Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Сорта правителей

    Сорта правителей

    Низший правитель производит много активности, предпринимает титанические усилия, сам приводит в движение большие массы собственными усилиями. Он часто на грани надрыва, от него требуется пылающий героизм.

    Средний правитель работает разумом. Он выстраивает системы, ткёт стратегии. Он не машет шашкой, но играет в шахматы. Он держится в стороне от пылких эмоций и ярких выступлений, потому что эмоция отравляет разум. Для трезвости стратегического ума нужен покой сердца.

    Высший правитель работает духом. Он поддерживает в себе состояние чистоты и ясности и этого его основное дело. Своим состоянием он создаёт поле, в котором сотрудники и министры становятся способными мыслить стратегически, не впадая в эмоции.

    Подданные, граждане, народ тоже бывают разных типов. Люди низшего класса ждут от правителя ярких эмоциональных геройств. Люди среднего класса предпочли бы в роли правителя стратега и понимают, что яркий эмоциональный лидер приведёт общество к провалу. Люди высшего класса могут чувствовать, как высший правитель создаёт ауру ясности, они сами черпают из этого источника и лучше формируют собственные стратегии.

  • Неопределённость

    Неопределённость

    Мы живём в неопределённости. Каждый день мы предпринимаем какие-то усилия, делаем шаги — и не знаем, приведут ли они к ожидаемым результатам. Мы прокручиваем в голове сценарии, варианты, моделируем разные вероятные исходы. Половина этих вероятных исходов нас огорчает. Мы очень не хотим, чтобы они стали реальностью. И мы совершаем действия в надежде, что они помогут нам не попасть в худший сценарий.

    Но что если природа реальности иная? Что если всё предопределено? Что если нет никаких вероятных исходов. Что если наш космос как паровая машина несётся по единственным возможным рельсам и всё будет только так, как будет? Просто это мы не знаем, как будет. Нам не сказали. Но исход предопределён. Может такое быть? Но если бы мир был настолько однозначен, то какую роль тогда играют наши метания и переживания? Наши предположения и волнения? Если бы мир был однозначно предсказуем, то разве не научились бы мы за миллионы лет эволюции спокойно видеть однозначный исход? Разве могла бы развиться способность к волнениям и перебору схем и вариантов? Раз эта способность у нас есть, значит она нужна?

    А теперь третий вариант. А что если мир катится по железно предопределённым рельсам, но это не один мир, а много параллельных миров. Что если наше сознание одновременно находится в нескольких детерминированных космосах. В одном космосе абсолютно гарантированно всё приведёт к одному результату, а в другом космосе всё придёт однозначно к другому исходу. В каждом отдельном космосе наши усилия и метания ничего не изменят. Космос предопределён. Но мы можем выбирать, в каком космосе мы решаем остаться.
    В такой модели все наши волнения и тревоги — это картины разных космосов. Когда мы настроены на волну одного космоса, мы видим одну картину будущего. Когда настроены на другую волну, то видим неизбежность другого исхода. И тогда наши усилия должны быть направлены не на попытки управлять миром, который массивнее, чем самый большой поезд на свете. А наши усилия должны быть направлены на настройку своего состояния на частоту, на которой работает тот космос, в котором уже всё произойдёт наилучшим образом.

    Чтобы удерживаться на частоте счастливого космоса, нужно иметь хороший слух и спокойную руку.
    У меня в детстве у дедушки был старый радиоприёмник. Там радиостанция ловилась плавным вращением ручки. Не было фиксированных каналов, программ. Ручку можно было накрутить на любую частоту плавно. Можно было найти частоту между двумя соседними радиостанциями. Тогда всё зависело от погоды. Чуть двинется облако в одну сторону — и сильнее слышна одна станция, чуть выйдет солнышко, лучше слышна другая станция. И радио издавало бредовую кашу звуков, безумное месиво из обрывков фраз разных станций. И можно было впасть в шизоидное состояние, чтобы искать потаённый смысл в какофонии случайно перепутанных чужеродных друг другу слов. А можно было настроится на станцию точнее — тогда погода лишь создавала помехи, но не уводила в сторону от связного повествования диктора.

    Нужно иметь развитый вкус или слух, чтобы отличать чистую настройку на складную историю от шизоидного бреда смысловой каши.

    Чтобы выработать в себе это чутьё на складную версию космоса с хорошим исходом, нужно самому в себе вырабатывать привычку находиться в состоянии внутренней складности. Практики, медитации помогают нам самим настраивать все свои части на одну общую вибрацию. Когда печень не спорит с лёгкими, а дух дружен с материей. Когда мы находимся в ладном состоянии сами, то звуки шизоидной дыры между космосами становятся отчётливо неприятны. Хочется чистой и ясной волны с мажорной гаммой. Если это звучит чисто в мажорном ладу, то исход гарантированно будет светлым.

    На практике многим людям нравятся миры, которые идут к упадку и печали, а многим даже безумные провалы между разными нитями миров. Ну, это дело вкуса.

  • Кому стоит учить Цимэнь

    Кому стоит учить Цимэнь

    Попроситься в мою обновлённую программу Цимэнь Дуньцзя стоит:

    • Коучам. Правильный коуч не обязан разбираться во всех индустриях. Он должен хорошо уметь подсветить клиенту дыры в мышлении, слепые пятна. Цимэнь Дуньцзя — это такой чек-лист на жэньшэне — вы точно ничего не упустите и развернёте клиента в самое тайное не-знаю, не-умею, не-хочу.
    • Астрологам, тарологам. Если вы уже используете образные техники для того, чтобы помогать людям, то Цимэнь войдёт как родная. У этой системы есть отчётливая ориентация на решение деловых, социальных задач. Поэтому если ваши подходы больше ориентируются на психологию, на внутреннее, то Цимэнь развяжет вам руки и вам станет одинаково легко как с душевными метаниями, так и с карьерными играми.
    • Бывалым знатокам «китайской метафизики» может оказаться на этом курсе не очень по себе. Потому что «китайская метафизика» — это маркетинговый вымысел, чтобы продавать то, чего никто не понимает. Вам придётся выпрыгивать из уютного мира метафизических схем и абстрактных рассуждений — и открывать своё сердце, чуять ци напрямую. Если вы готовы, вы будете ошеломлены тем, чего так долго были лишены. Но вам может быть непросто. Нужно будет стать «пустой чашей».
    • Психологам. Если вы психолог, который посматривает в сторону эзотерики, но ненавидит шизотерику — будьте спокойны. Мы тут решаем реальные житейские вопросы, а не закатываем глаза в упоении своей заоблачностью. Цимэнь Дуньцзя может дать вам новый взгляд на особенности внутреннего мира клиента, а также предложит практичные решения для реальных проблем. Вы сможете находить ответы на вопросы, которые кажутся неразрешимыми, благодаря уникальному сочетанию древних знаний и современных психологических подходов.
    • Бизнесменам и предпринимателям. Если вы ведёте свой бизнес или планируете начать новое дело, Цимэнь Дуньцзя станет вашим незаменимым помощником. Эта система поможет вам принимать взвешенные решения, предвидеть возможные риски и находить оптимальные пути развития. Вы получите инструменты для анализа текущих ситуаций и планирования будущих шагов, что позволит вам уверенно двигаться вперёд к своим целям.
    • Творческим личностям. Художники, писатели, музыканты, блогеры — все те, кто ищет вдохновение и стремится к самовыражению, найдут в Цимэнь Дуньцзя источник новых идей и точек зрения. Эта система поможет вам лучше понять дух времени, ожидания аудитории. Так вы можете быть актуальнее и эффектнее в своём творчестве. Вы также сможете использовать систему, чтобы конструировать и выявлять смыслы, которые вам как личности не свойственны. Это выход за пределы «своего стиля».
    • Всем искателям гармонии и баланса в жизни. Если вы стремитесь к тому, чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром, Цимэнь Дуньцзя предоставит вам ценные инструменты для достижения этого состояния. Вы научитесь лучше понимать свои потребности и желания, находить баланс между работой и личной жизнью, а также создавать благоприятные условия для своего благополучия.

    Присоединяйтесь к моей обновлённой программе Цимэнь Дуньцзя — откройте для себя новые горизонты саморазвития и достижения успеха!

  • Кого я беру на обучение

    Кого я беру на обучение

    Почему на новый курс Цимэнь Дуньцзя я отбираю участников. На курсе мы будем учиться открывать сознание, делать свой дух объёмным и способным напрямую воспринимать ткань ситуаций и находить невидимые проходы к оздоровлению процессов в обществе и в частных делах — даже когда происходят несуразные события. Вычислительная астрологическая часть Цимэнь Дуньцзя важна, знание и понимание знаков и комбинаций важно, но это ещё не всё. Зубрёжка и многостраничные таблицы не могут заменить способности чуять — не мозгом, не голосом в голове, — напрямую ощущать качество ци в ситуациях, не уплывая в свои страхи, сомнения, травмы и проекции, предположения.

    Подавляющее большинство курсов на рынке основано на зубрёжке шаблонов и схем. Некоторым специалистам повезло быть эмпатами и интуитами, они чувствуют ткань ситуаций, но не могут этому обучить. Ученик видит виртуозность мастера, но ни один даже самый продвинутый модуль курса не приближает ученика к этой виртуозности.

    В моей новой программе я намерен сделать существенный акцент именно на прямом чувствовании ци. Это может приблизить вас к настоящему искусству в овладении Цимэнь.

    Но этим путём может пройти только человек с чистыми намерениями. Сильная хватка своевольного эго, желающего прогнуть мир под себя, окажется препятствием для того, чтобы воспринимать живую энергию непосредственно.

  • Отток инфо

    Отток инфо

    Очень интересно: одновременно несколько знакомых, которые пытались в продвижение своих услуг: в тарологию, в психологию, — синхронно заявляют, что им надоел этот самопродвиженческий балаган и они хотят по правде, от сердца. И после серии запусков и прогревов их блоги снова становятся уютными домашними посиделками с симпатичным, хотя порой и немного эксцентричным человеком.

    Те, кого жмут аренды и ипотеки, всё ещё пытаются продавать свои сервисы, но у многих есть глубоко накопленная усталость.

    Это согласуется с трендами наступившей 20-летки. С 2004 по 2023 дух времени поддерживал молодых амбициозных «сделай себя сам» ребят и девчат, самопровозглашённых гуру. Но с 2024 дух времени изменился и теперь важна правда, искренность, неподдельное чувство, доброе и тёплое чувство принадлежности семье, традиции и истории.

    На уровне большого бизнеса становится всё менее возможно продавать абы что, всё равно сожрут. Потребитель хочет знать правду о составе, хочет халяль, кашрут, веган, — не чтобы выпендриться и продемонстрировать свою особенность и эксклюзивность, а потому что человек искренне разделяет те или иные ценности.

    В прошлые годы эксперты гонялись за самой модной в этом сезоне воронкой, которая точно сработает. И работало же. Теперь все как будто научились видеть насквозь, чувствовать свои и чужие чувства. И наглые выскочки больше не впечатляют. Важной становится не технология, а этика и отношение.

    И дело тут не только в действиях, словах и имидже. Дело в реальном наполнении, фактических чувствах и мотивациях. Если по старинке стремиться к богатству и достижениям, то ты становишься неинтересен, неактуален. Для очень многих это означает тотальный сдвиг системы своего устройства. Особенно это касается молодых людей — которым сейчас 25–35. Они полностью как личности сформировались в двадцатилетку достигаторства и сейчас могут просто не иметь никаких зацепок, никаких файлов, чтобы как-то состыковаться с новым духом времени. Им бы весьма пригодился квалифицированный и ответственный тренер и наставник по новым ценностям, но сами коучи и наставники сейчас переживают свою дезориентированность, ломку стратегий и несостыкованность с духом времени. Многие проходят сейчас маркетинговый детокс, ощущают, как много было в их делах манипуляций и хитрости. Раньше это было норм. Но теперь от этого выворачивает.

    Чтобы освоиться в новом потоке времени нужно многое:

    • Быть честным с собой, принимать свои теневые части, знать свои уязвимости.
    • Приносить принятие и исцеление в эти неприглядные части своей натуры.
    • Следить за высоким качеством коммуникации — не мутить поле, не выливать на людей непереваренный эмоциональный шум, а в каждом слове стремиться нести ясность и понимание.
    • Не ввергаться в безудержное веселье, а сохранять цельность и ровный пресный фон истинного, не слащавого, не наигранного внутреннего довольства.
    • Осмыслять себя в контексте истории, рода, традиции. Принимать и чтить корни, предков, учителей, чтобы быть способными самим становиться звеньями в передаче этого света жизни и мудрости.

    Сложно? Наверное. Возможно? Без сомнений.
    Возможно ли идти таким путём в гордом одиночестве? Вряд ли.
    «Я сам всё придумал, мне никто не помогал, мне никто не нужен, все традиции устарели» — эта песенка уже не впечатляет.

    Искреннее общение, связь с историей и традицией, мудрость поколений, преемственность и взаимная поддержка, чистое сердце и ясный разум. Пусть этого будет больше.

  • Свет внутри

    Свет внутри

    Я вижу, что мир проснулся. Вижу, что продолжать ехать дальше без ценностей, без смыслов — уже не может работать. Кто-то будет совершенно доволен официальными ценностями из радио и газет. Кому-то они будут немного не по размеру.

    В мире есть разные центры силы, которые ведут свою идеологическую битву. Одни транслируют одни ценности, другие — принципиально другие. Но стать фишкой в их стратегиях — не лучшая судьба для каждого из нас. Было бы гораздо лучше, если каждый из нас стал бы сам себе светом, раскрыл бы собственное сияние, подключился бы к собственному потоку правды.

    Этот собственный поток правды не обязан быть каким-то персональным, экстравагантным. Он может быть всё про то же — про жизнь, про семью, про любовь, про народ и страну. Но одно дело, когда такие ценности для нас — лишь внешняя идеология, и совершенно другое дело, если, уйдя вглубь самих себя, мы нашли свой истинный поток правды. И тогда нам уже не так уж и важно, насколько он похож или не похож на имеющиеся стандарты.

    Открывая свой поток правды, важно пройти глубже, чем личные хотелки и обидки. Эго, личность вечно имеет свои капризы. Эти капризы, конечно, стоит удовлетворять, но не слишком. Так же как не стоит объедаться сахаром. Балованное эго — плохой хозяин. Дисциплинированное эго — хороший слуга. Слуга духу.

    Эго дисциплинируется тем, что мы осознанно не идём на поводу у всех его хотелок и обидок. Есть более мудрое во мне, что лучше знает. Войти в контакт с этим источником мудрости, настоящести и правды — для этого нужно пройти дальше, чем простирается моё эго или личность.

    Мы выходим за пределы личностного уровня. Продолжать жить свою эгоцентричную, фиксированную на своей ограниченной личности жизнь — это уже не модно и не эффективно.

    Есть немало путей, которые помогают нам выходить за пределы личности. Моя стратегия такая:

    1. Дать своим личным травмам исцеление, а желаниям разрешение удовлетвориться. Дать своей личности заботу. Порешать насущные вопросы.
    2. Но не превращать эту заботу о себе в единственное дело. Нормально работающее эго само может решать свои вопросы. Оно будет вовремя сообщать о своих желаниях. Добрый хозяин будет вовремя их удовлетворять. Нужен баланс заботы о себе: столько, чтобы это способствовало, а не мешало раскрытию духа. Мало заботы — боль, много заботы — баловство.
    3. Тренировать себя в том, чтобы соединяться с великим, с единым. С космосом, со вселенским единством, с небесным, с божественным. С тем, что сквозь всё и не имеет границ. Для этого полезен и тренинг тела, потому что от тела нужны особые свойства, чтобы выдерживать длительный контакт с бесконечностью. И тренинг эмоций, потому что они заточены на задачи выживания, а соединение с бесконечностью опасно пахнет само-исчезновением.
    4. Поймав поток правды, войдя в контакт с ясностью неограниченного духа, начать пускать его в дела. Наши решения и деяния всё больше становятся инструментом для реализации внеличностной внеперсональной миссии духа.
    5. Пребывание в потоке правды — это спокойное чувство надёжного осуществления истинного пути.

    Сам я дальше пока не заходил.

  • Чистота линии

    Чистота линии

    Мой учитель у себя в телеграм-чате поделился переживаниями о том, как после ухода из этого мира нашего мастера в традиции внешней алхимии, его ученики наперегонки побежали открывать свои производства, заявляя, что получили всю необходимую информацию, чтобы производить эти мощные снадобья.

    Получить информацию — недостаточно. К моему великому сожалению от некоторых русскоязычных «мастеров» цимэнь дуньцзя я слышал аналогичные заявления: мол, мы живём в мире открытой информации, на торрентах и складчине можно взять любой контент. Можно даже купить недорого электронную книгу вполне официально. И этого совершенно достаточно, чтобы изучить любое традиционное знание.

    Я почти не владею никакими музыкальными инструментами. Сегодня мне приснился сон, что я забрался в чей-то дом и начал хозяйничать там как у себя. Я нашёл там гитару, гуцинь, попробовал на них играть. Благо, теория-то понятная: зажимаешь струну на каком-то ладу, дёргаешь струну — всё же понятно. Но у меня ничего не получалось.

    Помимо знаний, помимо личного опыта ошибок и экспериментов, есть ещё что-то, что передаётся в линии преемственности от учителя к ученику. Это что-то не сводится к знаниям, конспектам, лекциям и рецептам. Это не сводится к наблюдению за работой учителя и перенятию его манер. Это что-то, что не связано с непосредственным умением делать работу. Это называют благословением, передачей от сердца к сердцу. Этого не заменить усердной учёбой.

    Чтобы такое произошло, ученик должен хранить в сердце благодарность и уважение мастерам, которые потратили жизни на сохранение, собирание, выковывание и донесение всей полноты мудрости до ученика. Нотка «А, я всё понял, и без вас разберусь, невелика премудрость, тут же всё просто» убивает что-то истинное и такой ученик получает кадавра знаний вместо живой передачи.

    Либерально-индивидуалистический дискурс подначивает людей верить в собственные силы и свергать авторитеты. Выпячивать себя, возвеличивать свой личный бренд, забывая о том, на чьих плечах он стоит, кто его нёс на руках к этому достижению. Это уничтожает как благодарность предкам, роду, так и учителям.

    В голливудских мультиках женщина с ребёнком — всегда измученное, некрасивое существо. Так и в индивидуализме: человек, хранящий верность, уважение и преданность учителю — это ограниченный дурачок, неспособный прочесть хотя бы пару книг. Вера в такие образы разрушает общества и традиции, разобщает и атомизирует общество. Людям даже не приходит в голову, что связь с учителем может быть чем-то ещё, кроме сведений, лекций, формул и конспектов.

  • Победа

    Победа

    Любая победа — это результат сосредоточения устремлений и воли. Сдвинуть большие пласты реальности с места можно благодаря усилиям на разных уровнях.

    Очень трудно добиваться целей, выполняя только физические движения. Двигать руками, ходить ногами, издавать звуки — эти вещи оказывают какой-то эффект. Но если наш дух неясен, если наши эмоции хаотичны, то физические действия будут непостоянны и противоречивы.

    Можно сформировать ясный образ желаемого будущего, сохранять ровный и приятный эмоциональный фон в вере в светлое будущее, но воздерживаться от действий. Это тоже не приводит к целям.

    Действия без ясности духа — это акт насилия над собой. Внутренней ясности и цельности нет, но ты берёшь себя за шкирку и заставляешь себя сделать то, что, вроде бы, должно помочь.

    Ясновиденье прекрасных перспектив, когда действия заблокированы — это мечтательство, побег в сладкие грёзы.

    Соединение духа и тела даёт совершенно новое качество жизни. Пропадает забор между действиями и виденьем. Мы не лишаемся благостного баланса, но и не чураемся выхода на конфронтацию с обстоятельствами.

    Любители резких физических движений высмеивают мечтателей и философов. Визионеры и мыслители презирают людей практических. Это главная война, которая должна быть прекращена в сердце каждого. Высшая победа — это победа над собой. Вернее не над собой, а над демонами войны в себе. Вернее не над демонами войны в себе, а над самой идеей, что возможны какие-то противопоставления.

    Пока мы носим внутри себя зерно внутренних противопоставлений, оно будет прорастать конфликтами в душе, в семье, в бизнесе, в обществе, в мире. Когда каждый из нас пришёл в мир со всеми своими гранями, то становится возможным установить мир в мире. Не стесняясь духовности и не чураясь действий.

    Однажды во сне ко мне пришёл мой даосский учитель и сказал:

    Успокаивай свой ум каждый день, на дне покоя есть прорыв.
    Когда твой ум станет спокойным, ты начнёшь видеть демонов.
    И тогда тебе уже не придётся устраивать драмы на ровном месте.

  • Массовое искусство

    Массовое искусство

    Человеческое общество очень многослойно. Наивно думать, что все всё понимают одинаково. Есть множество самых разных страт, уровней, ниш, кластеров. Это как ком из ниток разных цветов и материалов. Иногда один цвет впереди, иногда другой. Люди разных ниш имеют разные таланты и сильные стороны. Для прогресса попеременно нужны то одни, то другие таланты. То один тип людей лидирует и продвигает общество, то другой тип. Некоторые типы людей нужны в мирные времена, некоторые нужны в опасные моменты. Некоторые нужны большую часть времени, некоторые лишь изредка.

    Здоровое общество способно производить людей всех возможных типов. Оно также способно не исключать совсем временно не актуальных. Всему найдётся своё время и место.

    Со стороны людей вредно не понимать этой динамики. Если какая-то группировка людей начинает думать, что «мы актуальны всегда», то наступит время, когда нужно будет уступить место другим героям. И держаться за свою лидерскую позицию, сопротивляться необходимости уйти на скамейку запасных — опасно. Здоровое общество как единое целое примет такое сопротивление в штыки. Чем сильнее цепляешься за пьедестал, тем яростнее тебя спихнут, чтобы пустить вперёд тех, кто актуален в моменте.

    Но и те, кто вдруг после долгого забвения оказался востребован, могут ошибочно подумать, что «теперь мы тут навсегда главные». Нет, не навсегда. Лишь на время.

    Экстремизм — не в юридическом, а в семантическом смысле — это тяга к крайностям, к категоричности. «Эти люди лучшие и правильнее всех навсегда и иначе мыслить нельзя» — это экстремистская попытка удержать маятник в одной позиции силой. Это нарушает естественные гармонические трансформации обществе. И поэтому отторгается здоровой общественной системой.

    В этом контексте кажется невообразимой возможность создавать искусство, которое бы нравилось всем. Одним людям созвучны одни мотивы и мелодии, другим другие. В одно время дух времени требует одних смыслов, в другое время других. Как это возможно, чтобы одно произведение искусства попадало бы в созвучие сразу со всеми? Кому-то любой шедевр будет не мил. Одну и ту же картину будут то вытаскивать на обозрение, то убирать в запасники.

    В этой динамике можно искать какие-то циклы. Можно пытаться творить образы и смыслы на опережение — чтобы твоя книга оказалась бы актуальной как раз к ноябрю, когда ты её допишешь. А можно обращаться к вечным вопросам, с которыми всегда сталкивается любой человек. Но чем универсальнее вопрос, тем банальнее ответ. Про универсальные ценности всё уже спето шаманами у костра в эпоху неолита.

    Если хочется повторять снова про что-то вечное и универсально важное, то чтобы это было не скучно, нужно владеть высоким художественным мастерством. Писать про универсальные ценности нужно настолько красиво, насколько красиво небо или река. Всегда одно и тоже, но можно смотреть вечно. Если произведение обладает такой природной красотой, то его рассказ про вечные ценности будет нескучен.

    Но делать настолько естественно шедеврально мало кто может. Поэтому продукция про вечные ценности пахнет чаще всего занудством и дидактическими материалами для внеклассного чтения. Это отталкивает. Но отталкивая дидактическую скукоту, важно не зачеркнуть для себя универсальные ценности.

  • Нация в голове

    Нация в голове

    Люди, склонные к эпичным теориям национальной патетики не понимают одной вещи. Я про тех господ, которые увлечённо рассуждают о том, что делали русские или болгары или украинцы в третьем тысячелетии до нашей эры.

    Они не понимают следующего факта. Во всех исторических исследованиях мы имеем дело с разными общностями, которые пересекаются, но не эквивалентны. Вот эти общности:

    • Генетическая общность, популяция. Люди в древние века были ограничены местом обитания. Не было перекрёстного опыления, генетический материал оставался замкнут в изолированных общинах. Так формировались разные рода или породы людей. Как таксы и овчарки. В наши времена уже давно всё перемешалось, люди путешествуют, были волны переселения народов. Но если применить математическую статистику, анализ генетических данных, всё ещё можно выявить остатки тех генетически разрозненных родов, которые существовали когда-то. Границы между ними уже сильно стёрты, но не до полной гомогенности.
    • Языковая общность. Носители одного языка. Правда вопрос, что считать одним языком. Сейчас при наличии государственных границ, центрального телевиденья, официального столичного языка, можно чётко разделить, например, польский и чешский. Но раньше, да и теперь во многих местах, язык меняется плавно от деревни к деревне. Карта языков больше похожа на градиентные пятна, чем на чёткие круги. Но лингвисты как-то справляются. Сегодня концепция языка — это политический феномен. Если одна деревня вдруг получает политическую независимость, то то, что вчера считалось диалектом, вдруг переименовывают в язык. Учёные, чтобы не связываться с политическим понятием языка, придумали термин «идиом». По сути этот тот же язык, но без политики. И эти языки или идиомы эволюционируют со временем. То, что было одним языком, спустя века распадается на несколько разных как болгарский и сербский. То, что было разными языками, бывает, сливается в один: северный восточнославянский идиом слился с новгородским, — и возник русский.
    • Культурная общность. Люди, проживающие рядом, склонны иметь похожий образ жизни. У них общая экономика, общие способы ведения хозяйства, схожий рацион питания, похожая мода на одежду, посуду. Схожие дома и технологии строительства. Сказки, легенды, анекдоты, песни, ритуалы, верования.
    • В более поздние века культурная общность заменилась на религиозную. Материальная культура в условиях повышенной мобильности технологий может стать одинаковой. Архитектура и сельское хозяйство унифицировались. Все стали носить одинаковые костюмы. Но потребность иметь «своих» осталась. Эту функцию стала выполнять религия. Католики, протестанты, православные, иудеи, мусульмане, буддисты… Культурные различия сосредоточились вокруг религиозных конфессий по мере того как в светской жизни всё становилось схожим.
    • В совсем уже новое время — конец XIX, начало XX века на смену религиозной идентичности пришла национальная. Это очень новое изобретение.

    Генетический профиль человека можно определить анализом ДНК.
    Языковую принадлежность можно определить на слух.
    Культурную идентичность можно понять по образу жизни.
    Религиозную конфессию можно определить по обрядам и ритуалам, которых человек придерживается.
    А национальную идентичность объективно никак не определить. Национальности нет ни в генах, ни в языке, ни в культуре, ни в церкви. Национальность есть только в голове.

    Эти разные идентичности могут пересекаться, но они не эквивалентны друг другу. Носители похожих генов могут говорить на разных языках. Носители одного и того же языка могут вести разный образ жизни. Люди, живущие в одной и той же культуре, могут исповедовать разные религии. Приверженцы одной и той же религии могут относить себя к разным национальностям.

    И наоборот. Люди одной и той же национальности, могут исповедовать разные религии. Верующие одной конфессии могут иметь сильно разные материальные уклады жизни. Носители одной и той же культуры могут говорить на разных языках. Носители одного языка могут иметь совсем разные гены.

    История знает множество примеров, когда одна из этих идентичностей менялась, а другие оставались нетронутыми. Например, ничего не изменилось, но люди вдруг перестали считать себя болгарами, и начали считать себя македонцами. Или всё прочее осталось как раньше, но все перекрестились в другую религию. Или ничего не изменилось, но люди вдруг начали говорить на другом языке, как индийцы на английском. Или ничего не поменялось, но быстро изменилась материальная культура в результате важных изобретений. Или всё — и язык, и культура остались прежними, но миграция привела изменению генофонда. Я тут, конечно, немного упростил. Перемены одного элемента сопровождаются искажением и сдвигом в других слоях, но эти перемены и сдвиги на разных слоях не синхронны и не соразмерны друг другу.

    Становится совершенно непонятно — когда любители громких историй заявляют, что «наши» строили египетские пирамиды, — кого они подразумевают под «нашими». Генетически родственных биологических особей? Носителей языка-предка нынешнего языка автора? Носителей какой-то древней культуры, элементы которой остались и сейчас? Религии тогда были совсем другими, а национальных идентичностей не было вовсе ещё двести лет назад.

  • Богдан Хмельницкий

    Богдан Хмельницкий

    Если бы у Богдана Хмельницкого был коуч, мир был бы совсем иным.

    Насколько я понимаю, после того как в своём казачьем восстании он разбил польскую, шляхетскую армию, у него был небольшой зазор времени, чтобы взять силой Варшаву и создать новое казачье государство. Но он этого не сделал, стал колебаться, застрял в Киеве, упустил время, дождался пока оклемавшаяся шляхта вступит в сговор с крымским ханством. И в итоге история пошла так, как пошла. Хмельницкий попросился под защиту Москвы, не став добивать польское государство. А могла бы история пойти совершенно иначе. Лучше ли это было бы или хуже, мы не знаем. Быть может, если бы Хмельницкий создал казачье государство вместо Речи Посполитой, это государство тоже сгравитировало бы к России рано или поздно. Но это уже из области гипотез и альтернативной истории.

    И вот, вопрос. Насколько важен в истории личный фактор? Если бы Богдан Хмельницкий с помощью средневекового коуча расширил бы своё мышление и смог бы помыслить себя создателем нового государства, это могло бы изменить историю? Или история не зависит от личных проекций, а подчиняется глобальным объективным законам, где личные решения конкретных людей не меняют общего вектора развития?

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты