Рубрика: Философия и смысл

Размышления о миссии, духовности, внутреннем состоянии, смысле жизни, балансе

  • Почему важно сохранять корни традиций

    Почему важно сохранять корни традиций

    Очень часто, слушая размышления психологов, коучей, терапевтов разных типов, я слышу точно то же самое, что есть в даосской и буддийской традициях. Люди собирают многотысячные вебинары, чтобы ошеломить слушателей своим «открытием», которое уже 2,5 тысячи лет назад сделано Буддой или Лао-цзы.

    Я встречаю разные инфо-продукты по типу «нейро-буддизм», «доказательный цигун». Авторы таких проектов берут некоторые элементы традиционной практики, которые материалистично-доказательно полезны для физического, гормонального или эмоционального здоровья, — и выбрасывают все прочие элементы традиции, которые не выполняют нужные задачи. Они обучают людей физическим упражнениям, дыхательным техникам, измеряют тонус мышц и сатурацию, анкетируют, определяя уровень стресса. И у них зачастую получаются неплохие продукты. Изучив предлагаемые ими системы, можно что-то улучшить в своей жизни.

    В подавляющем большинстве случаев авторы таких методик — это молодые люди, примерно 30–40 лет. Потом, конечно, они всю жизнь могут продолжать продавать свой инфо-продукт, но основы своей новой системы формируют в относительно молодом возрасте.

    У этих исследователей может быть два типа мотивации.

    Первая мотивация — это легализация традиции в современном сциентистском дискурсе. Такие исследователи искренне открыты традиционному учению, им искренне жаль, что современная наука порой считает традиционные знания мракобесием. И тогда они начинают делать все эти биомедицинские или психо-клинические исследования, чтобы показать, что в традиционных методах есть много рабочих элементов, что не надо заносчиво выбрасывать старые системы просто потому что они старые. Это здоровая форма мотивации.

    Вторая форма мотивации основана на отвержении традиции. Исследователю искренне непонятна и неинтересна вся духовная начинка традиции. Но пару физкультурных или антистрессовых приёмов из традиции забрать можно. В этом может быть что-то эдипово и нарциссическое одновременно. Убить старые авторитеты, завладеть частями их ценностей, считая себя единственно достойным. Продукт, который можно сколотить на такой основе, будет с патогенным душком.

    Настоятельно советую обходить стороной таких гуру, которые говорят:
    — Мы выбросили из буддизма/даосизма всё лишнее. Вся эта мистика, религия, мораль, культура, духовность, просветление, весь этот эзотерический цирк мы выбросили. Мы взяли только то, что действительно работает. Мастера прошлого в основном были дикие и непросвещённые, но пару толковых штук им совершенно случайно удалось изобрести. Эту пару толковых штук мы и возьмём, а остальное — на свалку истории.

    Иногда нужно прожить жизнь, чтобы понять смысл некоторых вещей. Когда вам за 40, вы начинаете понимать, что некоторые вещи, которые вам с детства твердили старшие, оказываются толковыми советами. Мой дедушка мне советовал вступать в отношения с девушками, которых не только приятно обнимать, но и с которыми есть о чём поговорить. Мой папа мне говорил, что важно уметь делать полезную работу, используя имеющиеся инструменты, а не бездельничать, заявляя, что пока у меня нет более совершенных инструментов, я ничего не смогу сделать. Этот процесс раскрытия мудрости продолжается. В 40 вы начинаете понимать родителей. А в 60 вы начинаете понимать мудрецов прошлого.

    Некоторой мудрости нужно время. Некоторые вещи просто не понять в молодости, потому что пока не хватает опыта и зрелости. И поэтому, на мой взгляд, это опасная тенденция — выхолащивание старых традиций юными эдипово-нарциссическими псевдо-гуру. Вместо глубокого целостного знания они создают инфо-франкенштейнов, которые могут слететь с катушек в любой момент.

    Побочные эффекты практик вне традиции

    Об этом мало говорят, но практики, вырванные из традиционного целостного контекста, могут приводить к весьма неприятным побочным эффектам.

    • Когда в медитации человек обнаруживает, как все тщательно выстроенные концепты ума начинают разлетаться в клочья, то необходима поддержка учителя и всего культурного, этического, духовного контекста. Иначе этот этап может забросить человека в лютую тревогу и панику. Мир рушится. Это грозит полным развалом всех смыслов, депрессией.

    • Когда практики вырывают из целостного контекста просто наобум, то нет вообще никаких гарантий, что это будет работать. Это путь к мошенничеству, когда людям продают одну неработающую практику. А потом в ответ на их жалобы продают другую неработающую практику. Это как продавать по частям обломки ворованного самолёта. Хуже всего то, что когда обманутый покупатель протрезвеет от манипуляции и разочаруется в гуру, он решит, что весь даосизм/буддизм — это надувательство. Так человек надолго закроет сам себе путь к тому, что могло бы ему помочь, если бы он принял это из добросовестных рук.

    • Некоторые практики могут приводить к развитию мощных способностей. Высокий уровень концентрации, работоспособности, физическая выносливость. Это слишком мощные орудия. Профессиональных боксёров ограничивает уголовный кодекс, применение профессиональных спортивных навыков в драке сопоставимо с применением оружия. А что ограничивает профессионального медитатора от применения своих сверхспособностей во вредных, опасных, преступных целях? Традиционно духовность, добродетель, благородство, обеты служили красивой оправой для ярких алмазов мощного сознания. Как оно будет использовано без этой оправы?

    • Фальшивая духовность может становиться формой побега от реальности. Если поверхностные поддельные практики не дают никаких значимых эффектов, кроме пары часов приятного самочувствия, то легко превратить такую практику в место для побега от реальности. У таких практикующих в их жизнях ничего не улучшается, дела только ухудшаются, проблемы копятся. Они становятся зависимы от очередной дозы медитации, которая лишь на пару часов помогает им отвлечься от проблем.

    • Учителя светской медитации зачастую говорят только о пользе для здоровья и об антистрессе. Они разбираются только в этом. Но если при этом они используют мощные традиционные практики, то применение самих этих практик может вскрывать гораздо более глубокие пласты. У практикующих могут возникать экзистенциальные вопросы, может распаковываться негативный опыт, который никакой антистресс не учитывает. Традиционный мастер сможет провести ученика через встречу с демонами и очищение застарелой кармы. Тренер веллнесса будет беспомощен, если кого-то из последователей забросит на глубокий слой опыта.

    Древность и современность

    Осовременивание традиционных знаний и практик, безусловно, происходит. Это нормальный процесс. Это признак живой традиции. Совершенно официальный даосский мастер аутентичной традиции сегодня может ездить на мопеде как все азиаты, носить обычные джинсы и футболку, ходить в те же рестораны и бары с друзьями. Мы можем искать новые формы донесения традиционных знаний, упаковывать в новые рекламные упаковки, созвучные духу времени. Коллеги, которые гордо застревают в догматизме следования архаичным формам, могут быть не вполне адекватны. Но важно различать, что именно является изменяемым культурным обрамлением, а что является сердцем и сутью традиции.

  • Новый год без иллюзий — искусство настоящих желаний

    Новый год без иллюзий — искусство настоящих желаний

    Весь светский новогодний ритуал в России и и других частях СССР выстроен так, чтобы у людей наступило притупленное состояние. Нарушить режим сна, объесться, напиться. Эмоциональные качели от восторгов до апатии. В таком трипе ясность духа, виденья, мышления — это недоступная большинству роскошь.

    Да, такой праздник может помочь снять накопившийся стресс. Но остроте виденья это не помогает. А именно сейчас в середине зимы исключительно важное время для формирования замыслов на следующий год. Пара недель — с зимнего солнцестояния до 7 января — это самые первые две недели нового годового цикла. Это самое подходящее время, чтобы сформировать намерения, виденья, стратегии жизни и дел на следующий год. Для многих людей от такого двухнедельного вынашивания новых смыслов остался лишь ритуал впопыхах, нетрезво загадать что-то под бой курантов. Пожелания, сформированные в таком состоянии, обречены на очень скудный импульс к реализации.

    Искренне желаю всем воспользоваться этими днями до 7 января, чтобы в ясности, покое и осознанности соткать новое виденье своего пути.

    Как формировать пожелания — это тоже непростое искусство. Для многих эти замыслы и пожелания проходят под печатью «пусть я получу», «дайте мне уже наконец», «хоть бы не случилось беды, пусть будет хорошее». У всех таких пожеланий есть одно общее представление — там есть большой мир, который может дать мне одно или другое, и я зажмуриваюсь и очень хочу, чтобы он дал мне то, что мне хочется, и не дал то, чего мне не хочется.

    Это очень инфантильное состояние. Я маленький и я очень хочу. Хоть бы оно сбылось. То, что вся новогодняя сказочная эстетика крутится вокруг детства и детей, подпитывает и во взрослых такое инфантильное ожидание, что кто-то большой там мне сделает хорошо.

    Стоит научиться другому способу формировать пожелания. Это непросто выразить в словах. Но я попробую. У правильного способа пожеланий есть такое чувство, что я дарю миру новую красоту. Я не пытаюсь что-то выпросить, а я привношу в мир новую красоту. Как художник, который дарит холсту новый штрих, как визажист, который дарит модели новую линию, как творец, который дарит миру новую реальность. Такое состояние должно быть в момент пожелания. Лёгкое отпускание в мир новой красивой идеи.

    Даже когда мы хотим что-то для себя — это должно быть переосмыслено и переосознано как новая красота, которую я хочу подарить миру в форме своих улучшившихся дел. Когда Вселенная видит в нас со-творца, то она охотнее сотрудничает.

    Представьте себя родителем или распорядителем бесплатных кредитов. Все к вам приходят и говорят дай-дай-дай. И вдруг кто-то говорит, я хочу, чтобы в нашем доме появились новые удобные вещи, новый красивый дизайн. Или я хочу, чтобы в нашем городе появился новый сервис, новое удобство для жителей. Я сам могу делать определённую часть работы, у меня есть определённые ресурсы, знания, опыт и таланты и мне нужна помощь, чтобы предоставили недостающие ресурсы и поддержку. Согласитесь, что инвестор или родитель с большей охотой поддержит того, у кого есть желание сделать что-то красивое для всех, и есть идея, как создать эту красоту.

    Так и с пожеланиями в пространство — лучше всего, если мы способны увидеть в своих личных желаниях объём и глубину — каким образом то, что я хочу, является щедрым даром обществу, истории, народу, человечеству, городу, району. Если никак не удаётся найти глобальную ценность в своих желаниях, то Вселенная едва ли их поддержит.

    Поддержка Вселенной или богов — это лишь один способ описания. В даосской традиции нет различения между словом бог и словом дух. Наш собственный дух готов давать свою ясность и мощь в неэгоистичные, внеличностные замыслы. Поэтому, переосмыслив свои желания, как дар новой красоты миру, мы можем привлечь в свои проекты собственный дух, мы сможем действовать в своих делах всеми своими частями — сознательными, бессознательными, сверхсознательными… А это значит, что дела будут делаться в тысячу раз эффективнее.

    И тут, конечно, нет места фальши. Не удастся приврать и насочинять. Высосать из пальца общественную пользу, не веря и не чувствуя её — так не сработает. Нужно искренне, по правде, совершенно натурально испытывать это глубокое уважительное чувство, с которым мы смиренно и достойно предлагаем миру новую альтернативу.

  • Дыхание, как мост между разумом и телом

    Дыхание, как мост между разумом и телом

    Важнейший принцип, пронизывающий даосские принципы лайф-коучинга — это то, что сознание и тело не являются отдельными вещами. Многие люди живут из головы — и даже кичатся этим. Всё обдумать, всё прокомментировать, всё обсудить. Движения у таких людей часто становятся быстрыми, порывистыми. Сознание — быстрое, оно не привыкло ждать и учитывать потребности тела.

    Для человека, живущего из головы, тело — лишь не вполне совершенный инструмент, на который редко обращаешь внимание, пока оно работает. В результате тело быстро изнашивается.

    Бывает наоборот, что люди живут из тела. Такой человек следует за всеми физическими позывами, готов придумать любое оправдание для своих животных инстинктов. Тут разум обслуживает потребности животной природы. У таких людей движения часто медвежьи или тигриные. В них есть пластичность, вязкость, сила. А мышление часто становится медленным. Не слишком сообразительные.

    В разных культурах могут вестись споры, как правильнее, как моральнее, как здоровее жить — из головы, или из тела.

    Даосский ответ заключается в том, что эти полярности нужно объединить в один цельный континуум. Традиционные китайские гимнастические практики типа цигун, тай цзи, дао инь сконструированы так, что, выполняя их, практикующий воспитывает в себе новый стиль и движений, и жизни. В этом новом стиле быстрое сознание и медленное тело не пренебрегают друг другом, не подчиняют друг друга, а сотрудничают как равные.

    Многие высоко-философские, чуть ли не метафизические цитаты из древних текстов — если уметь расшифровывать их поэтику — имеют прямое применение в каждом вдохе и в каждом движении и являются прямой инструкцией, что конкретно делать прямо сейчас.

    В Чжуан-цзы есть строки: «Управлять Поднебесной — все равно что переходить вброд океан, долбить долотом реку, учить комаров ходить строем или нести гору на спине. Когда мудрый берется за государственные дела, разве он станет управлять внешним? Он сначала выправляет себя, а уже потом действует и делает лишь то, что может сделать безупречно».

    Такие строки можно прочитывать как некий коучинг по управлению государством, но также его можно понимать и как инструкции о состоянии в каждом моменте.

    Переходить вброд океан — это недооценивать объём задач.
    Долбить долотом реку — это применять точечное усилие там, где нужно бережное внимание к целостному.
    Учить комаров ходить строем — это пытаться контролировать каждую клетку тела усилием разума.
    Нести гору на спине — взваливать на себя нереалистичную ответственность.

    Чжуан-цзы говорит, что такие попытки не приведут успеху. Он предлагает нам выправить себя. Выправить себя — это не делать перекосов ни в сознание, ни в тело. Занять центральную позицию, переместить внимание в дыхание — потому что дыхание является одновременно и физиологически автономным процессом, и подвластно контролю сознания. Когда внимание якорится на дыхании, и когда мы ненарочито способствуем тому, чтобы дыхание становилось медленным, плавным, глубоким, затрагивающим все клеточки тела, мягко переходящим из выдоха во вдох без резких переключений, то мы формируем в себе новый центр самосознания, который централен по отношению к быстрому сознанию и медленному телу.

    Когда сформирована привычка ощущать своё Я не в теле, не в голове, а в дыхании, то открывается возможность думать делом и действовать сознанием. Думать телом значит, что узор ощущений тела становится интегральной частью мыслящей нейронной сети. Мышление происходит не только в голове, а задействует все структуры тела.
    Действовать сознанием значит, что в нас развивается мудрость и интуиция, которые помогают безошибочно выявлять моменты и точки приложения минимальных усилий с максимальным эффектом. Порой одним словом или взглядом, едва уловимым движением сознания можно оказать такой эффект, который без этого чутья не удалось бы оказать и годами тяжёлого труда.

  • Примирение с миром, не отказываясь от перемен

    Примирение с миром, не отказываясь от перемен

    Я часто говорю, что не надо спорить с реальностью. Одновременно у каждого из нас есть свои идеи, как можно было бы что-то улучшить в собственной личной и профессиональной жизни, что-то улучшить в районе, в сообществе, в мире. И я также говорю, что нельзя пренебрегать своими устремлениями, что нужно позволять своим глубочайшим устремлениям и призваниям разворачиваться на полную, давать материализацию.

    Любые действия по улучшению мира меняют мир. То, что было до изменений, перестаёт существовать. Мы уничтожаем старое состояние дел и создаём новое. Что это, если не спор, не борьба, не уничтожение зла ради провозглашения добра?

    Если не спорить, не бороться с миром, то это же значит, что его надо принимать как есть — а это значит вечно мириться и соглашаться с тем, что дают, даже не озвучивать своих запросов, а уж тем более не возражать и не менять обстоятельства.

    Либо то, либо другое. Так кажется.

    Но так только кажется.

    Когда мы говорим о том, чтобы принимать мир, как он есть, то речь идёт сразу о всём мире. Включая нас самих. И если в нас самих есть боль, обида, дискомфорт, несогласие с тем, как сложились обстоятельства, то принимать мир как он есть означает принимать всю эту реальность целиком. Да, происходят такие-то события, да, кому-то они нравятся, да, мне они не нравятся. Всё это есть, всё это факт, мои чувства тоже факт этого мира. И я принимаю весь этот мир вместе со всеми встроенными в него в данный момент противоречиями и конфликтами интересов и сил.

    А когда в системе есть внутренние напряжения, то они неизбежно приведут к конфликтной разрядке рано или поздно.

    И именно такой мир — со всей его правдой про конфликты и противоречия — принимать как есть не хочется. Не хочется верить в то, что люди могут не понимать друг друга. Не хочется принимать тот факт, что у разных сторон могут быть разные представления и интересы. Не хочется признавать, что у нас самих могут быть трудные чувства. Не хочется знать, что другим внешним силам нет до нас никакого дела.

    Когда нам не хочется принимать этот непростой мир как он есть, то тогда мы

    • или придумываем себе инфантильную сказку про котиков и единорогов, всячески отвлекаем себя развлечениями от конфронтации с проблемами,
    • или тратим очень много эмоций и сил на драматические переживания о том, насколько мир и люди вокруг несовершенны, глухи и бессердечны, а в худшем случае — насколько плохи мы сами.
      Ни то, ни другое ничему не помогает. Напряжения и противоречия остаются — просто мы отказываемся принимать участие в конфликтной разрядке.

    Когда я говорю, что не надо спорить с реальностью, я имею в виду второй пункт — не надо тратить силы на жалобы о том, как всё плохо. Это помогает временно снизить напряжение, временно себя вымотать и ослабить — и отложить на потом конфронтацию с накопившимся напряжением.
    Первый пункт тоже является спором с реальностью, только более с улыбочкой. Я не жалуюсь, как всё плохо, а лицемерю, что всё хорошо.

    Спорить с реальностью, жаловаться «так не должно было произойти» — это нам не нужно.
    Но если мы перестаём спорить с реальностью, если мы принимаем весь мир целиком со всеми его напряжениями и противоречиями, то и бороться с ним не приходится. Если мы приняли всё целиком, то мы можем сотрудничать с этой системой — достаточно аккуратно кольнуть в одном точно найденном месте — и процесс разрядки сам себя осуществит. Долго и нудно бороться с обстоятельствами приходится, если мы не нашли ключевую точку, в которой минимальное воздействие запустит мощный каскад сдвигов. А мы не нашли эту ключевую точку, потому что были невнимательны. Нам не хотелось вникать, всматриваться, вслушиваться. Мы просто берёмся за первую попавшуюся задачу и начинаем её тащить, а она сопротивляется, потому что все её хвосты увязли глубоко в ядре противоречий.

    Мне непросто привести это к технической инструкции. Но в реальной работе с личными клиентами — на каждой встрече, с какой бы путаной проблемой клиент ни пришёл, мне удаётся повернуть его внимание к тому вопросу, который решает сразу всё, ну или сразу многое в его сегодняшней ситуации. Но для того, чтобы этот вопрос найти, чтобы выявить это корневое противоречие, нужно слушать, впитывать всё, что выгружает клиент на встрече. И, да, мои личные предпочтения могут быть таковы, что я бы ни за что не стал бы жить жизнью моего клиента. Мне многое может не нравится в его образе мыслей, в его бизнесе и личной жизни. Но если я буду брезгливо относиться к рассказам клиента, я не смогу быть достаточно внимательным к тонкостям его ситуации. Мне нужно принять реальность — не спорить с ней. Вот такой клиент, вот такая у него жизнь, вот такие у него проблемы. И тогда я могу расслабиться, снять с себя своё напряжение несогласия и неприятия реальности. И тогда среди крушащих друг друга великанов-ётунов можно найти самого тихого, самого интеллигентного, очень похожего на светлоликих асов трикстера Локи, который всё затеял.

    Корень сложного узла проблем обычно выглядит совершенно непримечательно. Просто некое безобидное суждение, какая-то неагрессивная концепцийка. Которая даже похожа на правду, на откровение и вдохновение. И если задать вопрос в неё — направить на неё луч внимания, то многое можно исцелить. Но чтобы так получилось, нужно принять войну ётунов в ситуации клиента без брезгливости и припудривания.

    В своих собственных делах и обстоятельствах помогает бесстрастность. Если радоваться удачам и печалиться провалам — если заниматься только эмоционированием, восторгами и возмущениями, — то так дело не пойдёт. Конечно, нужно дать эмоции отыграться. Но не стоит за неё цепляться, не стоит снова и снова, рассказывая друзьям о своих делах, заново запускать в себе эмоциональный отклик. Когда эмоция отыграла, пошла на спад и переварилась, мы можем перейти к фазе кардинальной честности — принятия всего как есть. Наступает бесстрастная ясность, чёткий фокус, ясные решения, верные выводы.
    Затем совершаются точные действия, в которых есть хирургическая или самурайская точность попадания. И много тяжёлой борьбы делать не приходится. Момент концентрации, собранность, концентрированное сфокусированное действие — и отпускание. Потом события сами как-то происходят, получаешь какие-то последствия. Эмоционируешь. Трезвеешь. Делаешь новые выводы. И переходишь к новому точному действию. И снова отпускаешь.

  • Восток и Запад в диалоге времён

    Восток и Запад в диалоге времён

    Подписчик в Бусти предложил мне поделиться идеями о сочетании западного опыта и восточной традиции в 9-м периоде.

    Для начала пару слов о 8-м и 9-м периоде.

    Период под звездой 8-белая 洞明 dòng míng Пещерная яркость с 2004 по 2023 год соответствует триграмме ☶ Гора.

    На поверхностном уровне этот период связывают с финансовым развитием, стабильностью, достатком. Мол, Гора это устойчиво и богато.

    Но для того, чтобы человек мог освоить это богатство, ему нужны определённые качества.
    8-й период связан с богатством не потому, что оно легко и бесплатно всем даётся, а потому что в обществе формируется уважение и преклонение перед такими качествами, которые помогают добиваться больших высот:

    • неумение удовлетворяться достигнутым,
    • чувство, что нельзя расслабляться,
    • высокая требовательность к себе,
    • чувство, что некуда отступать и не на кого положиться,
    • всё нужно делать самому.

    Люди, обладающие такими качествами, в 8-м периоде привлекают повышенное внимание и одобрение. Многие развивают в себе такие качества преднамеренно. Многие подхватывают их просто из культурного фона. Понятно, что с такими качествами можно вскарабкаться весьма высоко в любой финансовой или социальной иерархии. Но с этими качествами человек обречён всегда оставаться достигатором. Как только речь заходит о том, что вот-вот получишь долгожданный результат и можно будет никуда больше не стремиться, перед самой точкой наивысшего успеха с людьми случаются срывы, выгорания — тебя отбрасывает назад и, выйдя из кризиса, ты начинаешь снова достигать.

    Про период под звездой 9-лиловая 隱光 yǐn guāng Скрытое сияние говорят, что будет много информации и красоты. Но эти вещи не с Луны же упадут. Эти вещи будут созданы людьми. Общественные настроения меняются, и большую поддержку и распространение получают другие качества.

    9-лиловая связана с триграммой ☲ Огонь. Период с 2024 по 2043 будет усиливать такие качества:

    • внутренняя опустошённость,
    • желание новых поводов для ярких чувств,
    • стремление обмануть или приукрасить, чтобы привлечь внимание,
    • желание открыть сердце, донести истину, чтобы ощутить переживание искреннего контакта
    • моменты истерических, взрывных, агрессивных проявлений, чтобы услышали и почувствовали.

    Когда такие качества становятся новой модой, то люди действительно будут наполнять среду всем, что пробуждает чувства, что даёт ощущение живого контакта с чем-то настоящим. Мир успешного успеха 8-го периода начинает казаться железобетонным или пластиковым адом. Возникает острое чувство желания близости, чувств, чего-то настоящего. Кто-то будет добиваться этого ощущения искренности и близости, создавая обманчивую, но высокохудожественную актёрскую игру. Кто-то будет действовать по правде. Кто-то будет неприкрыто вываливать все свои чувства. Кто-то будет интимно нашёптывать сокровенное.

    Вернусь к вопросу о сочетаемости западного опыта и восточной традиции в 9-м периоде. Как будем сочетать? Как, например, это может выражаться в сферах экологии, урбанистики? В образовании? Новые грани в западной научной традиции? И вообще зачем востоку запад был нужен в 8-м периоде и как может происходить взаимодействие в 9-м периоде?

    Я считаю, что тут нет ничего, что можно было бы предсказать. Это не задачник по алгебре с готовыми ответами. Выражая свою честность, проявляя свои чувства, люди будут создавать то, что им будет созвучно. Просто в мир хлынет большое количество чувственной значимости. Ни «запад», ни «восток» не являются эталонами в чувственной искренности. Запад всё играет в вину и отмену. Как и во времена викингов худшим наказанием для провинившегося является отлучение его от защиты клана. Человек становится одиночкой, любой может сделать с ним что угодно и никто за него не вступится. Восток тоже имеет свои проблемы с искренностью чувств. Стыд, потеря лица, необходимость производить красивую картинку, лживый образ милых анимешных мальчиков и девочек, искусный косплей — это ведёт к ещё более глубокому чувству разобщённости и никомуненужности моей истинной души.

    Запрос на настоящее станет одинаково актуален. Западу нужно будет сбросить удила идеологий, жёстких принципов, иллюзии справедливости. Востоку нужно будет отказаться от переигрывания, киношности, поддельной мимимишности.

    Само деление мира на Запад и Восток, на мой взгляд, уже не актуально. Мир перестраивается. Мы можем обнаружить, что деление мира на Восток и Запад — это ошибочная гипотеза. Что, по правде, мир то ли сложнее, то ли уже давно изменился. Разрушение иллюзий и возврат в контакт с истиной — это главная тема 9-го периода.

    В китайском обществе есть и всегда было много деловой хватки, целеустремлённости — черт, которые принято приписывать Западу. В европейской культуре есть много любви к простоте и безыскусности, умение любоваться живым потоком природной жизни — это принято приписывать Востоку. Мои самые интенсивные дзенские переживания наполненной простоты случались не в Тайбэе, а в Варне. Образ «западного» и «восточного» мира — это условность, придуманные концепты.

    Это придуманное противопоставление отражает потребность человека жить в биполярном мире. Это встроенная потребность человеческого существа во всём искать бинарность. Небо и Земля, ночь и день, мама и папа. Если люди перестанут воспринимать мир как диалектику двойственностей, то это будут уже не совсем люди. Человек ищет любые идеи, которые можно было бы назначить противоположностями. Романтический, придуманный образ Востока, и придуманный образ Запада — отличная пара. Но эта пара существует только на уровне представлений, идей, концепций.

    На уровне реальной бытовой жизни все типичные «восточные» и «западные» черты давно перемешались. Сингапурские небоскрёбы и московские церкви — отличный пример. Перемешивание эстетик происходило всегда. У европейских и русских царей, королей, воинов 15-го века часто бывали шлемы и мечи с арабской вязью. Что-то импортировали из Персии за высокое качество. Некоторые европейские мастера просто рисовали узоры, похожие на арабскую вязь, не разбирая букв, просто чтобы было похоже, потому что так было модно. В 10-м веке в городище близ Смоленска знатные скандинавские женщины носили китайские шёлковые халаты и шали. Представьте себе белокурую, допустим, Ragnheiðr в красном китайском халате с золотыми драконами, среди русских берёзок. Я пока пойду попью чаю.

    Различие между Востоком и Западом осталось только в сознании.
    Сознание, дух — по-китайски 神 shén. Это же слово означает бога, богов. На их уровне бытия всё ещё сохранятся контрасты, которые бытовали в древние времена. У людей мидгарда всё давно перемешалось, но боги всё ещё отличают европейских богов от китайских. Это приводит к тому, что в нашем сознании проявляется это различение. Потому что наше сознание одной ногой находится в человеческом мышлении, а другой ногой в мире богов.

    Однако сейчас, с приближением новой 540-летки в мире богов начинается диалог.

    Нынешний цикл из 32400 лет начался в 964-м году. Этот цикл состоит из 60-ти периодов по 540 лет или из 30-ти периодов по 1080 лет. Сейчас длится 2-я 540-летка, с 2044 начнётся 3-я 540-летка. Первое 1080-летие этой большой эпохи подходит к концу, приближается 2-е 1080-летие.

    К новому 1080-летию в мире богов — или в пространстве идей, если Платон вам понятнее — происходит перестройка отношений. Дистанция, которую европейские боги держали от азиатских богов, начинает сокращаться и к 2044 году мы окажемся в мире, построенном на совершенно иных противопоставлениях, чем всё, что мы привыкли знать в прежние 1080 лет.

    Первые 540 лет — с 964 по 1503 — это период сохранения изоляции Европы и Азии.
    Вторые 540 лет — с 1504 по 2043 — это период сближения и перемешивания.
    С приходом третьей 540-летки рождается новый мир с новой системой координат. Это уже не про Восток и Запад, а про что-то совершенно новое.

    9-й период окажется очень богат на новые культурные коды. Активизируется творчество в самых разнообразных стилях. Что если смешать что-то китайское с чем-то индийским и перевести на арабский? Что если взять древнетюркские тексты и перевести их на древнегреческий? Каким был бы мир, если бы Россия и Китай были бы единым государством? А если бы Россия и Скандинавия, Германия, Пруссия стали бы единым государством? В этом бурном творческом 20-летии есть место любым идеям, любым версиям, любым гипотезам, мечтам, наброскам. Тут нет структуры. Тут есть жар творчества.

    Структура и порядок — это тема 8-го периода триграммы ☶ Гора.
    Тема 9-го периода триграммы ☲ Огонь — это ничем не сдержанное творческое выражение. У нас уже достаточно бытового комфорта. Технологии, производство встали на нормальные рельсы. Теперь можно творить новые смыслы для будущего.

    Председатель Мао опередил своё время. Он слишком рано провозгласил период гласности и свободы мнений. Тогда в 1957 году его лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» была абсолютно несвоевременна. Это была 20-летка под звездой 5-жёлтая 玉衡 yù héng Нефритовые весы. Это период центризма, единоначалия, главенства имперских решений. Отдать свободы и лидерство мнений всем желающим тогда было совершенно не вовремя.

    А теперь будет вовремя. Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ, чтобы к 2044 году в бурных мутациях и пересборках наметились бы очертания новых границ, новых империй, новых мировоззрений, которые будут вести нас вперёд следующие 1080 лет.

  • Нужно ли знать, что будет

    Нужно ли знать, что будет

    Нужно ли знать, что будет? Зачем вообще нужны все эти прогнозы и предсказания? Такой вопрос мне задали в моём телеграм-канале.

    Действительно, особенно под Новый Год начинается шквал астрологических и прочих рассказов о том, что год грядущий нам готовит. И многим людям непонятно, зачем это всё. Неужели нельзя нормально жить без предсказаний?

    Начну с того, что такой вопрос может иметь две разных мотивации.

    Первая мотивация — это искреннее любопытство. Зачем люди делают эти прогнозы? Зачем люди ищут эти прогнозы?
    Мотивация — разобраться в нуждах и целях других людей.

    Вторая мотивация, которая может быть у такого вопроса — это заявить, что всё это ерунда. То есть это позиция, утверждение, высказанное в форме вопроса. Бывает такая пассивно-агрессивная интонация в вопросе, который вовсе и не вопрос, а сообщение, что ты, дружок, занимаешься ерундой. «Ну и зачем ты это делаешь?»

    На вопрос со второй мотивацией отвечать не имеет смысла. За таким вопрошанием лежит готовое отторжение, поэтому что бы мы ни ответили на такой вопрос, пробиться сквозь стену обесценивания и презрения было бы непросто. Часто такие пассивно-агрессивные обесценивания «всё это ерунда» скрывают за собой запрет, который человек накладывает сам на себя. Человеку может быть интересно заглянуть в будущее, человеку может хотеться иметь ясное виденье будущего, иметь готовые стратегии развития. Но по каким-то причинам человек запрещает себе заглядывать в будущее. Если неверно трактовать лозунг «будь здесь и сейчас», в погоне за мнимым просветлением в моменте, люди порой создают тонкую или толстую пелену пренебрежения и отторжения к своему прошлому и будущему.

    Смысл не в том, чтобы вычеркнуть прошлое и зажмуриться на будущее. Смысл в том, что именно здесь и сейчас находится точка приложения силы. Именно здесь и сейчас мы можем принять, осмыслить и интегрировать всё своё прошлое и создать импульс движения в желаемое будущее.

    Если у человека бывали неудачи, если есть опыт проигрышей, неудачных решений, достижения фальшивых целей, то человек мог заречься заглядывать в будущее любыми способами. Потому что от этих заглядываний в будущее раньше были одни проблемы. Это как отрубить себе руку, потому что она пару раз ударилась о шкаф и побаливает. Отречься от виденья в будущее — плохой вариант. Нужно научиться смотреть в будущее правильным образом, а не блокировать эту способность.

    Если человек зарёкся что-то делать, запрещает себе что-то делать, то когда другие свободно и радостно занимаются этой запрещёнкой, то у человека возникает зависть и раздражение. Им можно, а мне нельзя. Я сам себе это запрещаю — в этом моё моральное превосходство. А они себе этого не запрещают — это делает их людьми второго сорта — глупыми, заблудшими, неразвитыми, греховными, преступными. Такое обвинение — это компенсация той боли, которую человек испытывает, запрещая сам себе то, что ему важно и ценно.

    Теперь к вопросу с нормальной мотивацией искреннего любопытства. Зачем же люди интересуются прогнозами и предсказаниями?

    Очевидно, что всю историю человечества мы старались заглянуть в будущее и повлиять на него. Гадания по Книге Перемен и другим гадательным текстам — семантическим матрицам, как, например, Ырк Битиг. Гадания по разным «случайным» вещам: трещинам на костях в костре, картах, монетках. Вычислительные техники — календарные, астрологические схемы.

    Есть два подхода к гаданиям и предсказаниям. Первый — это предсказать, что конкретно случится, к чему надо готовиться, потому что это неизбежно. Второй — это спрогнозировать структуру ветров и волн, несущих нас в будущее — и решить, как взаимодействовать с имеющимися силами инерции, чтобы скорректировать свой путь в желаемую сторону.

    Первый подход лишает людей свободы и воли. Второй наделяет знанием и инструментами к управлению своей судьбой.

    Опытный серфер проверяет прогноз погоды, чтобы знать, когда имеет смысл ловить нужную ему волну. Мореплаватель учится предсказывать погоду, ветра и течения, чтобы плыть по намеченному курсу, ловя нужные силы парусами и килем. Если у нас есть цели, есть задачи, миссии, которые мы хотим выполнить, то знание паттерна разных сил во времени — может быть полезным подспорьем для принятия продуктивных решений.

    Конечно, научные методы, верифицируемые — сработают в любых руках. Для таких методов не важно, что ты за человек. Просто следуешь технологии, и получаешь результат.

    Более творческие способы предсказаний — астрологические, гадательные — более тонкий инструмент, который работает в плотном симбиозе с духом, психикой, личностью, бессознательным, трансперсональным порталом прорицателя. И чтобы такие способы действительно давали полезные результаты, нужно, чтобы предсказатель был в правильном состоянии. При использовании гадательных и астрологических методов сам провидец является важной частью инструмента. Такую работу невозможно делегировать роботу, искусственному интеллекту. Тут нужны специфические гениальности человека, который всеми своими частями — от духа и разума до гормонов и ощущений — встроен в поток мира и обрабатывает всеми слоями многомерного человеческого существа эти колоссальные объёмы невычленяемых восприятий.

    На моей практике, и на практике моих учителей очевидно, что когда ты используешь тот или иной метод, чтобы «предсказать» будущее — ты направляешь внимание в те потоки событий и совпадений, которые несут нас в это будущее. И своим вниманием ты влияешь на эти потоки. Акт предсказания уже является актом воздействия на ход поступков, реакций, событий. Поэтому важно, с каким настроем предсказатель подходит к работе.

    Если это угрюмый и невротичный товарищ, который во всём видит опасность, то самим предсказанием он уже направляет ход событий в неприятное направление.

    Если это наивный мечтатель, готовый во всём увидеть пони и радугу, хорошую сторону — то он может направить события в ещё более кошмарное русло. Потому что упорное желание во всём видеть светлую сторону — это страх увидеть мрак. Когда такой человек устремляет взор в будущее — он твердит мантру «только бы не произошли гадости, только не гадости, только не ужасы, только не беды». Такой человек своим сознанием в любом гадании будет выискивать хорошие знаки, но его подсознание как бандерлог будет с ужасом смотреть прямо в глаза хтони и зачарованно делать шаги прямо в пропасть.

    Лучший прорицатель — это такой прорицатель, который находится за пределами добра и зла. Таких мало. Поэтому чаще всего любые прорицательные практики не приносят толковых результатов.

    Итак, предсказания — это искусство обнаружить сценарии, качества и состояния, которые прямо сейчас формируют наш завтрашний день. Оценить, куда это может нас привести, если ничего не менять. Решить, где можно оказать влияние, чтобы скорректировать будущее. И наполнить поток жизни исцеляющим взглядом недвойственности вне ограничений эго.

  • Встреча сердца и бизнеса

    Встреча сердца и бизнеса

    Зачем-то циничный слоган американских бандитов про «это просто бизнес» проникает в совершенно неожиданные места. Многие люди, занимающиеся совершенно безобидным бизнесом, начинают считать, что в работе, в делах обязательно должно быть место цинизму и насилию. Без бессердечия, мол, каши не сваришь.

    У меня был клиент, который был уверен, что на работе нельзя быть добрым. Всякий раз, когда он начинал обращаться к сотрудникам по-человечески, они теряли всякую дисциплину и начинали рушить бизнес. Всякий раз, когда он из сочувствия принимал на работу давнего друга на хорошую зарплату, друг оказывался некомпетентным зазнайкой и ломал все отлаженные структуры.

    В итоге у человека сформировалась идея, что любое бизнес-взаимодействие — с клиентами, с сотрудниками, с партнёрами — это полный антипод любой человечности. Что деловое общение должно быть формой насилия, принуждения, подавления, манипуляции, лжи и агрессии.

    В даосской традиции мы говорим об истинном сердце, об изначальном духе.
    Даосское понимание сердца — это не про нашу русскую эмоциональную сентиментальную «сердечность» или «сердобольность». В даосском понимании истинное сердце — это состояние до слов, до эмоций, до суждений. Способность находиться там — в самой сердцевине, в ядре своего существа — это развивают даосы. Из этого уровня восприятия нет ничего обязательного. Всё, что обычно кажется неизбежным, оттуда можно перепрограммировать.

    В нашей работе мне удалось развернуть сознание клиента так, что он понял, что дисциплина и ответственность на работе — не обязано быть формой насилия и принуждения для сотрудников. Мудрый правитель создаёт законы, порядки и структуры, которые помогают людям развиваться и становиться успешными. В бизнесе руководитель, который отбросил болезненные идеи американских бандитов, может создавать здоровые KPI и правила работы. Следуя таким правилам, сотрудники становятся всё более полноценно развитыми личностями, раскрывают свои таланты — становятся целостными со своими собственными истинными сердцами.

    Отчасти это может напоминать утопическое просветлённое государство, в котором духовное развитие и материальный достаток не спорят друг с другом, а сотрудничают. Но даже если это утопия, почему бы не внедрять его элементы уже прямо сейчас? Когда, если не сейчас? Кто, если не мы? Где, если не прямо здесь — в своих собственных делах?

    Особенно сейчас наступает пора, когда можно внедрить в мир совершенно новые модели — здоровые, искренние, интегральные, — объединяющие, а не разделяющие.

    Я многому учусь, работая с моими клиентами. В моей собственной жизни, в моих делах всё довольно просто. Помогая клиентам разбираться в их делах, я сам делаю немало наблюдений и открытий. С каждым днем я всё больше понимаю, что принципы даосизма глубоко коррелируют с современными идеями о здоровом бизнесе. Ведь истинное мастерство не в том, чтобы насаждать страх и подавление, а в умении найти гармонию между потребностями бизнеса и глубинными человеческими устремлениями. Возможно, создание такого бизнеса требует больше внимания, ответственности и медитативной чуткости, но результат стоит того.

    Такой подход меняет всё — начиная от микроклимата в коллективе и заканчивая отношениями с конкурентами. Представьте мир, где конкуренция перестаёт быть борьбой за выживание и превращается в дружественное соперничество за лучший способ служения обществу.

    И да, я уже вижу изменения у своих клиентов. Когда мы начинаем работать над трансформацией мышления, они сначала скептически относятся к предложенным практикам. Но постепенно осознают, что деловая эффективность может возрасти благодаря более чуткому лидерству. И когда они видят результаты — повышение продуктивности без изнурительного давления, они начинают верить.

    Верить не только в цифры на графиках увеличения прибыли или роста KPI. Они начинают верить в людей — своих сотрудников, которые хотят работать лучше не из страха потерять работу, а из желания быть частью чего-то значимого.

    Моя задача как консультанта — помогать им видеть этот путь и поддерживать на каждом шаге. Чтобы руководители узнали ценность связи сердца и бизнеса — двух кажущихся непримиримых элементов.

    Начните сегодня менять ваш подход к бизнесу — найдите ваше «истинное сердце» и посмотрите, насколько глубже и успешнее может быть ваше дело.

  • Даосские стратегии для современных предпринимателей

    Даосские стратегии для современных предпринимателей

    Я знаю, что некоторые из вас пытаются вести свои дела, предпринимательство, частную практику, но при этом испытывают неуверенность, задаваясь вопросом, действительно ли это ваше — заниматься клиентами, продажами, продвижениями. Вы пытаетесь сохранить баланс между предпринимательской деятельностью и чем-то личным, душевным? Если эти мысли вам знакомы, то давайте заглянем в трансформирующую даосскую мудрость, которая удивительно актуальна для современного предпринимателя.

    В мире, который часто прославляет неустанную суету, может оказаться революционным принять концепцию У Вэй, что переводится как «действие без нажима». Речь идёт не о бездеятельности или лени, а о том, чтобы соответствовать естественному ходу событий, работать умнее, а не усерднее, чтобы достигать своих целей без лишнего напряжения и изматывающего напора.

    Представьте себе, что вы принимаете деловые решения в полном согласии и сотрудничестве с врожденным чувством времени и интуицией, которые являются неотъемлемой частью вашей природы, — это и есть У Вэй в действии.

    Однако практикуя У Вэй, мы также должны понимать теорию Инь-Ян, которая учит нас балансу — взаимодействию между отдыхом и активностью, творчеством и логикой, страстью и прагматизмом. Внедряя эти принципы в свою жизнь как предпринимателя, вы сможете создать устойчивый ритм, который будет поддерживать как ваши деловые устремления, так и личное, духовное благополучие.

    Я знаю, что вы можете подумать: «Как эти древние философии могут быть применимы к современному предпринимательству?» или, возможно, «Действительно ли коучинг поможет мне?»

    Даосская традиция возникла изначально, чтобы помогать правителям небольших феодальных княжеств лучше управлять людьми, экономикой и безопасностью. Современный предприниматель по масштабам вполне сопоставим с правителями древности. Главный ключ в даосской традиции в том, что в любой непонятной ситуации важнее всего держать своё состояние спокойным и ясным — это важнейший залог любого успеха. Мой ненасильственный коучинговый подход помогает моим клиентам открывать для себя собственную мудрость и внедрять её в свои дела. Это способствует не только процветанию, но и глубинной удовлетворённости от осмысленности дел.

    Чтобы практиковать У Вэй, нужно развивать чувство сообразности — когда действовать решительно, а когда следует отступить. Мы не идём против шерсти, не придерживаемся лозунгов типа «всегда нужно мягко» или «всегда нужно сильно». Если мы меняем стили и меняемся сами сообразно со всеми внутренними и внешними процессами, то это снижает напряжение, вызванное принуждением к результату или страхом неудачи. Решения, принимаемые на основе «У Вэй», исходят из состояния центрированной открытости. Интеллектуальное понимание происходящего важно, но им всего не сделать. Чувство сообразности, интуиция, позволение себе быть в потоке собственной природы — вот, что нам помогает.

    Одновременное использование теории «Инь-Ян» обеспечивает равновесие в движении к успеху: время для инноваций уравновешивается временем для размышлений, периоды стремительного роста сменяются фазами консолидации.

    Можете ли вы доверять мне как своему проводнику в этом процессе?

    Я веду свою частную коучинговую практику, основанную на экзотических восточных традициях — и я отлично знаком с тем, что такое неуверенность в себе и синдром самозванца, как трудно совмещать профессиональные планки с духовной чистотой. Я решал и решаю эти вопросы сам для себя и мне очень нравится помогать другим талантливым людям, как вы, реализовывать свой потенциал без ущерба для душевного спокойствия.

    Мой подход выходит за рамки традиционных методов коучинга, поскольку я рассматриваю предпринимательство не только как ряд стратегических действий, но и как искусство, в котором состояние духа очень важно. Ясность духа первичнее, чем рост бизнеса, — философия, глубоко уходящая корнями в даосизм.

    Под моим руководством:

    • Вы научитесь эффективно распоряжаться своим временем и энергией.
    • Можете приобрести практические навыки решения бизнес-задач, если наш род занятий схож.
    • Вы проверите и убедитесь в том, чтобы каждый ваш шаг соответствовал как вашей внутренней правде, так и потребностям рынка. Это не или-или, это и-и.
    • И самое главное — вы воспитаете в себе устойчивость к страхам, которые раньше могли мешать принимать решения. Чувство страха — это просто чувство. Оно сопровождает любое обновление.

    Вместе мы сможем превратить сомнения в уверенность — не путём силового давления, а путём культивирования гармонии внутри себя, которая естественным образом влияет на окружающую среду. Именно в этом и заключается настоящий предпринимательский успех.

    Готовы ли вы сделать этот шаг на пути к достижению совершенства без усилий? Если да, то свяжитесь со мной прямо сейчас; давайте обсудим, как мы можем применить эти глубокие даосские идеи непосредственно в практических стратегиях, разработанных специально для вас, и посмотрим, как то, что раньше казалось невозможным, станет достижимым без усилий.

  • Не богатством единым

    Не богатством единым

    Часто ли вы задаетесь вопросом, достигли ли вы своего профессионального пика? Несмотря на достигнутый с таким трудом финансовый успех, вы ощущаете неизбывную пустоту? Натянутые отношения с близкими, с детьми вызывают у вас чувство разобщённости?

    Вы не одиноки.

    Многие успешные профессионалы сталкиваются с подобными проблемами. Стремление к денежному успеху часто приводит к игнорированию своей потребности в раскрытии своей многогранной природы — дисбаланс между работой и личной жизнью, нехватка внимания на качественные отношения с близкими — это слишком распространенная история.

    Но что, если я скажу вам, что это не обязательно должно быть так?

    В качестве коуча я опираюсь на даосские принципы. Я помогаю таким людям, как вы, переосмыслить свой жизненный путь, используя древнюю мудрость, которая не утратила своей актуальности и сегодня.

    Вы можете отнестись к этому скептически — в конце концов, как древняя азиатская философия может помочь предпринимателю XXI века? Вы также можете сомневаться в моей компетентности или опыте по сравнению с вашим — вполне понятное беспокойство в индустрии, где советы даются дёшево, но редко бывают эффективными.

    Я много лет изучаю и практикую даосскую философию и традицию. Опираясь на эти знания и опыт, я направляю людей в сложных жизненных ситуациях. Может быть, я и не построил крупный бизнес, но моя роль заключается не в том, чтобы давать деловые советы, а в том, чтобы направлять вас на путь раскрытия своей изначальной природы.

    Одна из важнейших даосских концепций, которую я использую в своей работе, — это «У Вэй», или «действие без усилий». Это не значит, что нужно быть пассивным, а, скорее, найти естественный поток в своих действиях. Отказавшись от потребности во что бы то ни стало жёстко контролировать ситуацию, что часто встречается среди предпринимателей, мы можем обрести равновесие и покой в своей жизни.

    «Но я уже пробовал меняться — ничего не вышло!».

    Перемены нелегки, особенно если есть отлаженный привычный уклад жизни. Но помните, что неудача — это не падение, а отказ подняться. Моя роль как вашего коуча заключается не в том, чтобы давать вам указания, а в том, чтобы поддерживать вас, пока вы открываете свой путь к равновесию и самореализации. Я не навязываю, а направляю вас на путь преобразований.

    Ваше путешествие со мной не будет просто очередной попыткой «быстро исправить ситуацию» — инструменты и перспективы, полученные в ходе наших совместных занятий, позволят вам постоянно развиваться даже после их окончания.

    Съедающее изнутри чувство неудовлетворенности не должно становиться ценой успеха. Запишитесь на встречу — давайте узнаем, как мудрость Дао может направить вас к сбалансированной, полноценной жизни, где успех измеряется не только богатством, но и счастьем и довольством.

  • Откройте в себе искру успеха

    Откройте в себе искру успеха

    В неустанном стремлении к успеху многие опытные предприниматели и профессионалы часто оказываются на неожиданном перепутье. То, что когда-то было увлекательным путешествием, постепенно превращается в изнурительные крысиные бега. Вас могут одолевать сомнения, неудовлетворенность и разочарование.

    Проблемы могут быть самыми разными: от непреодолимого стресса и выгорания до постоянной неудовлетворённости своими достижениями; от напряженных отношений, вызванных пренебрежением, до сомнений в самом смысле своего существования. Возможно, в жизни, которую вы кропотливо строили, не хватает чего-то очень важного — радости, покоя, самореализации.

    В такие моменты вы жаждете не просто очередной бизнес-стратегии или «хака» для повышения продуктивности, а целостного решения, направленного на ваше физическое, ментальное, эмоциональное и духовное благополучие. Вы хотите вновь открыть в себе ту внутреннюю искру, которая питала ваш первоначальный успех, сохраняя при этом баланс во всех сферах вашей жизни.

    Возможно, вы скептически относитесь к обращению за помощью к коучам из-за прошлого негативного опыта или неверия в их эффективность. Это вполне естественно, особенно когда речь идет о самопознании и изменениях на столь глубоких уровнях.

    Мой подход, основанный на даосской традиции — это не быстрорастворимые решения, а вечные принципы, которые способствуют саморазвитию и внутреннему спокойствию, а также обеспечивают оптимальную производительность.

    Даосские методы — это не просто теории, это практические инструменты, предназначенные для применения в реальной жизни. Например, с помощью медитативных практик, таких как цигун, я помогаю клиентам сосредоточиться и снять стресс — важнейшие навыки для любого руководителя или предпринимателя.

    Этот подход дополняет теория Инь-Ян, которая способствует достижению баланса внутри самого себя — между работой и отдыхом, напористостью и эмпатией, отдачей и получением — что позволяет добиться целостного успеха.

    Аналогичным образом, такие концепции, как У-Вэй, помогают понять, что усилия не всегда являются синонимом борьбы. Иногда наиболее эффективным действием является действие без усилий — понимание того, когда нужно напрячься, а когда отпустить, может сыграть решающую роль в вашей профессиональной и личной жизни.

    Системы Бацзы и Цимэнь Дуньцзя дают глубокие знания о чертах характера, сильных и слабых сторонах личности, а также о динамике ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь. Эти знания позволят вам принимать взвешенные решения, соответствующие вашему истинному «я», что будет способствовать улучшению отношений и достижению результатов в бизнесе.

    Кроме того, в «Дао дэ цзин» содержится глубокая мудрость, касающаяся лидерства, управления и неличностного развития. Эти учения выдержали испытание временем и помогли бесчисленному количеству людей пройти свой профессиональный и жизненный путь с изяществом и честностью.

    С помощью этих даосских практик я помогу вам восстановить связь с вашими врожденными способностями, а также обрести чувство равновесия и покоя внутри. Вопреки распространенному мнению, речь идет не о том, чтобы изменить свою сущность, а о том, чтобы раскрыть подлинное «Я» — лидера, который более эффективен, потому что он верен своему ядру, своей природе, своему Дао.

    Я приглашаю вас сделать шаг к созданию гармонии внутри себя, которая затем отразится на вашем внешнем мире. Давайте вместе отправимся в это трансформационное путешествие — путешествие, которое обещает длительные перемены благодаря вечной мудрости. Настало время действовать, настало время целостности, настало время встать на Путь!

  • Как соединение с духом открывает двери к богатству

    Как соединение с духом открывает двери к богатству

    Недавно один мой коллега высказал недоумение, зачем всяческие коучи и прочие гуру ищут себе клиентов на высокие чеки. Мол, кто же тогда будет поддерживать милых и добрых людей, если все будут толпиться у порогов топовых боссов. Некоторые мои ученики безуспешно пытаются найти подход к топовым клиентам на высокие чеки, им это никак не удаётся. Им едва удаётся убедить их приятелей или родственников обратиться за консультацией, оплатив её эклером и чаем.

    От моих даосских учителей я усвоил один важный принцип — внешнее и внутреннее синхронистичны. Конечно, мои даосские учителя не используют это умное слово «синхронистичность». Это слово ввёл в использование Карл Густав Юнг, чтобы по-учёному легализовать в европейской науке даосские принципы. В даосской традиции используют слово 感音 gǎnyīn. В словарях это переводят как «резонанс», но сами иероглифы означают «эмоционально тронуть звуком речи». Смыслы, которые мы излучаем своими словами, настроениями, состояниями сознания, трогают чувства других существ. И они откликаются на наши сигналы.

    Если важные клиенты к нам не обращаются, то это они эмоционально откликаются на смысл, который мы излучаем. Что-то им в нас не нравится, какое-то не такое чувство они испытывают от нас. Смысл, который мы излучаем, аналогичен этому результату. Раз результат таков, что высокоуровневые клиенты не входят с нами в контакт, то смысл, который мы излучаем, должен быть таким: «нет связи между высшим и низшим». То есть в нас самих нет связи с высшими аспектами собственного существа, нет связи с духом, нет связи с богами. Мы можем деятельно уклоняться от встречи с высшими смыслами, с собственными ключевыми принципами и ценностями, с духом в себе. Мы даже можем подменять прямую обжигающую встречу с собственным духом горстью цитат из книжек и умением задумчиво закатывать глаза.

    Соединение с собственным духом несёт дискомфорт. Контакт с духом вырвет нас из узких представлений о своей привычной личности, снесёт искусственные границы восприятия и откроет новые уровни реальности в прямой доступ. Если мы от всего этого отказываемся, боясь неизбежного дискомфорта, то мы перекрываем себе и доступ к топовым клиентам.

    И наоборот. За настойчивым стремлением некоторых коллег найти этих топовых клиентов на самом деле стоит острый голод по соединению с духом. Просто люди не умеют как назвать своё устремление. Они испытывают голод по чему-то высшему. Их существо жаждет слияния с божественным. Но из-за ограниченного образного ряда, из-за ограниченного опыта, люди объясняют это чувство как «хочу больше денег и клиентов получше». Это похоже на ситуацию, когда хочется счастья, но счастье не помещается в ограниченное сознание и человек объясняет самому себе и другим «хочу чего-нибудь поесть».

    Поэтому в работе с личными учениками я всегда на их желание найти клиентов побогаче разворачиваю их лицом с трансценденцией, с выходом за пределы привычных представлений о себе, о мире, о правильном, о возможном. Сама концепция богатства часто нуждается в существенном расширении. Деньги, богатство — это лишь материальный хвост чего-то большего, что находится в пространстве духа. Чем является та штука в пространстве духа, чей материальный хвост проявляется как богатство? Вот это важно, а не как часто пилить рилсы и по какому скрипту писать посты.

  • Создаём пространство для успеха

    Создаём пространство для успеха

    Порой мы сами не знаем, как близко к нам находится поддержка со стороны больших сил: богов, духов рода, природных энергий. Порой достаточно просто признать и почувствовать их присутствие и дать им согласие на помощь — и мощные потоки удачи, успеха и развития изливаются на нас мощно. Когда этот поток начинает изливаться — наша задача — это создавать для него пространство. Не стискивать зубы в усердной попытке напряжённо что-то осуществить, а создавать настроение открытости, создавать пространство, дающее мощному потоку нас наполнить и разливаться дальше.

    Это похоже на принципы фэншуй. В хорошем доме должна быть просторная прихожая. Уличная энергия, войдя в дом, не должна сразу попадать в тесное помещение, но должна почувствовать себя богато встреченной вместительной прихожей. И потом после просторной прихожей ци начинает переливаться в другие комнаты. Так и нам в себе нужно иметь просторную прихожую для небесного благословения. Иметь в себе простор, не заполненный толпой мыслей, переживаний, тревог и задач.

    В каждом дне должно быть время и место для праздности. Хотя бы пятнадцать минут. Идея, что нужно пахать целый год, а потом отрываться в отпуске — это идея не успешного человека. Успешный человек бережёт простор в доме, бережёт простор и чистоту в своём сознании и сердце, бережёт простор и открытость в суставах и тканях, бережёт простор в расписании дня.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты