Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Как я живу

    Как я живу

    В последние дни несколько раз хорошие друзья спрашивали меня, как дела, как жизнь. И все разы я понимал, что затрудняюсь с ответом.

    Что ж. Пусть это будет попыткой ответить всем друзьям сразу и себе в частности.

    Как я живу — это вопрос о двух вещах сразу. С одной стороны это вопрос о наполнении моей жизни потоком событий и занятий, а во-вторых, это вопрос о методе, которым я живу, способе жизни.

    Первое понятнее. Второе интимнее.

    Про первое. Про наполнение событиями и занятиями.

    По утрам я стараюсь делать игру пяти животных и имею цель делать форму по два раза в день.

    Я разрабатываю два интеллектуальных сайта, в которых будут автоматизированы добросовестным способом некоторые из аналитических подходов, которые уже много лет я использую в консультациях, помогая людям лучше прокладывать свои маршруты по волнам жизни и вибрациям близких людей. Разработка идёт в среде Ruby on Rails, чему я непрестанно радуюсь. Эти новые два сайта используют приватный API для получения «астрологических» данных с давно сделанного инструмента для профессионалов цимэнь дуньцзя qmdj.biz. Финальный продукт новых двух детищ не будет показывать никакой учёной начинки, а будет удобным тыкабельным инструментом принятия решений для широкой общественности.

    Иногда у меня случаются консультации, но поскольку я с головой нахожусь в создании моих цифровых миров, внимание на консультации не трачу, а потому клиент не клюёт. Да и кто сейчас станет интересоваться получением дорогих индивидуальных рецептов налаживания жизни и проектов. Ведь в сети так много готовых универсальных рецептов. Совершенно бесплатно. А на семинарах занедорого. В ателье к портному теперь не ходят, потому что есть масс-маркет, и макдональдс форева.

    Поэтому я решил тоже присоединиться к массовому помешательству на тыкабельных готовых рецептах. Потому и делаю эти сайты, чтобы люди хоть как-то индивидуализированные рекомендации могли себе натыкать, а не аспирин, который лечит от всего на свете.

    Я принимаю участие в подготовке и организации курсов моего друга и учителя Алехандро осенью в Москве. Но, поскольку, мы решили расширить команду, мне теперь достаётся поменьше орг-работы.

    Где-то иногда в потоке событий проблескивают даосские медитации из разряда «сохранение Одного». И, кажется, начинает приходить вкус практики с Тремя Чистотами.

    Я пью чай дома.

    Иногда для редких счастливчиков я делаю даосские талисманы. Этой практике я учился много лет. Дело это хлопотное, требующее серьёзной подготовки, практики. Делаются эти талисманы совмещённо с медитативной практикой призывания божеств. С их помощью можно очень лихо перекраивать судьбы и события. Но всё равно, произойдёт лишь то, к чему готов клиент.

    Когда человек заявляет любым способом о подобных своих способностях, он может привлечь к себе внимание не только потенциальных клиентов, но и других могущественных магов, чьи мотивы порой непредсказуемы. Заявляя в письменном виде об этом своём умении, я знаю, что делаю.

    Ещё я успеваю слушать в аудио-формате книги Макса Фрая.

    А теперь пара слов о том, как я живу в смысле, каким методом я живу.

    Я живу, сохраняя осознавание того, что всякое живое и не очень живое существо искренне находится на той стадии своего пути, до которого смогло добраться. Я живу, понимая, как сильно люди хотят быть счастливыми и как рьяно, порой, они хватаются за любые возможности, сулящие им проблеск счастья. Но поскольку каждый находится на той стадии пути, до которой смог добраться, то и возможность получить счастье каждый хватает себе такую, которую может схватить и удержать.

    Я живу, регулярно сверяясь с тем, что происходит во всех трёх мирах.

    При возникновении сомнений по более конкретным вопросам я часто прибегаю к нашей любимой практике цимэнь дуньцзя, которая как рентгеном просвечивает начинку любой текущей ситуации, демонстрируя потаённое и наводя на способы реализации задуманного.

    Ещё мне всё чаще напоминают, что у дяденьки, которого считают мной, скоро день рождения. Цимэнь дуньцзя мне сказало, что я всё равно не могу ничего с этим фактом сделать. Поэтому мне нужно просто позволить этому событию произойти. Если беречь свои жизненные свойства, то всё произойдёт удивительно удачно и плавно. А если скрыться и не поднимать суету, то может излечиться что-то очень важное и начаться большая увлекательная история. Впрочем, если открыто самовыражаться, то тоже всё будет достигнуто, то есть всё уже достигнуто.

    Так и живу.

  • Мужчины, женщины — люди

    Мужчины, женщины — люди

    Не секрет, что в последние годы крайне высокую популярность приобрели идеи о «настоящих мужчинах» и «совершенных женщинах». Постулируется, что мужчины должны быть устойчивы, надёжны, верны себе и защищать женщин. Что женщины должны быть нежны и вдохновляющи для своих избранников. Настаивается на сильном разделении сфер ответственности, сильной поляризации ролей до такой степени, чтобы по-одиночке такие сильно поляризованные существа имели бы трудности с существованием.

    Ещё примечательно, что несмотря на то, что женщинам предлагается поддерживать своих мужей, быть источниками ауры комфорта и расслабления для мужчин, ведущих стрессогенный образ жизни, на деле именно женщины оказываются рупорами идеалов о «настоящих мужчинах» и «совершенных женщинах», порой переходя в роль активных изобличающих проповедников этих идеалов созависимости, что не способствует распространению благости и комфорта.

    Мне стало любопытно, отчего и почему современное общество вдруг взяло крен в эту сторону.

    Посмотрев в узоры времени, мне удалось выяснить вот, что.

    Мы живём в тревожные времена. Войны, конфликты, неустойчивость стали нашим повседневным и уже слишком близким опытом. Женщины, как существа, в среднем, более заботящиеся о продолжении рода и безопасности, чувствуют, что именно безопасность жизни находится под всё усугубляющейся угрозой повсеместно. Это склоняет женское сообщество поспешно искать выходы из сложившихся запутанных и угрожающих реалий. Страны, придерживающиеся нейтралитета, благополучные общества свободны от этих «ведических» идеалов сильной потребности в защите. Эта женская испуганность порой ошибочно принимается за женственность.

    Мужчины, мужское сообщество в среднем на опасности и угрозы, демонстрируемые слишком близко, реагируют поднятием уровня адреналина, становятся резче, агрессивнее, что может быть ошибочно принято за мужественность.

    Происходит усиление разделения ролей на вооружённых мужчин и испуганных женщин. Можно ожидать, что сильные и смелые, резкие и агрессивные мужчины могут стать хорошей опорой и защитой для запутанных и встревоженных женщин. Но на деле именно агрессивная мужская проявленность порождает тревожные обстоятельства, заставляющие женщин искать защиту. Получается замкнутый круг.

    Встревоженные женщины ищут защиту у сильных мужчин. Но именно мужчины своей боевой защитой поднимают ещё больше тревожного лязга.

    Этот заколдованный круг тянет общество во всё большую дестабилизацию. Простые и понятные ценности, нормальная работа, обычная жизнь теряют свою ценность. Происходит поляризация во всём. Начинает цениться сверх-сила, сверх-слабость. Уравновешенность больше не в чести. Это приводит к тому, что сильные впадают в зависимость от слабых ради расслабления. Слабые впадают в зависимость от сильных ради защиты. Люди теряют свою устойчивость. Всякий стремиться опереться на кого-то, что делает устойчивость каждого делом всё более зыбким.

    В столь зыбкой обстановке любое инициативное и решительное действие грозит дестабилизировать обстановку ещё больше. Поэтому, несмотря на обилие гендерной пропаганды, на деле мало кто предпринимает какие-либо реальные шаги в какую-либо сторону. А те, кто пытается — оказывается в дураках. Попытавшись изменить себе в погоне за имиджем совершенных и настоящих, люди ломают себя и общественное благополучие начинает трещать, как карточный домик, который стоял только потому, что все опирались на всех и никто никуда не сдвигался.

    В этом мире, претерпевающем турбулентную перестройку, наибольшую ценность приобретают те мужчины, которые понимают, что наилучший способ обеспечить какую-либо защиту близким, миру и самим себе — это растворять накал агрессивности в бескрайности неба. Опустошать своё сердце от ярко выраженных мощных мотивов. Таким образом они оказываются хорошей опорой для женщин, которые вместо тревожности и пропаганды запутанных ценностей просто продолжают делать своё дело, заниматься своими работами, увлекаться своими ремёслами и искусствами, не стремясь поднимать лишний шум.

  • Что сзади

    Что сзади

    Есть мнение, что, де, светскость с её демократией, рынком и прочей гипермаркетовской требухой — это мёртвая идеология, не приносящая ни чувства жизни, ни смысла бытия.

    А вот религиозность — эта оживляющий нектар, дарящий все возможные блага.

    Есть и другой взгляд. Де, религия — это наркотик, который сначала отнимает у человека право быть счастливым просто так, а потом продаёт человеку единственно верный путь к счастью.

    А вот светскость — это пространство личных свобод, не отнимающая ничего, кроме шанса наносить непоправимый, общепризнанный, очевидный вред окружающим. А в остальном — пусть все будут счастливы любыми подходящими для них способами.

    Кто-то твердит, что покой и сытость — это смерть духа. Что дух живёт только в борьбе за идею. Кто-то считает, что только в сытом и спокойном состоянии можно создавать что-то действительно духовное, а не бороться за выживание.

    Драгоценнейшие жемчужины классической китайской философии и духовности — Лао-цзы, Чжуан-цзы, Конфуций, — все они жили и творили в период «Борющихся царств», период крайней феодальной раздробленности, когда в любой день можно было ждать захватчиков. И все эти мудрецы, заложившие основу великой цивилизации, так или иначе искали рецепты, как можно сохранять покой и сытость даже во времена идеологической войны, разжигаемой амбициозными лидерами.

    Выходит, что именно воюющая среда привела к возникновению множества ценных воззрений. Но все эти воззрения воспринимают борьбу, как болезнь, предлагая спектр лекарств.

    Чжуан-цзы (перевод В.В. Малявин):

    Если любители знания не видят перемен, которые предполагает их ум, они печалятся. Если любители споров не могут выстроить своих суждений по порядку, они печалятся. Если те, кто приставлен надзирать, не имеют дел, заслуживающих разбирательства, они печалятся. Все эти люди связаны вещами.

    Мужи, славящиеся в свете, процветают при дворе. Мужи среднего положения славят начальников. Силачи жаждут показать свою силу. Храбрецы ищут случая показать свою храбрость. Воины, облаченные в латы, ищут сражения. Мужи, уподобившиеся высохшему дереву, утешаются своей известностью. Мужи законов пекутся о правильном управлении. Знатоки ритуалов и музыки следят за своей внешностью. Любители человечности и долга ценят общение с другими людьми.

    Земледельцы, не выпалывающие сорняков на своем поле, не соответствуют своему званию. Купцы, не торгующие на рынке, не соответствуют своему званию. Когда у простых людей есть занятие, они усердно трудятся от зари до зари. Ремесленники, научившиеся обращаться со своими орудиями, работают с еще большим рвением. Если богатство не возрастает, жадные печалятся. Если могущество не увеличивается, тщеславные горюют. Приверженцы силы и выгоды радуются изменению обстоятельств — в каждый момент времени они найдут, чем воспользоваться. Они не могут не иметь дел. Вот так они живут круглый год, меняясь вместе с вещами. Они дают волю своим прихотям, погрязают в вещах и до самой смерти не могут вернуться к истине. Как это прискорбно!

    Выходит, что с точки зрения Чжуан-цзы к истине можно только вернуться. Истина всегда сзади.

  • О манифестировании

    О манифестировании

    Сегодня всякому начинающему волшебнику доступны курсы по манифестированию. Метод Сильва, тетахилинг, разнообразия других приёмов и методов. Всё просто — увидь своё желаемое будущее с полной уверенностью, что оно уже свершилось, почувствуй его крылья, почувствуй его перья, понюхай его ветер, вживись в его чувства — и будущее уже встало на путь воплощения. Осталось только подождать.

    Это само по себе несложно.

    На этом пути практикующие сталкиваются в трудностями другого рода. Самая распространённая трудность — это «не то желание». Например, на самом деле хотел много денег, но по привычке сманифестировал себе много работы. Работа появилась, а денег в заказе не значилось.

    Вторая трудность — «слабое желание». Порой мы чего-то хотим весьма формально. Потому что так привычно, потому что так положено, потому что как у всех, потому что полезно… Вобщем, зачастую желание оторвано от корня жизни и потому слабо. На таком топливе трудно что-либо сманифестировать.

    Третья трудность — «противоречивые желания». Например, человек хочет тех же денег, но хиппи-романтика аскания в тёплой трубе тоже манит. Или к желанию побед примешивается страх ответственности. Если желание не ясно и не чисто, противоречиво, то манифестирование если и произойдёт, то результат будет таким же, как заказывали — и победа, и ужасный груз ответственности.

    В общем, по-настоящему манифестировать — дело непростое, требующее предельной внутренней ясности, прозрачности, осознанности всех своих уголков, целостности. И по мере увеличения внутренней слаженности, сила растёт.

    Но по мере увеличения внутренней слаженности, возникает понимание, что всё и так уже происходит в точности в соответствии с моими желаниями. И всегда происходило. Просто раньше я не замечал всех своих желаний, и мне казалось, что вселенная чудит и мне нужно каким-то способом сообщить ей, что именно я хочу. А оказывается, что вселенная всегда только и делала, что поставляла мне воплощение моих желаний. И тогда вся ворожба начинается и заканчивается вопросом «чего же я хочу?» И по мере увеличения осознанности — осведомлённость по этому вопросу возрастает.

    Когда мы ясно начинаем видеть все уголки своей души, все фрагменты, наполненные разными опытами, желаниями, вся работа начинает сводиться к наведению тепла и согласия в себе. Успокоить ту часть себя, которая всё ещё боится боли неудач, придумать более стоящую работу той части себя, которая кайфует от разрушения всего живого…

    И на этом пути нет места насилию. Над собой. Приказать всем внутренним лузерам заткнуться, чтобы мы могли хорошо сманифестировать новый успех — это углубление разобщённости. Это ослабляет манифестиционный заряд. Любовь, принятие, слаженность с собой повышают манифестиционный заряд настолько, что собственно манифестировать уже не приходится. Ведь вселенная и так только и делает, что воплощает наши желания.

  • О свободе

    О свободе

    В наблюдаемой мною реальности то и дело комичными протуберанцами проявляется критика свободы.

    Кто-то критикует «болотную» и «пятую колонну», международный сионистский заговор и приходит к выводу, что свобода — это разврат и разобщённость. Только патриотизм и преданность стране есть рецепт выживания, поэтому свобода не нужна.

    С другой стороны проявляется критика феминизма и эмансипации женщин. Мол, идеалы свободы заставили женщин стать такими же, как мужчины. Свобода — это разврат и одиночество. Отказ от свободы, преданность мужу есть рецепт женского счастья.

    К сожалению, здесь есть неправильное понимание свободы.
    Большинство понимает свободу, как вольницу — «что хочу, то ворочу». В то время, как свобода настоящая неизбежно включает в себя ответственность, в смысле, что любое наше действие неминуемо приводит к каким-то последствиям. И свобода — это свобода совершения любых движений, с полным пониманием того, какие последствия это принесёт.

    Такая свобода не может уничтожить семью. Если семья человеку дорога, то его свобода в том, чтобы обеспечивать себе желательные последствия — сохранение семьи.

    Такая свобода не может развалить страну. Если страна человеком любима, то его свобода в том, чтобы своими свободными действиями обеспечивать сохранение и процветание страны.

    Если семья или страна не дороги и не любимы, то что ж. Если это никому не навредит, то свобода в том, чтобы делать что-либо, даже если это угрожает семье или стране. Впрочем, даже если это кому-то навредит, но нас эти последствия не огорчают, то свобода становится подобной вольнице. Нужно только помнить, что другие люди тоже обладают полной свободой защищаться от наносимого им вреда.

    Попытки ограничивать свободу запретами — это всегда временная мера. Жизнь и природа всегда пробьёт себе путь, как травинка разорвёт асфальт.

    Единственный способ обеспечения безопасности и устойчивости общества, семьи — это просто больше любви. Просто больше любви — искреннего желания делиться со всеми своим теплом, светом, заботой.

    Лао-цзы (пер. Б.Б. Виногродский):

    Чем больше становится запретов и ограничений в мире, тем беднее народ.
    Чем больше появляется полезных приборов у людей, тем больше возникает беспорядка в стране и семье.
    Чем больше люди пользуются хитрыми приемами и способами, тем больше возникает ненормальных явлений.
    Чем больше выходит указов и распоряжений, тем больше становится воров и разбойников.

  • Всё риск

    Всё риск

    На самом деле каждый наш шаг, каждое движение, каждое слово и дело — это риск. У нас никогда нет и не может быть полной гарантии, что сделанное нами приведёт к ожидаемому результату.

    Мы можем культивировать в себе силу духа, чтобы желаемое манифестировалось с максимальной точностью. Мы можем придерживаться у-вэй и совершать только то, что вот-вот совершилось бы и без нас. Мы можем изучить все законы природы и нажимать в ней кнопочки предельно грамотно.

    Мы можем снижать свои риски. Но мы не можем избавиться от них абсолютно.

    Поэтому каждый наш выбор, каждое решение всегда сопряжено с ответственностью за результат. Мы отвечаем — в первую очередь перед самими собой — за последствия. Не на кого жаловаться.

    Иногда нам может показаться, что мы удачно передали ответственность другому. Например, наняли специалиста, доверились помощи друзей, женились, вышли замуж. Всё. По какому-то вопросу теперь ответственный он/она, я могу не заботиться об этом.

    Да, действительно. Люди помогают друг другу. Люди разделяют работу. Но ответственность никуда не девается. Ведь это я решил нанять именно этого специалиста. Ведь это я доверил именно этот вопрос именно этому другу, изложив ему проблематику именно так, как я изложил. А уж любимые и подавно не роботы. Задачки поделены, а заботы друг о друге бывает только больше. Хорошо, если она в радость.

    Выходит, что каждый шаг — это риск.

    Риск, или приключение.

  • Как все

    Как все

    Одно из правил истории, как науки или формы человеческой культуры — это не осуждать людей прошлых эпох по сегодняшним законам. Впрочем, это также и правило юридическое. Суды над нацистами даже спустя годы после войны происходили по законам военного времени, а не по законам со всеми послевоенными изменениями.

    Поэтому довольно забавно слышать возмущения вроде того, что какие-нибудь татаро-монголы, или сами рюриковичи, или библейские и коранские герои, или конквистадоры, или кто-то ещё из прошлого были негодяями и извергами только лишь на том основании, что «сегодня у нас за такое сажают».

    Важно помнить, что человек является порождением своей эпохи и своей культуры. Я уверен, что в какую-нибудь другую эпоху невнимательные историки-любители обнаружат в наших жизнях много такого, что достойно отвращения и осуждения, но что для нас — даже для думающих людей — совершенно приемлемо.

    Всего навсего 100 лет назад в начале XX века много умных и красивых женщин боролись за равные права, равные роли с мужчинами, клеймили эксплуатацией, сексизмом и унижением пресловутое 3K (Kinder, Küche, Kirche). Сегодня многие умные и красивые женщины выступают за реставрацию разделения ролей. И всегда можно услышать, что «наши родители живут неправильно». Такое обвинение не только непочтительно, но и безосновательно. Все люди всегда жили под влиянием общепринятых в их время морали, моды, устоев. Устои меняются, причём иногда очень быстро. И часто люди предыдущего поколения не соответствуют моде и морали следующего.

    Одно из искусств даоса — это жить как все. Встраиваться в экосистему и занимать в ней своё устойчивое положение. Когда ты свободен от устоев, моды, идеологии и морали, то ты просто делаешь то, что исходит из самой глубины твоего существа. И вероятно, что ты не впишешься в какие-то категории. Но поскольку ты человек этого времени, то вряд ли станешь сильно отличаться от большинства.

    А теперь Чжуан-цзы (перевод В.В. Малявин):

    Великий человек… живет, не пользуясь услугами других, но и не стремится непременно кормить себя сам, а на подлых и алчных не смотрит свысока. Поведением своим он не похож на простых людей, но и не мечтает стоять над ними. Он живет «как все» и не восстает против пустословия и обмана. Все награды и чины мира не вскружат ему голову, все унижения и наказания мира не опозорят его, ибо он знает, что истинное и ложное невозможно отделить друг от друга и невозможно провести границу между великим и малым.

  • Минли цимэнь

    Минли цимэнь

    В исторических записях не упоминаются книги по Минли-Цимэнь. Это знание принадлежит только таким даосским линиям, как Маошань.

    Почему?

    Причина проста: Императорские традиции расчёта судьбы относятся к Конфуцианству, они фокусируются на том, чтобы контролировать умы людей. Поэтому консультант Бацзы всегда даёт более детерминистский взгляд на судьбу в духе: «нравится тебе или нет, но такова твоя жизнь и ты не можешь её изменить». У них также не было шанса скрыться от начальства — Императора.

    Даосские мастера занимались исследованием природы, развитием сил и свободы людей за пределы природных шаблонов жизни.

    Они восхищались словами Гэ Хуна: «Моя судьба в моих руках, не у Неба».

    Даосские советники концентрировались на решениях в жизни, так умения и знания, передававшиеся из поколения в поколение, отличались от того, что было зафиксировано в книгах, навеянных Конфуцианством. Императорские источники зачастую называли даосов бездельниками, а даосские источники вслед за примером Чжуан-цзы гордились тем, чтобы не быть рабами или попугаями.

  • Что что значит

    Что что значит

    Часто можно услышать: «А значит Б». Например, санскрит и русский язык во многом близки, значит, арии и русские произошли из одной и той же культурной общности.

    Или: летом солнце поднимается выше, а зимой ниже, значит земля вращается вокруг солнца по орбите, имея ось собственного вращения под непрямым углом к плоскости орбиты.

    Или: кишечник человека (извините, опять про кишечник) имеет длину N, значит человек изначально является плодоедом.

    И так далее.

    Эти утверждения могут быть верными, могут быть неверными — речь не об этом. Речь о словечке «значит».

    Когда-то я увлечённо и преданно занимался математическими моделями человеческого глаза, уха, затем тонкостенных упругих объектов (называемых в механике оболочками типа корпуса самолёта и т. д.). Во время тогдашних моих научных занятий в общении с профессорами я усвоил одну очень важную вещь. Эта вещь показалась мне настолько важной, что эту тему я развивал в своих университетских работах по философии и психологии (когда учился педагогике на дополнительном факультете). Эту же вещь я обнаружил также в буддийской теории познания и эта же вещь сделала для меня возможным полноценное изучение китайских наук о жизни.

    Что же это за вещь?

    Осмысление любого явления заключается в поиске места наблюдаемому факту в рамках уже существующей системы убеждений и представлений.

    Вот, мы наблюдаем, что летом солнце выше, а зимой ниже. Это явление мы вписываем в убеждение, что солнце стоит на месте, земля летает по орбите вокруг солнца. Наблюдаемые различия в подъёме солнца могут подсказать нам, что ось собственного вращения земли не перпендикулярна плоскости орбиты и определить соотношение между широтой наблюдателя и углом между осью и орбитой.

    Если бы мы считали, что земля стоит на месте, а солнце крутится вокруг земли, то это же наблюдение помогло бы нам определить параметры хитрой спиралеобразной траектории движения солнца вокруг земли.

    Таким образом, всякий раз, когда мы говорим, что «А значит Б», мы вписываем явление А в систему наших убеждений и в рамках системы наших убеждений приходим к выводу Б.

    Стало быть, измени мы свои убеждения, и А будет значить уже не Б, а В или Ё.

    К сожалению, зачастую люди упускают этот факт из виду. Наши убеждения определяют наши выводы в не меньшей степени, чем сами наблюдаемые явления. Слишком часто люди полагают, что все разделяют их убеждения. И тогда начинаются споры типа «разве вам не очевидно?» Подобные споры являются признаком того, что люди придерживаются разных убеждений, а считают, что это не так.

    Это мне напоминает мой позорный, очень стыдный опыт детства научить знакомую девочку писать стоя. Я искренне недоумевал её неспособности делать такую элементарную вещь. Принципиальные различия в анатомии я не принял во внимание.

    В науке эти системы убеждений и представлений называются «научная парадигма», в общественной жизни «менталитет», в жизни личной «опыт».

  • Вина

    Вина

    Вина — это очень широко распространённая вещь.

    Христианские традиции в своей этической стратегии рассматривают вину, как важнейшую вещь, ключевой якорь личности.

    Люди, выросшие в христианском культурном пространстве, даже становясь буддистами или типа того, продолжают испытывать чувство вины, обвинять других.

    От одного буддийского практикующего я слышал фразу:

    Я много медитирую. Ну достаточно, чтобы не чувствовать вину перед гуру.

    Я считаю вину болезнью.

    Да, люди совершают ошибки. Если, совершив то, что сам человек считает ошибкой, человек испытывает желание её исправить, то можно исправить. Если невозможно исправить, то можно извиниться, если невозможно извиниться лично, то можно извиниться в видении.

    Это нормальный процесс выправления своих перекосов.

    Однако, бывает, что чувство вины становится привычным как воздух, как мышечный скелет, как родной язык. Бывает так, что все ошибки исправлены, извинения принесены, но вина остаётся. Тогда это болезнь.

    Такая же болезнь, как желание курить, которое остаётся навсегда у завязавшего. Такая же болезнь, как гневливость ищущего любой повод, чтобы разгневаться.

    Эти болезни излечимы. Но только если пациент признаёт наличие болезни и не считает её присутствие важной компонентой своей личности.

    Желание курить даже у завязавшего может остаться важной частью личности. Типа я такой крутой ковбой-мальборо и смотрю на мир через прищур глаз во время затяжки.

    Гневливость может быть важной частью личности, ведь в мире так много идиотов и всем нужно указать их место.

    Вина может быть важной частью личности, ведь во мне так много опасных, антисоциальных, разрушительных наклонностей, что только чувством вины я могу держать себя в рамках приличия.

    Вина это способ контроля, это внутренняя полиция, которая имеет приказ стегать любого, кто нарушил некие правила, которые в свою очередь могут быть весьма произвольны.

    Когда вину пытаются навязать другим фразами «как тебе не стыдно…» и т. д., то это тоже способ контроля. Попытка принудить другого человека делать так, как я считаю нужным, а не так, как ему хочется.

    Вина — это постоянная игра в принуждение, в насилие. В насилие над другими, в насилие над собой.

    Как любая форма насилия (над собой или над другими) вина может дать кратковременный эффект. Но рано или поздно подавляемый учинит бунт и перестанет подчиняться. Посмотрите на историю. Нет ни одной длительной тирании. Всякая автократия, построенная на насилии, подавлении, страхе, вине и прочем весьма быстро (в историческом масштабе) заканчивается.

    Так и с виной внутри человека. Рано или поздно подавляемое и обвиняемое устроит восстание.

    Поэтому Чак Спеццано, доктор психологии, знакомый не понаслышке с гавайской традицией и традициями коренных народов Тайваня, пишет в своей книге “Healing Guilt”:

    Вина, как форма контроля даже над самим собой, работает не очень хорошо. Вина вызывает негодование вплоть до восстания против контроля. Вина побеждает в битве контроля, но однажды проиграет войну.

    Часто мы не отдаём себе отчёта в том, как часто мы продаём вину самим себе и пытаемся навязать её другим.

    • Почему не позвонил?
    • Чего пузо отрастил?
    • Где твоя гражданская позиция?
    • Почему не поддерживаешь Ливию, Непал, Гватемалу?
    • В стране лучших людей людей убивают, а тебе всё молчать!
    • А ты случайно не из пятой колонны?
    • Ты что, не хочешь с нами выпить?

    Обвинения, вмонтированные в привычный способ выражения своих мыслей и чувств, пронизывают общение многих со многими.

    Обвинения самих себя вмонтированы в наш привычный способ бытия.

    Рецепт против обвинений — это понимание того, что всё то, в чём человек обвиняет других, в этом же он обвиняет и самого себя. Обвинения других — это способ не испытывать собственную вину.

    Когда меня обвиняют в том, что я не бреюсь, я понимаю, что человек сам недоволен своей внешностью. Когда меня обвиняют в том, что я не защищаю демократические ценности, я понимаю, что человек сам винит себя в бессилии или тираничности. Когда меня обвиняют в том, что у меня всего лишь Опель, а не Лексус, я понимаю, что общаюсь с человеком, недовольным собственными успехами.

    Когда же я замечаю, что в чём-то виню себя, то вспоминаю, что это болезненная привычка и обнимаю свою маленькую испуганную душу, прошу у неё прощения за тиранию и обвинения, прощаю её за всё, в чём обвинял.

  • Истэблишмент

    Истэблишмент

    Чжуан-цзы недвусмысленно выступал против истэблишмента.

    Фазану, живущему в камышах, нужно пройти десяток шагов, чтобы склюнуть зёрнышко, и сотню шагов, чтобы выпить глоток воды, но он не хочет жить в клетке, где ему будет вдоволь еды и питья.

    Одухотворённый человек не соблазнится даже царским чином.

    Или более длинная история:

    Чжуан-цзы удил рыбу в реке Пушуй, а правитель Чу прислал к нему двух своих сановников с посланием, и в том послании говорилось: «Желаю возложить на Вас бремя государственных дел».

    Чжуан-цзы даже удочки из рук не выпустил и головы не повернул, а только сказал в ответ: «Я слыхал, что в Чу есть священная черепаха, которая умерла три тысячи лет тому назад. Правитель завернул её в тонкий шёлк, спрятал в ларец, а ларец тот поставил в своём храме предков. Что бы предпочла эта черепаха: быть мёртвой, но чтобы поклонялись её костям, или быть живой, даже если ей пришлось бы волочить свой хвост по грязи?»

    Оба сановника ответили: «Конечно, она предпочла бы быть живой, даже если ей пришлось бы волочить свой хвост по грязи».

    — Уходите прочь! — воскликнул Чжуан-цзы. — Я тоже буду волочить хвост по грязи!

    Ещё он писал, что всякую ценность рано или поздно украдут. Стоит только появиться такой вещи, как государство, вскоре найдётся умелый вор, который украдёт и государство, но его будут называть «государь». А вора, который украдёт моток ниток в магазине, будут судить и посадят в тюрьму.

    Чжуан-цзы призывал думать о себе, заботиться о своём благе, своём хозяйстве, своём доме и не тревожить сердца людей великоучёными концепциями о том, каким должно быть общество.

    Сегодня я посмотрел одно интервью с Евгением Гришковцом. Он там сказал, что если бы ему не нужно было зарабатывать на хлеб, на семью, если бы у него было много денег, то он писал бы очень мало или вовсе ничего не писал бы.

    Но стремление думать о «пути России», о гуманитарных катастрофах где-то в Ливане по-прежнему тревожит умы многих людей, у которых течёт кран, горят дедлайны, висят кредиты и не работают лампочки в парадной.

    Примером такого радетеля за судьбы стран был Конфуций, которого Чжуан-цзы недвусмысленно называл глупцом и празднодумцем, сеящем смуту в сердца людей, отвлекая их от важных насущных дел.

    Почти уже год назад я пожаловался своему учителю, что не чувствую радости, что всё то, что я делаю, я, конечно, делаю, стараюсь делать хорошо, но это не вызывает у меня радости.

    Я ожидал, что он щёлкнет пальцами, совершит чудо, трансформирует моё сердце в самосверкающий алмаз, научит медитации, вызывающей эйфорию за 15 минут.

    Но он ответил:

    — Ты переработался. Отдохни. А потом придумай себе интересное дело. Дело, которое тебе интересно. У меня тоже такое было. И я отдыхал. А потом захотелось сделать одно дело. Вот теперь я его делаю. И мне интересно.

    Вот и я пойду доделывать продающую страницу про даосский алхимический ретрит. Получается шоколадно.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты