Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Устойчивость

    Устойчивость

    Человеку важна устойчивость. Но устойчивость — это не каменная непробиваемость, это просто крепкая связь с землёй.

    Если с землёй связь некрепкая, то человек больше похож на перекати-поле, на бродягу, мечтателя, вечно в облаках, непрактичный… При некрепкой связи с землёй возможна также склонность к созависимости — привычке цепляться за других людей, как за якорь, который в свою очередь уже держится за землю.

    Во всех школах цигун и нэй-гун уделяется большое внимание развитию контакта с землёй. Всем известное упражнение «большое дерево» как раз об этом. Чжуан-цзы имел в виду тоже это: «настоящий человек дышит пятками, а обыкновенные люди дышат горлом».

    Неискушённому читателю может показаться, что чем крепче связь с землёй, тем более практичным, приземлённым и, что ли, провинциальным, земным становится человек. Поэтому многие стремятся уменьшать связь с землёй, чтобы достигать небесных прозрений и божественных состояний. Однако, это заблуждение. При крепкой связи с землёй может возникнуть ясное ощущение того, что Небо начинается ровно там, где заканчивается Земля, и что нам нет нужды делать усилия к тому, чтобы оказаться где-то в небесном, мы и так в нём постоянно пребываем. И нам нужна сила и устойчивость, чтобы небесные ветра не метали нас как соринку, а чтобы мы могли, крепко стоя на своих ногах, или уверенно сидя на своём месте, смотреть лицом к лицу во всё то небесное, которое только и происходит вокруг.

  • Особые вопросы

    Особые вопросы

    Работая в сфере Divinations, часто встречаешься с особыми вопросами.

    Тут нужно сразу пояснить, что такое divination.

    В русском языке я не знаю аналога этому английскому слову. В словарях его переводят как предсказание, пророчество. Этимологически и пред-сказание, и про-рочество (от слова реку, речь, изрёк) — близнецы: говорить наперёд.

    Но divination — от слова divine, божественный. Divination — это практика общения с богами. К слову, divine, deus, diety (божественный, бог, божество) родственны санскритскому дэва.

    Раз уж повело в лингвистику, то китайский аналог zhān означает «говорить то, что изображено в трещинах на панцире черепахи». Они так раньше гадали — бросали в огонь панцирь черепахи, от жара панцирь трескался, и по трещинам потом что-то говорили.

    Но вот, ведь, в чём дело. Будущего нет. В каждый момент времени перед нами простирается бесформенное многообразие возможностей дальнейшего пути. Пока не приняты решения, не сделаны шаги, не заявлены намерения, будущее остаётся многовариантным, бесчисленно вариантным. Но в тот миг, когда мы хотя бы сказали, как всё должно развиваться — мы приложили волевое усилие к тому, чтобы помочь озвученному варианту начать воплощаться.

    Представьте себе сауну. А в сауне к потолку подвешена кадка с ледяной водой. А к кадке приделана верёвочка. Тянешь за верёвочку, кадка наклоняется и низвергает на тебя ушат ледяной воды.

    Когда мы размышляем о будущем, говорим о нём, придумываем, как было бы лучше, выражаем свои желания и предпочтения — мы тянем за верёвочку. Во время размышлений и разговоров мы помогаем одному из вариантов будущего стать вероятнее других.

    И теперь об особых вопросах. Особые вопросы, которые мне порой задают, звучат так:

    • Как будут развиваться наши отношения?
    • Как будет развиваться мой бизнес?
    • Что меня ждёт в будущем?

    Такие вопросы задаются в рамках предположения, что некое будущее уже предначертано. И да будет каждому по вере его. Если человек предполагает, что некое будущее уже предопределено, то от меня требуется засучить рукава и выудить из бесформенного киселя многовариантности будущего одну из струек — и сделать её более вероятной, чем другие. Таким образом, когда меня просят пред-сказать будущее, мне нужно это будущее создать — взять на себя ту работу, которую каждый человек в состоянии делать сам собственными решениями, размышлениями и желаниями. И это большая ответственность. Это как пустить за руль своей машины другого человека: предполагается, что он неплохой водитель, — всяко лучше, чем хозяин авто.

    Я же, в свою очередь, не могу похвастаться тем, что являюсь превосходным водителем. Поэтому, когда я получаю запрос на пред-сказание будущего, я стараюсь уклониться от ответственности. Либо я пытаюсь вернуть руль обратно хозяину — клиенту. Пусть сам рулит своей жизнью, а я могу подсобить по навигации и консалтингу — превратить встречу в подобие коуч-сессии. Либо, если человек наотрез отказывается держать руль, я перепоручаю заказ более умелым рулевым — божествам, Гауньинь, например. Уж она-то не напортачит.

    Таким образом, я не предсказатель — это технически невозможно. Я — либо коуч-стратег, либо дивинатор.

  • Практичность и идеальность

    Практичность и идеальность

    Часто мы думаем, что практичная педантичность в распределении вознаграждений и грамотной организации управленческих процессов спорит с идеальным. Что там, где занимаются развитием и духовностью, нет места здравому менеджменту.

    Либо ты учишься и развиваешься, либо ты работаешь за деньги. Мол, прагматизм и финансовая дисциплина может испортить духовные достижения.

    Демонизация денег, страх организованности. Увы, это есть в наших умах.

    Примирить прагматизм и одухотворённость непросто. Но не невозможно. Дело в том, что пока прагматичные вопросы не налажены, идеальная духовность может быть неустойчивой и то и дело упираться в материальные проблемы. Обеспечение защищённости духовному пути включает в себя вопросы финансирования и менеджмента.

    Вред денег и прагматизма — это придуманная концепция. Но эта концепция очень глубоко вмонтирована в наши менталитеты. И устранение этого бага может увести нас в давние детские переживания, когда нам не давали карманных денег, чтобы мы не тратили их на чупа-чупс и прочие глупости.

    Некоторым людям полезно воздержание от денег, если человек склонен к вещизму и потребительству. Ранее бедные общества Европы и Азии выработали обеты бедности как лекарство от неудержной погони за «благами цивилизации». Но если мы выросли в достатке, то такие лекарства нам не нужны. Ибо мы привыкшие к тому, что за благами цивилизации нет нужды гоняться. Они просто есть. И применение средневековых методов к современным людям — вне контекста.

  • Полезно доверять чувствам

    Полезно доверять чувствам

    Да, многие это знают. Но при этом многие считают, что доверять полезно только хорошим чувствам. Плохим чувствам доверять, мол, не стоит.

    Раздражение, возмущение, зависть, ревность, болезненная привязанность и всё такое — это функции эго, которое нужно ликвидировать. А вот одухотворённое вдохновение, безусловная любовь, благость и прочие кайфы — это настоящие чувства, им нужно доверять.

    Давайте разберёмся. Эмоциональные состояния — и плохие, и хорошие — это особенности потока ци в наших каналах. Если мы переживаем злость, то ци определённого качества течёт по определённым каналам. Если мы переживаем благость, то ци определённого качества течёт по определённым каналам. Разницы нет. То есть она, конечно, есть, но её и нет.

    Когда я был маленький, то по радио (такое кнопочное на кухне) часто крутили песню про то, что дождь и снег, любое время года надо благодарно принимать. Мне в этой песне нравилось всё, кроме слова «надо».

    Любая эмоция — это реакция энергетической системы на те или иные обстоятельства в нашем теле, энергетической системе или духе. Как дождь или ветер — можно их любить или не любить, но они являются проявлением тех или иных системных глобальных процессов в экосфере Земли. И не любить дождь или вьюгу — значит не любить Землю. Нелюбить собственный гнев, или собственную тупость — это нелюбить собственное устройство. И этой нелюбовью наносить себе ещё больше вреда.

    Любая эмоция является диагностической информацией. Застревание в неприятных эмоциях, как и залипание в прелестях — это симптом. Живой организм живёт всеми цветами радуги и содержит все состояния души и сознания в каждом моменте. Поэтому часто говорят, что «просветлённый» ничем не примечателен, ничем не выделяется, что совершенномудрый ведёт себя обычно, одевается как все и ничем не привлекает внимание.

    Застревание ци в районе верхнего даньтяня может вызывать эйфорию и невероятно благостные состояния. А также вести к безумию.

    Эго — это не злость и зависть. Совершенство — это не благость и восторженность.

    Эго — это чрезмерное внимание к своим непостоянным переживаниям, как к чему-то, определяющему нас.

    Совершенство — это способность жить на самом дне самого глубокого океана и с любовью к собственному дыханию проживать все возможные состояния, не переча им, и не выпячивая.

    Дай жизни жить, дай людям жить, как им нравится, вовремя ешь и достаточно спи.

  • Гнев это плохо

    Гнев это плохо

    Все знают, что гнев — это плохо, что гнев разрушает отношения, собственное здоровье.

    Все знают, что весна — это романтический сезон, сезон любви и новых отношений или расцвечивания существующих.

    Гнев — это выражение стихии дерева. Весна — это выражение стихии дерева. Если стихия дерева находится в сбалансированном состоянии, то она выражается не как гнев, а как целеустремлённость, увлечённость и изобретательность. Стихия дерева становится гневом только если она выходит из баланса.

    А почему дерево выходит из баланса? Потому что энергия стихии дерева встречает сопротивление. Когда мы подавляем в себе гнев, запрещаем ему проявляться, то ци дерева застаивается в печени и желчном пузыре и делает нас желчными, злыми, гневными. Если мы не блокируем в себе гнев, не копим его, то энергия дерева прорастает весенними почками новой жизни.

    Это, однако, не означает, что нужно выражать всякий гнев, как только он возник. Если позволять ци дерева прорастать свободно, то она не станет застаиваться и превращаться в гнев. Дать себе свободу во всяком проявлении — приводит к тому, что проявления перестают быть драматичными. Запреты ведут к революциям, излишний контроль к прорывам безответственности. Посмотрите, сколько разрушений дорожному покрытию приносят непрополотые травинки.

    Пускай растёт.

  • Китайская метафизика

    Китайская метафизика

    Метафизика описывает то, что лежит за пределами физической ощутимой реальности. Это что-то непостижимое, во что можно только верить и всё.

    Зачастую китайские науки о жизни называют «китайской метафизикой». Это не верно.

    Китайские науки такие как бацзы суаньмин, ци мэнь дунь цзя описывают не что-то потустороннее, находящееся в руках непостижимых всесильных демиургов, а нечто по-эту-стороннее, обнаружимое, осязаемое. Поэтому называть эти науки метафизическими не нужно.

    Да, многие из нас не умеют чувствовать Ци и различать разные её состояния. Поэтому приходится верить на слово знатокам и верить в концепцию Ци, как в нечто потустороннее, метафизическое. Однако, наша неспособность осязать или наблюдать Ци и её структуры не означает, что они непостижимы. Это лишь нехватка опыта и практики, недостаточная тренировка. Поэтому людей, рассуждающих о Ци часто воспринимают либо как шарлатанов, либо как мистиков, имеющих доступ к тому, что лежит за пределами реальности.

    Механизм кармы тоже вполне обнаружим и присутствует прямо здесь в нашей жизни. Однако, неумение замечать этот механизм заставляет нас либо верить, что эти законы находятся в руках неких потусторонних сущностей, либо не верить вовсе.

    Это похоже на положение дел в науке о микробах. До изобретения микроскопа Иоанном Липперсгеем и Захарием Янсеном в 1590 году идеи о микробах оставались спорной теорией, граничащей с шарлатанством и мистицизмом.

    Ци можно научиться чувствовать, практикуя телесные практики вроде цигун или даоинь. Разные режимы функционирования Ци можно научиться различать. Разные фракции и агрегатные состояния Ци можно научиться обнаруживать.

    Гэ Хун писал:

    Хорошо умеющий регулировать ци внутри может пестовать своё тело, а снаружи — уничтожать всякое грозящее ему зло. Вот что все люди хотя и используют каждый день, но сути чего они совсем не знают.

    Гэ Хун «Баопу-цзы». Пер. Е. А. Торчинов.

  • О травмах

    О травмах

    Одна из существенных неприятностей во всякой травме — это нелюбовь. Нелюбовь к пораненному месту. «Ах, ты дурацкая часть тела, что ж ты такая неуклюжая» — порой невольно думаем или чувствуем мы голосом строгого воспитателя.

    То же самое мы делаем с пораненными частями души — корим себя, свои чувства за нелепость и бестолковость.

    Вчера я ошпарился кипятком. Пролил на руку из чайника, когда на весу наливал кипяток в кружку. Свежий крутой кипяток.

    Первое, что сделал — это сказал неприличное слово. Не себе, не руке, а просто, чтобы дать выплеск скачку адреналина.

    Потом я полил руку ледяной водой. Это важный практический совет.

    Потом я пошёл на то же самое место, где случился инцидент, взял в руки тот же чайник, ту же кружку. И точно так же, как минуту назад, продолжил наливать кипяток в кружку. Чуть-чуть аккуратнее. Этот шаманский трюк делается для того, чтобы убрать стресс и страх. Мол, вот, видишь, всё хорошо. Ничего страшного. Мы это можем. Просто промахнулись. С кем не бывает. Ты хорошая, я хороший, мы хорошие, кипяток хороший. Теперь чаю попьём.

    Потом был ледяной компресс и алхимический бальзам. Но самое важное было, как я считаю, повторить опыт, ставший неудачным, но удачно. Чтобы перезаписать память.

    Это применимо ко всему. Потерял на сделке деньги — заключи ещё одну, но чуть умнее. Потерял любовь — влюбись снова, но чуть добрее. Наступил в лужу — пройди там ещё раз, но чуть аккуратнее, не промокнув. Упал с велосипеда — катайся снова, чуть осознаннее. Или как было написано у кого-то на футболке, born stupid — try again.

    В этих повторах не должно быть никакого «соберись, тряпка, марш снова». Не ругайте себя, любите себя. Пусть это будет игрой, которую пришлось ненадолго прервать на техническую заминку.

    А иначе ходить нам всем в незаживающих волдырях со всех сторон.

    Любовь и убирание страха — исцеляют.

  • Стадии принятия счастья

    Стадии принятия счастья

    Многие знакомы с пятью стадиями принятия беды:

    • Игнорирование;
    • Торговля;
    • Агрессия;
    • Депрессия;
    • Принятие.

    Сначала человек прикидывается, что никакой беды не произошло, что оно само рассосётся. Потом осознание приходит и человек начинает пытаться выкупить себе другую версию реальности — свечками в церкви, букетами роз… Потом торговля не помогает и идёт в бой крайнее проявление слабости и отчаяния — агрессия. Она выжигает всё и оставляет после себя депрессию. И только потом можно, приняв болезненный опыт, продолжать жить дальше.

    А, вот, может, я ничего нового не придумал, но мне кажется, что когда приходит счастье, то человек проходит через подобные пять фаз, прежде чем впустить это счастье в сердце и в дом.

    Игнорирование

    Сначала человек прикидывается, что никакой эдакой счастливой перемены в его жизни не произошло.

    — А? Что? У меня большо нет долгов? Да ну. Мы все должны центробанку по факту рождения.
    — А? Что? У меня новая девушка? Да не. Просто знакомая.
    — М? Мой проект, наконец, заработал? Нее. Там ещё куча работы на самом деле. Это так. Случайный запуск. Всё равно сломается. Не считается.

    Торговля

    Наконец, становится ясно, что счастье пришло. Но жить с этим не очень-то и привычно. Поэтому тут происходит что-то типа проверки счастья на прочность.

    Типа, а что будет, если напиться. Счастье пропадёт или нет? А если опоздать на встречу, то отношения испарятся или нет? А если не уделять внимание, а если говорить глупости, а если уехать на два месяца в Тай…

    Годятся любые способы задавить новое счастье. Попытаться вернуть себе прежний способ жизни, который был до счастья.

    Эйфория

    Когда становится ясно, что никакими глупостями новое счастье не задавить, то вместо агрессии приходит эйфория. Ура! Ура! Ура! Жизнь прекрасна! Какое всё зелёное, какое всё красивое!!!

    Депрессия

    Затем наступает депрессивное похмелье. Период постоянной эйфории опустошает. Наконец, становится больно улыбаться и скучно смеяться. Восторгов по поводу счастья было так много, что приходит усталость.

    Принятие

    А после этого можно спокойно жить в обнимку с новым счастьем.

  • Тонкое искусство

    Тонкое искусство

    Есть такое тонкое исскусство: управлять мужчиной так, чтобы он этого не заметил, но делал бы то, что решила женщина, думая, что он сам всё решил и сделал.

    Есть более тонкое искусство: управлять женщиной так, чтобы она этого не заметила и думала, что это она незаметно управляет мужчиной, хотя на самом деле, она это делает, находясь под внушением мужчины, и её «незаметное управление мужчиной» оказывается просто помощью и поддержкой ему.

    Есть ещё более тонкое искусство: управлять миром так, чтобы никто тебя не замечал, чтобы фамилия твоя была неизвестна никому, но чтобы все ниточки приходили к тебе.

    И самое высокое искусство — это не управлять ничем и никем. Не управлять ни заметно, ни незаметно, ни миром, ни женщиной, ни мужчиной. А если чем-то и управлять, то только собой.

    И позволить миру оказаться таким, как тебе нравится.

  • Раскрытие потенциала

    Раскрытие потенциала

    В даосском понимании есть две штуки: потенциал и сила.

    Признаться, я не помню, какими именно знаками записываются эти термины по-китайски, а рыскать по словарю ленно.

    Потенциал — это то, что в нас заложено. Это гены, воспитание, карма, род, опыты прошлых жизней, перинатальные переживания. Эти вещи можно считать данностью.

    Конечно, по сути мы все являемся ясным светом сияющей пустоты высшего Дао, но это совершенно внеличностный уровень. Сами мы являемся цветными стёклышками, причудливо преломляющими абсолют в своём уникальном стиле.

    Изменить этот потенциал — хммм. Это дело едва ли реальное. Превратить синее стёклышко в красное — это сродни алхимическим трансформациям. Теоретически, вроде бы, возможно. Но практически не так-то просто. Без термоядерного реактора или просто чуда тут не обойтись.

    Проще натренировать силы. Сила — это то, что можно натренировать. Можно натренироваться готовить вкусную еду. Если есть к этому врождённый талант, то дело может пойти легче, но со скромными данными трудом и тренировкой тоже можно достичь весьма многого. Можно натренироваться вести бизнес, отжиматься сто раз. Тренировкой можно многого достичь. Более того, при наличии потенциала, но без тренировки сил, мы рискуем остаться посредственными умниками и проиграем в конкурсе бесталанным трудягам.

    У всех на слуху гении. Гении типа Стива Джобса, Вольфганга Амадея Моцарта, Ричарда Брэнсона. Это люди с богатым потенциалом. В этом они исключительны и редки, как стёклышки, запёкшиеся со спонтанным образованием страз. Именно их гениальность и блеск их врождённых страз привлекает общественное внимание. И созерцание этих ярких звёзд может вдохновить, но может и оставить с обескураживающим чувством собственной серости, бесталанности, посредственности и никчёмности.

    Люди задаются вопросами, каково моё предназначение, каковы мои таланты, в чём моё призвание. И часто так и не обнаруживают ничего примечательного. И ставят на себе крест. А если обнаруживают свои таланты, то замечают, что их успехи не идут ни в какое сравнение с достижениями именитых гениев. И тоже ставят на себе крест.

    Без тренировки, без полировки, без обработки, без огранки и оправы даже самый большой алмаз останется стрёмной глыбой непонятной породы. А даже если рентгеновский снимок и спектральный анализ дадут заключение, что в этой глыбе сокрыт алмаз удивительной чистоты, одно только это не превратит глыбу в алмаз. Всё равно придётся полировать.

    Знание своих талантов полезно. Так можно сэкономить время и силы, не пытаться добыть из алмазной породы молот Тора.

    Однако, тренировка сил не менее важна, чем врождённый потенциал. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Первый этап огранки — это просто убрать лишнее. В даосском пути внутренней работы это называют «расслаблением». Вывести из системы лишние напряжения. Расслабить ненужные напряжения в теле, вывести ненужные загоны из сознания, растворить мешающие блоки в энергетических каналах. Перестать напрягаться и позволить себе вольно дышать. Убрать с себя унизительные кресты, которые мы сами на себе понаставили. Перестать лебезить перед гениями, перестать бороться с ветряными мельницами. Позволить себе быть собой, позволить своим энергиям свободно течь, позволить своей песне легко литься, позволить свету абсолютной любви литься через нас в нашем уникальном и причудливом индивидуальном стиле.

    После этого работа по тренировке своих сил будет происходить существенно легче.

  • О доверии

    О доверии

    Наверное, раньше, во времена золотого века, когда люди ещё были не достаточно умны, чтобы обманывать, проблемы доверия не существовало. Во всём была девственная честность.

    И тут дело не только в том, что люди тогда не умели врать. Дело ещё и в том, что люди не знали ничего про логичность, про научные подтверждения, люди были свободны от идеологий и поэтому в них не было встроено никаких фильтров. Если человек чуял подставу, то он верил своей чуйке, а не логичным объяснениям талантливых хитрецов.

    Чтобы обмануть человека недостаточно быть хорошим актёром. Нужно отсоединить человека от его собственной то ли животной чуйки, то ли духовной интуиции, то ли ещё какого-то механизма безошибочного определения положения дел.

    У человека есть три тела: физическое тело, ци — энергетическое тело — аура, и тело духа — сознание.

    Узреть состояние и содержание сознания партнёра — напрямую — это высший пилотаж. Опустим этот уровень. Наши мысли напрямую никому не видны. Тело можно выдрессировать. Волевым усилием можно научиться не чесать нос и не опускать глаза, когда врёшь.

    А, вот, наша аура, ци, энергетическое тело — оно более ощутимо и более заметно, чем сознание, но и менее контролируемо, чем тело. Поэтому основной канал «интуиции» или «чутья» представляет собой считывание своей аурой вибраций в ауре другого человека. Так настроение передаётся от человека непосредственно. И если, не умея читать мысли, мы не можем прочесть в деталях, в чём именно нам лгут, то уж на уровне ци мы всегда можем почуять, что идёт какая-то муть или ловушка.

    Есть только две причины не усечь обман.

    1. Игнорирование собственной ауры, глухота к собственным энергетическим процессам.
    2. Нам врёт мастер цигун, в совершенстве управляющий своими энергиями.

    Нынешняя страница общественной эволюции привела к тому, что у многих людей есть дефицит доверия. Их слишком часто обманывали. Поэтому люди требуют верности, соблюдения договорённостей, подписываются под юридически валидными контрактами, подозревают, ждут подвоха, болезненно реагируют на свободное поведение окружающих, требуют, чтобы все действовали «так, как я прошу», «так, как я сказал».

    Женщины ждут от мужчин верности и надёжности, мужчины ждут от женщин верности и предсказуемости. Всё больше правил, законов и договорённостей загоняют людей в предельно узкие рамки. И люди могут наслаждаться полным доверием своим близким в полностью стерилизованной среде на просторах лабораторной клетки. Доверие есть, счастья нет.

    Путь к доверию без ущерба для счастья лежит через, прежде всего, доверие себе. То есть умение чуять свои энергетические движения, безошибочно реагирующие на окружающие вибрации.

    Предположим, ваша девушка, вдруг решила депреснуть как раз тогда, когда вы задумали пикник. Слёзы, обиды, возмущения. Предательство. «Как тебе можно доверять! На тебя нельзя положиться!»

    Если бы герой умел ощущать ци, то он за три недели до этого почуял бы стагнацию ци в энергетическом теле любимой и сразу бы смог как минимум предугадать, к чему дело идёт. И не стал бы планировать пикник. Он мог бы даже купить ей цветов и пирожных и так расшевелить возникающий застой ци. Или ещё лучше — запустить по своей ауре волну динамичной ци и передать её подруге одним прикосновением.

    Конечно, если бы люди были такими, то наша жизнь была бы значительно скучнее. Ни тебе драм, ни тебе стрессовых переговоров о доверии и взаимных обязательствах. Зато мы сэкономили бы очень много ресурсов. И как знать, быть может с этими сэкономленными ресурсами мы бы давно построили пешеходный мост в параллельную вселенную и нашли бы там развлечения совсем другого рода.

  • За жизнь

    За жизнь

    Часто в умах у людей эти две вещи крепко противопоставлены. Либо ты делаешь дело, по некоему плану, каким-то продуманным методом, либо ты даёшь волю своему сердцу и делаешь, как делается, интуитивно, не применяя никаких методов и никаких подходов.

    Да, действительно, это весьма полярные вещи. Метод и структурность — это ян, спонтанность и изменчивость — это инь. Некоторые даже делают опрометчивый вывод, что все мужчины, как один, всё делают структурно и методологично, а все женщины, как одна, делают или обязаны делать всё спонтанно и бессистемно.

    Если взглянуть иначе, помня, что инь — это покой, а ян — это движение, то можно пересмотреть классификацию. Метод и фиксированная структура — это инь, а удалая бесструктурность — это ян.

    Многим кажется, что нужно выбирать. Либо ты хмурый педант, либо взлохмаченный поэт. Третьего не дано. Надо выбирать. И люди выбирают. И делают из своего выбора идеологию, и спорят со сторонниками противоположного лагеря.

    Мне это практически всегда было странно.

    Я не стану провозглашать, что я всегда стремился к балансу и объединению инь и ян, иногда меня уносило в крайность хмурого методизма, а иногда в крайность лохматого поэтизма, но все периоды моей жизни, когда я ударялся в одну из этих крайностей были самыми чёрными и бестолковыми периодами моего пути. Все существенные успехи, достижения, радости, открытия, состояния счастья, мне удавалось обнаруживать только объединяя в единый алхимический сплав эти две, казалось бы, несовместимые вещи.

    Подумайте сами. Можно пойти на курсы вождения. Зубрить правила, вовремя выжимать сцепление, учиться не быть лохом на дороге. Это путь метода.

    А можно танцевать под луной босиком на ромашковом поле. Это путь спонтанности.

    А можно научиться управлять автомобилем так виртуозно, гармонично и ненапряжно, что вождение автомобиля станет таким же гармоничным подарком себе и миру, как танец под луной.

    Когда я был студентом, у меня тоже был выбор. Я мог осваивать тонкости высшей математики и тензорного исчисления до полного закипания мозга. А мог пить пиво, непринуждённо болтая с друзьями о чём-то милом и добром. В итоге я настолько хорошо освоил тензорное исчисление, что болтал с математическими формулами о чём-то милом и добром. Без пива. Но в компании таких же талантливых друзей.

    Или вот ещё. Некоторые люди считают, что любовь, отношения — это чистое природное явление, которому никак нельзя навязывать какое-либо мнение. Просто дай этому быть и будь, что будет. Другие же считают, что отношения — это тонкое искусство, которому нужно учиться. Правильно говорить, правильно варить борщ, правильно распределять обязанности, правильно подавать пальто даме… Но ведь можно же и объединить. Освоив правильное борщеварение, можно устроить из этого спонтанное приключение, добавив в него мисо-пасту, или, о ужас, попытаться сварить его вместе с мужем!

    Структурность — это концепция. Гибкость и спонтанность — это тоже концепция. Жизнь — это не концепция.

    Ну, за жизнь!

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты