Рубрика: Китайская традиция

Всё, что связано с культурой, религией, даосизмом, традиционными системами

  • Изменение убеждений

    Изменение убеждений

    Очень многое в нашей жизни — да, практически всё — зависит от убеждений, от установок.

    Это могут быть убеждения, усвоенные в детстве, это могут быть результаты травмирующих ситуаций, когда мы зарекаемся или заклеймляем что-то. Или, наоборот, уверенность, возникающая в результате счастливых ситуаций.

    Эти установки и убеждения услужливо подбрасывают нашему сознанию мысли, которые могут обернуть наш поток восприятия в очередное счастливое переживание или в очередной бэд-трип.

    Вроде, всё было неплохо, но потом я подумал, мне показалось, я что-то почувствовал, я что-то сделал — и всё разрушилось.

    Всё шло как обычно, но потом мне пришла одна идея, и я обрадовался и поделился этим — и теперь у нас одно сплошное счастье.

    Система наших убеждений и установок подбрасывает нам эти стартовые мысли и идеи, которые переключают стрелки поезда нашего опыта в удачное или неудачное русло.

    Есть много методов работы с этими убеждениями. С ними работают мастера тетахилинга, с ними делают Работу по методу Байрон Кейти, с ними разбираются гештальт-терапевты, с ними играют астрологи, психологи, психоаналитики. Есть много методов, с помощью которых можно ухватить щупальцами внимания узелок вредного убеждения, поделать ему когнитивный массаж и позволить ему расслабится, лишив человека необходимости вновь срабатывать на поводу у этого убеждения. И здорово, если удаётся вместо болезненного убеждения инсталлировать в человека полезное и счастливое убеждение, которое будет подталкивать его к тому, чтобы делать жизнь богаче, счастливее, здоровее.

    Даосский подход к работе с установками и убеждениями, помимо всё тех же лекций, бесед и ритуалов, предлагает ещё кое-что.

    С даосской точки зрения дух человека не является королём всей системы. Идеи и смыслы, возникающие в сознании из убеждений, не являются главным рулевым потока опыта. Все уровни бытия, все уровни существа являются равноспособными направлять всю систему. Тело, эмоции и дух взаимоперевязаны, взаимовлияют. Поэтому массаж и упражнения могут повлиять на убеждение также как концептуальная проработка может повлиять на состояние тела.

    Одна из даосских практик, которую не так просто найти в аутентичном виде, связана со знанием качеств ци в разных направлениях в разные моменты времени. Если мы знаем, что, к примеру, в юго-западном направлении в час X формируется энергетическая констелляция, навевающая ауру счастья, богатства, любви и здоровья, то простая прогулка в этом направлении в этот час введёт нас в контакт с этой энергией и так мы получим исцеляющую волну ци, которая может проникнуть и в наши убеждения, расшевелив их в более здоровую сторону.

    Если же выполнять эту прогулку не просто как прогулку, а как упражнение цигун, действительно вбирая все счастливые флюиды избранного направления в своё энергетическое тело, то эффект может оказаться грандиозным. Поэтому такую практику называют «Жемчужина Ци».

  • Лао цзы

    Лао цзы

    Дорогие друзья.

    Я часто вижу в интернетах цитаты Лао-цзы. И всякий раз это хорошие, в общем-то, цитаты. И всякий раз я отправляюсь искать эти цитаты в «трактате Пути и добродетели», написанном Лао-цзы. И никогда не нахожу ничего похожего.

    Иногда в минуту запутанности и слабости я начинаю листать трактат о Пути и всякий раз он оказывает на моё сердце целительное воздействие. Он не дарит надежду, не вселяет уверенность, не призывает к смирению, но разглаживает узелки, заплётшиеся в сердце и тогда энергии, мысли и чувства снова начинают течь легко, нигде не застревая и ничего не обделяя.

    Коренной текст Дао дэ цзин написан давно на древней версии языка, когда иероглифы в тогдашней культуре имели несколько иные смыслы, чем сегодня. Кроме того, текст крайне лаконичен, грамматические слова-связки часто выброшены, это больше похоже на конспект или заметки в блокнот, чем на трактат.

    С давних времён текст начали «расшифровывать», то есть комментировать.

    Комментаторы де факто сформировались в несколько отдельных комментаторских традиций. То есть теперь есть несколько весьма различных модусов понимания смысла текста. Кто-то склонен видеть в тексте чистую философию об устройстве мироздания, метафизические воззрения. Кто-то находит социальные и политические рекомендации. Кто-то видит в тексте описания энергетических цигун-процессов в теле. Кто-то видит эзотерическую мистико-религиозную грань жизни духа.

    Ни в коем случае не претендуя на полноту академического знания, я, тем не менее, буду рад пригласить интересующихся послушать мои рассуждения о смысле текста.

    На самом деле это не мои личные рассуждения, а тот угол зрения и объём опыта, которые мне довелось уловить у моих учителей из даосской традиции Маошань.

  • Вред успеха

    Вред успеха

    В книге «Хуайнань-цзы», которая является сборником разнообразнейших даосских взглядов времён Борющихся царств, есть глава про войну и военную стратегию.

    В этой главе есть одно рассуждение, которое объясняет, почему легко победить царство, которое побеждает снова и снова во всех войнах.

    Если царство ведёт много войн, то народ его ослаблен. Если царство побеждает во многих войнах, то правители его высокомерны. Царство со слабым народом и высокомерными правителями легко победить.

    Если перенести этот военный курьез на человека, то народ — это тело. Правитель — это дух.

    Если человек во что бы то ни стало добивается успеха во всех многочисленных начинаниях, то телесные энергии его измождаются, слабеют, а дух становится высокомерным от успехов. Когда же дух человека высокомерен, а тело изможденно — жди беды.

  • Естество мира

    Естество мира

    Когда мы задумываемся о том, чтобы пребывать в наиболее естественном состоянии, не сдерживаясь и не подхлёстываясь, не слишком заземляясь и не слишком воспаряя, когда мы даём волю своему сердцу, движение своему телу и ясность своему духу, то мы неминуемо замечаем, что кроме нас есть ещё целый мир! И как бы мы его ни любили, он, или по-крайней мере некоторые его части находятся явно в неестественном состоянии.

    Есть места, пропитанные болью и страхом, есть места, неразумно блестящие гордостью и высокомерием, есть места, где всё движется вязко и густо, а есть места, где всё прыгает с психоделической скоростью.

    Естественное состояние — это не серая середнячковость. Миру свойственно разнообразие форм и состояний. Но некоторые места искусственно выпячивают то или иное состояние и всякий, попавший в такое место, оказывается под постоянным давлением искусственного ветра энергий, заставляющих и человека пребывать в перекошенном состоянии.

    Существует множество способов выправлять состояния мира. Сюда можно отнести заботу об экологии, социальные ценности, науки типа фэншуй. Но прежде чем начинать выправлять мир, важно нам самим прийти в естественное состояние, насколько возможно. Если мы остаёмся с перегретым сердцем, с пылающим разумом и отмороженными низами, то применяя искусные методы вроде фэншуй и прочего природоведенья, мы рискуем злоупотребить знанием и привнести в мир ещё больше неестественности. И так ещё больше перекосить себя.

    Снова процитирую Лао-цзы:

    Чем удерживать наполненное до краев,
    Лучше вовремя остановиться.
    Кто старается наточить острее,
    Не сохранит достигнутого надолго.

    Коли золото и яшма заполнили покои,
    Никому не под силу их сберечь.
    Тот, кто кичится богатством и знатностью,
    Сам навлечет на себя беду.

    Подвиг совершен, слава явилась, а сам скрылся —
    Вот Путь Небесный.

    Дао дэ цзин, Лао-цзы (перевод В.В. Малявин).

    Даосские практики типа цигун, даоинь, медитативные упражнения формировались не как психоделические развлечения, а как оперативные техники привнесения естества.

    Чистые места могут привнести жизненность, покой и ясность в нас. Наше чистое и ясное сердце может подарить естество миру.

  • Как пить чай

    Как пить чай

    Вокруг чайного дела есть множество искусств.

    Есть искусство возделывания и/или сбора сырья. Есть искусство обработки и изготовления: окисление, ферментация, скручивание, прожаривание… Есть искусство заварки: секунды, концентрация…

    Есть искусство подачи чая: в каком состоянии духа пребывать мастеру и как передавать это состояние напитку.

    Есть искусство эстетики: музыка, ароматы, одежда, интерьер.

    Есть искусство утвари: чашки и чайники, лепка и обжиг.

    Есть искусство гончара: как вложить в изделие дух подобно тому, как мастер вкладывает дух в напиток во время подачи.

    И есть искусство пития.

    В искусстве пития есть разные аспекты.

    Во-первых, стоит пить чай с некоторым запросом. Алкалоиды, энзимы и дух мастера активизируют в нас множество процессов, и полезно иметь осознанную направленность воли, чтобы устремить эти процессы к решению той или иной задачи. Чайное состояние может быть особым, отличающимся от обыденного. И подобно тому, как перед сном можно давать своему подсознанию установку решить ту или иную задачу, так и перед чаепитием можно формировать намерение. Впрочем, один из вариантов намерения может быть и такой: «Отведи меня туда, куда сам хочешь меня отвести». Но и в этом случае установка должна быть осознанной

    Во-вторых, можно подключать техники нэйгун — внутренней работы. Помогать собственным вниманием духу и ци чая не просто падать в желудок, а проходить по каналам, подводя их к местам, требующим исцеления. Если вы здоровы, то вы можете помогать ци чая делать полный оборот по заднесрединному каналу наверх в мозг, по переднесрединному каналу в сердце или ниже пупка, а затем выдыхать ртом отработанную ци, которую чай вымыл за цикл из всей системы.

    Безусловно, чтобы играть в такие игры нужно быть уверенным в чистоте напитка. Чай должен быть чистым, органическим, живым, чтобы вы ненароком не впустили слишком глубоко в себя разрушающие вибрации агрессивного земледелия. Во-вторых, нужно иметь доверие мастеру, видеть, что он не примешивает к чаю личные переживания и трудные мотивы — дух мастера должен быть чист и ясен, чтобы вы ненароком не хватили лишнего слишком глубоко в себя.

  • Устойчивость

    Устойчивость

    Человеку важна устойчивость. Но устойчивость — это не каменная непробиваемость, это просто крепкая связь с землёй.

    Если с землёй связь некрепкая, то человек больше похож на перекати-поле, на бродягу, мечтателя, вечно в облаках, непрактичный… При некрепкой связи с землёй возможна также склонность к созависимости — привычке цепляться за других людей, как за якорь, который в свою очередь уже держится за землю.

    Во всех школах цигун и нэй-гун уделяется большое внимание развитию контакта с землёй. Всем известное упражнение «большое дерево» как раз об этом. Чжуан-цзы имел в виду тоже это: «настоящий человек дышит пятками, а обыкновенные люди дышат горлом».

    Неискушённому читателю может показаться, что чем крепче связь с землёй, тем более практичным, приземлённым и, что ли, провинциальным, земным становится человек. Поэтому многие стремятся уменьшать связь с землёй, чтобы достигать небесных прозрений и божественных состояний. Однако, это заблуждение. При крепкой связи с землёй может возникнуть ясное ощущение того, что Небо начинается ровно там, где заканчивается Земля, и что нам нет нужды делать усилия к тому, чтобы оказаться где-то в небесном, мы и так в нём постоянно пребываем. И нам нужна сила и устойчивость, чтобы небесные ветра не метали нас как соринку, а чтобы мы могли, крепко стоя на своих ногах, или уверенно сидя на своём месте, смотреть лицом к лицу во всё то небесное, которое только и происходит вокруг.

  • Гнев это плохо

    Гнев это плохо

    Все знают, что гнев — это плохо, что гнев разрушает отношения, собственное здоровье.

    Все знают, что весна — это романтический сезон, сезон любви и новых отношений или расцвечивания существующих.

    Гнев — это выражение стихии дерева. Весна — это выражение стихии дерева. Если стихия дерева находится в сбалансированном состоянии, то она выражается не как гнев, а как целеустремлённость, увлечённость и изобретательность. Стихия дерева становится гневом только если она выходит из баланса.

    А почему дерево выходит из баланса? Потому что энергия стихии дерева встречает сопротивление. Когда мы подавляем в себе гнев, запрещаем ему проявляться, то ци дерева застаивается в печени и желчном пузыре и делает нас желчными, злыми, гневными. Если мы не блокируем в себе гнев, не копим его, то энергия дерева прорастает весенними почками новой жизни.

    Это, однако, не означает, что нужно выражать всякий гнев, как только он возник. Если позволять ци дерева прорастать свободно, то она не станет застаиваться и превращаться в гнев. Дать себе свободу во всяком проявлении — приводит к тому, что проявления перестают быть драматичными. Запреты ведут к революциям, излишний контроль к прорывам безответственности. Посмотрите, сколько разрушений дорожному покрытию приносят непрополотые травинки.

    Пускай растёт.

  • Китайская метафизика

    Китайская метафизика

    Метафизика описывает то, что лежит за пределами физической ощутимой реальности. Это что-то непостижимое, во что можно только верить и всё.

    Зачастую китайские науки о жизни называют «китайской метафизикой». Это не верно.

    Китайские науки такие как бацзы суаньмин, ци мэнь дунь цзя описывают не что-то потустороннее, находящееся в руках непостижимых всесильных демиургов, а нечто по-эту-стороннее, обнаружимое, осязаемое. Поэтому называть эти науки метафизическими не нужно.

    Да, многие из нас не умеют чувствовать Ци и различать разные её состояния. Поэтому приходится верить на слово знатокам и верить в концепцию Ци, как в нечто потустороннее, метафизическое. Однако, наша неспособность осязать или наблюдать Ци и её структуры не означает, что они непостижимы. Это лишь нехватка опыта и практики, недостаточная тренировка. Поэтому людей, рассуждающих о Ци часто воспринимают либо как шарлатанов, либо как мистиков, имеющих доступ к тому, что лежит за пределами реальности.

    Механизм кармы тоже вполне обнаружим и присутствует прямо здесь в нашей жизни. Однако, неумение замечать этот механизм заставляет нас либо верить, что эти законы находятся в руках неких потусторонних сущностей, либо не верить вовсе.

    Это похоже на положение дел в науке о микробах. До изобретения микроскопа Иоанном Липперсгеем и Захарием Янсеном в 1590 году идеи о микробах оставались спорной теорией, граничащей с шарлатанством и мистицизмом.

    Ци можно научиться чувствовать, практикуя телесные практики вроде цигун или даоинь. Разные режимы функционирования Ци можно научиться различать. Разные фракции и агрегатные состояния Ци можно научиться обнаруживать.

    Гэ Хун писал:

    Хорошо умеющий регулировать ци внутри может пестовать своё тело, а снаружи — уничтожать всякое грозящее ему зло. Вот что все люди хотя и используют каждый день, но сути чего они совсем не знают.

    Гэ Хун «Баопу-цзы». Пер. Е. А. Торчинов.

  • Огненная обезьяна

    Огненная обезьяна

    Наступил — уже окончательно год «огненной обезьяны».

    Во-первых, если быть педантами, в рамках китайской систематики времени, так этот год не называется. Он называется бин-шэнь, и к обезьянам это имеет весьма косвенное отношение.

    Мои любительские исследования истории наук привели меня к убеждению, что эти «животные» названия зародились внутри тюркской культуры. Эта культура в лице империи гуннов, аварского и тюркского каганатов в стародавние времена вплоть до 7-го века была одной из влиятельнейших культур Евразии. И многие соседние культуры заимствовали их термины в свою речь. Китайский календарь, болгарский календарь восприняли эти животные названия, но это не должно нас отвлекать, если только мы занимаемся анализом качеств времени, а не историей культуры.

    Так вот, 2016 год в китайской систематике описывается комбинацией огня-ян и металла-ян.

    Небо и земля

    Огонь на небе, а металл на земле. То есть духовные, идейные уровни имеют качество стихии огня, а земные процессы и способы воплощения имеют качество стихии металла.

    Огонь — горит жарко, вовлекает в себя всё, что подвернётся под руку. Устремляется ввысь, затягивая в свой кураж всё окружающее. А металл концентрирует и систематизирует, подводит итоги и наводит ясность.

    Эти два типа процессов спорят друг с другом. Огонь плавит, преодолевает металл. То есть пыл небесных огненных вдохновений активно вторгается в аккуратные и плотные процессы металла земли, изменяет их.

    В этот год идеи жёстко навязывают себя и формируют реальность. Все системные и структурированные процессы жизни будут вынуждены подчиняться ярким идеям и вдохновениям неба.

    Это не может быть мирно. Встреча янского огня и янского металла — это один из серьёзнейших конфликтов стихий.

    На что это похоже

    Представьте себе твёрдого генерала, или ответственного банкира — персонажа, настаивающего на порядке. И он встречается с гениальным, пылким, харизматичным визионером-проповедником, который глаголит, что все ваши структуры — это тлен, я несу вам новое знание. И от этого гения не увернуться. Он крайне убедителен и заманчив. И банкир с генералом бросают свои кабинеты и отправляются в духовный поиск, подчинившись воле гения. Но то и дело начинают возражать, сопротивляться, осуждать и ниспровергать новые идеи. Но у них нет шанса. И чем меньше у них шансов, тем отважнее они борятся за сохранение проверенного уклада. Бунт на корабле неизбежен. Но до Америки они всё же доплывут, хоть и с потерями.

    Действительно, для сложившихся властей и известных лидеров этот год опасен. Он слишком много форы даёт всему новому, всему первооткрывательскому. Эти гениальные идеи — уже не мечты горстки маргиналов, но сформированная доктрина, продуманная и обоснованная. Новые пути, новые способы жизни, новые виды знаний, новые виденья будущего имеют поддержку духа времени.

    4.02–20.03

    Уже сейчас, с 4-го февраля до равноденствия, 20 марта, время выпускает на сцену силу духа. Духовная сила вторгается в накопившиеся болячки и находит их причины в искажениях духа. Выправление и упорядочивание духовной жизни, установление идеалов благородства, отвержение суетливой посредственности — это тема первых 45 дней года. Духовная ясность приобретает качество практичности. Ясно, что даже ради практичной выгоды необходимо выправлять дух.

    5.05–21.06

    Это чистое и благородное начало аукнется чуть позже — с 5 мая до 21 июня, — когда устоявшимся авторитетам и властителям придётся отступить ещё дальше назад. У них наступит фаза старости и осеннего увядания, хотя они и будут пытаться давать сдачи.

    7.08–22.09

    Этот отход авторитетов в тень принесёт свои плоды с 7 августа до 22 сентября. В этот период откроется зелёный свет установлению новых идей. Стартапы докажут свою продуктивность. Открытые распределённые децентрализированные архитектуры покажут свою устойчивость и защищённость.

    7.11–21.12

    И четвертая стадия этого сценария проявится с 7 ноября до 21 декабря, когда зажатые в тиски традиционные институции начнут переживать мрачные времена и потери.

    Вы могли заметить, что этот сценарий охватывает только половину года. 4.02–20.03, 5.05–21.06, 7.08–22.09, 7.11–21.12.

    Пропущенные в этом расписании периоды будут сценой для развёртывания другого сценария. Да, у этого года есть две сюжетные линии.

    20.03–5.05

    С 20 марта до 5 мая вечный спор практичности и изящества, интеллигентности приводит к взрослению. Незрелые наития понимают, что пора расти и занимать своё место под солнцем. В условиях тотальной запутанности и дурмана нужно брать на себя смелость и вставать во весь рост, устанавливая новые модели как базис для новых стандартов.

    21.06–7.08

    С 21 июня до 7 августа эгоцентризм новых наитий уже не в моде. Чтобы двигаться вперёд нужно не шум поднимать, а выстраивать новые правильные и честные структуры. Следуя за своей истиной, веря в себя можно перейти от скандального пиара к созданию утопии.

    22.09–7.11

    С осеннего равноденствия 22 сентября до 7 ноября поспешная инновационность нарушает течение дел. Глобальные рынки, логистика, информационное пространство терпят ущерб от агрессивной политики новых деятелей. Воимя защиты и безопасности необходимо иметь смелость брать на себя ответственность, отвечать за последствия перемен. Не сдаваться, но идти вперёд, хотя клубок проблем из-за инноваций всё нарастает. Засуча рукава решать эти проблемы, и так продолжать путь взросления и приобретения мастерства.

    21.12–4.02.2017

    С зимнего солнцестояния 21 декабря до 4 февраля логистические и вычислительные трудности становятся достоянием общественности. Всеобщее внимание устремляется к тому, что начавшиеся было инновационные процессы, взяв на себя ответственность за глобальные процессы, становятся слишком осторожны и консервативны. Необходим рывок, марш-бросок, который со всей решительностью выведет из клубка затруднений.

    В такой год есть риск потерять, забыть, упустить из виду важность тепла. Доброта, внимательность, заботливость, доверие, надёжность, запах очага и любимой женщины — эти вещи могут ускользать из внимания в столь переменчивые времена.

    Не забывайте любить.

    Это касается и новых бравых визионеров, и тех старых друзей, которым придётся уступать место новичкам — не забывайте любить.

  • Раскрытие потенциала

    Раскрытие потенциала

    В даосском понимании есть две штуки: потенциал и сила.

    Признаться, я не помню, какими именно знаками записываются эти термины по-китайски, а рыскать по словарю ленно.

    Потенциал — это то, что в нас заложено. Это гены, воспитание, карма, род, опыты прошлых жизней, перинатальные переживания. Эти вещи можно считать данностью.

    Конечно, по сути мы все являемся ясным светом сияющей пустоты высшего Дао, но это совершенно внеличностный уровень. Сами мы являемся цветными стёклышками, причудливо преломляющими абсолют в своём уникальном стиле.

    Изменить этот потенциал — хммм. Это дело едва ли реальное. Превратить синее стёклышко в красное — это сродни алхимическим трансформациям. Теоретически, вроде бы, возможно. Но практически не так-то просто. Без термоядерного реактора или просто чуда тут не обойтись.

    Проще натренировать силы. Сила — это то, что можно натренировать. Можно натренироваться готовить вкусную еду. Если есть к этому врождённый талант, то дело может пойти легче, но со скромными данными трудом и тренировкой тоже можно достичь весьма многого. Можно натренироваться вести бизнес, отжиматься сто раз. Тренировкой можно многого достичь. Более того, при наличии потенциала, но без тренировки сил, мы рискуем остаться посредственными умниками и проиграем в конкурсе бесталанным трудягам.

    У всех на слуху гении. Гении типа Стива Джобса, Вольфганга Амадея Моцарта, Ричарда Брэнсона. Это люди с богатым потенциалом. В этом они исключительны и редки, как стёклышки, запёкшиеся со спонтанным образованием страз. Именно их гениальность и блеск их врождённых страз привлекает общественное внимание. И созерцание этих ярких звёзд может вдохновить, но может и оставить с обескураживающим чувством собственной серости, бесталанности, посредственности и никчёмности.

    Люди задаются вопросами, каково моё предназначение, каковы мои таланты, в чём моё призвание. И часто так и не обнаруживают ничего примечательного. И ставят на себе крест. А если обнаруживают свои таланты, то замечают, что их успехи не идут ни в какое сравнение с достижениями именитых гениев. И тоже ставят на себе крест.

    Без тренировки, без полировки, без обработки, без огранки и оправы даже самый большой алмаз останется стрёмной глыбой непонятной породы. А даже если рентгеновский снимок и спектральный анализ дадут заключение, что в этой глыбе сокрыт алмаз удивительной чистоты, одно только это не превратит глыбу в алмаз. Всё равно придётся полировать.

    Знание своих талантов полезно. Так можно сэкономить время и силы, не пытаться добыть из алмазной породы молот Тора.

    Однако, тренировка сил не менее важна, чем врождённый потенциал. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Первый этап огранки — это просто убрать лишнее. В даосском пути внутренней работы это называют «расслаблением». Вывести из системы лишние напряжения. Расслабить ненужные напряжения в теле, вывести ненужные загоны из сознания, растворить мешающие блоки в энергетических каналах. Перестать напрягаться и позволить себе вольно дышать. Убрать с себя унизительные кресты, которые мы сами на себе понаставили. Перестать лебезить перед гениями, перестать бороться с ветряными мельницами. Позволить себе быть собой, позволить своим энергиям свободно течь, позволить своей песне легко литься, позволить свету абсолютной любви литься через нас в нашем уникальном и причудливом индивидуальном стиле.

    После этого работа по тренировке своих сил будет происходить существенно легче.

  • Умственные расстройства

    Умственные расстройства

    Из только что прочтённого.

    В человеческом теле есть «врождённые» каналы ци и «приобретённые».

    Приобретённые включаются в момент рождения и связаны с органами и пятью стихиями.

    Врождённые возникают ещё в эмбрионе. Циркуцяция ци в них способствует росту плода, росту и развитию человека.

    По мере взросления врождённые каналы постепенно закрываются и остаются активно работающими приобретённые. Это приводит к тому, что рост, а также духовное и физическое развитие замедляются и останавливаются.

    Для духовного развития необходимо прокачать снова врождённые каналы.

    Один из врождённых каналов отводит ци из головы вниз в землю. Если человек усердствует в духовных практиках при медленно работающем заземляющем канале, то духа становится слишком много, голова «раздувается», и это может приводить к умственным расстройствам.

  • Даосская алхимия

    Даосская алхимия

    Даосская алхимия бывает двух типов: внешняя и внутренняя.

    Для начала давайте разберёмся, почему это нечто всё вместе взятое называют алхимией.

    На китайском эту область знаний и практики называют дань dān, что буквально означает красный или киноварь.

    Киноварь — сульфид ртути — алый минерал, который использовался в древних китайских экспериментах по выработке элексира бессмертия. Поскольку в европейских алхимических опытах ртуть также имела важную роль, а философский камень мог не только рождать золото, но и производить элексир молодости, то китайские практики под названием дань стали в европейских языках называть также алхимией, а чтобы уточнить, о какой именно алхимии идёт речь, то даосской алхимией.

    Тем не менее, даосская алхимия оказалась более гибкой в решении задачи достижения долголетия и бессмертия. Также само понимание бессмертия приобрело более широкий смысл, чем может подуматься.

    Бессмертными называют святых, которые когда-то жили, потом умерли, но стали божественными сущностями, способными помогать тем, кто к ним обращается. Но поскольку они умерли, или пусть даже вознеслись на небо, полностью растворив своё тело подобно буддийским йогинам, то чего же в них бессмертного? Смерть ли это или вознесение, а среди живых их более нет. А раз они более не живы, то почему же они бессмертны?

    Тут дело в том, что концепция перерождений, что, мол, все существа обладают вечным духом, проходящим бесчисленные перерождения, пока не выйдет за пределы сансары — это буддийская идея, которая изначально не была присуща даосскому видению экзистенции. Даосы считали, что человек помимо тела имеет 10 «душ»: семь земных и три небесных. Три «небесных души» — это наши идеальные благородные божественные устремления, а семь «земных душ» — это наши низменные, телесные, животные мотивы. Это боги и демоны, ангелы и черти, живущие в нас. Это что-то знакомое, правда?

    Но в отличие от знакомых нам традиций, даосы не пытались ликвидировать и изгнать из себя всё низменное. Целью различных целительских практик было примирение, умиротворение, приведение к согласию трёх небесных и семи земных душ.

    После смерти, однако, все 10 расходились кто куда. Небесные души выпархивали из телесной клетки назад в небо, семь земных тоже расходились. Какие-то из душ некоторое время продолжали находиться в трупе, в костях — отсюда родились практики фэншуй, направленные на обустройство могил для привлечения помощи живущим от душ предков, оставшихся в костях. Какие-то из земных душ возвращались во прах, развеивались в природе.

    Так или иначе, смерть телесная означала также и смерть духовную — смерть личности. Если какие-то из составлявших человека душ потом и использовались при возникновении новых человеков, то это едва ли можно было назвать перерождением существа, а лишь безотходным производством.

    Поэтому в сфере поиска бессмертия даосов интересовало не только бессмертие в физическом теле, но и духовное бессмертие — создание в себе нерушимого духа, сильной устойчивой духовной сущности, которая бы не распадалась на компоненты даже в случае смерти.

    И поэтому святых небожителей называют бессмертными — им удалось сделать бессмертным свой дух, уберечь его от распада на запчасти. Бессмертие в физическом теле при этом рассматривается как достижение возможное, но не обязательное. Важно лишь долголетие, достаточно долгая жизнь, позволяющая зачать, выносить, родить и вскормить в себе янский дух, ясную и светоносную духовную сущность, не распадающуюся на части, не сдуваемую ветрами карм, ни во время, ни после смерти тела.

    Формирование в себе этой светоносной сущности — это процесс антиприродный. Ведь приходим мы в этот мир чистыми и светлыми, но, начиная с первого вдоха, мы начинаем ухудшаться, постепенно затвердевая, ломаясь и разваливаясь. Поэтому даосы решают не столько научиться умирать, сколько не умирать, пойти вспять времени, вернуться в своё изначально светлое состояние, которое было у нас ещё до рождения, и закрепиться в нём. При этом тело может и умереть, но исчезновение тела при этом становится аналогом входа обратно в утробу родителя.

    Ради достижения этой цели и сформировалось множество практик, которые были названы собирательным термином дань — алхимия.
    Внешняя алхимия — это продолжение китайской медицины, в первую очередь фармакологии. Внешняя алхимия работает с высоко эффективными составами растительного, минерального и животного происхождения, помогающими замедлить старение и способствовать омоложению.

    Внутренняя алхимия — это практики типа цигун или даоинь, медитации, помогающие наладить течение внутренних энергий так, чтобы

    • замедлить старение,
    • способствовать омоложению,
    • энергии приобретали новое качество, становились не подвержены возрастным изменениям,
    • создать условия для формирования ясного и светлого янского духа.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты