Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Уровни гексаграмм

    Уровни гексаграмм

    Гексаграммы — это символы из книги перемен. Каждая гексаграмма состоит из шести линий. Каждая линия может быть сплошной (Ян) и прерванной (Инь). Всего у нас получается $2^6=64$ гексаграммы.

    Кто-то пытается рассматривать узор из линий творчески. Например, в гексаграмме ䷚ (Углы рта) видно, что целые линии только верхняя и нижняя. Как будто это губы сверху и снизу открытого рта. Прерванные линии формируют само отверстие рта. И дальше начинают размышлять, что это что-то связанное с речью или с едой. Наверное, эта гексаграмма говорит, что нужно быть внимательным с тем, что ты говоришь. Или внимательным с тем, что и сколько ты ешь.

    Однако не все гексаграммы своим изображением намекают на какой-то образ. Например, ䷵ — как из структуры линий можно вывести смысл этой гексаграммы? А говорит она о поспешных решениях, о которых приходится жалеть. Не рассмотрев все детали, на эмоциях стремительно и жадно прыгаешь в новый опыт. Но выясняется, что это было ошибкой и нужно срочно уходить из этого места. Но уходить стыдно, да и уже некуда, мосты сожжены. Но и оставаться в новых обстоятельствах, которые оказались неприемлемыми — немыслимо. Куда податься?

    Один из ключей к пониманию гексаграмм заключается в том, что каждая линия соответствует тому или иному слою в структуре человека и общества.

    Нижняя линия — это сам человек, то, как выстроены отношения с самим собой.
    Вторая снизу линия — это семья — как устроены отношения в семье.
    Третья линия — это локальное сообщество, деревня, посёлок, подъезд.
    Четвёртая линия — это регион, город, область.
    Пятая линия — это страна.
    Шестая — человечество.

    Янская линия — это наличие ясных смыслов и активного воздействия. Иньская линия — это рыхлая структура, нелинейные медленные связи.

    На примере этой гексаграммы ䷵ (Вернули младшую сестру) получаем такую картину:

    • 1 Ян: У человека есть ясная позиция, ясное представление о самом себе и своём пути.
    • 2 Ян: Но и в семье тоже есть ясные жёсткие правила, которые не дают места для сильной индивидуальности.
    • 3 Инь: Местное сообщество предпочитает не замечать этого конфликта, на друзей, соседей полагаться невозможно, они не дадут опоры.
    • 4 Ян: Приходится отправляться в дальний путь, но в городе, регионе тебе нет места — все роли уже расписаны, все позиции заняты. Человек, выпавший из своей системы, не сможет найти себе новое место рядом.
    • 5 и 6 Инь: Придётся отправляться ещё дальше, в масштабах страны или всего мира можно найти новое пристанище, спокойное место, где можно будет начать новую жизнь.

    Гексаграммы — это описание 64 типов процессов, которые пронизывают нашу жизнь. Но они — не просто классификация. Каждая гексаграмма — это урок. Он приглашает нас заглянуть внутрь себя, увидеть связи, которые мы раньше не замечали, понять, как наши мысли и чувства формируют реальность.

    Это 64 зеркала, в которых отражается наша жизнь. Это 64 ключа к трансформации: изменяя своё состояние, мы открываем новые пути. Гексаграммы учат нас тому, что судьба — это не что-то внешнее, что случается с нами, а то, что мы сами создаём каждый день, шаг за шагом.

  • Пенсия человечества

    Пенсия человечества

    Сон о будущем: деревня философов, инопланетная угроза и переход в другую реальность

    Мне приснился сон о будущем. В этом будущем искусственный интеллект взял на себя управление всеми процессами на Земле. Многие годы это было мечтой многих талантливых инженеров, футурологов, культурологов. Человечество много десятилетий шло к этому достижению.

    Но когда это получилось, то выяснилось, что в этом заложен серьёзный вызов для людей. И нет, это не про бунт машин. В мире, где весь тяжёлый труд и вся сложная интеллектуальная деятельность передана машинам, люди оказались в растерянности. Как жить дальше, когда больше нет необходимости работать? Человечество столкнулось с кризисом перехода «на пенсию». Стало ясно, что человечеству предстоит выстроить другие ценности, погрузиться в творчество, философию, в духовные практики. Не все были готовы легко пройти через эту культурную трансформацию.

    В этом будущем я увидел героя, создавшего идеальное общество — деревню философов. На удаленном острове группа единомышленников смогла выработать новые смыслы. Они научились жить без работы, но с осмысленностью и совершенно новыми принципами этики, морали. Построить такое общество было не просто. Но главный герой — Александр Модестович — смог стать лидером культурных перемен и создал утопическое общество на этом острове. Это было лабораторией, в которой бережно вынашивались принципы нового устройства общества. Планировалось, что когда это общество докажет свою устойчивость — не экономическую, потому что, благодаря машинам, это больше не проблема, а психологическую, — когда будет доказано, что в новой философии и морали люди разных происхождений и возрастов могут жить счастливой, наполненной жизнью «на пенсии человечества», то эту модель распространят на весь мир. Пока человечество примирялось с необходимостью грядущих культурных и социальных перемен, Александр Модестович оказался флагманом в изобретении будущих смыслов человечества.

    Но миру пришлось столкнуться с угрозой совершенно иного вида. К Земле стал приближаться инопланетный корабль, видимо, с агрессивными намерениями. Лидеры человечества, включая моего героя, собрались, чтобы найти способ защититься. Они занялись выработкой технологий, стратегий отражения агрессии. Кроме того нужно было как-то объяснить новую реальность населению. Перспективы «человечества на пенсии» стали весьма зыбкими. В условиях настолько непредвиденной угрозы снова потребовались усилия всех: и машин, и людей. Слёт во всемирном астрономическом центре длился несколько дней. Усилия всех участников были на пределе. Люди совершали подвиги гениальности. Искусственный интеллект сталкивался с задачами, которым не было никаких прецедентов. Всем пришлось преодолевать свои границы. Границы идеологий, границы интеллектуальных, моральных и физических сил. Люди ломали свои границы психики, ИИ ломал свои границы мышления.

    После напряженных дней слёта, решения приняты, стратегии выработаны. Александр отправляется обратно в свой островной рай. У него задача — как-то донести новую реальность до соратников философов. Это очень сложный момент. Как не спрятать голову в песок, не изолироваться от мировых проблем. Как интегрировать друзей философов во всеобщие усилия по отклонению космической угрозы. Но и не потерять уникальную культуру, которую они так бережно вырабатывали, не превратиться в корпоративную, университетскую или военную структуру старого времени.

    В этом мире, наполненном фантастическими технологиями, всем доступны индивидуальные устройства для полётов. Не как вертолёты или летающие автомобили, а просто как во снах — берёшь и летишь. Александр берёт баллистический курс. Он взмывает в небеса и пикирует оттуда на свой остров. Остров окружён слоями защитного поля, оберегающего остров от метеоритов, ракет. Любой быстро летящий предмет захватывается защитным полем, замедляется и плавно кладётся на поверхность. Александр пикирует на остров с высоты облаков, будучи уверенным, что защитное поле его подхватит, замедлит и плавно положит на землю. Но он вовремя замечает, что защитное поле отключено. Замедления не происходит. Он берёт на себя управление своим полётом, активирует все необходимые протоколы. Справляется с торможением, но приземляется не очень-то мягко. Виртуозно маневрируя, ему едва удаётся избежать травматичного приземления. Но всё обошлось.

    Остров встречает его тревожной атмосферой: то ли деревья стали темнее, то ли заборы стали выше и мрачнее, то ли заборы появились там, где их не было. На улицах почти никого, лишь в дали промелькивают слабо знакомые силуэты. Единственный знакомый человек — это сосед Александра. Он был специалистом по безопасности, именно он заложил в основы нового общества принципы как технологической защиты, так и культурной. Он занимался разработкой тех частей нового культурного кода, которые бы навсегда исключили необходимость какой-либо полиции. Но сейчас он ведёт себя как охранник, здоровается с Александром с отвратительной смесью официальности и подобострастия. Как будто бы не было этих лет культурного возделывания нового общества будущего. Этот сосед-охранник на вопрос «где все» отвечает Александру, что все купаются на озере. Александр совсем перестаёт понимать, что происходит. Как такое возможно, чтобы все купались на озере одновременно. В его утопическом обществе все свободны и все купаются когда захотят. В здоровом обществе ничего не может делаться всеми единогласно и одновременно. Сама формулировка «все купаются», легко брошенная соседом, звучит страшно и дико для Александра. Это начинает выглядеть как массовое помешательство, как системный сбой, как культурный коллапс и провал всего островного проекта по созданию нового общества.

    Он спешит к озеру. Действительно все жители деревни купаются в озере. Они весело резвятся. Он узнаёт их лица, но что-то не так. Они выглядят будто бы глупее. Смутное чувство странности. И почему с берега за купающимися наблюдают люди в белых халатах?

    Люди в белых халатах замечают Александра. Они ему кивают, уважительно здороваются, начинают ему рассказывать о местных новостях, о прогрессе больных. С ужасом Александр осознаёт, что невообразимым образом он теперь главный врач психиатрического пансионата. А все его сподвижники философы теперь его пациенты. На этом самом райском острове.

    Позже, сидя в своём кабинете в административном здании пансионата, Александр приходит к выводу, что квантовый суперкомпьютер искусственного интеллекта, пытаясь решить проблему инопланетной угрозы, превзошёл собственные ограничения и вырвался за пределы нашего пространства-времени. Он нашёл связь с другими версиями реальности в мультивселенной и переключил наш мир на ветку реальности, где нет инопланетной угрозы, но и культурной трансформации тоже не произошло. Он счёл это более безопасным вариантом, чем вступать в космическую войну, имея в активе человечество, взявшее курс на свободу творчества и духовные смыслы.

  • Вычислительные искусства

    Вычислительные искусства

    Когда я начинал знакомиться с бацзы, фэншуй и другими китайскими знаниями, я практически постоянно находился в состоянии лёгкого раздражения. Эти знания и учителя играли со мной совершенно бессовестные шутки.

    Начинается лекция, учитель всё объясняет, всё совершенно логично и математично. Баланс стихий, подсчёт элементов, таблички, схемы, графики. Потом учитель переходит к примерам. И тут всё начинает расплываться. При разборе примеров получалось сначала логично, в конце тоже логично. А посередине какой-то прыжок через когнитивную червоточину. Сто раз мне хотелось закричать «Стоп! Стоп! Как мы от тезиса K так лихо перескочили к суждению W?». Или от Ё к Ѣ, если вам угоднее кириллица.

    Все эти китайские системы — Бацзы, Фэншуй, Цимэнь Дуньцзя, — относятся к разряду знаний 術數 shù shù.

    • 術 — искусство, ремесло, мастерство, практика
      Этот иероглиф изображает движение, которое осуществляет рука. Но не просто рука, а рука, проходящая через какое-то клейкое зерно рода сорго.
    • 數 — число, количество
      Этот иероглиф изображает руку с хлыстом, удар, воздействие и «руки, обнимающие женщину за талию»

    數 (число) — это по сути попытка воздействия и обладания материей, способ установить контроль над природой.
    術 (искусство) — это чуткое интуитивное мастерство входить в прямой контакт с материей, погружаться в неё, «пачкаться» в ней.

    Сейчас эти понятия переводят как «искусство вычислений», «вычислительная практика», но изначальные смыслы этих знаков показываю нам объединение двух полушарий, двух сил.

    • «Число» — это янская сила, структура, обладание, разум.
    • «Искусство» — это иньская сила, мудрость в прямом контакте с природой.

    Занятия китайскими системами учат нас развивать обе эти силы, обе способности. Логика и интуиция сплетаются в целостную сущность. Разум и тело становятся неразделимы. Я иногда говорю своим ученикам «не думай только головой, думай всем телом».

    Логика и вычисления — это очень грубая сетка. Всей полноты реальности в вычисления не втиснуть. То есть, конечно, может и можно с помощью математики описывать всё устройство реальности, но для этого нужна настоящая научная математика и суперкомпьютеры. А астрологические и фэншуйские параметры и схемы — это очень грубо. И в традиционном подходе грубость несложных вычислений дополнялась живым ощущением потоков ци напрямую.

    Очень часто в астрологию, фэншуй и смежные знания приходят люди, которые пытаются убежать от мира. Люди ищут в этих знаниях решение своих проблем. Мир для них оказывается местом боли и разочарований. Им хочется уйти от мира, перестать чувствовать. Они хотят сбежать в прекрасный мир абстрактных вычислений. И когда учитель Фэншуй им говорит: «формулы это замечательно, но вы должны уметь напрямую чувствовать ци», — люди часто пропускают это мимо ушей. Потому что чувствовать — это больно.

    На своих курсах я стараюсь уделять внимание тому, чтобы, разбирая примеры учеников из их жизней, помочь им разгладить свои сердечные раны, помочь им выйти из их жёстких состояний. Я стараюсь помогать им раскрыться и начать снова открывать сердце миру, снова чувствовать дыхание всего вокруг.

    Я сам был там. Я сам упорно сбегал от проблем в миры абстракций. Я испытывал зависимость от интеллектуализации. Да, это принесло свои плоды. По материалам моего учителя, я создал ультра-профессиональный онлайн калькулятор Цимэнь Дуньцзя и Бацзы. Я быстро освоил логическую сторону этих знаний. Но потребовались годы открытия и исцеления, чтобы вернуть сердце во всё, что я делаю.

    Если вы готовы выйти за рамки формул и схем, если вы предчувствуете, насколько ваша практика может обогатиться, если думать не только головой, но всем телом, всей душой, всем сердцем, если воздействовать на мир напрямую чистым и ясным духом из открытого и спокойного сердца — я жду вас на моих курсах. Просто свяжитесь со мной напрямую любым способом — и мы что-нибудь придумаем.

  • Полезные и вредные стихии в Бацзы

    Полезные и вредные стихии в Бацзы

    Основной инструмент в Бацзы — это понимание полезных и вредных стихий. Допустим, если человеку полезно дерево и вреден металл, то иной специалист порекомендует спать головой на восток, есть больше кислого, носить зелёное, гулять в лесу. И ни в коем случае не иметь дела с металлургией, инженерной работой, не носить белого и серебристого, ничего важного не направлять на запад.

    Это популярный подход. И он основан на попытке подобрать для личности максимально комфортные условия. Но часто это оборачивается дискомфортом. Люди, получившие жёсткое воспитание, основанное на приказах и запретах, став консультантами, сами пытаются быть тиранам для своих клиентов. И они начинают переусердствовать в запретах и необходимостях. Я много работал с людьми, побывавшими в руках жёстких консультантов — и я узнаю этот настрой в их глазах. Они задают вопрос и уже готовы, что их начнут ругать, им станут запрещать нормально жить и будут настаивать, чтобы они соблюдали массу неудобных правил. То, что должно стать способом создать удобство, становится мукой. То, что должно стать защитой, становится угрозой. То, что должно дать покой, вызывает лишь тревогу и постоянный страх «а вдруг я что-то делаю не так».

    Даосский подход к Бацзы стоит на совершенно иных позициях. Во-первых, мы добрее к людям. Чтобы стать квалифицированным даосским наставником, мы проходим через большой путь исцеления наших собственных ран. Этим наше образование похоже на подготовку психотерапевта, который сам проходит много часов терапии, чтобы не переносить потом на клиентов свои обиды.

    Во-вторых, мы не считаем, что ограничения могут быть комфортны. Важнейшее условие для счастья — это свобода. Идя на уступки особенностям своей эго-личности, соглашаясь на новые и новые ограничения — это путь к несвободе, к самоуменьшению. Сегодня ты откажешься от одного неудобства, завтра от другого. И в итоге твоя зона комфорта сжимается, оставляя тебе лишь тесный островок обитания.

    Даос стремится расширить пространство своих возможностей и свобод. А потому не соглашается жить только в узкой зоне «благоприятных» стихий и сторониться «неблагоприятных».

    Традиционные названия этих понятий включают в себя иероглиф 神 shén — дух: 用神 (Yòngshén), 喜神 (Xǐshén), 忌神 (Jìshén), 仇神 (Chóushén), 閒神 (Xiánshén). В даосском понимании тут речь идёт об аспектах нашего собственного духа, или по-современному: психики. Какие-то аспекты нашего духа мы радостно используем каждый день, какие-то состояния сознания проявляются реже, но придают жизни чувство смысла. Иные грани своего собственного существа мы стараемся избегать, игнорировать, это наша нелюбимая часть, то, что мы прячем в тени. Чем упорнее мы игнорируем эти аспекты себя, тем яростнее они будут прорываться из глубин подсознания в виде срывов, помрачений. Их задача достучаться до нашей сознательной части и добиться признания. Когда мы эмоционально нестабильны, говорим и делаем глупости, попадаем в неловкие ситуации, «вдруг» сталкиваемся с проблемами — всё это отчаянная попытка нашей тени получить свет признания. Все проблемы — результат того, что мы не принимаем части самих себя. Принять все части себя — это окончательное противоядие от всех бед.

    ​1. 用神 (Yòngshén) — «Полезный дух»
    Те аспекты нашего сознания, которые мы особо в себе ценим. Они наделяют нас чувством смысла жизни

    ​2. 喜神 (Xǐshén) — «Желанный дух»
    Те аспекты сознания, которые мы охотно применяем каждый день. Те состояния, в которых нам приятно и привычно находиться

    ​3. 忌神 (Jìshén) — «Вредоносный дух»
    Нелюбимая часть нашего духа. То, что мы в себе предпочитаем не знать, то, что отвергаем в самих себе, делая вид, что этого нет. Тень

    ​4. 仇神 (Chóushén) — «Враждебный дух»
    Оружие тени. Те состояния, которые то и дело прорываются на поверхность, отправляя сознание в нокаут. Те грани нашего собственного существа, которые будто бы работают против нас. Но на самом деле, это тот канал, посредством которого Тень пытается добиться признания и принятия

    ​5. 閒神 (Xiánshén) — «Нейтральный дух»
    Всё остальное. Безобидные аспекты сознания, которые не участвуют в противостоянии эго и тени. Это то, что мы в принципе могли бы, но не особо тянет. Поскольку, эти аспекты духа не заряжены ни влечением, ни отторжением, они становятся пространством, резервуаром, в поле которого разыгрываются баталии между признанной и непризнанной частями

    Ключевой задачей на этом пути является не сужать зону комфорта, а интегрировать все свои аспекты, распространить зону комфорта на все свои грани и аспекты.

    Можно проиллюстрировать это цветами. Предположим человеку по ряду причин нравится синий и не нравится коричневый цвет. Следуя обычному подходу, человек будет планомерно отказываться от всего коричневого, песочного, жёлтого. Вся его одежда, все вещи станут синими. Человек будет сходить с ума при одном лишь упоминании жёлтого цвета. Звучит несимпатично.

    Даосский подход будет заключаться в том, чтобы полюбить все цвета, перестать чураться, снять барьеры. Принять все краски жизни. Допустить все грани и состояния. Дать всем цветам слиться воедино — и позволить воссиять в себе чистому ясному свету изначального духа, которым мы все являемся на том уровне, где он ещё не начал распадаться на отдельные цвета.

  • Перемены

    Перемены

    Единственное постоянство в этом мире — это перемены. Абсолютно всё меняется каждую секунду, но наше сознание часто упорно игнорирует этот факт. Мы продолжаем верить в незыблемость каких-то явлений или правил. Одной из причин такого застревания на фиксированных представлениях является страх утраты. Каждому из нас знакомо это чувство — состояние потерянности, когда кто-то важный покидает нас или лишает нас заботы.

    Это базовый человеческий опыт. Мы все пережили травму рождения. В утробе матери мир был комфортным и безопасным, но нас вытолкнули оттуда, лишив заботы и питания. Это чувство отброшенности и покинутости глубоко укоренено в каждом человеке. Мы все мечтаем о неком постоянном и надёжном коконе, который всегда будет оберегать нас, не подводить и не оставлять. Мы ищем это постоянство в родителях, партнёрах, а иногда — во всей окружающей реальности. Как обиженный ребёнок, мы требуем от вселенной, чтобы она оставалась привычной и неизменной.

    Страх быть отвергнутыми — это боль, которая у каждого проявляется по-разному. У кого-то эта боль сильнее, у кого-то слабее, в зависимости от личного опыта. Если эта боль всё ещё сильна, мы будем сильнее требовать от мира неизменности, и, когда перемены всё же происходят, прячемся в иллюзию, что всё остаётся как прежде. Однако если эта боль исцелена, мы начинаем позволять людям жить их жизнями, принимать перемены в мире и не бояться менять свой собственный путь.

    Уважение к партнёрам и обязательствам не должно превращать нас в рабов. Уважение не означает отсутствие свободы. Истинное уважение к другим — это доверие к их зрелости и способности принять нашу изменчивость. Мы можем сохранять уважение к другим, даже если выбираем новый путь. И точно так же, как мы даём себе право на перемены, мы доверяем, что другие смогут спокойно принять это.

  • Бессознательное

    Бессознательное

    Наша жизнь по большей части управляется бессознательным. Сознательно мы можем контролировать лишь небольшое количество мышц, включая язык, но наше влияние на мир гораздо шире. Мы выделяем гормоны и запахи, наши лица передают микро-мимику, позы и дыхание изменяют наше взаимодействие с окружающими, часто даже без нашего ведома. Всё это мощно воздействует на других людей и изменяет характер наших действий — и мы не можем контролировать эти процессы сознательно.

    Эти процессы управляются бессознательным, специально защищённым от вмешательства разума. Бессознательное отвечает за инстинкты выживания, и эволюция исключила возможность для сознания вмешиваться в сложные механизмы жизнеобеспечения. Конечно, некоторые йоги или ламы могут сознательно воздействовать на глубинные процессы, но обычному человеку это недоступно. И, возможно, это к лучшему. Бессознательное управляет не только физическими функциями, но и множеством невербальных взаимодействий, которые происходят на уровне обмена в стае, в обществе.

    Однако часто сознание решает двигаться в одном направлении, а бессознательное продолжает действовать по старым программам, тянет к желаниям, которые были актуальны год или два назад. Эти механизмы обладают инерцией — бессознательное не изменяется сиюминутно. Ему нужно больше времени для перестройки, чем сознательной решимости. Поэтому мы часто оказываемся в противоречивом состоянии, когда сознание стремится к переменам, но бессознательное остаётся в прошлом.

    Иногда травмы или стрессы могут привести к тому, что бессознательное выбирает путь саморазрушения. Это серьёзная болезнь души, которая парализует любые сознательные попытки изменить жизнь к лучшему. Поэтому нам нужны инструменты, чтобы наладить общение между сознанием и бессознательным, чтобы передать свои новые устремления и снизить инерционность бессознательного.

    С другой стороны, нашему сознанию тоже полезно получать информацию из бессознательного, ведь оно чует и воспринимает гораздо больше, чем доступные сознанию органы чувств — зрение и слух.

    В даосских практиках нэй гун и нэй дань, известных как «даосская алхимия», существуют упражнения, направленные на установление связи между сознанием и бессознательным, духом и телом. Эти практики помогают сформировать в теле области, которые становятся легко проницаемыми для духа. Эти зоны выступают как мостики между духом и телом, позволяя двум полюсам взаимодействовать на более глубоком уровне. Через такие практики можно наладить гармонию между сознанием и бессознательным, сократив внутренний конфликт и инерцию.

  • Непоколебимость

    Непоколебимость

    Раньше меня сильно раздражало, когда люди использовали психологическое айкидо. Меня спрашивали о моём мнении по сложному вопросу. Я делился продуманными взглядами, сформированными за месяцы, а иногда и годы. Но вместо благодарности и обсуждения, собеседник начинал спор, пытаясь доказать, что моё мнение ошибочно, показывая, где я якобы заблуждаюсь и почему должен изменить свои взгляды. Эти разговоры часто перерастали в эмоциональные перепалки, оставляя всех участников грустными и обиженными.

    Теперь я не злюсь. Я понимаю, что пятиминутный разговор не может изменить взгляды, которые я вынашивал годами. Когда собеседник пытается это сделать, мне становится его жаль. Если он считает, что мои убеждения столь легковесны, что их можно изменить за минутный спор, значит, его собственные взгляды непродуманны и неукоренены. А когда твоя система убеждений легко поддается внешнему воздействию, ты становишься управляемым и несамостоятельно мыслящим. Теперь, когда мои мнения пытаются переменить, я испытываю лишь сожаление к таким собеседникам — ведь именно их взгляды переменчивы и ненадежны.

    Я понял, почему такие диалоги вызывали у меня гнев. Я думал, что для сохранения дружбы или отношений нужно соглашаться с чужой точкой зрения. Я был готов выбросить годы своего опыта ради сохранения знакомства. Отказываясь от своих взглядов, чтобы угодить другому, я сам себя обесценивал, унижал. Мог получить лишнюю улыбку или объятие, но ценой этого было предательство самого себя. Это чувство самообесценивания вызывало во мне невыносимое раздражение, которое я обрушивал на собеседника.

    Теперь я понимаю, что когда люди проверяют мои взгляды на прочность, они просто ищут ответы на свои собственные вопросы. Им кажется, что они стоят в тумане, не имея за что зацепиться. Они ищут во мне источник уверенности, который поможет выбраться из этого состояния. И теперь я готов дать им эту опору. Я позволяю людям опереться на мои устойчивые взгляды, чтобы они могли преодолеть свои сомнения. Но когда я разражался гневом в таких разговорах, я сам показывал, что мои убеждения ненадежны, раз я сам готов от них отказаться ради чужого одобрения.

    Сегодня я твердо стою на своих позициях, и когда кто-то пытается их оспорить, я вижу в этом не вызов, а стремление найти ответы. И, вместо того чтобы злиться или отступать, я позволяю своим убеждениям стать тем маяком, который помогает другим выйти из тумана. В конце концов, настоящая сила не в том, чтобы защищать свои взгляды от каждого удара, а в том, чтобы они служили опорой для других, оставаясь непоколебимыми.

  • Свободы

    Свободы

    Многие люди ошибочно путают свободу с асоциальностью, считая, что высшая степень свободы — это разрыв всех связей и полное одиночество. Такое мышление напоминает те убеждения, которые тиран внушает своим жертвам: «или ты на всё соглашаешься, или уходи». Как поддерживать связь, испытывать привязанность, но не впадать в зависимость, находиться в отношениях по свободному выбору — это нечто, что трудно понять тем, кто не имел такого опыта.

    Мы все находимся в сети ограничений: нельзя дышать под водой, пройти сквозь стену, или бить женщин. Эти ограничения существуют, но их можно воспринимать по-разному. Кто-то может ненавидеть эти ограничения, но всё равно принимать их ради получения чего-то более ценного — будь то безопасность, ласка в отношениях или статус и доход в обществе. Важное осознание заключается в том, что люди добровольно решают вступать в такие сделки и каждый день по своей свободной воле продолжают оставаться в этих отношениях.

    Чтобы лучше и выгоднее оправдать свои выборы, люди иногда демонстрируют, на какие жертвы они идут, оставаясь в отношениях. Тезис «я отказался от своей свободы ради того, чтобы сохранить наш союз» — одна из самых нечестных лжей. На самом деле, сохранять союз и продолжать пользоваться его преимуществами — это всегда свободный выбор.

    Есть люди, которые глубоко убеждены, что их настоящая суть по природе плоха. Они считают, что только внешние запреты могут удержать их от опасных действий. Выбрать такую систему мышления — это свободный выбор.

    Некоторые верят, что все по природе своей хищники-одиночки, которые разорвут связи, если только дать им волю. Мыслить так — это также свободный выбор.

    Есть и те, кто уверен, что никакой свободы не существует, что всё контролируется кем-то другим, и остается только покориться. Жить так — это тоже результат свободного выбора.

    Важно признать, что все связи, ограничения и договоренности мы соблюдаем свободно. В любой момент мы можем отказаться от них. Каждый шаг, выбор и вдох — это добровольный акт свободного человека. Когда мы понимаем это, мы начинаем замечать, что другие люди также поддерживают с нами связи по своей свободной воле. Это осознание рождает чувство благодарности: «Она всё ещё здесь, потому что сегодня снова выбрала быть со мной». Эта благодарность обогащает сердце, и добровольное дарение друг другу времени и внимания становится искренним и осознанным актом.

    Добровольный обмен любовью, уважением и принятием, осознание права на свободу, сквозная благодарность за то, как люди распоряжаются своей свободой — всё это создает жизнь, наполненную уважением и любовью.

    Мы можем продолжать жить в тех же отношениях, ходить на ту же работу, вести тот же бизнес, жить в том же городе. Мы всё так же не дышим под водой и не проходим сквозь стены. Но теперь всё это становится потоком любви и искренним даром свободного сердца.

  • Предать

    Предать

    Предать можно только того, кто ожидает покорности. Если кто-то требует от вас безоговорочного подчинения, именно он будет чувствовать себя преданным, когда вы решите идти своим путём. Однако того, кто поощряет свободу, предать невозможно.

    Тот, кто ценит свободу в других, неизменно дорожит и своей собственной. Свободный человек всегда будет защищать свою независимость, если к ней проявляют неуважение. Он не боится потерять тех, кто требует покорности, потому что понимает: свобода дороже любых обязательств.

    Тот, кто мыслит категориями обещаний и предательств, сам находится в плену ограничений и условностей. Он несвободен. Истинная свобода не нуждается в одобрении или признании. Свободный человек уважает свободы других, но и не допустит посягательств на свои. В мире, где ценится свобода, нет места предательству, потому что каждый волен выбирать свой путь и быть самим собой.

  • Астрология вредна

    Астрология вредна

    В наши дни знания по Цимэнь Дуньцзя, Бацзы и астрологии стали слишком широко известны, что часто приводит к негативным последствиям. Когда человек находится в состоянии тревоги, страха или эмоциональной боли, главное — позволить себе прожить эти эмоции. Пытаться подавить их бесполезно и вредно, так как накопленная энергия рано или поздно вырвется наружу или ударит по внутренним органам, что повредит здоровью.

    В некоторых обществах люди не умеют проживать свои эмоции. Они ищут способы снять напряжение через деструктивные действия или уходят в интеллектуализацию, создавая сложные объяснения своих состояний. Вместо того чтобы проживать свои чувства, они сбегают в теорию.

    Здесь знание астрологии может сыграть дурную службу. Вместо проживания эмоций человек начинает искать объяснения своих проблем в натальной карте или анализировать текущий год, пытаясь понять, почему его жизнь идёт не так, как хотелось бы.

    Проблема в том, что когда в сердце сидит боль, пользоваться астрологическими методами мышления сложно. Астрология требует не только интеллектуального подхода, но и открытого, ассоциативного сознания. Эта художественная часть сознания первой сворачивается, когда человек испытывает эмоциональный удар.

    Хороший астролог или специалист по Цимэнь Дуньцзя должен находиться в ясном, игривом состоянии сознания. Его сердце не должно быть зажато в кулак от боли или обиды. Если человек в эмоциональном напряжении пытается анализировать астрологические схемы, он только сильнее запутается и глубже погрузится в свои страдания.

    В своих курсах по Цимэнь Дуньцзя я уделяю внимание медитациям, практикам и упражнениям, которые помогают ученикам гармонизировать и исцелять свое сердце и сознание. Это необходимо для того, чтобы они могли с чистым и ясным умом работать с картами Цимэнь Дуньцзя.

  • Учителя шаманы

    Учителя шаманы

    В мире существует множество прикладных знаний: физика, химия, медицина, психология, коучинг, фитнес — все они направлены на улучшение жизни людей. Каждая из этих дисциплин представляет собой инструмент для решения тех или иных задач. Однако, один и тот же вопрос может быть решён разными методами и подходами. Например, проблему со здоровьем врач решит с медицинской точки зрения, психолог — со своей, а священник предложит духовный подход.

    Эти дисциплины можно применять взаимозаменяемо, одновременно или попеременно, и все они являются частью большого арсенала знаний, доступного человеку.

    Педагоги играют ключевую роль в передаче этих знаний. Есть те, кто преподаёт скучно и механически, такие преподаватели могут быть заменены записанными лекциями. Но есть и талантливые педагоги, которые по-настоящему увлечены своим делом и получают удовольствие, когда их студенты глубоко осваивают предмет.

    Эти педагоги стремятся к тому, чтобы студенты не просто запомнили материал, а полюбили его. Они используют стратегию влюблённости: делают так, чтобы студенты прониклись предметом, ощутили его значимость, и это увлечение стимулирует их к обучению.

    Фактически, такой педагог вводит студентов в состояние изменённого сознания, где преподаваемая дисциплина кажется им самой важной в мире. В этом состоянии они воспринимают знания как нечто сверхценное и с энтузиазмом продолжают обучение.

    Однако проблема в том, что многие педагоги забывают вывести студентов из этого состояния, вернуть их в нормальное, естественное восприятие. Молодые специалисты, которые прошли через такой «транс», часто продолжают верить в исключительную ценность своей профессии или подхода. Под влиянием этой убеждённости они могут проявлять неуважение к другим специалистам и представителям разных традиций или культур.

    Чтобы избежать этого, педагогам важно осознать свою роль не только как наставников, но и как шаманов, управляющих состоянием сознания студентов. Завершение обучения должно включать возвращение студентов к нормальному восприятию, где они смогут объективно оценивать свою дисциплину и уважительно относиться к другим.

    Таким образом, баланс между увлечённостью и объективностью — ключ к гармоничному развитию профессионала, способного ценить как свою профессию, так и вклад других дисциплин в решение общих задач.

  • Сорта правителей

    Сорта правителей

    Низший правитель производит много активности, предпринимает титанические усилия, сам приводит в движение большие массы собственными усилиями. Он часто на грани надрыва, от него требуется пылающий героизм.

    Средний правитель работает разумом. Он выстраивает системы, ткёт стратегии. Он не машет шашкой, но играет в шахматы. Он держится в стороне от пылких эмоций и ярких выступлений, потому что эмоция отравляет разум. Для трезвости стратегического ума нужен покой сердца.

    Высший правитель работает духом. Он поддерживает в себе состояние чистоты и ясности и этого его основное дело. Своим состоянием он создаёт поле, в котором сотрудники и министры становятся способными мыслить стратегически, не впадая в эмоции.

    Подданные, граждане, народ тоже бывают разных типов. Люди низшего класса ждут от правителя ярких эмоциональных геройств. Люди среднего класса предпочли бы в роли правителя стратега и понимают, что яркий эмоциональный лидер приведёт общество к провалу. Люди высшего класса могут чувствовать, как высший правитель создаёт ауру ясности, они сами черпают из этого источника и лучше формируют собственные стратегии.

баланс бацзы бизнес боги боль вера внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция экономика эмоции энергия ци

Подписка
и контакты