Рубрика: Истории и примеры

Опыт, истории клиентов, кейсы, переводы, рецензии, рассказы

  • Напряженные отношения с женой

    Напряженные отношения с женой

    Напряженные отношения с женой — никуда не ходим, часто ссоримся

    Когда-то все мои отношения быстро приходили к увяданию. Накапливалась напряжённость, мы переставали уделять друг другу внимание. Жизнь становилась скучной. Только взрывы ссор хоть как-то развлекали нашу жизнь.

    У меня это было связано с воспитанием. Я считал, что не стоит докучать любимой девушке с моими претензиями, критикой, недовольством. Это только необразованные и невоспитанные люди рубят правду матку, возражают чуть что не так.

    Воспитанный человек избегает конфронтации. Я старался «дать понять», создать условия, чтобы «до неё дошло», но девушка продолжала вести себя по-своему и будто бы игнорировала мои намёки.

    В общем, понятно, к чему это приводило. Это приводило к тому, что во мне копилось напряжение. Рано или поздно у меня срывало крышку, с меня мигом слетал тонкий слой воспитания и я начинал орать и ругаться самым карикатурным и некультурным образом. В итоге девушка с каждым разом всё больше теряла ко мне уважение и окончательно переставала принимать всерьёз.

    Даже самые яростные скандалы с моей стороны её уже не особо впечатляли. Я чувствовал бессилие, неспособность хоть на что-то повлиять. Я всё больше и больше прибегал к простым легальным химическим способам снять напряжение.

    Изредка мы ещё пытались дать друг другу шанс и устроить «романтический вечер». Но мы оба ощущали фальшь в этих свечах и ресторанах. Мы становились чужими.

    Причина этого сценария такова:

    1. Я испытываю какой-то эмоциональный дискомфорт, немного устал, немного раздражён
    2. Я не позволяю себе испытывать эти эмоции
    3. Я тороплюсь их спрятать, подавить, замолчать
    4. Они складируются в напряжение и рано или поздно сдерживаться уже невозможно.

    Когда я, живя по этому сценарию, замалчивал и прятал свои переживания, то отношения становились поверхностными, формальными, теряли искру и энергию.

    Другой неправильный сценарий мог быть таким:

    1. Я испытываю какой-то эмоциональный дискомфорт, немного устал, немного раздражён
    2. Я сразу вываливаю все свои переживания на близкого человека
    3. Все обижаются, ссорятся и орут каждый день
    4. Все чувствуют себя опустошёнными.

    В таких отношениях люди могут оставаться годами, мучая друг друга. Но никто не прекратит эти отношения, потому что оба участника подсаживаются на те лютые гормоны, которые каждый день вырабатываются при ссоре. Лишиться этого химического допинга больнее и страшнее, чем продолжать жить в ссорах и насилии.

    Логичный выход — это не подавлять эмоции и не вываливать их на первого встречного. Не консервировать их до будущего взрыва, и не выражать в импульсивном действии.

    Я научился этому в цигун. Эмоциональное напряжение — это просто энергия, которой можно позволить растекаться по тему, по каналам и меридианам. И тогда эту энергию не приходится ни прятать, ни выплёскивать на людей.

    То, что мы воспринимаем как эмоции — это движение ци по каналам. Когда ци движется по каналу печени или желчного пузыря, это ощущается как гнев. Движение ци по каналу почек может ощущаться как страх. Я перенёс фокус внимания с эмоции на ощущение ци в теле. Вместо того чтобы говорить себе «ох, как меня всё бесит», я стал замечать «ого, как ци шевелится в канале печени, аж щекотно и жарко одновременно». И такому энергетическому ощущению в теле я просто позволял быть. Не спешил его выплеснуть в действие и не пытался его спрятать.

    Позже я освоил разные практики даоинь и нэйгун. И теперь даже интенсивный поток ци по каналам не вгоняет меня в невыносимую эмоцию. Это просто невероятно интересные ощущения.

  • Как я попал в игру пяти животных

    Как я попал в игру пяти животных

    Я тогда весил 102 кило. Для моих 177см это было многовато. Я ощущал себя тяжело.

    Я мыслил себя как интеллектуала, которому не досуг уделять внимание бренному материальному миру. Я всеми силами увиливал от любой зарядки и подвергал сарказму или снисходительной насмешке всякую физкультуру. Я начинал изучать великое тайное учение управления реальностью «ци мэнь дунь цзя», упивался своей крутизной. И эти слова, которые сказал мне учитель — доктор китаеведения и даосский мастер — шокировали меня.

    Он сказал: «Ты должен изучить игру пяти животных». Я спросил, что это ещё за таинственная тайна. Он ответил: «Это последовательность движений, которая запускает в теле потоки ци, делает человека здоровее и могущественнее в деле управления потоками ци в себе и в мире».

    Я, честно, подумал, что он шутит. Мой учитель имеет очень искристое чувство юмора, он курил сигареты, пил пиво, и считал это своим свободолюбивым даосским ответом занудам, изводящим себя диетами и йогой. И, конечно, я счёл его слова очередной шуткой.

    Я посмеялся. Он тоже посмеялся. И спросил: «У тебя есть десять минут? Я могу начать учить тебя прямо сейчас».

    Оказалось, что он говорил, хоть и с неизменной улыбкой, но всерьёз.

    Когда я осознал серьёзность его намерений, мой внутренний пищевой наркоман начал тихо паниковать, стал очень шустро изобретать мне оправдания. А ещё ему срочно захотелось в туалет, чтобы занюхать там порцию сильнейшего индийского нюхательного табака «белый слон», потому что тогда это был его единственный способ примиряться с реальностью.

    Будучи интеллектуалом, я придумал гениальный ответ: «Оу, ну, ты знаешь, я вешу 102 кило, всякие упражнения — это сейчас не для меня, мне нужно сначала сбросить пару десятков кило, и тогда, дорогой учитель, я обещаю, что сам попрошу тебя научить меня этой твоей игре пяти животных».

    Мне казалось, что это гениальная отмазка. В ней была подходящая доза уважения, лести, показной преданности, иллюзии ответственности. В общем, учитель должен был купиться. Я так полагал. И ошибся.

    Учитель ответил: «Бро, тебе совершенно не обязательно худеть, чтобы начать изучать практику. Там нет никаких ног за уши и никаких физических нагрузок. Это делается очень легко и даже приятно, независимо от твоей формы. Более того, практика нормализует потоки ци и нормализует метаболизм. Выполняя её, каждый приходит в свою идеальную форму. Идеальная форма у каждого своя. У тебя идеальная форма, наверное, 90, 95, так что о двадцати кило речь, наверное, даже и не пойдёт, ты просто их придумал. Мы же с тобой пойдём вместе ужинать через пол часа. Так что у нас как раз есть время начать учёбу. Более того, я собираюсь в следующем году начать обучать этому всех учеников, и мне будет приятно, если ты как мой любимый ученик будешь уже владеть первой частью, ты мне поможешь работать с группой».

    Мой сверхмощный мозг мгновенно разобрал по семантическому составу это сообщение и признал, что без ущерба и без потери лица мне не выкрутиться из этих мягких объятий воли учителя.

    С этого началось моё погружение не только в китайскую гимнастику, но и в практики внутренней даосской алхимии, цигун, нэйгун, даосскую медитацию, управление энергиями, шаманские путешествия духа. Как-нибудь расскажу и о них.

    А пока, приходите ко мне на занятия и убедитесь сами. Кстати, оказалось, что моя идеальная форма — это 85.

  • Взаимоотношения с партнёрами

    Взаимоотношения с партнёрами

    26 сентября 2016 года в 15:40 обратился человек со следующей ситуацией.

    Он принимал участие в одном проекте с партнёрами. И отчего-то он задался вопросом, а стоит ли оставаться в этом проекте, или нет.

    Человек (день) находится во 2-м дворце. Партнёры (час) в 5-м дворце.

    Отсюда уже можно заметить, что партнёры слабо участвуют в проекте, не очень-то на него влияют. Что основной движущей силой является человек — ведь с ним 甲, 符, сам день является футоу.

    Примечательно также то, что ствол часа в центре. Помимо того, что это и есть партнёры, это также означает, что хотя изначально задумывалось, что воля неба должна проводиться через мягкость и коллегиальность иньского дерева, на самом деле воля неба проводится через жёсткий и напряжённый стиль янского металла. То есть собирались работать сообща и как друзья, а на практике всякий шаг даётся с боем и через нажим. Причём конфликт и нажим возникает у самого человека.

    Смотрим соотношения пяти факторов бизнес процесса:

    Инвестиции и дело в пустоте, и пытаются преодолевать обе стороны — человека и партнёров, а также преодолевать прибыль.

    Дефицит вкладов и пунктирное отсутствие самого дела напрягает всех участников и подтачивает их прибыли.

    Само дело выглядит весьма привлекательным, многообещающим, прибыльным, дающим всем авторитет, духовное развитие. Но все эти ценности в пустоте, то есть «дели на восемь».

    Несмотря на боевой настрой и неприятные болезненные, конфликтные переживания человека, он продолжает надеяться на перемены, старается придерживаться тактики искренности и  плавного взаимодействия.

    Партнёры же находятся в состоянии жадности и безучастности в проекте. То есть хотят сохранить своё, приобрести больше, но реально бездействуют.

    В такой ситуации можно резюмировать, что такой проект едва ли стоит свеч. Что все его прекрасные перспективы и духовная ценность — если и реализуемы, то с многократным перерасходом сил и вложений. Ясность духа наоборот будет меркнуть в попытке осветить вязкость дел. И только человек пытается что-то делать в коллегиальном режиме, партнёры же самоустранились и только хотят денег или типа того.

    Сомнения человека в том, стоит ли продолжать участвовать в этом проекте вполне обоснованы.

    Вместе с тем, человек всё же спрашивает: «Ок, с этим ясно. Но всё-таки, может, можно что-то сделать, чтобы освежить обстановочку?»

    Да, можно.

    Путь этот будет двухэтапным.

    1. Вывести прекрасные перспективы и ясность духа из болота

    Здесь нам поможет дворец 1.

    Он несёт в себе совет всерьёз озаботиться проблемой утечки средств. И более жёстко ввести систему финансовой прозрачности. В условиях самоустранения партнёров могло так статься, что человек самостоятельно несёт всякие операционные издержки, по мелочам, рубль там, рубль сям, не жалко. Значит, нужно ввести максимальную ясность в несении всех издержек. Все расходы записывать и перекладывать на распределённую ответственность команды.

    Так же если есть такое дело, что каждый участник проекта имеет собственные отдельные доходы, то попытаться снизить этот частно-собственнический акцент. Привнести элементы колхоза, то есть общего бюджета, общака в который каждый бы отчислял некий процент от доходов, что можно было бы потом свободнее вкладывать в развитие.

    2. Сделать так, чтобы проект — уже оживлённый распределённой ответственностью, — стал бы играть на участников

    В этом поможет дворец 9.

    Наверняка, за время разобщённости накопилось много недосказанностей, противоречий, различий во взглядах. Необходимо пролить свет на эти расхождения в вопросах развития проектов. Приглашение к тому, чтобы прояснить все накопившиеся недосказанности, развеять накопившийся туман, может вытащить партнёров из спячки.

    Важной темой в этой риторике будет тезис, что перед нами лежит большой путь. И нам необходимо быть собранными и действовать чётко. Что в нашем деле, да и вообще везде вокруг есть много неясностей, иллюзий, фантазий. Если мы хотим не сгинуть во тьме, то нужно оставаться спокойными внутри, но всё же пролить свет на накопившиеся разногласия.

  • Король лир

    Король лир

    Последние несколько дней я был занят гостеприимными заботами о друзьях из Тайваня, которые привезли восхитительное действо под кодовым названием «Король Лир».

    Мастер Совершенной Игры, исполнявший все роли на сцене, оказался живой легендой театральной жизни Тайваня. Участники труппы — музыканты и администраторы называют его китайском словом Лаоши, которое переводится как Учитель.

    Сама постановка не столько сюжетная, сколько вопросы-задающая, подводит зрителя к проблематике любви к себе, проклятий самого себя, принятия и непринятия себя, знания-понимания себя, безумия и разумности. Мгновенные перевоплощения Мастера в очередное действующее лицо при сохранении своей собственной природы, которая совершенно невидима, не мешает выражению роли, но при этом вездесуща и пронизывает каждый атом пространства Игры, театра и сердец. Это есть театральное воплощение даосского идеала мягкости снаружи и твёрдости внутри. Это Игра Шамана, входящего без сопротивления в любое пространство, потому что от его собственного существа осталась лишь одна исчезающе малая точка, способная неуловимым движением духа, преобразовать ткань бытия.

    За эти три дня совершенно неожиданно я увидел прекрасную кальянную в самом центре Питера, давних буддийских друзей, приехавших из Карелии, девушку из Тайваня, пришедшую на шоу, чтобы прикоснуться к прекраснейшему кусочку родного духа. Так действует женственный и сильный, тёплый и влажный дух Тайваня. Он мягко преобразует и возвращает контакт с землёй, с собой, совершенно незаметно отфильтровывает наносное, раскрывает возможности.

    Я сам не знаю, что точно хочу сказать. Желаю всем по-меньше гнать лошадей разума и духа, лучше питаться, проще общаться, вдоволь спать.

  • Дорогой Тайвань

    Дорогой Тайвань

    Часто люди, слыша про страну Тайвань, по созвучию думают, что это Тайланд и начинают рассказывать в ответ свои истории про Панган или Чанг-май.

    Многие люди вовсе не знают, что есть такая страна Тайвань и думают, что это регион Китая.

    Тем не менее, Тайвань существует и это не Китай и не Тайланд.

    Штука в том, что когда в 40-е годы XX века после победы СССР во второй мировой войне в мире активизировалось коммунистическое движение, в Китае началась гражданская война между коммунистами и приверженцами демократической президентской республики. В результате войны вся старая элита проиграла и отправилась в изгнание. Кто-то уехал в Америку, кто-то осел в Гонконге, кто-то в других азиатских странах. А президент республики Китай Чан Кайши уехал на почти неосвоенный остров Формоза, Тайвань.

    Вместе с ним переехало всё правительство, и многие другие преставители научной и культурной элиты. Люди уезжали, перевозя целиком все свои богатства. И сейчас некоторые тайваньские дома гордятся тем, что весь их интерьер перевезён из родовых замков в Шанхае.

    Последовавшая затем культурная революция на материке, привела к тому, что многие аутентичные китайские традиции сохранились на Тайване, но изчезли или подверглись жёсткой цензуре в Китае. Например, медицинский университет в Тайчжуне является лучшим местом для получения полноценного некупированного образования по китайской медицине, а национальный музей в Тайбэе содержит все или почти все богатства, хранившиеся до революции в Пекине в императорском дворце.

    Наряду с уважительным сохранением традиций, Тайвань также встал на путь современного экономического развития. Строились дороги и небоскрёбы с участием американских инженеров, развилась высокотехнологичная промышленность. Так что сегодня можно купить шедевры хай-тека с надписью Designed in Taiwan — Made in China.

    Тайвань стал уникальным соединением аутентичных китайских традиций и современного стиля жизни. Именно поэтому Тайвань так привлекателен для европейцев, желающих изучать традиционные знания в привычной атмосфере старбаксов.

    Я много раз оказывался на посиделках, где тайваньский высокогорный улун перемежается с кофе на вынос, а пилоты международных авиалиний изучают на досуге ци мэнь дунь цзя или фэншуй. Я видел мастеров, которые массажем головы излечивают почки, даосских шаманов, которые ритуалами общения с духами предков налаживают бизнес клиентов, молодых телеком-инженеров, подменяющих по выходным своих отцов в чайных лавках.

    Столица Тайваня — Тайбэй — официально называется «место временного пребывания правительства Китайской Республики на время коммунистического мятежа».

    Для меня одной из визитных карточек Тайваня стала сеть ресторанчиков, где подают несколько видов куриного супа. Отличаются супы только специями. Все специи являются лекарственными сборами китайской медицины. Если выбрать тот суп, который подходит тебе по медицинским соображениям, то он покажется нектаром богов, а если промахнуться, то несъедобной жидкостью.

    Я много лет уже вынашиваю замысел свозить в Тайвань моих друзей. Чайным любителям может быть интересно пощупать вживую настоящий тайваньский высокогорный улун, который ну никак не может оказаться у нас. Похоже, у тайваньских фермеров есть сговор не отправлять в заграницу самый качественный чай, а продавать его в своих семейных лавках. Любителям природы может понравиться океанический курорт на юге или горные водопады, до которых можно доехать на кондиционированном автобусе или на скоростном поезде. Любителям просветления может повезти встретить Учителя не-поп-даосизма или ваджраяны. А знатоки китайской медицины могут обнаружить для себя новые горизонты.

    Иностранцы в Тайване не сталкиваются ни с какими проявлениями шовинизма. Иностранцев там любят не за деньги, а как людей. Наши деньги им особо не нужны, мы для них не денежные мешки, потому что с тайваньской экономикой, с их уровнем жизни всё и без нас хорошо. Цены на жизнь в Тайбэе на уровне питерских. А теперь после подешевения рубля и вовсе на уровне московских, а то и выше. И всё это прекрасно продаётся на внутреннем рынке. Заманивать туристов нет никакого резона. Однако тайваньские мастера ревностно относятся к своим знаниям. Они тщательно фильтруют людей, которым открывают свои ценности. И иностранные искатели часто оказываются в невыгодном положении при всём уважении.

    Нам посчастливилось — и вы теперь можете понять, что именно посчастливилось — встретить открытость традиционных мастеров даосизма, даосской внутренней и внешней алхимии. Мне кажется, что в их кругах действует правило «много хочешь — мало получишь». Чем лучше человек знает, чего он хочет, чем напористей ученик, тем больше ему придётся съесть лапши и выпить чая из рук мастера и тем меньше ему расскажут и покажут что-то стоящее.

    То, что даже мне — умному питерскому мальчугану — довелось не жданно не гаданно получить за последние годы от моих тайваньских учителей, мне ещё переваривать и переваривать. В компьютере лежат мегабайты закрытых даосских текстов по ци мэнь дунь цзя, а в сердце знание пути исцеления сердец с ритуалами и без.

    Поделившись со мной одной даосской практикой исцеления сердца, мой учитель сразу дал мне проверить моё умение на непростой девушке, бывшей жертвой домашнего насилия.

    Короче, друзья, а поехали в Тайвань! Это дорого, долго и глубоко.

  • Как я работаю

    Как я работаю

    У меня бывает два типа клиентов, желающих получить консультацию. И с обоими удивительно легко работать.

    Первый тип — это люди, которым больше уже некуда обратиться. Для них наш брат — это крайняя мера, последний шанс. При этом сами люди и сами задачи могут быть совершенно разными: от «как жить» до «где же деньги?»

    Второй тип — это люди, которые считают мой вклад в их дела чем-то вроде приятного и полезного дополнения.

    Первый тип работы можно сравнить со скорой помощью, второй тип работы — со спа-велнес.

    Иногда можно услышать несправедливое мнение, что в режиме скорой помощи я, наверно, выкладываюсь по полной, делаю чудеса невероятные, получая грошики или банку мёда. А в режиме велнеса я, наверняка, пользуюсь расслабленностью участников, не особо напрягаюсь, получая щедрые чаевые.

    В этом мнении есть сразу несколько мифов.

    Во-первых, я стараюсь никогда не напрягаться. Напряжённый я малоэффективен. Если человек хочет быть проводником мощных потоков энергий, то ему нужно быть не слишком вялым, но и не слишком напряжённым. Нужно быть как гитарная струна или как садовый шланг. Слишком вялое дребезжит и запутывается, слишком напряжённое рвётся и пережимается.

    Во-вторых, вкладываться по полной в человека, у которого ахтунг-ахтунг — это не уместно. Дело в том, что человек в крайней ситуации — напряжён. И давать ему слишком много чревато разрывом его струн. Людям в экстренной ситуации нужно расслабление, мягкость, нерасторопность, устойчивость межконтинентального авиалайнера, который взлетает медленно и вкусно кормит.

    А людям, у которых всё хорошо и они хотят ещё пополнить с моей помощью свои бонусы — вот там можно жать газ в пол. Быстрый предполётный осмотр, убеждаемся, что у клиента всё хорошо, и включаем все возможные методы и воздействия, которые могут мощно продвинуть ситуацию сильно вперёд.

  • Пить благовоние

    Пить благовоние

    Любителям органического чая, самосборного иван-чая, и прочего ЗОЖ посвящается.

    Мой Учитель — даосский мастер линии Маошань — давно симпатизировал производителям всего ЭКО. На своей радиостанции он рекламировал производителей бутилированной структурированной воды, помогал производителям носков и трикотажа из супер-эко материалов.

    Сейчас он помогает по разным вопросам одному другу, а друг предоставляет ему кабинет для встреч с клиентами и учениками.

    Друг этот производит органические конфетки для детей — с эко-органическими китайско-медицинскими компонентами от кашля, от простуды… Ещё он производит органический чай улун высочайшего класса. И, вот, только мне пришло в голову показать ему фотки нашей чайной, моей приёмной, в надежде растрогать его тайваньское сердце нашей любовью к китайской культуре, как он, несмотря на свой неопределённый возраст, опередил меня и дал вкусить чуда.

    История этого чуда начинается 800 лет назад.

    Дело в том, что в Тайване высоко в горах растёт очень ценное дерево. Оно ценно своими медицинскими свойствами. Его древесина помогает нормализовывать давление. Обычно из древесины этого дерева делали драгоценные элитные благовония. Это единственное древесное благовоние, из всех, что я знаю, чей дым можно вдыхать толстой струёй, не поморщившись. Слизистую не дерёт, давление нормализует, пахнет превосходно. Чудо!

    За свою чудесность дерево это, конечно, пришло на грань вымирания и теперь строго охраняется. Уже много лет рубить его — это дурной тон. Но можно собирать деревья, упавшие сами собой.

    Дерево это сейчас так драгоценно, что продаётся на граммы. 1 грамм древесины стоит 2000–2500 вечнозелёных американских долларов.

    А теперь перенесёмся на 800 лет назад в рощу с этими деревьями. Как-то раз там случилась гроза, и молния попала в одно из этих деревьев. Дерево не погибло. Оно стало активно лечиться, выделяя смолу. Спустя какое-то время дерево всё же упало. Просмолённое оно отлично сохранилось и дождалось тех времён, когда в рощу пришли собиратели упавших деревьев этого драгоценного сорта.

    Это дерево — его куски — попало к нашему другу, который производит органический чай и конфетки. Давно это было. Лет тридцать назад. Мне довелось потрогать куски этого дерева.

    Друг наш в те времена подумывал заняться производством органического алкоголя. Органическая пшеница, сбраживание, дистилляция, выдерживание. Если в стекле выдерживать, то получается типа водка, если в дубовых бочках, то типа виски. Всё органическое. Выдерживать тут качественный органический стафф любят не меньше 20 лет. 老茶 (старый чай), спиртовые настойки прополиса, просто выдержанные алкоголи, алхимический бальзам от Мастера Ню — меньше двадцати лет ничего и не найти. Уж если выдерживать, то выдерживать. Это производит глубочайшие изменения в ци и структуре субстанции. Кто пробовал, тот поймёт. Обычно это объясняют, что при таком долгом вылёживании и выдерживании материя постепенно сублимируется в дух. И 20 лет — длительность одного периода по китайским системам анализа времени — самый минимум.

    И вот, как — сие история умалчивает, — но как-то решил наш друг положить куски драгоценного дерева в свой органический алкоголь. И положил. И 20 лет его органическая типа водка и органическое типа виски (ну, без ухищрений же, просто из пшеницы) настаивались на кусках просмолённого от удара молнии 800-летнего драгоценного целебного дерева, из которого делают драгоценное целебное благовоние.

    Спустя 20 лет наш друг распечатал первую партию бочек, попробовал и понял, что это хорошо.

    И стал продавать.

    Это уникальный драгоценный целебный состав. Все медицинские свойства редкого дерева присутствуют в напитке. В год становится доступным не более 250 литров.

    Над упаковкой пришлось тоже поработать. Решили делать упаковку супер-люкс.

    Деревянная коробка, бархатная обшивка, керамическая бутылка — каждая с индивидуальным номером. Каждая бутылка по 0,5 литра. Всего в год разливается по 500 бутылок. Больше быть не может.

    Золотые разводы на бутылке — это золото.

    И теперь главное.

    Стоимость одной бутылочки, если она когда-либо сможет добраться до России — около 75000 сегодняшних рублей.

    Единственно, что они никогда не доедут до России. Каждая бутылочка пронумерована, и уже закреплена за клиентом.

    Да. Вчера я пил благовоние.

  • Мой Тайвань

    Мой Тайвань

    Для меня чувство Тайваня смешалось с чувством Болгарии. Я когда-то прожил 4 года в Болгарии и там все было по сравнению с Питером неуклюже, простовато, нестильно, непафосно, но мило, сердечно, человечно, тепло и добро.

    Какое-то такое же чувство у меня возникло и в Тайване. Отсутствие архитектурного единства городов, некрутые едальни с прекрасной едой, мопеды и несоблюдение правил дорожного движения в рамках безопасности, при этом скоростные поезда, самое высокое в мире здание, первоклассные отели, бары для экспатов, все это и многое другое составляет пестрый, непричесанный, непафосный, но исключительно сердечный и неусложненный мир Тайваня.

    Это общество построено на элементах конфуцианства, что приводит к тому, что все заботятся о всех. Пусть поначалу это забота поверхностная, из вежливости, но когда тебе говорят буквально за все спасибо, когда ты сам благодаришь всех и вся за все, то это создает удивительную ауру радости и взаимного принятия в обществе с верху до низу. Модная дамочка на розовых каблучках и белом джипе, который моют каждый день, останавливается у совершенно некрутой уличной едальни и покупает домой готовые пельмени.

    Все друг другу улыбаются, все друг друга благодарят. И поначалу это может казаться азиатским лицемерием. Но стоит только начать чисто формально быть вежливым, любезным и добрым к другим, как глядишь, и уже открыл в себе неподдельную заботу и любовь к людям. Стоит только начать проверять всех на устойчивость к наезду, как глядишь, и ты уже злодей и человеконенавистник.

    Здесь я оказался, чтобы встретиться с даосским мастером нерелигиозного стиля. Он не живет в собственном храме (хотя храм у него есть в столице), у него нет домашнего алтаря, он не снимает обувь, при входе в дом. Он арендует квартиру вместе с двумя парнями, работающими в его фирме, курит, много курит, зубы его черны от постоянного жевания бетеля. Все это выглядит, как жизнь провинциального холостяка.

    Но он даосский мастер, лао-ши, учитель.

    В этой обыденной и крайне упрощенной атмосфере он сохраняет прямоту сердца.

    Прямота сердца — это тонкая грань между действием и не-действием. Если быть слишком деятельным, слишком заботливым, то это выводит сердце из равновесия, если быть безучастным, отстраненным, высокомерным, то это другая крайность. Где-то между и над ними лежат небеса чистого сердца. Буддист Махаяны назовет это балансом между сочувствием и мудростью, буддист Ваджраяны назовет это истинной природой ума, а даос называет это прямотой сердца, а человека, имеющего прямое сердце — настоящим человеком.

    Лаоши является владельцем и директором радио-станции, ведущей программы духовного рода. Они приглашают к себе в качестве спикеров самых разных известных учителей Тайваня: конфуцианских моралистов, буддийских идеалистов, даосских натуралистов, медиумов, знатоков небесного языка, ученых метафизиков, шаманов, целителей… Еще они ведут добрую развлекательную передачу для заключенных.

    Своим радио они составляют конкуренцию наступающему на остров глобализму, сохраняя традиционные формы духовности во внесектантском ключе.

    Во время всей моей поездки в Тайвань меня преследовало необычное чувство. Обычно в любом путешествии меня сопровождало чувство, что я в походе, в путешествии. Что я грамотно и правильно экипирован, что у меня достаточно одежды на все случаи жизни, что у меня есть документы, деньги, компьютер, все необходимое, как в мультфильме «80 дней вокруг света». Так было всегда. В командировках, в бизнес-турах, в паломничествах по святым местам. В Тайване впервые у меня не было этого чувства грамотного бойскаута. Хотя я был экипирован так же грамотно, как всегда, чувство было иным: я все время себя чувствовал как вышел прогуляться, как прогулка налегке в парк напротив. Иногда это даже пугало: «Что я не предусмотрел? Что забыл, чего не взял?» Все взял, все предусмотрел, просто боеготовное чувство храброго бойскаута покинуло меня, я растворился в среде и улыбках новых друзей.

    Когда едешь в новую среду, новую культуру всегда предчувствуешь культурный шок. Тайвань — это одно из немногих мест, где культурный шок наступает не сразу, а лишь когда возвращаешься домой.

баланс бацзы бизнес боги боль вера внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция экономика эмоции энергия ци

Подписка
и контакты