Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Радостное предвкушение

    Радостное предвкушение

    Я знаю большое количество умных, творческих людей самого разного возраста — от 20 до 70-ти, — которые боятся проявляться. Молодые боятся делиться тем, что им на самом деле важно, потому что они оглядываются на старших и ищут у них одобрения. Взрослые боятся открывать то, что им важно на самом деле, потому что а вдруг это повредит налаженному быту и комфорту. Зрелые боятся открывать своё настоящее, потому что верят, что меняться уже поздно, да и кто вы все такие, чтобы что-то подсказывать зрелому человеку.

    От моих учителей я почерпнул особый навык. Это навык радостно-предвкушающего внимания. Если с таким вниманием принимать человека, то человек сам начинает расцветать и показывать свою яркость, гениальность. То, с каким настроем коуч, консультант, наставник воспринимает клиента — это 80% всего мастерства. Если воспринимать клиента как сломанную игрушку, которая без моей помощи и шагу не ступит, то это худший вариант. Если относиться к людям нейтрально, равностно, я эксперт, ты эксперт, — это лучше. Но если глубоко внутри себя радостно предвкушать сияние истинной красоты в клиенте, то такое внимание запускает множество исцеляющих процессов.

    Внешне это может выражаться или не выражаться. Зависит от формата общения и уместности. Внешне я могу общаться с клиентом в нейтральном уважительном тоне. Я могу, если человек этого хочет, выступить в роли гуру и авторитета. Но это лишь внешняя упаковка. Внутренне во все отношения я стараюсь приносить это радостно-предвкушающее внимание. Такое внимание работает как магнит для глубокой истинной яркости и мудрости каждого человека. Это внимание похоже на свисток охотника, который выманивает дичь из леса. Или на феромон, который привлекает самку. Такое моё внимание помогает истинной красоте и мудрости клиента — его изначальному духу — стать более проявленным, перешагнуть через личностные страхи и начать сиять явно.

    Чтобы моё внимание могло быть таким магнитом для изначального духа клиента, это моё внимание тоже должно происходить из моего изначального духа. Не из моей личности, а из какого-то супер-мета-транс-уровня. С того уровня, который над всем, под всем и сквозь всё. Побочный эффект такого внимания в том, что я не всегда успеваю понять слова. Пока клиент что-то рассказывает про его ситуацию, про его волнения и трудности, я смотрю из своего сердца в его сердце. Души общаются. Я слушаю их разговор на уровне глубинных образов, и поэтому часто пропускаю мимо ушей те конкретные слова, которые мне говорят.

    Если слишком внимательно слушать слова, то клиент может меня завлечь в своё личностное восприятие проблемы. Если я туда слишком углублюсь, потеряв из виду красоту вселенской души, то я сразу потеряю главный инструмент, который делает меня столь эффективным в личной работе.

    В личной работе я неизменно работаю лифтом. Я снова и снова перетаскиваю клиента из личностного состояния — в мир ясности и открытости, из которого все личные трудности — это лишь дело техники.

    Приведу пример. Ко мне обратился клиент — он хотел найти больше смысла в своей жизни. Но на уровне общения душ я получил ясное впечатление, что он лишь декларирует это желание, а на самом деле он очень боится нырнуть с головой в это большое вселенское трансперсональное. Поэтому на практике мы много месяцев разбирались с его трудностями в общении с деловыми и личными партнёрами. Являюсь ли я лучшим экспертом в решении этих частных вопросов? Наверное, нет. Можно ли найти эксперта получше по семейным или бизнес-отношениям? Определённо, да. Но раз человек захотел общаться со мной, я проводил встречи. Зная некоторых гораздо более практичных коучей и психологов, я работал с этим клиентом на крепкие четыре с минусом. Но зато на каждую встречу я приносил это своё внимание от сердца к сердцу, которое мимо слов и эго-конструктов. Я просто зажигал в себе эту радость связи со своей истинной сутью и магнитил истинную суть клиента пробиться сквозь его личностные барьеры.

    В ходе нашей работы клиент то и дело приходил к выводу, что многое из того, что он себе насочинял про себя, про мир, про людей — это именно вымысел, который можно или перепридумать, или даже выбросить. Структуры эго давали трещину. Свет истинного духа всё больше просвечивал в зазорах. Но чем больше истинный дух получал свободу, тем на дольше клиент пропадал. Поскольку он думал, что ходит ко мне решать проблемы, а проблем было всё меньше, то и смысл во встречах пропадал. Конечно, на самом деле моей основной работой было не решать его проблемы, а делать так, чтобы сама эго-структура, которая придумывает проблемы, лопнула как мыльный пузырь.

    История закончилась тем, что после очередного долгого перерыва клиент сообщил мне, что нашёл буддийского учителя и собирается нырнуть в буддизм.

    — Во славу Фрейра, — подумал я. — В добрый путь.

  • Долой контент

    Долой контент

    — Я знаю, что мне нужно что-то делать, чтобы зарабатывать. Я знаю, что дальше так продолжаться не может. Я постоянно предпринимаю какие-то усилия, я и рилсы пилю, и посты пишу, я всё делаю. И на курсы продаж для экспертов сходил. Я бьюсь уже всеми возможными способами. Я уже не знаю что…

    Передо мной сидел здоровый парень в самом активном возрасте. На его глазах проступили слёзы. Поднятые плечи выдавали позицию бессилия и неспособности что-то сделать. Рубленые движения руками показывали его агрессию и к ситуации, и к себе самому.

    Я решил его спросить:

    — А тебе нравится делать все эти рилсы и посты?
    — Нет, конечно! Сейчас тем более. Я просто уже не верю, что всё это кому-то надо!
    — А изначально, пока ты не обнаружил бессмысленность этих усилий? Давай попробуем сейчас успокоиться. Вдохни. Выдохни. Опусти плечи. Разомни шею. Можешь немного помассировать себе в основании черепа сзади.
    Давай перенесёмся в то время, когда ты решил, что надо делать рекламный контент. Как ты себя чувствовал по этому поводу?

    Он скривил рот, снова пожал плечами:

    — Ну как я себя чувствовал. Надо и надо. Все говорили, что это мне поможет. Значит надо было это делать. Вот я и стал это делать.

    Я решил уточнить:

    — Правильно ли я услышал, что ты не особо горел этой идеей?
    — Да. Совершенно не горел. Я просто делал это потому что надо.

    Я попросил его прислать мне ссылку на какой-нибудь из ранних видосов. Я начал смотреть видео без звука. На видео был молодой человек, который не смотрел в камеру, лицевые мышцы у носа демонстрировали признаки отвращения, откинутая назад голова выдавала нотку надменности.

    Если бы он был экстремистом, призывающим что-нибудь свергнуть и линчевать, то это бы работало. Но он не был экстремистом. Он был помогающим практиком, говорил об исцелении, здоровье и гармонии — в теле, в семье, в делах.

    На словах он провозглашал единение и целостность. Телом он показывал отказ от контакта и сотрудничества.

    Я мог бы устроить ему жёсткий кинетический разбор. Но не стал. Я решил пойти мягким коучинговым путём. Я спросил:

    — Слушай. Извини, что меняю тему. А вообще как тебе нравится проявляться? Вообще по жизни. Может, тебе нравится писать стихи, или танцевать? Я сейчас не про продажи. Мне интересно просто понять твой личный профиль. Ты — творец чего?

    Он задумался, затем его лицо просветлилось:

    — Ну, мне нравится фотографировать. Люблю ловить моменты. Как дым поднимается от палочки благовоний или пар от чашки чая. Как огонь костра захватывает новую ветку. Или, например, снежинка на варежке. Вот такая дзенская эстетика.

    Я спросил:

    — А ты где-то выкладываешь свои фотки?
    — Если честно, нет. Мне кажется, что это никому не интересно.

    Я сделал моё любимое иронично-понимающе-сочувствующее лицо. Мол, ага, конечно, так все и говорят:

    — Я не хочу быть банальным, но, а что если, ну а вдруг что-то получится, если мы соединим две твои страсти? Если мы возьмём твою любовь к целительству и твою любовь к дзенской фотографии. И как-то их объединим и покажем людям так, чтобы они смогли прикоснуться к тебе настоящему?
    Делая стандартные видосы по стандартным скриптам, ты не даёшь людям возможность почувствовать тебя. Они слышат слова, но не чувствуют твоего живого дыхания. Если бы ты был рядом, держал бы их за руку, смотрел бы в глаза, они бы тебя почувствовали, поверили бы. Но через экран телефона нам нужно более страстное и мощное творческое проявление, которое тебя по-настоящему драйвит. Нужно быть концентрированно страстным в моменте, чтобы твоя аура дотянулась до них через пространство и электронику. И если мы сложим две твои страсти в одно произведение, прошу прощения, контента, то у нас есть шанс кого-нибудь по-настоящему тронуть.

    Я отметил в нём типичное проявление транса порванного шаблона. Расслабленные мышцы около губ, взгляд в расфокусное космическое нигде. Приоткрытый рот. Опущенные плечи, оседание вниз-назад, расслабление поясницы, таза.

    Это был момент тишины. Я знал, что вот точно тут нужно остановиться и ни в коем случае не забалтывать мой тезис. Эффект оказан. Теперь нужно дать трансу создать человеку новую реальность.

    Я сам быстро вошёл в состояние зияющей пустоты. Северные предки называли это Гиннунгагап. Даосы называют это У-цзи. Изначальное небытие, из которого вот-вот в любой момент вырвется большим взрывом новая вселенная.

    Тишину ярко взорвал смех. Он рассмеялся всем телом. Подушками ладоней он утирал слёзы освобождения. Царство кощеево разлеталось на осколки. Свет мощной радости пронизывал каждую клеточку его тела.

    Когда он немного успокоился, он сказал:

    — Ты представляешь?! Ведь я именно с этого и начинал. Первые клиенты у меня появлялись, когда я постил некоторые свои фотки и кратко описывал то, что я делаю. Потом я решил, что фотки это скучно и начал пытаться в рилсы — и почти никто новый не обращался. Выходит, что мне просто нужно было продолжать делиться тем, что меня самого вдохновляет так, чтобы это нравилось самому!

    — Именно так, — подтвердил я. — Но то, что ты сделал этот крюк в видосы — это очень ценно! Без этого ты бы не узнал, насколько критически важно проявляться так, чтобы тебя самого пёрло от своего проявления.

    Мы закончили встречу, я освежил чай и продолжил писать свою книгу.

  • От тревожности к величию

    От тревожности к величию

    Она выглядела тревожно. Сдвигала брови, жевала губы. Косметолог бы это не одобрил. Но у неё была веская причина:

    — Алексей, мой астролог, с которым я обычно работаю, сказала мне, что этот год будет для меня очень опасным, проблемным. Я её спросила, что мне делать, а она ответила, что ничем помочь не может, но есть один человек — и дала ваши контакты.

    Я мысленно поблагодарил неизвестного астролога за признание, и попросил:

    — Хорошо. Расскажите, пожалуйста, какие именно опасности вам предсказывал астролог.
    — Она говорила что-то про, что я могу потерять деньги, что источники дохода могут быть разрушены. Что вообще занимаясь любой денежной бизнес-активностью, я вызываю гнев каких-то богов и они почему-то именно в этом году могут потерять терпение со мной.

    Раз я уже признал, что астролог молодец, что отправила клиента ко мне, я решил негативных оценок в её адрес не сгущать. Вместо этого я решил уточнить:

    — Что там боги или не боги — это мы ещё разберёмся. Но я хочу вас спросить: а вы сами как оцениваете свою деятельность? Зачем вы этим занимаетесь? Чисто ради денег? Или у вас есть какая-то миссия. Что вы вообще делаете?
    — У меня небольшое маркетинговое агентство. Ещё есть пара объектов недвижимости в городе под аренду.
    — Хорошо. Вот и вопрос. Если бы вы были божеством, космической сущностью, вы, глядя на ваши занятия, имели бы повод для раздражения?
    — Эм-м. Я не знаю, каково это быть космической сущностью, но меня саму раздражают некоторые вещи в том, что мы делаем.

    Лицом я выразил крайнюю заинтересованность, жестами предложил продолжать.

    — Понимаете, времена сейчас непростые, крупные клиенты некоторые — не все, но заметное количество — поуходили. Нам пришлось брать в работу разные мелкие компании, которые занимаются не то чтобы чем-то плохим. Нет, у них все законно. Но просто как люди они мне не нравятся. Вот у них точно нет никакой миссии. Суета сплошная. От партнёров из крупных компаний веяло каким-то, как сказать… величием, да, величием. Я не знаю как описать. Они будто бы знали, что и зачем они делают. Нам с ними было очень удобно. Они выделяли бюджет, точно формулировали задания, мы в рамках задания предлагали варианты, они что-то одобряли, дальше в реализацию. А с маленькими компаниями, ну бесят они. Суетятся, меняют запрос, ничего толком не формулируют. Собственных разработанных идей у них нет. И это ужасно раздражает.
    — Я вас понял. Скажите, пожалуйста, а если таких мелких компаний станет, например, раза в три или пять больше, то что у вас первым сломается? Где у вас бутылочное горлышко?
    — Думаю, что сломаюсь я. И гораздо раньше. Я действительно на грани. На эмоциональной грани.

    Всё было понятно. Оглядываясь на китайскую астрологию бацзы, я бы предположил, что этот год может с одной стороны увеличить для этого человека количество заказов, клиентов. А с другой стороны, когда поток увеличится, то возникнет вопрос — а правильно ли ты выстраиваешь взаимодействие с бизнесом и с клиентами. То есть вопрос этот уже есть. Просто увеличение потока выявит неотложность решения этого вопроса. Сейчас ответ у клиента, скорее всего, негативный: «Нет, я неправильно выстраиваю отношения с бизнесом и клиентами». Если не наладить то, что должно быть налажено, то простое увеличение потока клиентов может привести к серьёзному срыву.

    — Смотрите, что мы с вами можем сделать. Ситуацию в мире мы с вами не изменим. Поэтому если у вас есть какое-то недовольство, несогласие с тем, что глобально происходит — эти эмоции нам никак не помогут, это только мешает мыслить ясно и отнимает силы.
    Во-вторых. Нужно будет куда-то канализировать ваше раздражение на суетливых мелких клиентов. Просто выключить ваше раздражение — не вариант. Эта эмоциональная энергия вырабатывается в вас, чтобы вы решили задачу. Но задачу вы пока не решили. Поэтому организм вырабатывает больше и больше раздражения, думая, что это вам поможет. Это древние инстинкты со времён, когда любая проблема решалась криком или ударом. Тело у нас древнее, а жизнь современная. Нам предстоит придумать, как вам направить вашу энергию раздражения в творческое, конструктивное русло.
    В-третьих. Было бы здорово, если бы в вас появилось то чувство величия, о котором вы тоскуете. Мне видится, что мелочное состояние души ваших клиентов как бы передалось, заразило вас. Вы начали падать на их уровень суеты. Будет очень здорово, если вы сами, просто за счёт выверенного мышления или с помощью практик, медитаций, начнёте сами в себе вырабатывать это состояние благородства и величия. Тогда вы сможете заражать им ваших клиентов.
    И в-четвёртых. Всё это мы можем делать одновременно в формате бесед, индивидуального обучения. Но дополнительно к разговорам и практикам, я могу сделать для вас набор талисманов. Талисманы не могут заменить вашу собственную трансформацию, но могут её ускорить, облегчить. Без вашего собственного переформатирования вам может понадобиться очень много талисманов, нужно будет их постоянно дозаказывать. Это разновидность зависимости. Я не считаю, что это финансово разумно на вашем месте. Гораздо лучше совместить внутреннюю работу и внешние катализаторы в виде даосских талисманов.

  • Я и моё

    Я и моё

    Иногда новички в даосско-буддийском мире, люди, увлёкшиеся эдакой духовностью или эзотерикой решают, что нельзя использовать слова «я», «мой». Типа, этими словами они провозглашают реальность эго, а истовый медитатор должен сокрушить своё иллюзорное эго.

    На мой взгляд, это довольно бессмысленно и даже вредно. Если совершенство просветлённого духа может разрушиться от одного маленького словечка, то не такое уж оно совершенство. Это получается уже не божественное сознание, а какой-то Кощей, чья смерть кроется в одной очень маленькой, но сильно табуированной подробности.

    Ясному духу вообще-то слова не должны мочь вредить. Слова слишком поверхностны, чтобы мочь поколебать ясное сияние просветлённого сознания.

    Некоторые практики, конечно, не ударяются в ересь я-табуирования, но они запрещают себе что-то более сложное. Некоторые люди, вставшие на путь духа, начинают считать вредным высказывать чёткие оценки и суждения. Спросишь его, на какой свет переходить дорогу, он ответит что-то типа «все цвета суть проявления вселенской души, открыв своё сердце небу, ты сможешь найти свой истинный путь, не создавая в своём сознании иллюзорных разделений между цветами радуги».

    Они старательно избегают высказывания простых и чётких оценок и суждений, потому что боятся, что такими словами можно разрушить свой тщательно выстроенный дзен. Если простая и прямая оценка реальных событий может уничтожить просветлённость, то что такой медитатор станет делать, когда встретится лицом к лицу с демонами в бардо смерти?

    Великий даос-алхимик Гэ Хун имел чёткие мнения по ряду вопросов. Приведу один из радикальных отрывков в его книге.

    То, что вульгарные обыватели именуют ведущим ко благу путем, на самом деле лишь бесовщина и вздор. С ними распространяются лишь безумие и заблуждения, и чем дольше они существуют, тем больше распространяются. Люди, не наделенные знанием искусства исцеления болезней и безвозвратно погрязшие в чудовищных заблуждениях, отвергают помощь лекарственных средств и сосредоточиваются исключительно на мракобесии молений и жертвоприношений, совершаемых ими без счета. Они неутомимо гадают, а ничтожные людишки — шаманы и целители, нагло лгут им, предсказывая горе или возвышение, но болезни и способы их лечения — это как раз то, о чем они слыхом не слыхивали. А слышали они только о нескончаемых расходах по оплате их услуг. И вот даже богатые разоряются, лишившись всего своего состояния, а бедняки вынуждены залезать в долги и платить вдвойне за их советы. И вот уже нет ни поля, ни дома — все потеряно в надежде на излечение. Ларцы и сундуки опустошены, и в них не остается ничего. Но если вдруг паче чаяния больному стало лучше — тогда эти целители немедленно заявляют, что им помогла благосклонность божества. Если же больной умирает, они сразу же заявляют, что он не был помилован демоном. Если человек все-таки счастливо отделывается и продолжает жить, то от его имущества все равно ничего не остается, и в конце концов он умирает после тяжких страданий от холода и голода. А иногда человек доходит до того, что вступает на путь насилия или начинает вести себя подобно ворам и грабителям, крадучись проникая туда, где его никак не ждут. А то и гибнет от острого клинка в кровавом побоище или кончает жизнь на плахе, на которую его приводят совершенные им злодеяния. Вот какие беды проистекают из этого неразумия.

    Иногда бывает и так, что все состояние человека уходит на удовлетворение алчности служителей, совершающих моления и жертвоприношения, и последнее зернышко, последний лоскут шелка уходят для оплаты жадного шамана, и ко дню кончины человека не остается ни одежды для погребения, ни утвари для поминания, и тогда, увы, труп покойного остается гнить и разлагаться, поедаемый могильными червями. Не достойно ли это сожаления? Вот ведь до чего доходит тупость глупцов из народа!

    Непристойные культы и путь нечисти — это то, что запрещается как нормами ритуала, так и законами. Но и этого никак не хотят понять обычные люди. Единственное, что тут могут сделать государи, это резко ужесточить законы и приговаривать к высшей мере за любое из преступных деяний последователей этих культов, не делая различия между тяжелыми и легкими нарушениями закона. Пусть каждого, кто не отказывается от шаманских суеверий и молений, безжалостно казнят, выставляя труп на всеобщее обозрение на дорогах и рынках. Тогда не потребуется много времени, чтобы полностью покончить с этими мерзостями и уничтожить самый корень страданий народа от голода и холода, вырвать к тому же ростки разбоя и бандитизма. Разве такое решение не было бы великой милостью по отношению к народу?!

    — Отрывок из книги Баопу-Цзы. Гэ Хун
    Перевод: Е. Л. Торчинов

  • Проживание и высказывание

    Проживание и высказывание

    Мои френды делятся на два типа. Одни по каждому тревожному поводу считают своим долгом высказаться. Они не выносят своих эмоций и шквальным огнём разбрызгивают свою несдержанность на подписоту. Другие идеально экологичные. Свои переживания по различным поводам они протанцовывают, продышивают, промантривают, чтобы любоваться своим благостным имиджем с загадочной улыбкой. Типа, я-то познал тайны мироздания и преисполнился, но что толку об этом рассуждать, сами поймёте когда придёт время.

    Первый вариант — честный, живой, но паникёрский, общественно вредный. Второй вариант не поднимает паник, но часто тоже весьма токсичный, потому что ставит лицемерное просветленческое табу на обсуждение общественно значимых вопросов.

    Я пытаюсь брать лучшее из обеих стратегий. Мне неприятно замалчивать свою позицию в благостной загадочности, когда всех обуревают бесы ярости и безумия. Орать со всеми бессмысленно. Но нравоучительно и самоупоенно молчать мне не нравится.

    Я ищу способы донести свои взгляды. Но не выбалтываю всё сразу, а даю себе время прожить, продышать, успокоиться, осмыслить в широкой ясности, подобрать верные слова.

    Я не стремлюсь быть глашатаем апокалипсиса, но и уходить в дзен, притворяясь, что в мире всё идеально, я тоже не хочу. Я делюсь своими мыслями, когда чувствую, что настал момент, но стараюсь делать это так, чтобы не обострять ситуацию без нужды.

    Говорят, что рождённые в среду — хорошие переговорщики. Мне нравится способствовать диалогу, а не разжигать конфликты.

    Хотя Лао-цзы и считал смыслы, запертые в словах, мёртвым балластом, вместе с тем, в верных словах может крыться мантрическая заклинательская сила. В такую силу слова я верю. Слова, сказанные о важном из верного состояния могут исцелять. Одно лишь благое состояние, при замалчивании некоторых тем ставит жизнь на тормоз. Ор из дурного состояния разрушителен в первую очередь для орущего.

  • Уважение как основа перемен

    Уважение как основа перемен

    Вечная проблема российской либеральной оппозиции — со времён Достоевского до наших дней — это чувство разочарования в народе. Они как будто смотрят на русского мужика и думают: «Что ж ты такой убогий и дремучий-то? Надо бы тебя умыть, причесать, научить уму-разуму, глядишь и выйдет из тебя что-то толковое».

    Похожим образом относились европейские колониалисты к американским индейцам, африканцам, индийцам. Эдакий снисходительный укор.

    Так некоторые родители смотрят на своих детей: «Что ж ты у меня такой непутёвый-то? Эх, ничего-то ты не умеешь, снова тебе надо объяснять банальные истины!»

    Такой снисходительный укор сам по себе унизителен. Либерал ещё ничего не сказал, только посмотрел в камеру, а мужику уже должно стать стыдно за то, что он портит всем жизнь своим существованием.

    Такое родительско-детское отношение было и у помещиков, царских элит по отношению к рабочим и крестьянам. И мы знаем, к чему это привело. Людям не нравится, когда к ним относятся как к отсталым. Это ощущается как унижение, оскорбление, эмоциональная агрессия. Если в древние времена рабства и отсутствия человеческого достоинства быть холопом было нормой, то по мере просвещения и эмансипации, в народе всё больше зрел запрос на признание их права на уважительное отношение. Это привело к череде революций в начале XX века, но, кажется, что либеральные элиты ничему не учатся. Они всё с таким же поучающим видом смотрят на незрелых тупиц, какими им представляется большинство россиян.

    Парадоксальным кажется противоречие в либеральных умах. Кажется, что они толерантны к тому, что мальчики хотят считать себя девочками или котиками, но нет никакой толерантности к желанию простого русского человека получать уважение к своему мнению. Если мальчик объявляет себя девочкой, мы должны уважать его самовосприятие. А если русский человек хочет порядка в своей стране, то он тупой и не понимает всех благ просвещённой цивилизации.

    К сожалению, а может быть и к счастью, пока либералы занимают такую высокомерную позицию, у них нет шанса получить поддержку общества.

    В отличие от какой-нибудь Швейцарии или Франции, история России сложилась так, что у нас сформировалось две прямо-таки касты разных людей. В течение веков аристократические элиты жили отдельно от народа. Различия проявлялись не только в уровне образованности, но и чисто на генетическом уровне. В аристократических элитах был свой образ жизни, свои предпочтения при выборе партнёров, чем у простых людей. Это приводило к естественному отбору, селекции по разным критериям. Физиологически, гормонально, анатомически аристократия сильно отличалась от простых людей. Отличия были вполне сопоставимы с различиями европейцев и индейцев. То, что было очевидно одним, было безумием для других. Пока народовольцы пытались просвещать тупых селян, селяне изумлялись инфантильности и беспомощности умников.

    Изнутри либерального мышления может казаться, что они искренне переживают за страну и за народ. Но если к этому искреннему переживанию добавляется идея «они же там все идиоты и без меня пропадут», то это уже нарциссическая высокомерная позиция. Она отторгалась и будет отторгаться «дикарями», которых пытаются «вразумить».

    Думаю, что любой психолог объяснит, что в отношениях с детьми такое воспитание — это худший вариант. Ребёнок должен чувствовать, что ему можно быть собой, что его идеи и творческие находки нравятся родителям. Ребёнок должен чувствовать, что даже если он в чём-то косячит, родители всегда на его стороне. И если наши горе-либералы ставят себя в позицию всезнающих родителей для народа, то почему они ведут себя как обиженные абьюзеры, которые говорят детям «Ты что, тупой? Я же тебе сто раз говорил».

    Декабристы были далеки от народа. Народовольцы, сколько бы ни ходили в народ, воспринимались как взбалмошные барчуки, которым вздумалось поиграть в спасательство.

    Советский проект стремился стереть различия и сблизить оба полюса общества. Идея культурно просвещённого пролетария двигала страну Советов к её достижениям. Но чем искусственней и насильственней пытались стереть любое неравенство, тем сильнее было противодействие. И неравенство прорастало с новой силой. Одни элиты сменяли другие элиты. И все только и думали как бы научить мужика не быть дикарём.

    В русских былинах про богатырей прослеживается этот лейтмотив про то, как князья да бояре вечно что-то обсуждают, пока богатыри от народа делают реальное дело.

    Ленинская аристократическая идея по окультуриванию масс была естественным продолжением идей народовольцев и декабристов, которые были так далеки от народа. В ней сквозило то же снисходительное просвещение.

    «Война и мир», «Муму», «Анна Каренина», «Обломов», «Ревизор», «Отцы и дети», «Мёртвые души», «Мать» — вся классическая русская литература демонстрирует дистанцию между интеллигенцией, горожанами и народом, деревней. Помещики и чиновники стараются держаться в стороне от народа. Иные пытаются просвещать серые массы. Третьи сами уходят в народ и опрощаются.

    И эта игра в противопоставление умников и простаков никак не закончится.

    Пока сохраняется это непонимание и непринятие реального фактического народа, пока умные головы считают людей недоразвитой массой, требующей воспитания и просвещения, — народ продолжит деятельно отталкивать идеи умников. Эта высокомерная снисходительная забота о судьбах заблудших не способствует, а препятствует всякому диалогу. В то время как истинное признание ценности и достоинства любого человека, его мировоззрения и культурных корней является основой гармонии в обществе.

    Если кто-то хочет изменять ситуацию, необходимо начать с уважения к личности каждого человека, с признания разнообразия мыслей и желаний.

    Давно прошло время попыток «умыть» и «причесать». Современный либерал кажется анахронизмом, вывалившимся в нашу реальность из века XIX. Попаданцы наоборот. Современная Россия уже крепко укоренилась в принятии всего своего культурного и исторического наследия, в ней комфортно сотрудничают люди совершенно разных происхождений. Единственное, что эта система отторгает — это обесценивающий брезгливый и недовольный взгляд сверху вниз.

    Каждый из нас имеет свой уникальный путь и своё видение будущего. И если мы хотим строить лучшее будущее для всех нас — следует начинать с уважения друг к другу. Начинать нужно с себя.

  • Будущее предпринимательства

    Будущее предпринимательства

    Мы привыкли думать, что крупные корпорации большие и неповоротливые. Они могут своим массивным ресурсом осуществлять грандиозные инфраструктурные проекты, но на мелком уровне они не могут быть эффективны. Поэтому есть место для мелкого купечества. Можно найти где-то возможность купить подешевле, найти возможность продать подороже, правильно договориться, подгадать момент.

    Но что если года через три какая-нибудь крупная корпорация создаст искусственный интеллект, который будет мониторить миллионы частных объявлений в секунду, писать тысячи оферов, по открытым источникам формировать психологический профиль партнёров и аудитории, делать наилучшие предложения в самый подходящий момент.

    Сможет ли обычный старорежимный коммерсант тягаться с искином, который может за день протестировать десятки тысяч коммуникационных и торговых стратегий? Нет, не сможет.

    Если предприниматель занимается бизнесом чисто ради денег — продаёт то одно, то другое, — где маржа больше, а риски меньше, там и я, — то такой предприниматель останется в хвосте эволюции после армии роботов.

    Сегодня о своей карьере переживают дизайнеры и копирайтеры. Завтра искин начнёт конкурировать с врачами, юристами и предпринимателями. Если ещё не.

    Тут небольшое лирическое отступление. В 1998 году мой научный руководитель отправил меня на два мероприятия. Первое было студенческой конференцией в области биомеханики, математического моделирования тела и здоровья. Второе было медицинской конференцией взрослых врачей. На взрослой конференции я должен был рассказать о математической модели глазных мышц и хрусталика, которую мы предлагали использовать для уточнения офтальмологических процедур. Мышцы были пружинками, хрусталик резиновым шариком. Простые формулы.

    Но на студенческой конференции я увидел первые разработки распознавания изображений, первые попытки классификации данных. Я был под впечатлением. И вместо того, чтобы на взрослой медицинской конференции рассказывать про резинки и пружинки, я заявил, что лет через пятнадцать-двадцать робот по снимкам и данным сможет ставить диагнозы. Пятьсот взрослых дяденек и тётенек, держась за животики, хохотали надо мной. Моё выступление было последним в программе. Ведущий меня поблагодарил, что после насыщенной работы участников конференции я поднял всем настроение своим юмористическим выступлением.

    Научный руководитель потом мне сказал кратко: «Наслышан». Больше я с ним не сотрудничал.

    Так что же делать предпринимателю ввиду неизбежных вызовов?

    То же, что сегодня делают копирайтеры и дизайнеры: делать ставку на то, чего искину не постичь — на исключительно человеческое. Это искренние чувства, живая страсть. То, что невозможно скопировать и симитировать. Это то, что есть в искусстве и чего нет в подделке. Это есть у Стругацких и Толкина, но нет в фанфиках подражателей.

    Живая энергия искреннего гения. Устремлённость передать то, что не помещается в слова. Дизайнеры и копирайтеры вынуждены становиться художниками и писателями. Так и предпринимателям придётся становиться творцами и гениями.

    Это про возвращение к истокам. Сначала возникли художники, потом их заменили дизайнеры, а теперь дизайнерам придётся снова стать художниками.

    На чьё место пришли торговцы и коммерсанты? Кого они копировали, кому подражали? Хороший вопрос.

    Мне видится, что они заменили пассионариев, которые занимались распространением своей культуры. Строители государств, защитники цивилизации. Они приходили к дикарям, вовлекали их в экономику, строили города, распространяли свою культуру. Торговля, бизнес были лишь инструментом для распространения своего культурного цивилизационного кода. Так и сейчас каждому коммерсанту придётся задаться вопросом, какую культуру я распространяю своим бизнесом, какую цивилизацию я расширяю, какие боги меня поддерживают.

    Если остаться просто торговцами без богов и цивилизационных флагов, то останется лишь обслуживать решения искина.

  • Ложь и дзен

    Ложь и дзен

    Если убрать всю ложь, то останется только дзен: падает снег, галка села на куст, картошки поел, сижу запиваю пуэром. Всё. Если оставить только правду, то останутся только факты. Но и по части фактов могут быть разногласия. Вот, у меня в детстве был микроскоп, — то ли детский, то ли настоящий с работы родителей, — я уж не помню. И я в него видел всяких тварей, которые копошились в воде.

    Сосед Колька микроскопов не имел, я его ни за что не пустил бы к себе в дом. Зато Колька знал, на какой помойке можно найти старые аккумуляторы, чтобы их переплавлять в грузики для рыбалки.

    В его жизни были одни факты, в моей другие. Наши ракурсы и сферы опыта показывали нам реальность с совсем разных сторон, хотя нас разделяло метров сто.

    Ну хорошо, допустим, мы решили взяться за дело и создать свод всех фактов на свете. Будем создавать дзенскую энциклопедию. Бактерия ест бактерию, аккумулятор валяется на помойке — добавим это всё к универсальному своду знаний о фактах. Но врать нельзя. Нельзя отклоняться от фактов. Никаких суждений, никаких домыслов, никаких мнений, никаких интерпретаций. Далеко ли мы так уедем?

    Ответ — Нет. Без оценок и интерпретаций мы далеко не уедем. Успех заложен не только в способности точно отражать действительность, но и в способности предугадывать будущее. Люди, которые думали «Вот пушистый тигр, он смотрит на меня, он прижался к земле, падает снег» — просто не оставили потомства. Эволюция доказала, что преимущество за теми, кто умеет отстроиться от наблюдаемых фактов и в мире мышления, абстракций и вымысла достроить картинку в будущее, предположить прошлое, найти связи между явлениями, выявить подобия, обобщить, экстраполировать, осмыслить.

    Большая часть всего, что есть в информационном поле — это именно мнения, суждения, оценки, экстраполяции и осмысления. То есть не факты. Даже по части фактов мы с Колькой могли иметь разную правду. В сфере осмыслений никакой правды вообще быть не может, потому что все эти осмысления и оценки — это личное интеллектуальное творчество. Если мои осмысления помогают мне убегать от тигра и собирать бананы, то я молодец. Если мои осмысления ведут меня в волчью яму на пир к динозаврам, то я не молодец. Спорить о правдивости оценок и мнений бессмысленно. Это как спорить, чей плевок более железный. Каждый вырабатывает свои мнения и суждения — и это либо помогает человеку жить здорово, качественно и долго, либо нет.

    Любой, кто берётся провозглашать, что какие-то взгляды правильные, а какие-то нет — говорит не про правду, а про другое — про правильность. Некоторые взгляды помогают нам быть более выправленными, ясными, собранными, в хорошем тонусе и достигать своих реальных целей. А некоторые взгляды вгоняют нас в запутанность, разбросанность, растерянность, мы оказываемся неспособны действовать чётко и эффективно. В основе тут нет места правде, морали. Правильность — это про то, насколько взгляды помогают нам быть в цельном и эффективном состоянии. Если какая-то мысль вызывает в нас бодрую спортивную подтянутость, концентрацию на ясных целях и радостную готовность бодро двигаться к этим целям — это правильные мысли, мысли, которые нас правят, выпрямляют. Если мысль вызывает затмевающий разум гнев, отчаянную злобу или депрессивность, безнадёжность, потерю воли, если становится непонятно, к каким целям стремиться, горизонт виденья в будущее сжимается до примитивных действий, которые хочется совершить срочно сию минуту, — то это мысли не правильные, они не правят, а косят — искажают, корявят человеческий дух.

    Правильные взгляды помогают человеку, семье, сообществу, стране длиться долго, сохранять свой путь, свою культуру, свой опыт. Неправильные взгляды проводят к распаду, унынию и потере пути. Вернее, то, что помогает длить свой путь и действовать цельно — это правильные взгляды. То, что приводит к разрухе, коллапсу, дезориентации и рассогласованности частей — это неправильные взгляды.

    Не существует никаких систем взглядов, которые были бы универсально полезны всем и всегда. Любая система мышления, которая была правильна вчера, сегодня может стать неправильной. В разных семьях, культурах, странах одни и те же мысли и взгляды будут оказывать совсем разный эффект. Поэтому риторика про распространение одних и тех же универсальных ценностей и убеждений — это зло, которое кому-то выгодно, но других приведёт к упадку и зависимости.

    Позволять друг другу иметь свои взгляды, допускать возможность и правильность иных взглядов у других людей в других ситуациях — это залог всеобщего процветания и развития.

  • Запрет на власть во время горя

    Запрет на власть во время горя

    В имперском Китае была конфуцианская традиция про траур. Если кто-то терял близкого человека, то ему запрещалось занимать государственные, чиновничьи, общественные должности в течение нескольких лет. У конфуцианцев это было доведено до математической точности. Длительность запрета зависела от степени родства с ушедшим. Чем ближе человек, чем чувствительнее потеря, тем дольше отстранение от властных и лидерских позиций.

    Если вам это кажется странным, то я объясню.

    Потеря близкого родственника является глубоко травмирующим событием. Чтобы переварить чувство скорби и восстановить душевное равновесие нужно достаточно времени. Это время нужно, чтобы полностью выразить свою любовь и уважение к почившему, пройти все стадии, все ритуалы, все трансформации.

    Если человек станет бодро браться за общественные дела, не дав себе времени на качественный траур, то, конечно, на него посмотрят косо, как на нарушителя правил нравственности. Но дело не только в формальных правилах. От человека на ответственной общественно значимой позиции требуется мудрость, ясность, сбалансированность, умение учитывать разные факторы и мнения. Если в сердце кровоточит рана, то ты не можешь нормально управлять обществом. Ты либо будешь проваливаться в печаль и не сможешь концентрированно работать. Либо устроишь личную месть и используешь вверенный тебе народ, чтобы решать свои личные обиды. Оба варианта никуда не годятся. Когда в сердце боль, мыслить ясно и широко невозможно. В таком состоянии человек может наделать ошибок в делах. Если он при должности, то от его ошибок зависит жизнь и судьба других людей, — этого нельзя допускать.

    Человек, удаляющийся от дел на время траура, не считался лузером. Наоборот, забота о семье, о близких, важность близких связей, вопросы детей, родителей были важнее общественного. Человек, покидающий на время должность ради траура, вызывал лишь уважение.

    Человек в трауре не был предоставлен сам себе. Это было общественной нормой. Всем было понятно, что человек находится в особом состоянии, у него особые потребности, особые занятия, он нуждается в поддержке и внимании. Человек в трауре был частью общества. Вся коммуна, деревня, городок могли помогать человеку полноценно пройти через процесс заживления ран. Некуда торопиться. Всему своё время.

    Поэтому я с очень большим скепсисом отношусь к деятелям, которые пытаются в публичность вместо траура.

    Если человеку на самом деле не больно от утраты и он полностью в эмоциональном балансе, то я не могу доверять этому человеку. Он не способен к близким отношениям и глубоким привязанностям, раз потеря близкого человека — это ерунда. Я бы обходил такого деятеля как можно дальше.

    А если у человека болит и он сквозь боль лезет на сцену вести кого-то за собой, то только безумец пойдёт за таким лидером. Это саморазрушительно.

  • Система взглядов соткана из боли

    Система взглядов соткана из боли

    В некоторых кругах общества людям привита привычка не проживать свои эмоции, а создавать из них мнения и суждения о людях, о мире, и как можно шире и быстрее эти мнения распространять. В итоге целые слои общества живут в системе представлений, которые имеют слабое отношение к реальной реальности. Их система представлений на девяносто процентов соткана из непрожитых эмоций множества людей.

    Люди прекрасно умеют проживать сполна, наслаждаться до дна своими приятными чувствами. Но люди изнежены и не терпят дискомфорта проживать неприятные эмоции. Именно неприятные эмоции они торопятся превратить в якобы умные мысли и запустить их в общее поле. Это значит, что система представлений в таком обществе соткана из непрожитой боли. В итоге мы получаем целые философии, целые системы представлений, которые несут лишь одно послание: жизнь боль, все сдохнут, всё бессмысленно, нужно бороться с мировым злом, но все обречены.

    Такие системы взглядов подобны лютому вирусу. Допустив в мозг такое мышление, человек сам себя направляет ко всё большим страданиям.

    Эта картина усугубляется ещё и тем, что согласно общепринятой культуре в этих кругах, сообщение считается тем правдивее, чем больше в нём боли, отчаяния, обиды, отторжения и возмущения. Уравновешенная нейтральность считается ложью. А хвалебные мысли приемлемы только если в них кроется жирный намёк на что-то иное, что нужно ненавидеть между строк.

    Даосская традиция настоятельно советует заботиться о пищеварении, не забивать желудок, вовремя ходить в туалет. А также следить за тем, чтобы эмоции тоже эффективно переваривались и освобождали бы место для ясности и уверенности. Когда непереваренные чувства, застрявшие в сердце, ударяют в голову и начинают науськивать на создание безумия, стоит обратиться к лекарю.

  • От культа богатства к поклонению мудрости

    От культа богатства к поклонению мудрости

    Деньги — это способ манипуляции. Когда их нет, ты не можешь больше ни о чём думать. Когда они есть, ты наслаждаешься собой. Когда деньги для человека на первом месте, то это зависимая и манипулируемая позиция. Деньги в отличие от здоровья, ясности духа, творческих идей — можно получить только от других. Всё остальное можно получить прямо из себя, деньги только от других.

    Если бы мы жили в древние времена с натуральным обменом, то каждый мог бы добыть себе богатство в лесу, на пляже. Я про звериные шкурки, про ракушки, камешки. Но сегодня деньги по определению не создаются кем попало. Ты их только обмениваешь с другими. Ты не можешь их выкопать из земли или собрать на пляже.

    В наши дни ставить деньги на первое место — это делать себя зависимым. Поэтому мне всегда был чужд народный китайский культ поклонения богу богатства 財神 cáishén. Я с недоумением смотрел на друзей, интересующихся китайской культурой, которые каждый китайский новый год постили ошеломительно яркие китайские картинки с розовощёким дяденькой среди гор золота и ярко-красных фонариков. Я скрывал своё несогласие с этой модой. Я считал это моим личным эстетическим выбором, ведь большинство всегда право.

    Но всё оказалось глубже. Оказалось, что далеко не все носители китайской культуры делают подношения богу богатства в китайский новый год. Оказалось, что в некоторых образованных кругах людей, связанных с даосскими традициями, считается, что этот культ бога богатства на новый год — это для простолюдинов. Обычным людям всё равно будет трудновато понять любую концепцию сложнее богатства, да и когда ты живёшь на грани выживания, то богатство — это верх счастья. Но для просвещённого человека другие вещи куда как важнее. Богатство, конечно, полезно, но это лишь инструмент для осуществления чего-то более значимого.

    Поэтому в просвещённых даосских кругах в китайский новый год обращаются к центру вселенной, к высшему божеству, вокруг которого вертится весь мир. Его называют Нефритовый Император, Тянь Гун — небесный владыка, бог Бог, источник создания мира. Если устремлять свои помыслы к этому образу в начале нового года, то это придаст человеку

    • мудрость,
    • справедливость,
    • верность себе и собственным принципам и ценностям,
    • понимание важности гармоничного устройства многоуровневого и многогранного общества.

    Такие вещи на порядок важнее, объёмнее, чем богатство, горшочки золота и вкусная еда.

    Культ Нефритового Императора был запрещён в Китае во времена правления императора Цяньлуна (1711–1799) манчжурской династии Цин. Это был период огромных социальных преобразований. Цяньлун был истовым последователем конфуцианства, считал своё виденье устройства общества наилучшим для всех народов. Поэтому он ощущал своим долгом принести своё совершенное правление максимальному числу людей. При его правлении цинская империя завоевала Тибет, Джунгарию, Кашгарию.

    В ходе завоевания Джунгарии цинские войска много раз входили на Алтай, что подтолкнуло присоединение Горного Алтая к России. Потоки ойратских и алтайских беженцев лились в Россию. Военные действия наносили урон китайским же феодалам Северной Монголии, чья экономика была связана с Джунгарским царством. Радикально настроенные элиты Северной Монголии вели переговоры о выходе из цинской империи и присоединении к России. После этой войны территория Джунгарии практически обезлюдела.

    Кашгария была мусульманским государством уйгуров в Восточном Туркестане. Захват Кашгарии оказался более лёгким. Пленных воинов, кто особо отважно сражался с цинскими захватчиками отправили заселять опустевшую Джунгарию, но край так и остался пустынным. Это сильно ослабляло экономику недовольных феодалов Северной Монголии и их попытки присоединения к России были прекращены кардинальными способами.

    После таких завоеваний возникла необходимость внутреннего контроля. Были прекращены любые контакты с варварской Европой. Была введена жесточайшая цензура и усилена пропаганда. Запрещались любые рассуждения о несовершенстве конфуцианской мысли, подавлялись любые увлечения даосизмом и буддизмом как альтернативой конфуцианству. Запрещённая литература под страхом смерти изымалась у населения и отправлялась в костёр. Под запрет попала развлекательная литература — сжигались художественные романы, повести про быт, про людей. Разрешена была только нравоучительная конфуцианская литература. Лишь два процента даосских и буддийских книг прошли цензуру и могли переиздаваться.

    Поклонению высшему даосскому божеству — Нефритовому Императору — было популярно среди оппозиционно настроенных группировок, «тайных обществ», сопротивлявшихся конфуцианской диктатуре. Их преследовали, искореняли, их культы запрещались.

    Так поклонение Нефритовому Императору, связанное со справедливостью, гармонией и мудростью уступило место культу богатства. Быть эффективным, экономически продуктивным членом общества стало гораздо важнее всего прочего.

  • Прощай, достигаторство

    Прощай, достигаторство

    Я знаю, что у многих началась перестройка. Люди начинают иначе чувствовать свои дома, иначе чувствовать свои тела, иначе ощущать свои ориентиры.

    За один день ко мне обратилось двое человек, которые честно признались, что вдруг почувствовали, что всё, к чему они устремлялись раньше, потеряло смысл. Зачем продолжать в это самопродвижение, зачем достигать то, чего ещё так бодро достигали пол года назад.

    В даосской традиции это ожидаемый феномен. В эти дни меняется двадцатилетка. Новая двадцатилетка вытаскивает на первый план принципиально новые виды ценностей.

    В период с 2004 по 2023 всем было естественно стремиться к достижениям, к ачивкам, открывать новые уровни, пробивать потолки, доказывать успешность своего успеха уровень за уровнем. Те, кто не включился в эту игру, выглядели странно и никому не нравились. Сейчас другие вещи будут в моде, совсем не достигаторские. Продолжать сейчас оставаться достигатором — это демонстрировать, что ты из прежнего поколения с устаревшими ценностями.

    Сейчас на сцену выходят искренние чувства. В литературе набирает обороты нео-реализм, в котором показывают искренние чувства обычных людей. Приключения с квестами, с достижением целей, с героическими героями уже устарели.

    В жизни тоже раскрывается запрос на неподдельность сердца.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты