не заглядывает.

    Но теперь мы стоим на пороге новой революции: революции времени.

    Фантастические футурологические видения всё больше становятся реальностью. Роботы работают. Основной продукт современного общества — это свободное время.

    Со дня на день выяснится, что у людей есть уйма свободного времени, но они не знают, что с ним делать. И они будут пытаться тратить своё время на всякие глупости. На фоточки в инстаграмчике, на залипание вконтактике, на коллекционирование посещённых курортов, на прочие времяубийственные мероприятия. А новой элитой станет тот, кто может позволить себе бездействовать, и заниматься только тем, что любо и по сердцу. Ничем иным.

    Многие будут тратить своё время даже не на видимость деятельности, а будут цепляться за пережитки прошлых эпох. Люди будут пытаться сделать себя винтиками производственной системы или приверженцами идеологии. Они будут думать по-старинке, что только так можно заработать на хлеб насущный и не ошибиться с покупкой правильной продукции.

    В условиях автоматизации, высвобождения времени, лидирующей кастой окажутся те, кто понял, что можно себя не пинать и не принуждать к труду. Они поймут, что вовсе не обязательно придерживаться строгой диеты и правильного потребления. Всё можно. У таких людей будет психологический избыток. Перестав быть винтиками заводских и идеологических машин, эти люди будут делиться с миром вибрациями тепла и любви, человечности и долголетия.

    Если ты знаешь, как себя занять — ты принц. Если можешь сказать другим, как им себя занять — ты король.

  • Культурная эволюция

    Культурная эволюция

    Недавно я рассуждал, что культура — искусство, наука, особенности языка и форм поведения — есть порождение эволюции в гонке за выживание, сохранение рода и вида в целом.

    Сообщество, смогшее построить государство, поглотит племена, не имеющие государства и их уникальный генотип растает на просторах империи.

    После того, как возникло сообщество, обладающее выигрышными генетическими и культурными особенностями, природа будет заботиться о сохранении столь удачного типа людей. В этом контексте идеи типа национализма, изоляционизма, патриотизма — это важные эволюционные механизмы, обеспечивающие сохранность удачного человекотипа.

    С другой стороны, таких приверженных своему народу и традициям сообществ в мире не так уж и мало. Природе важна не только сохранность удачных человекотипов, но и их разнообразие. Случись какой-нибудь катаклизм, и окажется, что большинство людей не справится с новыми условиями, но найдётся и такой народ, чьи уникальные особенности культуры и генотипа помогут им выжить и так сохранить вид.

    Тибетцы и другие народы Гималаев умеют жить в среде с пониженным содержанием кислорода. Северные народы умеют жить в холоде. Южные — в жаре. И эти умения представляют собой комплекс генетических и культурных особенностей.

    Вообразим себе утопию, в которой нет никаких границ, никаких наций, никаких рас. Пускай все смешались в общем мировом котле в единый народ, где есть лишь персональные особенности и никаких групповых. И случается катаклизм. Выживает лишь небольшой процент людей, чьи персональные особенности дают им козыри в новых условиях. Но эти счастливцы случайным образом разбросаны по глобусу, собраться в сообщество им будет весьма затруднительно в силу расстояний. И быть может, по-одиночке они всё же вымрут окончательно. Или просто не оставят потомства, так и не встретив ни одной подходящей особи в радиусе обитания.

    Поэтому с точки зрения природы и эволюции важно, чтобы носители специфических особенностей проживали компактно. Представителям успешного рода, фамилии, нации лучше держаться вместе.

    Но природа также не собирается останавливаться на достигнутом. Важно не прекращать создание новых человекотипов. Поэтому везде есть особи, которые, будучи ведомы идеями либерализма и космополитизма, срываются из родных мест, переезжают в другие страны, съезжаются в интернациональные коммуны на тропических островах. Так продолжается поиск и формирование новых человекотипов, обеспечивается эволюционная изменчивость.

    Я так пишу сейчас одну программу. Дело это творческое. Есть много вариантов, как можно решить задачу. Я пишу одну версию программы. Она работает и хорошо справляется с задачей. Я её копирую в отдельный файл и больше не трогаю. А основной файл переделываю, пока не получу другой работающий вариант. И так у меня накапливается пара дюжин программ. Все решают одну задачу, но весьма по-разному. Оставить одну версию и выбросить остальные — не разумно. Все хороши. Но если взять и смешать в одну мозаику все варианты сразу, то это просто не будет работать.

  • Объяснения и предсказания

    Объяснения и предсказания

    Согласитесь, что объяснение известного и прогнозирование неизвестного — это две большие разницы.

    Положим, вы знаете, что в такой-то день рубль подорожал. Мы можем придумать сотню объяснений, почему так вышло.

    Но какую пользу это нам даст задним-то числом?

    Вероятно, что потренировавшись на известных событиях, мы сможем предсказывать будущие. Но штука в том, что именно такое стечение факторов, как в объяснённом нами примере, больше никогда не произойдёт. А даже если произойдёт, то эффект будет совсем иным. Потому что какие-то факторы, оказывается, не были учтены.

    Прогнозирование и объяснение — это совсем разные виды деятельности. Подробное объяснение причин отдельного события делает мизерный вклад в нашу способность прогнозировать будущие события. Для прогнозирования нужны совсем иные навыки, чем для искусства всеобъяснения.

    Но это ускользает от внимания многих прогнозистов. Они продолжают читать чужие кейс-буки, тренируются на объяснении прошлого на очередных курсах.

    На наших курсах Цимэнь Дуньцзя наш доктор Алехандро Пенатаро, на мой изнеженный взгляд, порой даже резко пресекает попытки рассказать ему как всё развивалось в прогнозируемом проекте. Он сначала час рассказывает о неизвестном ему будущем ситуации, а лишь потом спрашивает у автора запроса, как там развивались события на самом деле. И студенту обычно нечего добавить.

    Такой способ преподавания воистину даёт учащимся вкус и понимание процесса выработки прогноза. А разжёвывание причин и факторов, обусловивших то, что и так всем известно, оставляет человека в непонятках, когда он остаётся наедине с реальным кейсом, где нужен прогноз.

    Зад и перёд — это разные стороны. Умение делать массаж спины едва ли помогает научиться делать массаж живота. Уж слишком разные это штуки. Известное прошлое и неизвестное будущее — совершенно разные жанры.

    Ходить годами по знакомому вам городу — это может накачать мышцы ног. Но оказавшись в бескрайней степи, в открытом море или в дремучем лесу, вы, скорее всего, совершенно потеряетесь. Чтобы уметь создавать несбывшееся, нужно создавать несбывшееся. Чтобы ориентироваться в открытом море, нужно изучать морскую навигацию, а не бегать по стадиону одними и теми же кругами.

    Я сам когда-то грешил тем, что на поводу у отраслевой моды, брал дату рождения какого-нибудь Майкла Джексона или Арнольда Шварценеггера и пытался объяснять его судьбу, подглядывая в его биографию. Я понимал, что так может выйти неплохой рекламный текст с высокой посещаемостью, благодаря упоминанию популярных имён. Но у меня оставалось чувство подделки. Это как продемонстрировать всем гвоздь, забитый моим дедушкой, и говорить, что я знаю, как забивать гвозди.

    Поэтому я никогда не запоминаю кейсы своих клиентов, почти не пишу статей о том, как это было, не веду записей, не возвращаюсь к старым кейсам. Нужно иметь пустую голову, чтобы в ней могли проступить образы того, чего нет. Если же голова полна старыми примерами, то несбывшемуся там не поместиться.

  • Культура и природа

    Культура и природа

    Который день уже я время от времени задумываюсь о том, что привычное многим противопоставление культуры и природы не имеет под собой основания.

    Обычно думают как: что в природе все друг друга едят и ходят с каменными топорами наперевес, а в культуре люди поют псалмы, придерживаются этики, размышляют о космосе, пишут картины, изобретают самолёты, запускают спутники.

    Если вернуться в то время, когда человеки ещё ходили с каменными топорами, то представьте себе два соседних сообщества. Одно из них умеет пользоваться рогаткой, а другое пока нет. Кто победит в очередной стычке за рощу со зрелыми бананами?

    А теперь представим себе два вида человеческих особей. Одни неповоротливые, крупные и с короткой шеей. Другие ловкие, быстрые, с длинной шеей, дающей хороший обзор. Кто соберёт больше бананов?

    Но умение делать рогатки — это культура, результат деятельности разума. А особенности телосложения — это результат эволюционного поиска оптимальной мутации, продукт природы.

    Таким образом, биологическая способность мозга обеспечивать решение задач разума — это конкурентное преимущество и играет по правилам эволюции и естественного отбора.

    Сообщества, смогшие понять пользу колеса, выжили. Остальные практически нет. Сообщества, смогшие понять, что центрированное колесо гораздо лучше плохо центрированного, выиграли. Они пережили, захватили, ассимилировали прочих.

    Умение сложить песнь, балладу, гимн, эпос, в котором будут мнемонически вложены все важнейшие достижения рода, даёт преимущество. Достаточно выучить с пелёнок эту песнь и ты уже много знаешь и про колесо, и про рогатку, и про географию, и про климатологию.

    Изобретения и культурно-научные достижения, направленные на улучшение качества жизни, на привитие полезных навыков, на развитие сознания, на создание способности к успешной жизни в самых разнообразных условиях — это и механизм эволюции, это часть природы. Культура — это часть природы.

    Даже казалось бы совершенно непрактичное «высокое искусство» помогает людям развивать воображение и гибкость сознания. Так, сообщества, умеющие лакомиться академическим джазом и абстрактной живописью, способны и сверх-технологии создавать.

    Иные формы искусства и духовных практик несут полезную функцию исцеления, снятия стресса, интегрирования разрозненных частей сложной человеческой личности в единое целое. Не является ли общение с богами общением с гениальными частями собственного существа?

    Умение сохранять традиции, знать историю, обращаться к мудрости, накопленной поколениями — сформировалось как инструмент выживания и прогресса. Времена меняются и в разное время могут оказаться полезны разные системы взглядов. В новых условиях могут оказаться полезными идеи и взгляды, возникшие века назад. Изобретать их уже особо не приходится. Достаточно лишь вспомнить классику и многие пользы уже обретены.

  • Перестройка

    Перестройка

    Во многих традиционных системах совершенствования человека существует такое понятие как «болезнь шамана». Путь шамана обычно начинается с кризиса. Человек переживает существенное и весьма неприятное расстройство. Как правило, это психическое расстройство. Зачастую оно сопровождается психосоматическими расстройствами. Процесс этот обычно весьма болезненный и очевидный для окружающих. То есть хронический ринит не считается. Болезнь шамана — это кризис.

    Выбравшись из этого кризиса с помощью наставников, или (что труднее) самостоятельно, человек обнаруживает в себе способности, которых раньше не было. Но для этого важно выбираться и шторма не назад в привычный мир, а вперёд в новый мир.

    Есть множество антропологических исследований на эту тему. Кто-то считает, что в традиционном обществе такие кризисы являются социально навеянными. От ученика ожидается, что с ним случится кризис. И кризис случается. Кто-то полагает, что это неизбежная трансформация, необходимая для перестройки личности, реструктуризации мозга, энергий и духа практика.

    Сегодня у многих на слуху, что медитация реструктуризует мозг человека. Мол, мозг медитирующего человека отличается от мозга обычного человека. В мозге медитатора более объёмны одни области, менее объёмны другие области, иначе устроены связи в мозге. Это, очевидно, так.

    Но подобные видоизменения мозга актуальны и для любых других людей, активно развивающих в себе тот или иной навык. Мозг профессионального балетного танцора, шахматиста, шеф-повара, лондонского таксиста, обходящегося без навигатора, любого усердного практика того или иного искусства, отличается от мозга обычного человека. И эти изменения происходят в процессе тренинга.

    При постепенном длительном обучении эти изменения могут происходить плавно и давать ученику время на незаметную неторопливую адаптацию к своей новой структуре. Если же процесс происходит интенсивно, то реструктуризация систем может происходить слишком быстро, вызывая существенные временные дисбалансы в системе.

    Интенсивная перестройка систем болезненна и неприятна. И люди, не готовые нырнуть в омут трансформации, не знающие, что на другой стороне этого шторма есть новая земля, склонны избегать такого опыта, сторониться вхождения в болезнь шамана. Ведь этот процесс, во-первых, неприятен, а во-вторых, грозит потерей привычных навыков и взглядов и появлением новых совершенно неведомых способностей.

    Хочется вспомнить принца Гамлета (перевод В. Набоков)

    Так
    всех трусами нас делает сознанье,
    на яркий цвет решимости природной
    ложится бледность немощная мысли,
    и важные, глубокие затеи
    меняют направленье и теряют
    названье действий.

    Thus conscience does make cowards of us all;
    And thus the native hue of resolution
    Is sicklied o’er with the pale cast of thought,
    And enterprises of great pith and moment
    With this regard their currents turn awry,
    And lose the name of action.

    Роль учителя на таком пути — это, с одной стороны, поддерживать ученика в его прохождении сквозь кризис, а с другой стороны, заманивать ученика в шторм трансформации. Оставаться рядом и ждать ученика на той стороне, на новой тверди.

    Поэтому при наличии у человека нежелания входить в болезненный опыт, близость учителя может восприниматься как угроза. Воздействие учителя может восприниматься как что-то противоречивое. Вроде, он хорош, но и плох одновременно. От него чувствуется и поддержка, и угроза. Учитель поддерживает то, что должно развиться на пути, но угрожает ликвидацией тому, что лучше оставить в прошлом.

    И при сильном желании оставаться «собой», при большой уверенности в своём совершенстве, при нежелании сталкиваться с интенсивной перестройкой, общение с настоящим учителем может быть совершенно невыносимым.

  • Тайные учения

    Тайные учения

    В мире существуют тайные знания. Есть сообщества людей, которые обладают определёнными знаниями и умениями, которые они сохраняют в узком кругу и не делятся со всеми желающими.

    Такие сообщества и секретные знания можно разделить на несколько основных групп.

    1. Знания предоставляют силу, власть, возможность в той или иной степени становиться хозяевами мира. И не нужно, чтобы властелинов было много. Чем меньше, тем лучше. Знания открываются только своим людям, тем, кто не станет управлять миром в какую-то другую сторону, чтобы не было конфликта интересов.
    2. Знания помогают налаживать жизнь, налаживать здоровье, решать отдельные вопросы. И в принципе, ими можно бы поделиться со всеми. Но есть опасность, что человек с дурной головой и кривым сердцем воспользуется методами превратно и сможет с их помощью портить жизнь, красть здоровье, запутывать мир. Поэтому нужен некий этический контроль, чтобы знания не попали в руки безумцев.
    3. Знания не обладают никакой практической пользой. Они только для себя, для некоего духовного совершенствования или чего-то подобного. Но знания эти настолько тонки, настолько трудно-изъяснимы, что понять их настоящий смысл способен далеко не всякий. Нужно обладать уникальным складом мышления-чувствования, чтобы смочь поймать волну тонких поучений. Неподходящий человек просто ничего не поймёт, воспримет эти знания как чепуху, станет публично надсмехаться и портить авторитет знания перед людьми. Жаль, если из-за этого даже подходящий ученик постесняется приблизиться к школе.
    4. Поэтому следует не делиться ничем утончённым и сущностным с тем, кто ничего не поймёт. Такому человеку можно рассказать какие-то общественно полезные банальности, а настоящее приберечь для подходящего слушателя.

    Если вы ищете редких знаний и тайных методов и они сокрыты в глубинах сообщества третьего типа, то вы об этом скорее всего даже не узнаете. То есть либо вам всё расскажут без утайки. Либо вам расскажут банальные азбучные истины и вы даже не узнаете, что там было что-то глубже. Либо расскажут то, что вы можете понять, и вы будете довольны.

    Если то, что вас интересует, сокрыто в сообществе второго типа, то вам устроят проверку. К вам будут присматриваться. Поить чаем, говорить о погоде. Будут с вами водить дружбу, приглашать в гости. Но знанием согласятся поделиться лишь, когда убедятся, что вы умственно здоровы и сердечно светлы. До этого вам могут рассказать разве что пару приёмов, как излечиться от безумия и душевного мрака.

    Сообщество первого типа нет смысла искать. Оно найдёт вас само.

  • Вера в упадок

    Вера в упадок

    Многие уверены, что закон природы таков, что каждый сделанный шаг, каждый сделанный выдох, каждое пережитое ощущение и каждый прошедший миг — это ещё один способ приблизиться к смерти.

    Это убеждение воспето в образе Смерти, который наблюдает за песочными часами каждой жизни и приходит в назначенный час, чтобы собрать урожай своей косой.

    Это убеждение воспето многовековыми философскими традициями, утверждающими, что то, что имеет начало, обязано иметь конец.

    В рамках этого убеждения каждый человек — это ракета, отправленная в полёт в одну сторону. Топлива в ней только, чтобы долететь до цели, и нет никаких бензоколонок.

    Но мы-то знаем, что ракеты бывают разные. Возможны ракеты на звёздной энергии, возможно использование гравитационных неравномерностей. Возможны замкнутые экосистемы с возобновлением.

    Но добывать энергию из Пустоты, как хотел великий Тесла, у нас всё ещё получается со скрипом. Не потому ли, что глубоко в основах мы убеждены, что всё должно иссякать, заканчиваться, останавливаться, прекращаться.

    А что если каждый выдох — это не упавшая песчинка на полке у Смерти, а что-то иное? Что если каждое движение — это не расход сил?

    Что если каждый вдох-выдох — это взаимообогащающий обмен потоком. Что если каждое движение приводит мир в гармонию и снимает избыточное напряжение. Что если мы заменим веру в упадок и максимизацию энтропии на веру в максимизацию гармонии и полноты жизни?

    Что если на каждом вдохе мы вбираем в себя чистую идеальную ци Неба, которое радо передать нам часть своей избыточной ясности. Что если на каждом выдохе мы отдаём Земле то, что нами отработано, и Земля рада принять этот выдох, чтобы превратить его в новую чистоту.

    Что если мы питаемся так, чтобы не насиловать пищеварение? Что если каждый вдох и каждый кусок пирога — это шаг к тому, чтобы в мире стало больше красоты, ясности, гибкости и живого дыхания?

    Что если собственным убеждением в том, что жизнь — боль, мы сами делаем себя непригодными элементами для живого дыхания мира? И тогда мир нас отторгнет.

    А что если есть способы стать ценным звеном в живом дыхании мира?

  • Резонансы

    Резонансы

    Вообще-то в технических системах резонанс — это часто нежелательное явление. Представьте себе бокал для коньяка. Если стукнуть по нему карандашом, то бокал начнёт звучать на совершенно определённой ноте. Эта нота — собственная частота колебаний, на которой бокал начинает звучать при любом внешнем воздействии. А теперь представьте себе злоумышленника, который подносит к бокалу динамик, издающий звук именно на этой ноте. Колебания внешние и внутренние накладываются одно на другое и это может повредить бокалу. Он может запросто лопнуть, потрескаться, взорваться.

    Для того, чтобы такая беда могла случиться, нужно, чтобы объект был твёрдым и негибким — как бокал. Или как стальной мост. Кстати, именно поэтому детали стальных мостов не сваривают в единый монолитный объект. Части мостов обычно соединяют заклёпками. Чтобы он не мог звучать как звонкая струна или бокал. Клёпаный мост при ударе будет звучать на разноголосице нот лишь некоторыми деталями. Это будет сливаться в безвредное дребезжание, которое не вызовет никаких резонансов. А монолитный мост может быть взорван злоумышленником, который знает его собственную ноту. Включаешь динамик, вводишь систему в резонанс, и она разлетается миллионом осколков как хрустальный бокал.

    Некоторые люди подобны монолитному мосту, хрустальному бокалу, натянутой струне. Одно слово на нужной ноте — и человек мигом низвергается в пучину резонанса. Гудит любимой эмоцией на полную громкость, пока не иссякнут силы, или пока не лопнет что-то внутри.

    Для кого-то такой любимой нотой является гнев, для кого-то желание-алкание-страсть, для кого-то что-то более сложное. Например, желание ничего не знать, стремление проигнорировать и закрыться. Или ревность. Или гордость.

    Чтобы быть человеком, уязвимым к воздействию резонанса, нужно быть твёрдым и цельным. Твёрдые убеждения, однозначные рефлексы, неизменные напряжения превращают человека в струну, готовую в любой миг зазвучать на определённой ноте. И таким человеком легко управлять.

    Покуда живы жадины вокруг, удачи мы не выпустим из рук.

    Склонность впадать в резонансы — это возможность оказаться героически эффективным в резонансной ситуации. Но и риск перегореть и лопнуть.

    С точки зрения долголетия таких состояний лучше избегать. Поэтому практики долголетия направлены на то, чтобы человек становился гибче, мягче, чтобы он становился многосоставным, состоящим из множества отдельных деталей, как клёпаный мост. Все части вместе эффективно справляются с задачей, но связь между ними слабая — они не сварены в единый монолит, но соединены гибкими и слабыми связями.

    Стратегия клёпаного моста — это и выбор самой природы. Наши тела состоят из множества взаимозаменяемых, гибких и изменчивых клеток. Нейроны мозга не связаны в единый кабель, а являются отдельными клетками, передающими друг другу импульсы через зазоры.

    Общество, перед которым стоят героические задачи, как то постройка великой стены или первенство в космосе — прочные и звенящие единой идеей. Но они так легко могут развалиться при метком воздействии. Поэтому им необходимы особые меры безопасности и изоляции.

    Общества, могущие позволить себе роскошь социального здоровья редко строят грандиозные пирамиды. Или, как говорила моя школьная учительница — не страдают гигантоманией.

    Человек, натянутый как струна — это расходный материал. Как копьё или пуля. Как однозначно запрограммированный на единственную функцию муравей. Человек мягкий и гибкий, изменчивый и многогранный — имеет значительно больше шансов на выживание. Но он совершенно неудобен в быту. Всё время норовит превратиться во что-то иное.

    Даосы говорят:

    Самое прямое дерево срубят первым. Самую умелую обезьяну первой посадят на цепь.

    Почему-то так вышло, что мужчинам свойственнее стремиться к подвигам. И для этого им нужно быть прочными, но хрупкими монолитами. А с женщинами вышло так, что им обычно интереснее долголетие и выживание. Поэтому они гибкие и изменчивые. Поэтому до изобретения письменности в мире было много матриархальных обществ. Способность жить долго и сохранять культуру была важнее, чем способность догнать антилопу, надорвав сердце.

    Изобретение письменности в этом контексте — это первая гендерная революция.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты