Рубрика: Китайская традиция

Всё, что связано с культурой, религией, даосизмом, традиционными системами

  • Узоры ци

    Узоры ци

    Китайские методы осмысления структур во времени и пространстве, упакованные под лейблы «фэншуй», «бацзы», «цимэнь»… в нашей культуре многие воспринимают как магию, как метафизику, как нечто, во что можно лишь верить.

    Все эти системы предлагают модели, помогающие осознанно осмыслять перемены узоров ци во времени и пространстве. Что такое ци — это отдельный разговор. Ци является ощутимой и обнаружимой субстанцией в онтологическом пространстве, то есть в мире, который является пересечением физической материи и человеческого осмысления. Именно там — в мире, получающемся от скрещивания физики и психики, в пространстве, воспринимаемом сердцем, ци обладает безусловной вещественностью. Убери сознание — и останется только масса и энергия. Убери материю и останется лишь чистый дух, мятущийся в предначальном хаосе.

    Соедини их — и ты увидишь множество удивительных узоров ци.

  • В полную силу

    В полную силу

    Предположим, вы чем-то болеете. И знаете об этом. И хотите вылечиться. И вам предлагают классное лекарство. И вы его принимаете. И исцеляетесь.

    Фокус в том, что это было не лекарство, а водичка с сахаром. Это называется плацебо. Вы исцелились своей верой в исцеление, а приём плацебо оказался ритуалом, который вы совершали для укрепления своей веры.

    Вы верили в то, что это не водичка, а лекарство. Вы принимали это внутрь. И это было вашим ритуалом самоисцеления. Хотя вы думали, что вас лечит лекарство, на самом деле вас лечил ваш дух, воспользовавшись готовностью тела к исцелению.

    Если лекарь, сваривший для вас эту водичку, тоже верил, что это лекарство, то вас лечил не только ваш, но и его дух.

    Бывает так, что вы не знаете, что вы больны. Вы не хотите исцеляться, вам не нужны никакие лекарства. Но сердобольный благодетель прокрадывается на вашу кухню каждое утро и тайком подливает в ваш омлет крутой колдовской отвар или подсыпает мультивитамин с аспирином.

    Несмотря на ваше неведенье и неприятие лечения, вы будете исцеляться.

    Когда эти два вида лечения работают сообща, то эффект усиливается, исцеление включается в полную силу. Но по-одиночке они тоже годны.

    В сфере околофэншуйских услуг вы можете найти модную фишку под названием «даосские талисманы». Многие люди нонеча их пишут, рисуют, распечатывают, раздают, продают… Есть люди, которые учат делать «даосские талисманы». И в этой сфере наблюдается та же дуальность, которая свойственна и лекарствам.

    Некоторые учителя открыто заявляют, что талисманы — это плацебо, символ веры. Рисуешь нужный рисунок, веришь в него, и будет тебе счастье.

    Некоторые учителя делают упор на магическую таинственность. Мол, вам не нужно разбираться в том, что тут изображено. Это магическое изображение, созданное великими мастерами прошлого. Вам достаточно лишь перекопировать изображение и оно будет вам помогать потому что это изображение само по себе магично.

    Это может засеять больше веры в людей, любящих таинственность и мистерии древних.

    Есть и третий способ преподавания и изучения искусства даосских талисманов.

    • Сначала нужно хорошенько освоить практику цигун или даоинь. Это поможет вам научиться непосредственно чувствовать ци не где-то в воображении, а в собственных костях и жилах.
    • Затем нужно освоить и усердно практиковать медитации, с помощью которых возможно войти в непосредственный контакт с божествами. И этот контакт также станет не умозрительно-воображенческим, а безошибочным целостным переживанием присутствия мощного бытия.
    • Нужно воспитать своё сердце воздерживаться от прыти в попытках внедрять в людей и их ситуации свои предпочтения. Так можно стать чистым, прозрачным проводником ясности богов и всей вселенной. Тренированное тело и развитое с помощью даоинь энергетическое тело станет надёжным каналом при проведении ци богов из сферы духа на материальный план в кисть и бумагу.
    • Last, not least. Важнейшим ключом является непосредственная встреча и контакт с хранителем избранной вами линии преемственности. Эгрегор, созданный многими поколениями выдающихся мастеров, будет мощно поддерживать вас на пути выправления сердца, медитации, даоинь…

    Удачных приключений.

  • Что же такое дао

    Что же такое дао

    Если заглянуть в словарь китайско-русский, то там, конечно, будет изрядно нюансов. И в этом семантическом поле можно выявить два кластера:

    • путь, канал, проход, труба;
    • способ, принцип, смысл.

    К примеру, если вам задают вопрос, на который вы не знаете, что ответить, то нужно сказать «уо пу чжи дао» — «я не знаю», или если перевести чуть буквальнее «я не знаю смысла/способа/пути».

    Термин dào, таким образом, весьма схож с английским словом way. Говорят же братья англосаксы “Let’s do it in this way…” — «давай сделаем это таким способом…»

    В контексте даосизма же слово dào получило особый смысл.

    Для начала придётся дать небольшой исторический обзор.

    История вопроса

    Расцвет мысли

    В истории китайской мысли был золотой период. Он так и называется «период учёных ста школ». Сто школ — это метафора. Имеется в виду, что в этот период произошёл прорыв, как в философии, натурфилософии, этике, практиках долголетия, так и в прикладных науках. Именно в тот период сформировались мировоззренческие основы даосизма (Лао-цзы, Чжуан-цзы), тогда же жил и творил Конфуций, менее известные широкой публике, но тоже весьма краеугольные учения легизм и моизм — тоже родом из того времени. Это VIII–III вв до н.э.

    Распад державы

    А с социально-политической стороны всё было плохо. Это был период «Сражающихся царств» — период крайней феодальной раздробленности, хаоса. Прежняя центральная власть оказалась неспособной удержать контроль над множеством мелких, но амбициозных князьков и ранее единое общество распалось на множество мелких княжеств, которые постоянно вели войну друг с другом, совершали набеги.

    И при таком хаосе каждый из этих многочисленных князей был вынужден делать всё возможное, чтобы сохранить и укрепить своё княжество. В ход шло всё. Это было время постоянной интенсификации: совершенствовалось всё — оружие и военные теории, сельское хозяйство, кораблестроение.

    И, можно себе представить, что в постоянной гонке вооружений, в череде удач и провалов, на грани срыва, в неспособности понять смысл происходящего порой безумия, князья охотно нанимали к себе на службу разнообразных философов-мыслителей, чтобы те хоть что-то растолковали о том, как вообще устроен мир, как с ним быть и зачем всё это нужно.

    Мудрецы

    Философов, учёных было существенно больше, чем княжеств. И они странствовали от замка к замку, презентовали свои учения в надежде, что князь внемлет их идеям и наймёт на работу придворным мудрецом. Иногда кого-то нанимали, но чаще всего их прогоняли умничать в другие земли. Между мудрецами была высокая конкуренция, необходимо было обладать воистину системным, универсальным виденьем жизни, чтобы смочь заинтересовать князя — серьёзного занятого делового человека, на котором лежит нешуточная ответственность за процветание и само выживание его людей.

    Все эти учения назывались общим словом dào «способ». Мудрецы рассказывали о том, каким способом жить, каким способом управлять княжеством, каким способом взаимодействовать с соседями, каким способом настраивать себя на успех… По сути тогдашние «учёные ста школ» были весьма схожи с полчищами наших нынешних коучей, консультантов, тренеров и терапевтов, которым отчасти являюсь и я.

    Кто-то говорил, что нужен такой-то способ жить. Кто-то говорил, что нужен другой способ. Кто-то настаивал на первенстве закона, перед которым все должны быть равны. Кто-то твердил о важности образования и просвещения. Кто-то призывал придерживаться точно выверенных форм поведения, типа этикета, который помогает воспитывать в себе человеколюбие и чувство долга.

    Дао Лао-цзы

    Во всей этой многоголосице мудрости одним из голосов был голос Лао-цзы, автор «Трактата о Дао и добродетели». Есть много альтернативных переводов самого названия трактата, разные истории о том, как этот текст вообще появился. Об этом в другой раз расскажу.

    И самые первые строки этого текста таковы:

    道可道,非常道。名可名,非常名。無名天地之始;有名萬物之母。故常無欲,以觀其妙;常有欲,以觀其徼。

    Способ, который можно применить — это не неизменный путь. Название, которым можно назвать — не непреходящее название. Исток Вселенной — там, где нет названий. Есть название — и оно порождает бесчисленные объекты. Постоянно пребывай без желаний — и увидишь чудесную тонкую суть вещей. Постоянно желай — и увидишь ограниченность явлений.

    (Перевод мой)

    Какой же подход к миру, способ жить предлагает Лао-цзы.

    Он заявляет: «Вот, все эти понятные и применимые способы, которыми торгуют другие — это фикция, на них нельзя положиться, нет среди них ни одного универсального метода. Кучу терминов напридумали, обозвали ими всё на свете, а присмотришься — и каждую вещь можно по-разному называть, тут уж как посмотреть. То, на чём держится весь Мир — этой штуке никакого имени не придумать. Начнёшь давать имена — и сразу соскользнёшь в ворох отдельных частностей. Перестань вечно чего-то хотеть — и сможешь узреть тончайшую тайну всего. Ну, можешь и продолжать хотеть свои хотелки — но тогда ты увидишь только скорлупу вещей».

    Вот такой способ-путь dào предлагает Лао-цзы.

    Так и что же такое Дао? Как его описать?

  • Шу шу — нумерологическое искусство

    Шу шу — нумерологическое искусство

    Такие китайские искусства как предсказание судьбы, физиогномия, геомансия (фэншуй), знаки и пророчества, предсказания — относятся к так называемым шушу даосского свода умений.

    Шушу 數術shù shù буквально переводится как «нумерологическое искусство».

    В таких видах прогностики как бацзы суаньмин («четыре столпа судьбы»), цимэнь дуньцзя действительно ведутся тщательные календарные подсчеты, рассматриваются комбинации формальных смысловых операндов, так что это вполне можно отнести к нумерологическому искусству.

    Однако, знаки шушу 數術shù shù можно перевести и иначе. Такова реальность повсеместной многозначности китайских иероглифов.

    Знак shù имеет смыслы: судьба, талант, умение, план, проект, рассчет, подсчет, список, число.

    Знак shù имеет смыслы: умение, искусство, техника, метод, тактика.

    Так, помимо «численного искусства», из этих знаков можно составить и другие фразы: талантливое умение, умелый метод, искусство судьбы…

    Нам больше по вкусу «умелый метод».

    А вот перечисленные в начале статьи подразделы свода умелых методов кажутся мракобесьем, фатализмом…

    Ну что еще за пророчества и предсказания?!

    Но обратимся к исходным знакам.

    То, что повсеместно переводят как гадание, предсказание, англ. divination, по-китайски звучит как жаньянь 占驗zhàn yàn.

    • Знак жань zhàn переводят как «предсказание».
    • Знак янь yàn переводят как проверка, изучение.

    Так, получаем «изучить предсказание».

    Но у этих знаков есть и другие смыслы.

    • zhàn: занять, взять, овладеть, сделать, составить.
    • yàn: подтвердить эффективность, желаемый результат.

    Так, слово жаньянь 占驗zhàn yàn можно переводить совсем иначе: овладеть желаемым результатом.
    Всё вместе: умелые методы по получению желаемого эффекта.

  • Астрономический базис

    Астрономический базис

    Основные модели времени, на которых основаны мои продукты в рамках проекта Лин Ци, оформились в процессе многолетней работы над «астрологическим» калькулятором qmdj.biz.

    Почему «астрология», применительно к qmdj.biz, взята в кавычки я расскажу в других публикациях, посвящённых непосредственно системе Цимэнь Дуньцзя. А здесь речь пойдёт об астрономии.

    В основном блоке китайских наук о времени важную роль играют солнцестояния, равноденствия, годовой цикл солнца и его деления: два полугодия (ян дунь и инь дунь), 24 солнечных сезона, — все эти периоды представляют собой просто разделение годового цикла на части. Наиболее очевидным способом деления было бы взять 365.2461592616864 суток года и разделить на соответствующее число частей. Но в системе китайского календаря за основу берётся не временнАя длительность года, а 360 градусов годового движения Солнца вокруг Земли (эклиптики). Или Земли вокруг Солнца, что в данном случае не существенно, потому что механика всей остальной солнечной системы нас не интересует. Далее эти 360 градусов делятся на равные сектора. Так один месяц в китайской календарной системе — это 30 градусов эклиптики. Поскольку Земля вокруг Солнца движется с неодинаковой в течение года угловой скоростью, то некоторые 30-градусные сектора пролетаются планетой чуть быстрее, а некоторые чуть медленнее.

    Таким образом, чтобы определить, в какой момент времени наступает смена месяца, нужно определить, в какой момент времени Земля пересекает очередное 30-градусное деление.

    longsAndExagerrated

    На графике изображена зависимость градуса положения Земли от времени. Истинная кривая очень мало отличается от прямой, поэтому для наглядности приводим и утрированную зависимость.

    Тут можно заметить, что летом угловое движение земли замедляется. Изо дня в день градус положения нарастает медленно. А зимой, наоборот, угловая скорость повышается. Выходит, что летние месяцы немного дольше, 30 градусов преодолеваются за больше времени. А зимние месяцы короче, зимой 30 градусов преодолеваются за более короткое время.

    В наших приложениях, чтобы определить момент времени, когда происходит смена китайского месяца, необходимо найти точку на оси времени, когда этот график доходит до очередного 30-градусного уровня. По сути это требует решения нелинейного уравнения.

    Другая нелинейность в календарной системе связана с сутками и часами. В течение суток солнце то поднимается над горизонтом — это день, — то опускается под горизонт — это ночь. Сутки длятся с момента, когда солнце достигает самой низкой точки под горизонтом до следующего такого момента. Этот момент называют астрономической полночью.

    Нам известно, что сутки длятся ровно 24 часа. Но на самом деле длительность суток меняется в течение года. 24 часа — это усреднённая длительность суток. Иногда от полуночи до полуночи проходит больше времени, иногда меньше. Земля делает полный суточный оборот то быстрее, то медленнее.

    lengthOfDay

    Вслед за переменчивой длительностью суток мы можем ввести переменную длительность часов, минут, секунд, так чтобы в сутках всё равно оставалось ровно 24 часа, но только часы эти будут иметь плавающую длительность в течение года. Таким образом мы получим по сути то же самое время, которое наши предки наблюдали на солнечных часах. Они не задумывались об эталонной секунде по атомному стандарту, не полагались на электронику. Они просто брали реальную длительность суток по солнцу и делили её на части, чтобы получить часы, минуты, секунды. В июне и особенно в декабре они оказывались чуть дольше, а в марте и сентябре чуть короче.

    В наших приложениях мы работаем именно с природным временем, какое показывали бы солнечные часы. Но поскольку все бытовые и компьютерные системы показывают нам усреднённое равномерное эталонное время, нам приходится пересчитывать эталонное время на переменное природное. Получается, что это природное время, или как его называют «наблюдаемое» (apparent time), то опережает наше равномерное, то отстаёт от него.

    timeDiff

    Это явление известно как «Уравнение времени».

    В китайской календарной модели сутки содержат 12 «китайских часов», каждый из которых равен двум нашим часам. Суточный круг подъёма и спуска солнца между астрономическими полуднем и полуночью мы делим на 12 частей. Каждая часть равна точно 120 минутам природного времени, но эта длительность в эталонном времени меняется в течение года.

    Так мы сталкиваемся с задачей, похожей на задачу о границах месяцев. Чтобы выяснить, в какой момент по нашим усреднённым часам наступает смена китайского часа или смена суток, нам вновь нужно решать нелинейное уравнение.

    Все эти соображения имеют исключительно астрономический характер. В них нет ничего специфически китайского. Эталонное время и отклонение природного времени от эталонного — это проблематика XX века, возникшая в результате повсеместной стандартизации, а затем компьютеризации часов. Соображения же о неравномерном движении Земли вокруг Солнца известны давно. И в самой китайской научной мысли в течение веков снова и снова предпринимались попытки уточнения расчётов. Эти уточнения не были достоянием исключительно китайской мысли. Заметное влияние и помощь оказывали индийские буддийские монахи, мусульманские астрономы, иезуитские учёные.

    В наших расчётах мы опираемся на высокоточные астрономические модели, учитывающие прецессию, нутацию земной оси, вековую аберрацию, исторически зафиксированные сбои в движении Земли в результате катаклизмов.

  • Университет или традиция

    Университет или традиция

    Скоро наша команда Daomac® закончит очередную программу обучения искусству создания Даосских талисманов. В современном сообществе любителей традиционной китайской культуры эта тема привлекает всё больше интересующихся.

    Как во всех темах, коренящихся в аутентичных традициях, тут есть два разных взгляда.

    1. Традиционные линии передачи жадничают, не раскрывая своих секретов. Ничего тайного в традициях нет, поэтому каждый может без труда освоить любое искусство. Было бы желание и бюджет.
    2. Ничего толкового не может получиться при попытках изучения традиционной темы без благословения аутентичного мастера линии преемственности. Дух и защита линии передачи делает вас способными в самом деле делать мощную работу. Остальное — удел профанов и шарлатанов.

    Как дитя современной европейской цивилизации, я долгое время смотрел на этот вопрос таким образом — да, всякий может освоить что угодно. Нет нужды что-то скрывать и прятать от «непосвящённых». Я был сторонником университетского стиля. Все программы открыты — записывайся, регистрируйся, учись. И будет тебе профессиональное счастье.

    Однако, даже в таком варианте учёба едва ли может быть лёгкой. Где вы видели пятидневные курсы самолётостроения или игры на скрипке. Даже открытый университетский формат предполагает усердие, целенаправленность, последовательность, дисциплину, следование наставлениям профессора, выполнение домашних заданий, годы тренировок.

    С другой стороны, со временем, мне также стали становиться более понятными идеи сохранения знаний внутри линий передачи. Умения и знания в столь ответственных сферах могут быть столь необычными, что случайный человек может просто поднять на смех традиционные знания, не разобравшись и не вникнув в суть. Случайный товарищ, нахватавшись разрозненных знаний там-сям может начать практиковать, упуская важные труднодоступные без должной подготовки аспекты. И его плоды будут не самыми впечатляющими. И так он будет создавать дурное впечатление о самом искусстве.

    Это как в анекдоте про то, как Мойшу спрашивают:

    — Тебе нравится Паваротти?
    — Не очень.
    — А ты его слышал?
    — Нет. Мне Изя напел.

    Поэтому действительно мощные и действенные искусства лучше не разбрызгивать ровным слоем по широким массам во избежание профанаций, а сохранять в узком кругу действительно глубоких исследователей и практиков — мотивированных, преданных и ответственных за лицо линии.

    А вчера, благодаря помощи одного хорошего друга, мне стало очевидно, что связь с аутентичной линией передачи и в самом деле встраивает в нашу ауру специфические элементы, которые дают нам способности и силы, которых нет в книгах и в разрозненных знаниях.

    Линия преемственности важна не столько тем, что даёт самые качественные знания узкому кругу преданных последователей. Качественные знания, наверное, уместнее всего добыть в университетской библиотеке. Линия преемственности проводит через века этот специфический ген, печать, маячок, который, прижившись в нашем энергетическом поле делает нас действительно способными делать экстраординарные вещи.

    И я крайне впечатлён тем, что наш проект Daomac объединяет в себе обе грани: университетскую точность в передаче знаний и связь с аутентичной линией преемственности.

  • О попущении

    О попущении

    Чжуан-цзы говорил: «То, что сделало доброй мою жизнь, сделает доброй и мою смерть».

    Я понимаю это так, что навык, талант и способность кайфово пребывать в самом центре потока своей жизни — это те же самые навык, талант и способность, которые позволяют кайфово пребывать в самом центре любого потока вообще.

    Происходит ли жизнь или смерть, или что-либо ещё — если уметь расслабленно и по-любовно быть в этом, то больше ничего и не надо.

    Посему, будь я Императором, я бы запретил все секты, склоняющие людей куда-то стремиться. К счастью в загробной жизни путём мук и страданий в этой; к преображению в пучок света, отбросив бренное тело; к распространению революционных идей, которые когда-то сделают всех счастливыми… Все концепции, в рамках которых звучит тезис, что сейчас нам хреново, а потом будет суперско — вот всё это, если бы я был Императором, я бы запретил.

    Надежда — глупое чувство, как говорит наш друг Макс. Научись быть счастливым, вот прямо тут. В твоём теле, в твоём возрасте, в твоей семье, в твоём окружении, в твоей профессии, в твоём городе, в твоей стране, на твоей планете, в твоей галактике, в твоей вселенной.

    Часто люди, воспитанные в идеологии страданий во имя светлого будущего, слыша приглашение попуститься и быть счастливыми прямо тут, пугаются. Они начинают думать, что такой образ жизни сродни овощному. Без стремлений. Люди, привыкшие находиться в страданиях и всегда стремиться к несбыточному счастью, думают, что если счастье настанет, то никто никуда не будет стремиться и все просто сразу закостенеют и вымрут от неподвижности. Поэтому правители многих стран играют по этим же правилам: «Потом будет лучше, а сейчас давайте поднажмём, да подзатянем».

    Однако, это вымысел. Когда человек расслаблено и по-любовно находится в самом центре своего потока, то та или иная активность, несомненно, тоже будет происходить. Потому что движение — это классно.

  • Тело времени — символическое отступление

    Тело времени — символическое отступление

    Это короткая заметка о том, что тройственность Небо/Человек/Земля или гибкость/энергичность/устойчивость имеет в китайской классической литературе своё графическое изображение.

    Есть такой Трактат Высшей Тайны 太玄經tài xuán jīng, написанный конфуцианским мыслителем Ян Сюном 楊雄yáng xióng во 2-м году до н.э. В этом трактате Ян Сюн расширяет двойственность инь/ян линий И Цзин до тройственности.

    В И Цзин прерывистая черта ⚋ соответствует инь, а сплошная ⚊ соответствует ян.

    Ян Сюн рассматривает три символа:

    • ⚊ Небо
    • ⚋ Человек
    • 𝌀 Земля

    Эти три вида линий можно компоновать в пары. В Трактате Высшей Тайны эти линии компонуются в четвёрки, образуя тетраграммы. Всего получается $3^4=81$ тетраграмма.

    В нашем исследовании мы ограничимся биграммами, комбинациями двух линий.

    Положим, тело у человека в большей степени гибкое, восприимчивое. Зато временная устремлённость, жизненный путь устойчив и неотклоняем — такая история может быть представлена символом 𝌂. Рок — устойчив «небо», тело гибко «земля».

    Или тело у человека прежде всего энергично и сияет здоровьем, а жизненный путь, рок переменчив и вариативен. Это мы представим знаком 𝌄.

    Это интересная символическая игра. Раскладывать явления не на плюс и минус, М и Ж, ян и инь. А на три варианта: жёстко и быстро, мягко и медленно, энергично и жизнеобильно.

  • Тело времени — теория

    Тело времени — теория

    Из чего состоит рок

    Итак, мы поняли, что у человека есть два тела:

    • тело в пространстве: тело;
    • тело во времени: рок.

    Тело состоит из физического тела и ци, энергий, текущих по каналам, ауры. То есть в теле есть две фракции: материальная и энергетическая.

    Таким же образом у нас есть рок. Структура и состояние рока определяет и, собственно, является нашим жизненным путём.

    Давайте для начала разберёмся, из чего состоит рок.

    Здесь мы рассматриваем три уровня бытия: Небо tiān, Человек rén, Земля . Земля — это материальное, Небо — нематериальное, Человек — это мир движений и потоков, смесь Неба и Земли. Небесный уровень — это мир богов, смыслов, законов и принципов. Земной уровень — это уровень материи, атомов и молекул. Человеческий уровень — это мир процессов, потоков ци, текучести состояний.

    Небо tiān
    Нематериально
    Смыслы и принципыВремя
    Человек rén
    Смесь
    Потоки циДвижение
    Земля
    Материальна
    Атомы и молекулыПространство

    Тело состоит отчасти из материи, отчасти из ци. То есть оно охватывает уровни Земли и Человека.

    Рок, соответственно, состоит из смыслов и ци. Он охватывает уровни Неба и Человека. В роке есть часть, сотканная из смыслов, а также энергия, ци. Так же как ци своим движением оживляет биомассу физического тела, ци оживляет своим движением и нагромождение смысловых систем рока.

    Если тело помимо ци состоит из атомов и молекул, микрокирпичиков, занимающих пространство, то рок помимо ци состоит из микрокирпичиков, протяжённых во времени. Это элементарные идеи, элементарные микроубеждения о том, как должны протекать процессы во времени. Атомы рока — нематериальны, идеальны, и протяжены во времени. Это базовые концепции о характере процессов, базовые микроидеи о том, как происходят перемены.

    Состояния рока

    Рок как тело времени может быть гибким и закостеневшим, энергичным и вялым, здоровым и больным. Это приводит ко всему разнообразию жизненных историй. Кто-то вечно жалуется на судьбу, а кому-то выпала счастливая судьба. Кто-то легко меняет жизнь, эмигрирует, меняет профессию. А кому-то вырваться из накатанной колеи кажется немыслимым.

    У тела можно усмотреть три характеристики:

    • устойчивость: после каких внешних воздействий оно ещё способно возвращаться к начальному состоянию;
    • гибкость: насколько тело восприимчиво и может адаптироваться к новым условиям, менять свою форму;
    • энергичность: мощность, выносливость, сколько в теле помещается энергии, часто ли нужна подзаправка.

    Так мы можем усмотреть в роке те же характеристики.

    У рока есть качество устойчивости, гибкости и энергичности.

    • Устойчивость: что должно произойти, чтобы наше осмысление будущего и прошлого начало необратимо крениться.
    • Гибкость: насколько мы способны менять, трансформировать и адаптировать свой жизненный путь.
    • Энергичность: насколько насыщенно наше время, какова плотность событий и впечатлений, интенсивность проживания времени.

    Кстати сказать, эти три качества тоже отражают три уровня. Устойчивость — это качество категории Небо, гибкость и восприимчивость — это качество категории Земля, энергичность — это качество категории Человек.

    Небо tiān
    Нематериально

    Смыслы и принципы

    Время

    РокУстойчивость
    Энергия
    Человек rén
    Смесь

    Потоки ци

    Движение

    Гибкость
    ТелоУстойчивость
    Земля
    Материальна

    Атомы и молекулы

    Пространство

    Энергия
    Гибкость

    Здоровое состояние как тела, так и рока, заключается в сбалансированной полноте всех трёх качеств. Устойчивость противоположна гибкости и они должны быть в балансе. А энергичности должно быть в меру. Слишком много энергии может сделать нас несовместимыми с нынешней реальностью, как, впрочем, и её нехватка.

    Таковы теоретические основы здоровья рока.

    Практика в следующей публикации.

  • Тело времени

    Тело времени

    Этимология

    Я полагаю, многим моим читателям известно, что у каждого из нас есть тело. Кто-то считает, что у нас есть только физическое тело, кто-то ощущает также и энергетическое тело, ауру. Но общее у них то, что они находятся в пространстве и занимают место в пространстве.

    В даосских текстах и изображениях часто можно встретить слова: 保身藏命bǎo shēn cáng mìng — защити тело, сохрани судьбу. Вот ещё одно высказывание про судьбу: 安身立命ān shēn lì mìng — спокойное тело, стабильная судьба. Это понимают как призыв успокоиться, осесть, положить конец метаниям и заняться-таки делом жизни, призванием. Тело shēn и судьба mìng то и дело идут рука об руку.

    Вообще-то, переводить mìng словом судьба — не вполне корректно. Это может дать неадекватные коннотации, которых нет в исходном понятии. Судьба происходит от корня суд. Судьба — это приговор, предопределение, предназначение. Эти смыслы не годятся.

    Более адекватным переводом будет слово рок. Как и английское fate, оно происходит от слова «говорить» — речь, изрекать, а fate идёт от латинского слова с таким же смыслом. Эти переводы более удачные, потому что и китайский иероглиф изображает человека, который в уважительном поклоне изрекает что-то перед обществом, человечеством.

    Каким же образом слова и говорение превращаются в рок, fate и mìng?

    Что происходит

    Говоря, мы формируем пространство смыслов, в котором начинает существовать наш дух во времени. Изрекаемые нами смыслы превращаются в структуру, задающую некие рамки движению нашего духа во времени. И эта структура проявленных нами смыслов и слов и оказывается нашим роком.

    В итоге рок mìng становится аналогом нашего тела. Тело, физическое ли, энергетическое ли, — это выражение нашего духа в пространстве. А рок — это выражение нашего духа во времени, жизненный путь.

    Рок mìng — это наше тело времени.

    Что с этим делать

    Итак, у нас есть два тела. Тело в пространстве и тело во времени. Тело во времени ещё называют роком или (некорр.) судьбой.

    Мы знаем, что наше физическое и аурическое тело — тело в пространстве — может быть прекрасным инструментом, дарящим радость нам и другим. А может быть унылой тюрьмой для духа. Болезни врождённые и приобретённые, увечность, ослабленность и замусоренность тела — эти и подобные неприятности делают наше тело (и ауру) неудобным местом. Духу в таком теле тесно и душно.

    А здоровое, чистое, энергетически насыщенное, не вялое, но и не перенапряжённое тело — это прекрасный космический корабль, которым наш дух может эффектно взаимодействовать с пространством.

    И есть множество увлекательных способов поддерживать тело в хорошем состоянии, оздоравливать его, омолаживать. Различные режимы питания, упражнения, телесные привычки двигаться правильно, энергетические упражнения, взаимодействие с источниками здоровой энергии (природа, места силы…)

    Всё то же самое можно перенести и на рок — тело во времени.

    Наш рок может быть больным, увечным, грязным и унылым. Тогда наш жизненный путь станет именно судьбой, унылым приговором, жизненной колеёй, из которой духу будет не вырваться. Но рок может быть и здоровым, гибким, энергичным. В таком роке духу живётся легко и удаётся умело выражать себя, творчески прокладывая увлекательный и радостный жизненный путь.

    Но каковы же способы поддержания рока в хорошем состоянии, оздоровления рока, омоложения рока?

    Об этом, дорогой друг, я расскажу тебе в следующий раз.

  • Истинный инструмент

    Истинный инструмент

    Любому труженику необходимо поддерживать в чистоте и исправности свои рабочие инструменты.

    Каким инструментом пользуется коуч, консультант?

    Речью? Интеллектом? Диваном? Планшетом?

    Рабочим инструментом является сам человек, собственный дух.

    Наш тайваньский даосский мастер как-то раз сказал — цитирую в вольном пересказе:

    Вы что же, думаете, что люди обращаются к вам затем, чтобы вы им там что-то посчитали и рассказали, как с точки зрения стратегической или психологической науки стоит решать ту или иную задачку? Вы думаете, что вы занимаетесь консультациями по фэншуй, цимэнь, бацзы, дизайну человека?

    То, зачем к вам приходят — это за особым видом ци — за лин ци. Это особый вид энергии, которая представляет собой сознание, способное упорядочивать и разглаживать, исцелять. Выправляющая сознательная ци.

    Наша задача направить свет своего сознания в тот тёмный уголок, в котором зародилась та или иная проблема, беспокойство, и направить туда выправляющую ци, расправив те путаные структуры мутной ци, на которых, как плесень на покусанном яблоке, и выросла озвученная клиентом проблема.

    Наша задача — дать человеку вкус ясности и вкус прямоты, дать ему прикоснуться к силе ясного духа, и так дать ему уверенность в себе и чувство целостности.

    Таким образом, нам нужно быть самим ясными и полными света осознанности, целостными, принявшими свои тени, возлюбившими свои жизненные токи. Любовь и осознанность собственного существа — это наш инструмент. И именно это нужно поддерживать в хорошем состоянии.

    Поэтому, в частности, мне нужно любить себя — чтобы мне было, чем работать. А мне нравится гулять, хорошо кушать, покупать новомодные гаджеты, писать книгу. Я это делаю не в виде восстановительной разгрузки после тяжкого и неприятного труда. А наоборот — в виде накопления запасов кайфа, которым потом смогу делиться.

    Обычная модель труда подобна кредиту. После работы ты уходишь в минус, а после отдыха возвращаешься в ноль. А наша модель работы — это накайфоваться до зашкаливания всех плюсов, а потом мироточить этими плюсами на пришедшего человека. И это кайфование — это часть работы. Это как заточка меча перед боем, как чтение книг перед выступлением, как чистка зубов перед свиданием, как закупка материалов перед ремонтом.

    Лично мне — столько упражнений, медитаций, прогулок, удовольствий, радостей — не нужно. Чисто для себя — я вполне бы наслаждался уединённой жизнью в медвежьем углу на гречке и нутовых котлетках.

    Это всё — музыка высочайшего качества, передовая аудио-система, охренительные наушники, супер-смартфон, коллекционные чаи, медитации, упражнения, праздные шатания по осеннему городу среди ночи, рестораны, массажи и свежие фрукты с рынка — это на самом деле для вас, мои дорогие.

  • Новая фаза времени

    Новая фаза времени

    Многие мои наблюдательные коллеги уже замечали интересный феномен в узоре нынешнего времени.

    В китайских науках о жизни используется 60-ричный цикл качеств времени.

    Каждый очередной год получает очередное качество из 60-ти.
    Каждый очередной месяц получает очередное качество из 60-ти.
    Каждый очередной день получает очередное качество из 60-ти.
    Каждый очередной час получает очередное качество из 60-ти.

    В итоге один и тот же набор из 60-ти качеств крутится одновременно на четырёх шкалах. Это как часовая и минутная стрелка. Они крутятся на одном и том же циферблате, но с разными скоростями. Так и тут. Четыре шкалы времени, каждая проходит со своей скоростью один и тот же набор качеств.

    Так вот, наблюдение состоит в том, что нынешний месяц — 7.08–7.09 — находится на той же циклической отметке, что и текущий год. Предыдущие месяцы повторяли качества предыдущих лет, а следующие месяцы будут повторять качества следующих лет. Оглянувшись на настроения последних месяцев, можно увидеть ретроспективу последних лет, а заглянув в следующие месяцы, можно провидеть, какие настроения принесут следующие годы.

    Это делает 7-е сентября датой, начиная с которой, будет заметно проще оставить в прошлом все прошлые пути и привычки и открыться новым вибрациям, которые нам пока неведомы.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты