Top.Mail.Ru

Рубрика: Современность и жизнь

Рефлексии о современном мире, экономике, лидерстве, обществе, вызовах, кризисах

  • Агония старого

    Агония старого

    Последние 20 лет большого цикла: куда движется мир?

    У меня нет иллюзий, что скоро всё как-то наладится. Нас ждут очень непростые годы. Началась великая ломка всех систем, и всё происходящее — лишь первые удары по устоявшемуся порядку.

    Сегодня кажется, что мир раскололся на противоборствующие силы: БРИКС против евро-атлантических глобалистов, Трамп против глубинного государства, Восток против Запада. Но на самом деле это не просто борьба идеологий или экономик. Мы видим последние судороги уходящего порядка, который держался более пяти веков.

    Китайские циклы: завершение 540-летнего процесса

    В китайской системе календаря есть разные уровни циклов. Один из них — 540 лет. Именно в этот масштаб мы сейчас и вписаны.

    В 1504 году начался период, в который главную роль стали играть морские империи — сначала португальская и испанская, затем британская и французская. Именно тогда заложились основы мировой торговли, которые мы знаем сегодня: заморские колонии, глобальные поставки ресурсов, единая система морской власти. Даже когда колонии получали независимость, эти связи сохранялись: политически, экономически, культурно.

    Но этот цикл подходит к концу. Последние 20 лет этого большого периода начались, и к 2044 году идея глобальных морских империй может окончательно схлопнуться.

    Что будет дальше?

    История показывает, что когда один порядок рушится, на его месте рождается новый. Но каким он будет?

    • Континентальные державы — Россия, Китай, Иран, трампистская Америка — станут локализованными силами вместо глобальных морских структур?
    • Или нас ждёт нечто совершенно иное, невообразимое с нашей точки зрения, как Америка в 1480 году была за пределами представлений европейцев?

    Мы движемся в эпоху тектонических сдвигов, и простых решений не будет. Именно в такие моменты важно видеть шире, чем то, что показывают новости. Осознавать скрытые циклы, чувствовать, куда идёт река дао, а не просто плыть по течению.

    Почему это важно для тебя?

    Ломка больших систем всегда затрагивает людей на личном уровне. Если ты ощущаешь неопределённость, запутанность, ощущение, что прежние схемы больше не работают, это естественно. Мы все проходим через этот переход.

    И здесь важно не только прогнозировать глобальные события, но и понимать, как двигаться внутри этого хаоса. Даосская традиция даёт ключи к личной навигации, помогает нащупать свой собственный изначальный дух и идти своим путём, жить свою судьбу, а не чью-то ещё, даже среди потрясений. Когда мир становится нестабильным, особенно важно знать, где твоя точка опоры.

    Если ты хочешь глубже разобраться в своей ситуации, понять, как двигаться в этом изменчивом мире — можешь обратиться ко мне за консультацией. Времена меняются, но знание законов сердца даёт силу видеть дальше горизонта.

  • Гаввах

    Гаввах

    Говорят, что есть силы, которые питаются энергией страданий. Эту энергию называют словом «гаввах». Чтобы им было что есть, эти силы создают и поддерживают структуры, провоцирующие боль: войны, болезни, бедность. Помимо самих несчастий, эти силы также стремятся к тому, чтобы как можно больше людей знали об этих несчастиях и включались бы эмоционально в боль. Так возникают криминальные хроники, бесконечные трагедии в новостях. Необязательно страдать самому — достаточно эмоциональной вовлечённости в чужие страдания, чтобы стать источником этой энергии.

    Поэтому в эзотерических кругах часто звучит совет: «Не корми тьму, не включайся в её игру, не направляй внимание на боль».

    Но вот проблема. Многие, следуя этому принципу, просто выстраивают вокруг себя тонкий кокон игнора, притворной слепоты. «Я не смотрю новости, не говорю о войнах, не думаю о страданиях — значит, они не касаются меня». И в этом — парадокс: за подобной искусно поддерживаемой слепотой часто прячется страх. Страх увидеть реальность, страх включиться в страдания, страх невольно «накормить тьму». Упорное поддержание щита избирательной слепоты — это та же эмоциональная вовлечённость в боль. Игнор, нарочитое неведенье — это разновидность гнева и отторжения.

    Отказ видеть реальность — это не свобода. Это тоже ловушка, только другая.

    Освобождение — не в том, чтобы притворяться, будто проблемы не существуют. И не в том, чтобы впадать в хаотичный ужас от увиденного. Путь — в ясности и устойчивости. Видеть, понимать, действовать. Взаимодействовать с миром, осознавая боль, но не становясь её пленником. Не давать страху управлять собой — но и не жить в вымышленной реальности, созданной для комфорта.

    Тьма живёт за счёт хаоса, тревоги, запутанности. Когда в тебе ясность, тьме нечем питаться.

    Так что вопрос не в том, чтобы отвернуться. Вопрос в том, как смотреть и видеть сквозь поверхностные образы.

  • Умные люди

    Умные люди

    Страх, стыд, вина, злоба и ненависть — делают людей глупыми. Такой эмоциональный фон мешает мыслить широко и объёмно. Мысли становятся плоскими, категоричными, примитивными — а значит, заведомо ошибочными. Понять сложную сеть причинно-следственных связей, осознать пёстрый ландшафт многообразных интересов становится невозможно. Попав в цепкие лапы жёстких эмоций и примитивного мышления, человек становится идеальным объектом для манипуляций. Как дикарь он каждый день сталкивается с реальностью, которая никак не втискивается в его упрощённый дискурс. И ему жизненно необходим кто-то, кто будет ему объяснять, что происходит. Без внешнего руководства его собственное упрощённое мышление рискует сломаться двадцать четыре раз в час.

    Чтобы человек мог мыслить объёмно, мудро и независимо, ему нужен иной эмоциональный фон. Открытое сознание раскрывается, когда оно настроено на спокойное чувство благодарности. Это не розовые восторги, не наигранное просветление, а честное, глубокое и тихое чувство. Благодарность предкам, благодарность близким, благодарность учителям, природе и богам, тихая спокойная улыбка сердца всему, что наполняет нашу жизнь — это важнейшая почва для прорастания ясного, независимого и мудрого существа.

    Мы можем наблюдать, как силы, стремящиеся к тотальному контролю, сеют в обществах страх, стыд, вину, ненависть. Белые пускай чувствуют стыд перед чёрными, чёрные пускай ненавидят белых, и все вместе пускай боятся условных русских. Пусть мужчины испытывают стыд перед женщинами, а женщины страх и ненависть к мужчинам. Пусть люди стыдятся своей страны или ненавидят другую страну. Человек, погружённый в этот эмоциональный хаос, уже не думает — он реагирует. Им можно крутить как угодно. Всё это — вирусы, яды ума, которые нужно моментально выявлять и обезвреживать. А если вирус проник глубоко, то придётся его изгонять и излечивать душу после интоксикации.

    Самое гнусное в этих вирусах — их способность прикидываться лекарством. Дискурс «ты не должен стыдиться своего тела» может превратиться в ненависть к людям в хорошей спортивной форме. Дискурс «ты не должен бояться высказывать своё мнение» может превратиться в ненависть к тем, кто долго подбирает слова и тщательно формулирует послания. И таких ловушек бесконечное множество — когда мнимое лекарство само оказывается новым вирусом.

    Распознать щупальца этого спрута мрака — это искусство, наука, опыт. И главное противоядие — это чистое сердце и ясное сознание.

  • Перемены

    Перемены

    Единственное постоянство в этом мире — это перемены. Абсолютно всё меняется каждую секунду, но наше сознание часто упорно игнорирует этот факт. Мы продолжаем верить в незыблемость каких-то явлений или правил. Одной из причин такого застревания на фиксированных представлениях является страх утраты. Каждому из нас знакомо это чувство — состояние потерянности, когда кто-то важный покидает нас или лишает нас заботы.

    Это базовый человеческий опыт. Мы все пережили травму рождения. В утробе матери мир был комфортным и безопасным, но нас вытолкнули оттуда, лишив заботы и питания. Это чувство отброшенности и покинутости глубоко укоренено в каждом человеке. Мы все мечтаем о неком постоянном и надёжном коконе, который всегда будет оберегать нас, не подводить и не оставлять. Мы ищем это постоянство в родителях, партнёрах, а иногда — во всей окружающей реальности. Как обиженный ребёнок, мы требуем от вселенной, чтобы она оставалась привычной и неизменной.

    Страх быть отвергнутыми — это боль, которая у каждого проявляется по-разному. У кого-то эта боль сильнее, у кого-то слабее, в зависимости от личного опыта. Если эта боль всё ещё сильна, мы будем сильнее требовать от мира неизменности, и, когда перемены всё же происходят, прячемся в иллюзию, что всё остаётся как прежде. Однако если эта боль исцелена, мы начинаем позволять людям жить их жизнями, принимать перемены в мире и не бояться менять свой собственный путь.

    Уважение к партнёрам и обязательствам не должно превращать нас в рабов. Уважение не означает отсутствие свободы. Истинное уважение к другим — это доверие к их зрелости и способности принять нашу изменчивость. Мы можем сохранять уважение к другим, даже если выбираем новый путь. И точно так же, как мы даём себе право на перемены, мы доверяем, что другие смогут спокойно принять это.

  • Непоколебимость

    Непоколебимость

    Раньше меня сильно раздражало, когда люди использовали психологическое айкидо. Меня спрашивали о моём мнении по сложному вопросу. Я делился продуманными взглядами, сформированными за месяцы, а иногда и годы. Но вместо благодарности и обсуждения, собеседник начинал спор, пытаясь доказать, что моё мнение ошибочно, показывая, где я якобы заблуждаюсь и почему должен изменить свои взгляды. Эти разговоры часто перерастали в эмоциональные перепалки, оставляя всех участников грустными и обиженными.

    Теперь я не злюсь. Я понимаю, что пятиминутный разговор не может изменить взгляды, которые я вынашивал годами. Когда собеседник пытается это сделать, мне становится его жаль. Если он считает, что мои убеждения столь легковесны, что их можно изменить за минутный спор, значит, его собственные взгляды непродуманны и неукоренены. А когда твоя система убеждений легко поддается внешнему воздействию, ты становишься управляемым и несамостоятельно мыслящим. Теперь, когда мои мнения пытаются переменить, я испытываю лишь сожаление к таким собеседникам — ведь именно их взгляды переменчивы и ненадежны.

    Я понял, почему такие диалоги вызывали у меня гнев. Я думал, что для сохранения дружбы или отношений нужно соглашаться с чужой точкой зрения. Я был готов выбросить годы своего опыта ради сохранения знакомства. Отказываясь от своих взглядов, чтобы угодить другому, я сам себя обесценивал, унижал. Мог получить лишнюю улыбку или объятие, но ценой этого было предательство самого себя. Это чувство самообесценивания вызывало во мне невыносимое раздражение, которое я обрушивал на собеседника.

    Теперь я понимаю, что когда люди проверяют мои взгляды на прочность, они просто ищут ответы на свои собственные вопросы. Им кажется, что они стоят в тумане, не имея за что зацепиться. Они ищут во мне источник уверенности, который поможет выбраться из этого состояния. И теперь я готов дать им эту опору. Я позволяю людям опереться на мои устойчивые взгляды, чтобы они могли преодолеть свои сомнения. Но когда я разражался гневом в таких разговорах, я сам показывал, что мои убеждения ненадежны, раз я сам готов от них отказаться ради чужого одобрения.

    Сегодня я твердо стою на своих позициях, и когда кто-то пытается их оспорить, я вижу в этом не вызов, а стремление найти ответы. И, вместо того чтобы злиться или отступать, я позволяю своим убеждениям стать тем маяком, который помогает другим выйти из тумана. В конце концов, настоящая сила не в том, чтобы защищать свои взгляды от каждого удара, а в том, чтобы они служили опорой для других, оставаясь непоколебимыми.

  • Свободы

    Свободы

    Многие люди ошибочно путают свободу с асоциальностью, считая, что высшая степень свободы — это разрыв всех связей и полное одиночество. Такое мышление напоминает те убеждения, которые тиран внушает своим жертвам: «или ты на всё соглашаешься, или уходи». Как поддерживать связь, испытывать привязанность, но не впадать в зависимость, находиться в отношениях по свободному выбору — это нечто, что трудно понять тем, кто не имел такого опыта.

    Мы все находимся в сети ограничений: нельзя дышать под водой, пройти сквозь стену, или бить женщин. Эти ограничения существуют, но их можно воспринимать по-разному. Кто-то может ненавидеть эти ограничения, но всё равно принимать их ради получения чего-то более ценного — будь то безопасность, ласка в отношениях или статус и доход в обществе. Важное осознание заключается в том, что люди добровольно решают вступать в такие сделки и каждый день по своей свободной воле продолжают оставаться в этих отношениях.

    Чтобы лучше и выгоднее оправдать свои выборы, люди иногда демонстрируют, на какие жертвы они идут, оставаясь в отношениях. Тезис «я отказался от своей свободы ради того, чтобы сохранить наш союз» — одна из самых нечестных лжей. На самом деле, сохранять союз и продолжать пользоваться его преимуществами — это всегда свободный выбор.

    Есть люди, которые глубоко убеждены, что их настоящая суть по природе плоха. Они считают, что только внешние запреты могут удержать их от опасных действий. Выбрать такую систему мышления — это свободный выбор.

    Некоторые верят, что все по природе своей хищники-одиночки, которые разорвут связи, если только дать им волю. Мыслить так — это также свободный выбор.

    Есть и те, кто уверен, что никакой свободы не существует, что всё контролируется кем-то другим, и остается только покориться. Жить так — это тоже результат свободного выбора.

    Важно признать, что все связи, ограничения и договоренности мы соблюдаем свободно. В любой момент мы можем отказаться от них. Каждый шаг, выбор и вдох — это добровольный акт свободного человека. Когда мы понимаем это, мы начинаем замечать, что другие люди также поддерживают с нами связи по своей свободной воле. Это осознание рождает чувство благодарности: «Она всё ещё здесь, потому что сегодня снова выбрала быть со мной». Эта благодарность обогащает сердце, и добровольное дарение друг другу времени и внимания становится искренним и осознанным актом.

    Добровольный обмен любовью, уважением и принятием, осознание права на свободу, сквозная благодарность за то, как люди распоряжаются своей свободой — всё это создает жизнь, наполненную уважением и любовью.

    Мы можем продолжать жить в тех же отношениях, ходить на ту же работу, вести тот же бизнес, жить в том же городе. Мы всё так же не дышим под водой и не проходим сквозь стены. Но теперь всё это становится потоком любви и искренним даром свободного сердца.

  • Учителя шаманы

    Учителя шаманы

    В мире существует множество прикладных знаний: физика, химия, медицина, психология, коучинг, фитнес — все они направлены на улучшение жизни людей. Каждая из этих дисциплин представляет собой инструмент для решения тех или иных задач. Однако, один и тот же вопрос может быть решён разными методами и подходами. Например, проблему со здоровьем врач решит с медицинской точки зрения, психолог — со своей, а священник предложит духовный подход.

    Эти дисциплины можно применять взаимозаменяемо, одновременно или попеременно, и все они являются частью большого арсенала знаний, доступного человеку.

    Педагоги играют ключевую роль в передаче этих знаний. Есть те, кто преподаёт скучно и механически, такие преподаватели могут быть заменены записанными лекциями. Но есть и талантливые педагоги, которые по-настоящему увлечены своим делом и получают удовольствие, когда их студенты глубоко осваивают предмет.

    Эти педагоги стремятся к тому, чтобы студенты не просто запомнили материал, а полюбили его. Они используют стратегию влюблённости: делают так, чтобы студенты прониклись предметом, ощутили его значимость, и это увлечение стимулирует их к обучению.

    Фактически, такой педагог вводит студентов в состояние изменённого сознания, где преподаваемая дисциплина кажется им самой важной в мире. В этом состоянии они воспринимают знания как нечто сверхценное и с энтузиазмом продолжают обучение.

    Однако проблема в том, что многие педагоги забывают вывести студентов из этого состояния, вернуть их в нормальное, естественное восприятие. Молодые специалисты, которые прошли через такой «транс», часто продолжают верить в исключительную ценность своей профессии или подхода. Под влиянием этой убеждённости они могут проявлять неуважение к другим специалистам и представителям разных традиций или культур.

    Чтобы избежать этого, педагогам важно осознать свою роль не только как наставников, но и как шаманов, управляющих состоянием сознания студентов. Завершение обучения должно включать возвращение студентов к нормальному восприятию, где они смогут объективно оценивать свою дисциплину и уважительно относиться к другим.

    Таким образом, баланс между увлечённостью и объективностью — ключ к гармоничному развитию профессионала, способного ценить как свою профессию, так и вклад других дисциплин в решение общих задач.

  • Сорта правителей

    Сорта правителей

    Низший правитель производит много активности, предпринимает титанические усилия, сам приводит в движение большие массы собственными усилиями. Он часто на грани надрыва, от него требуется пылающий героизм.

    Средний правитель работает разумом. Он выстраивает системы, ткёт стратегии. Он не машет шашкой, но играет в шахматы. Он держится в стороне от пылких эмоций и ярких выступлений, потому что эмоция отравляет разум. Для трезвости стратегического ума нужен покой сердца.

    Высший правитель работает духом. Он поддерживает в себе состояние чистоты и ясности и этого его основное дело. Своим состоянием он создаёт поле, в котором сотрудники и министры становятся способными мыслить стратегически, не впадая в эмоции.

    Подданные, граждане, народ тоже бывают разных типов. Люди низшего класса ждут от правителя ярких эмоциональных геройств. Люди среднего класса предпочли бы в роли правителя стратега и понимают, что яркий эмоциональный лидер приведёт общество к провалу. Люди высшего класса могут чувствовать, как высший правитель создаёт ауру ясности, они сами черпают из этого источника и лучше формируют собственные стратегии.

  • Отток инфо

    Отток инфо

    Очень интересно: одновременно несколько знакомых, которые пытались в продвижение своих услуг: в тарологию, в психологию, — синхронно заявляют, что им надоел этот самопродвиженческий балаган и они хотят по правде, от сердца. И после серии запусков и прогревов их блоги снова становятся уютными домашними посиделками с симпатичным, хотя порой и немного эксцентричным человеком.

    Те, кого жмут аренды и ипотеки, всё ещё пытаются продавать свои сервисы, но у многих есть глубоко накопленная усталость.

    Это согласуется с трендами наступившей 20-летки. С 2004 по 2023 дух времени поддерживал молодых амбициозных «сделай себя сам» ребят и девчат, самопровозглашённых гуру. Но с 2024 дух времени изменился и теперь важна правда, искренность, неподдельное чувство, доброе и тёплое чувство принадлежности семье, традиции и истории.

    На уровне большого бизнеса становится всё менее возможно продавать абы что, всё равно сожрут. Потребитель хочет знать правду о составе, хочет халяль, кашрут, веган, — не чтобы выпендриться и продемонстрировать свою особенность и эксклюзивность, а потому что человек искренне разделяет те или иные ценности.

    В прошлые годы эксперты гонялись за самой модной в этом сезоне воронкой, которая точно сработает. И работало же. Теперь все как будто научились видеть насквозь, чувствовать свои и чужие чувства. И наглые выскочки больше не впечатляют. Важной становится не технология, а этика и отношение.

    И дело тут не только в действиях, словах и имидже. Дело в реальном наполнении, фактических чувствах и мотивациях. Если по старинке стремиться к богатству и достижениям, то ты становишься неинтересен, неактуален. Для очень многих это означает тотальный сдвиг системы своего устройства. Особенно это касается молодых людей — которым сейчас 25–35. Они полностью как личности сформировались в двадцатилетку достигаторства и сейчас могут просто не иметь никаких зацепок, никаких файлов, чтобы как-то состыковаться с новым духом времени. Им бы весьма пригодился квалифицированный и ответственный тренер и наставник по новым ценностям, но сами коучи и наставники сейчас переживают свою дезориентированность, ломку стратегий и несостыкованность с духом времени. Многие проходят сейчас маркетинговый детокс, ощущают, как много было в их делах манипуляций и хитрости. Раньше это было норм. Но теперь от этого выворачивает.

    Чтобы освоиться в новом потоке времени нужно многое:

    • Быть честным с собой, принимать свои теневые части, знать свои уязвимости.
    • Приносить принятие и исцеление в эти неприглядные части своей натуры.
    • Следить за высоким качеством коммуникации — не мутить поле, не выливать на людей непереваренный эмоциональный шум, а в каждом слове стремиться нести ясность и понимание.
    • Не ввергаться в безудержное веселье, а сохранять цельность и ровный пресный фон истинного, не слащавого, не наигранного внутреннего довольства.
    • Осмыслять себя в контексте истории, рода, традиции. Принимать и чтить корни, предков, учителей, чтобы быть способными самим становиться звеньями в передаче этого света жизни и мудрости.

    Сложно? Наверное. Возможно? Без сомнений.
    Возможно ли идти таким путём в гордом одиночестве? Вряд ли.
    «Я сам всё придумал, мне никто не помогал, мне никто не нужен, все традиции устарели» — эта песенка уже не впечатляет.

    Искреннее общение, связь с историей и традицией, мудрость поколений, преемственность и взаимная поддержка, чистое сердце и ясный разум. Пусть этого будет больше.

  • Свет внутри

    Свет внутри

    Я вижу, что мир проснулся. Вижу, что продолжать ехать дальше без ценностей, без смыслов — уже не может работать. Кто-то будет совершенно доволен официальными ценностями из радио и газет. Кому-то они будут немного не по размеру.

    В мире есть разные центры силы, которые ведут свою идеологическую битву. Одни транслируют одни ценности, другие — принципиально другие. Но стать фишкой в их стратегиях — не лучшая судьба для каждого из нас. Было бы гораздо лучше, если каждый из нас стал бы сам себе светом, раскрыл бы собственное сияние, подключился бы к собственному потоку правды.

    Этот собственный поток правды не обязан быть каким-то персональным, экстравагантным. Он может быть всё про то же — про жизнь, про семью, про любовь, про народ и страну. Но одно дело, когда такие ценности для нас — лишь внешняя идеология, и совершенно другое дело, если, уйдя вглубь самих себя, мы нашли свой истинный поток правды. И тогда нам уже не так уж и важно, насколько он похож или не похож на имеющиеся стандарты.

    Открывая свой поток правды, важно пройти глубже, чем личные хотелки и обидки. Эго, личность вечно имеет свои капризы. Эти капризы, конечно, стоит удовлетворять, но не слишком. Так же как не стоит объедаться сахаром. Балованное эго — плохой хозяин. Дисциплинированное эго — хороший слуга. Слуга духу.

    Эго дисциплинируется тем, что мы осознанно не идём на поводу у всех его хотелок и обидок. Есть более мудрое во мне, что лучше знает. Войти в контакт с этим источником мудрости, настоящести и правды — для этого нужно пройти дальше, чем простирается моё эго или личность.

    Мы выходим за пределы личностного уровня. Продолжать жить свою эгоцентричную, фиксированную на своей ограниченной личности жизнь — это уже не модно и не эффективно.

    Есть немало путей, которые помогают нам выходить за пределы личности. Моя стратегия такая:

    1. Дать своим личным травмам исцеление, а желаниям разрешение удовлетвориться. Дать своей личности заботу. Порешать насущные вопросы.
    2. Но не превращать эту заботу о себе в единственное дело. Нормально работающее эго само может решать свои вопросы. Оно будет вовремя сообщать о своих желаниях. Добрый хозяин будет вовремя их удовлетворять. Нужен баланс заботы о себе: столько, чтобы это способствовало, а не мешало раскрытию духа. Мало заботы — боль, много заботы — баловство.
    3. Тренировать себя в том, чтобы соединяться с великим, с единым. С космосом, со вселенским единством, с небесным, с божественным. С тем, что сквозь всё и не имеет границ. Для этого полезен и тренинг тела, потому что от тела нужны особые свойства, чтобы выдерживать длительный контакт с бесконечностью. И тренинг эмоций, потому что они заточены на задачи выживания, а соединение с бесконечностью опасно пахнет само-исчезновением.
    4. Поймав поток правды, войдя в контакт с ясностью неограниченного духа, начать пускать его в дела. Наши решения и деяния всё больше становятся инструментом для реализации внеличностной внеперсональной миссии духа.
    5. Пребывание в потоке правды — это спокойное чувство надёжного осуществления истинного пути.

    Сам я дальше пока не заходил.

  • Массовое искусство

    Массовое искусство

    Человеческое общество очень многослойно. Наивно думать, что все всё понимают одинаково. Есть множество самых разных страт, уровней, ниш, кластеров. Это как ком из ниток разных цветов и материалов. Иногда один цвет впереди, иногда другой. Люди разных ниш имеют разные таланты и сильные стороны. Для прогресса попеременно нужны то одни, то другие таланты. То один тип людей лидирует и продвигает общество, то другой тип. Некоторые типы людей нужны в мирные времена, некоторые нужны в опасные моменты. Некоторые нужны большую часть времени, некоторые лишь изредка.

    Здоровое общество способно производить людей всех возможных типов. Оно также способно не исключать совсем временно не актуальных. Всему найдётся своё время и место.

    Со стороны людей вредно не понимать этой динамики. Если какая-то группировка людей начинает думать, что «мы актуальны всегда», то наступит время, когда нужно будет уступить место другим героям. И держаться за свою лидерскую позицию, сопротивляться необходимости уйти на скамейку запасных — опасно. Здоровое общество как единое целое примет такое сопротивление в штыки. Чем сильнее цепляешься за пьедестал, тем яростнее тебя спихнут, чтобы пустить вперёд тех, кто актуален в моменте.

    Но и те, кто вдруг после долгого забвения оказался востребован, могут ошибочно подумать, что «теперь мы тут навсегда главные». Нет, не навсегда. Лишь на время.

    Экстремизм — не в юридическом, а в семантическом смысле — это тяга к крайностям, к категоричности. «Эти люди лучшие и правильнее всех навсегда и иначе мыслить нельзя» — это экстремистская попытка удержать маятник в одной позиции силой. Это нарушает естественные гармонические трансформации обществе. И поэтому отторгается здоровой общественной системой.

    В этом контексте кажется невообразимой возможность создавать искусство, которое бы нравилось всем. Одним людям созвучны одни мотивы и мелодии, другим другие. В одно время дух времени требует одних смыслов, в другое время других. Как это возможно, чтобы одно произведение искусства попадало бы в созвучие сразу со всеми? Кому-то любой шедевр будет не мил. Одну и ту же картину будут то вытаскивать на обозрение, то убирать в запасники.

    В этой динамике можно искать какие-то циклы. Можно пытаться творить образы и смыслы на опережение — чтобы твоя книга оказалась бы актуальной как раз к ноябрю, когда ты её допишешь. А можно обращаться к вечным вопросам, с которыми всегда сталкивается любой человек. Но чем универсальнее вопрос, тем банальнее ответ. Про универсальные ценности всё уже спето шаманами у костра в эпоху неолита.

    Если хочется повторять снова про что-то вечное и универсально важное, то чтобы это было не скучно, нужно владеть высоким художественным мастерством. Писать про универсальные ценности нужно настолько красиво, насколько красиво небо или река. Всегда одно и тоже, но можно смотреть вечно. Если произведение обладает такой природной красотой, то его рассказ про вечные ценности будет нескучен.

    Но делать настолько естественно шедеврально мало кто может. Поэтому продукция про вечные ценности пахнет чаще всего занудством и дидактическими материалами для внеклассного чтения. Это отталкивает. Но отталкивая дидактическую скукоту, важно не зачеркнуть для себя универсальные ценности.

  • Нация в голове

    Нация в голове

    Люди, склонные к эпичным теориям национальной патетики не понимают одной вещи. Я про тех господ, которые увлечённо рассуждают о том, что делали русские или болгары или украинцы в третьем тысячелетии до нашей эры.

    Они не понимают следующего факта. Во всех исторических исследованиях мы имеем дело с разными общностями, которые пересекаются, но не эквивалентны. Вот эти общности:

    • Генетическая общность, популяция. Люди в древние века были ограничены местом обитания. Не было перекрёстного опыления, генетический материал оставался замкнут в изолированных общинах. Так формировались разные рода или породы людей. Как таксы и овчарки. В наши времена уже давно всё перемешалось, люди путешествуют, были волны переселения народов. Но если применить математическую статистику, анализ генетических данных, всё ещё можно выявить остатки тех генетически разрозненных родов, которые существовали когда-то. Границы между ними уже сильно стёрты, но не до полной гомогенности.
    • Языковая общность. Носители одного языка. Правда вопрос, что считать одним языком. Сейчас при наличии государственных границ, центрального телевиденья, официального столичного языка, можно чётко разделить, например, польский и чешский. Но раньше, да и теперь во многих местах, язык меняется плавно от деревни к деревне. Карта языков больше похожа на градиентные пятна, чем на чёткие круги. Но лингвисты как-то справляются. Сегодня концепция языка — это политический феномен. Если одна деревня вдруг получает политическую независимость, то то, что вчера считалось диалектом, вдруг переименовывают в язык. Учёные, чтобы не связываться с политическим понятием языка, придумали термин «идиом». По сути этот тот же язык, но без политики. И эти языки или идиомы эволюционируют со временем. То, что было одним языком, спустя века распадается на несколько разных как болгарский и сербский. То, что было разными языками, бывает, сливается в один: северный восточнославянский идиом слился с новгородским, — и возник русский.
    • Культурная общность. Люди, проживающие рядом, склонны иметь похожий образ жизни. У них общая экономика, общие способы ведения хозяйства, схожий рацион питания, похожая мода на одежду, посуду. Схожие дома и технологии строительства. Сказки, легенды, анекдоты, песни, ритуалы, верования.
    • В более поздние века культурная общность заменилась на религиозную. Материальная культура в условиях повышенной мобильности технологий может стать одинаковой. Архитектура и сельское хозяйство унифицировались. Все стали носить одинаковые костюмы. Но потребность иметь «своих» осталась. Эту функцию стала выполнять религия. Католики, протестанты, православные, иудеи, мусульмане, буддисты… Культурные различия сосредоточились вокруг религиозных конфессий по мере того как в светской жизни всё становилось схожим.
    • В совсем уже новое время — конец XIX, начало XX века на смену религиозной идентичности пришла национальная. Это очень новое изобретение.

    Генетический профиль человека можно определить анализом ДНК.
    Языковую принадлежность можно определить на слух.
    Культурную идентичность можно понять по образу жизни.
    Религиозную конфессию можно определить по обрядам и ритуалам, которых человек придерживается.
    А национальную идентичность объективно никак не определить. Национальности нет ни в генах, ни в языке, ни в культуре, ни в церкви. Национальность есть только в голове.

    Эти разные идентичности могут пересекаться, но они не эквивалентны друг другу. Носители похожих генов могут говорить на разных языках. Носители одного и того же языка могут вести разный образ жизни. Люди, живущие в одной и той же культуре, могут исповедовать разные религии. Приверженцы одной и той же религии могут относить себя к разным национальностям.

    И наоборот. Люди одной и той же национальности, могут исповедовать разные религии. Верующие одной конфессии могут иметь сильно разные материальные уклады жизни. Носители одной и той же культуры могут говорить на разных языках. Носители одного языка могут иметь совсем разные гены.

    История знает множество примеров, когда одна из этих идентичностей менялась, а другие оставались нетронутыми. Например, ничего не изменилось, но люди вдруг перестали считать себя болгарами, и начали считать себя македонцами. Или всё прочее осталось как раньше, но все перекрестились в другую религию. Или ничего не изменилось, но люди вдруг начали говорить на другом языке, как индийцы на английском. Или ничего не поменялось, но быстро изменилась материальная культура в результате важных изобретений. Или всё — и язык, и культура остались прежними, но миграция привела изменению генофонда. Я тут, конечно, немного упростил. Перемены одного элемента сопровождаются искажением и сдвигом в других слоях, но эти перемены и сдвиги на разных слоях не синхронны и не соразмерны друг другу.

    Становится совершенно непонятно — когда любители громких историй заявляют, что «наши» строили египетские пирамиды, — кого они подразумевают под «нашими». Генетически родственных биологических особей? Носителей языка-предка нынешнего языка автора? Носителей какой-то древней культуры, элементы которой остались и сейчас? Религии тогда были совсем другими, а национальных идентичностей не было вовсе ещё двести лет назад.

баланс бацзы бизнес боги боль вера влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье истории клиентов исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты