Top.Mail.Ru

Рубрика: Современность и жизнь

Рефлексии о современном мире, экономике, лидерстве, обществе, вызовах, кризисах

  • Богдан Хмельницкий

    Богдан Хмельницкий

    Если бы у Богдана Хмельницкого был коуч, мир был бы совсем иным.

    Насколько я понимаю, после того как в своём казачьем восстании он разбил польскую, шляхетскую армию, у него был небольшой зазор времени, чтобы взять силой Варшаву и создать новое казачье государство. Но он этого не сделал, стал колебаться, застрял в Киеве, упустил время, дождался пока оклемавшаяся шляхта вступит в сговор с крымским ханством. И в итоге история пошла так, как пошла. Хмельницкий попросился под защиту Москвы, не став добивать польское государство. А могла бы история пойти совершенно иначе. Лучше ли это было бы или хуже, мы не знаем. Быть может, если бы Хмельницкий создал казачье государство вместо Речи Посполитой, это государство тоже сгравитировало бы к России рано или поздно. Но это уже из области гипотез и альтернативной истории.

    И вот, вопрос. Насколько важен в истории личный фактор? Если бы Богдан Хмельницкий с помощью средневекового коуча расширил бы своё мышление и смог бы помыслить себя создателем нового государства, это могло бы изменить историю? Или история не зависит от личных проекций, а подчиняется глобальным объективным законам, где личные решения конкретных людей не меняют общего вектора развития?

  • Проживание и высказывание

    Проживание и высказывание

    Мои френды делятся на два типа. Одни по каждому тревожному поводу считают своим долгом высказаться. Они не выносят своих эмоций и шквальным огнём разбрызгивают свою несдержанность на подписоту. Другие идеально экологичные. Свои переживания по различным поводам они протанцовывают, продышивают, промантривают, чтобы любоваться своим благостным имиджем с загадочной улыбкой. Типа, я-то познал тайны мироздания и преисполнился, но что толку об этом рассуждать, сами поймёте когда придёт время.

    Первый вариант — честный, живой, но паникёрский, общественно вредный. Второй вариант не поднимает паник, но часто тоже весьма токсичный, потому что ставит лицемерное просветленческое табу на обсуждение общественно значимых вопросов.

    Я пытаюсь брать лучшее из обеих стратегий. Мне неприятно замалчивать свою позицию в благостной загадочности, когда всех обуревают бесы ярости и безумия. Орать со всеми бессмысленно. Но нравоучительно и самоупоенно молчать мне не нравится.

    Я ищу способы донести свои взгляды. Но не выбалтываю всё сразу, а даю себе время прожить, продышать, успокоиться, осмыслить в широкой ясности, подобрать верные слова.

    Я не стремлюсь быть глашатаем апокалипсиса, но и уходить в дзен, притворяясь, что в мире всё идеально, я тоже не хочу. Я делюсь своими мыслями, когда чувствую, что настал момент, но стараюсь делать это так, чтобы не обострять ситуацию без нужды.

    Говорят, что рождённые в среду — хорошие переговорщики. Мне нравится способствовать диалогу, а не разжигать конфликты.

    Хотя Лао-цзы и считал смыслы, запертые в словах, мёртвым балластом, вместе с тем, в верных словах может крыться мантрическая заклинательская сила. В такую силу слова я верю. Слова, сказанные о важном из верного состояния могут исцелять. Одно лишь благое состояние, при замалчивании некоторых тем ставит жизнь на тормоз. Ор из дурного состояния разрушителен в первую очередь для орущего.

  • Уважение как основа перемен

    Уважение как основа перемен

    Вечная проблема российской либеральной оппозиции — со времён Достоевского до наших дней — это чувство разочарования в народе. Они как будто смотрят на русского мужика и думают: «Что ж ты такой убогий и дремучий-то? Надо бы тебя умыть, причесать, научить уму-разуму, глядишь и выйдет из тебя что-то толковое».

    Похожим образом относились европейские колониалисты к американским индейцам, африканцам, индийцам. Эдакий снисходительный укор.

    Так некоторые родители смотрят на своих детей: «Что ж ты у меня такой непутёвый-то? Эх, ничего-то ты не умеешь, снова тебе надо объяснять банальные истины!»

    Такой снисходительный укор сам по себе унизителен. Либерал ещё ничего не сказал, только посмотрел в камеру, а мужику уже должно стать стыдно за то, что он портит всем жизнь своим существованием.

    Такое родительско-детское отношение было и у помещиков, царских элит по отношению к рабочим и крестьянам. И мы знаем, к чему это привело. Людям не нравится, когда к ним относятся как к отсталым. Это ощущается как унижение, оскорбление, эмоциональная агрессия. Если в древние времена рабства и отсутствия человеческого достоинства быть холопом было нормой, то по мере просвещения и эмансипации, в народе всё больше зрел запрос на признание их права на уважительное отношение. Это привело к череде революций в начале XX века, но, кажется, что либеральные элиты ничему не учатся. Они всё с таким же поучающим видом смотрят на незрелых тупиц, какими им представляется большинство россиян.

    Парадоксальным кажется противоречие в либеральных умах. Кажется, что они толерантны к тому, что мальчики хотят считать себя девочками или котиками, но нет никакой толерантности к желанию простого русского человека получать уважение к своему мнению. Если мальчик объявляет себя девочкой, мы должны уважать его самовосприятие. А если русский человек хочет порядка в своей стране, то он тупой и не понимает всех благ просвещённой цивилизации.

    К сожалению, а может быть и к счастью, пока либералы занимают такую высокомерную позицию, у них нет шанса получить поддержку общества.

    В отличие от какой-нибудь Швейцарии или Франции, история России сложилась так, что у нас сформировалось две прямо-таки касты разных людей. В течение веков аристократические элиты жили отдельно от народа. Различия проявлялись не только в уровне образованности, но и чисто на генетическом уровне. В аристократических элитах был свой образ жизни, свои предпочтения при выборе партнёров, чем у простых людей. Это приводило к естественному отбору, селекции по разным критериям. Физиологически, гормонально, анатомически аристократия сильно отличалась от простых людей. Отличия были вполне сопоставимы с различиями европейцев и индейцев. То, что было очевидно одним, было безумием для других. Пока народовольцы пытались просвещать тупых селян, селяне изумлялись инфантильности и беспомощности умников.

    Изнутри либерального мышления может казаться, что они искренне переживают за страну и за народ. Но если к этому искреннему переживанию добавляется идея «они же там все идиоты и без меня пропадут», то это уже нарциссическая высокомерная позиция. Она отторгалась и будет отторгаться «дикарями», которых пытаются «вразумить».

    Думаю, что любой психолог объяснит, что в отношениях с детьми такое воспитание — это худший вариант. Ребёнок должен чувствовать, что ему можно быть собой, что его идеи и творческие находки нравятся родителям. Ребёнок должен чувствовать, что даже если он в чём-то косячит, родители всегда на его стороне. И если наши горе-либералы ставят себя в позицию всезнающих родителей для народа, то почему они ведут себя как обиженные абьюзеры, которые говорят детям «Ты что, тупой? Я же тебе сто раз говорил».

    Декабристы были далеки от народа. Народовольцы, сколько бы ни ходили в народ, воспринимались как взбалмошные барчуки, которым вздумалось поиграть в спасательство.

    Советский проект стремился стереть различия и сблизить оба полюса общества. Идея культурно просвещённого пролетария двигала страну Советов к её достижениям. Но чем искусственней и насильственней пытались стереть любое неравенство, тем сильнее было противодействие. И неравенство прорастало с новой силой. Одни элиты сменяли другие элиты. И все только и думали как бы научить мужика не быть дикарём.

    В русских былинах про богатырей прослеживается этот лейтмотив про то, как князья да бояре вечно что-то обсуждают, пока богатыри от народа делают реальное дело.

    Ленинская аристократическая идея по окультуриванию масс была естественным продолжением идей народовольцев и декабристов, которые были так далеки от народа. В ней сквозило то же снисходительное просвещение.

    «Война и мир», «Муму», «Анна Каренина», «Обломов», «Ревизор», «Отцы и дети», «Мёртвые души», «Мать» — вся классическая русская литература демонстрирует дистанцию между интеллигенцией, горожанами и народом, деревней. Помещики и чиновники стараются держаться в стороне от народа. Иные пытаются просвещать серые массы. Третьи сами уходят в народ и опрощаются.

    И эта игра в противопоставление умников и простаков никак не закончится.

    Пока сохраняется это непонимание и непринятие реального фактического народа, пока умные головы считают людей недоразвитой массой, требующей воспитания и просвещения, — народ продолжит деятельно отталкивать идеи умников. Эта высокомерная снисходительная забота о судьбах заблудших не способствует, а препятствует всякому диалогу. В то время как истинное признание ценности и достоинства любого человека, его мировоззрения и культурных корней является основой гармонии в обществе.

    Если кто-то хочет изменять ситуацию, необходимо начать с уважения к личности каждого человека, с признания разнообразия мыслей и желаний.

    Давно прошло время попыток «умыть» и «причесать». Современный либерал кажется анахронизмом, вывалившимся в нашу реальность из века XIX. Попаданцы наоборот. Современная Россия уже крепко укоренилась в принятии всего своего культурного и исторического наследия, в ней комфортно сотрудничают люди совершенно разных происхождений. Единственное, что эта система отторгает — это обесценивающий брезгливый и недовольный взгляд сверху вниз.

    Каждый из нас имеет свой уникальный путь и своё видение будущего. И если мы хотим строить лучшее будущее для всех нас — следует начинать с уважения друг к другу. Начинать нужно с себя.

  • Будущее предпринимательства

    Будущее предпринимательства

    Мы привыкли думать, что крупные корпорации большие и неповоротливые. Они могут своим массивным ресурсом осуществлять грандиозные инфраструктурные проекты, но на мелком уровне они не могут быть эффективны. Поэтому есть место для мелкого купечества. Можно найти где-то возможность купить подешевле, найти возможность продать подороже, правильно договориться, подгадать момент.

    Но что если года через три какая-нибудь крупная корпорация создаст искусственный интеллект, который будет мониторить миллионы частных объявлений в секунду, писать тысячи оферов, по открытым источникам формировать психологический профиль партнёров и аудитории, делать наилучшие предложения в самый подходящий момент.

    Сможет ли обычный старорежимный коммерсант тягаться с искином, который может за день протестировать десятки тысяч коммуникационных и торговых стратегий? Нет, не сможет.

    Если предприниматель занимается бизнесом чисто ради денег — продаёт то одно, то другое, — где маржа больше, а риски меньше, там и я, — то такой предприниматель останется в хвосте эволюции после армии роботов.

    Сегодня о своей карьере переживают дизайнеры и копирайтеры. Завтра искин начнёт конкурировать с врачами, юристами и предпринимателями. Если ещё не.

    Тут небольшое лирическое отступление. В 1998 году мой научный руководитель отправил меня на два мероприятия. Первое было студенческой конференцией в области биомеханики, математического моделирования тела и здоровья. Второе было медицинской конференцией взрослых врачей. На взрослой конференции я должен был рассказать о математической модели глазных мышц и хрусталика, которую мы предлагали использовать для уточнения офтальмологических процедур. Мышцы были пружинками, хрусталик резиновым шариком. Простые формулы.

    Но на студенческой конференции я увидел первые разработки распознавания изображений, первые попытки классификации данных. Я был под впечатлением. И вместо того, чтобы на взрослой медицинской конференции рассказывать про резинки и пружинки, я заявил, что лет через пятнадцать-двадцать робот по снимкам и данным сможет ставить диагнозы. Пятьсот взрослых дяденек и тётенек, держась за животики, хохотали надо мной. Моё выступление было последним в программе. Ведущий меня поблагодарил, что после насыщенной работы участников конференции я поднял всем настроение своим юмористическим выступлением.

    Научный руководитель потом мне сказал кратко: «Наслышан». Больше я с ним не сотрудничал.

    Так что же делать предпринимателю ввиду неизбежных вызовов?

    То же, что сегодня делают копирайтеры и дизайнеры: делать ставку на то, чего искину не постичь — на исключительно человеческое. Это искренние чувства, живая страсть. То, что невозможно скопировать и симитировать. Это то, что есть в искусстве и чего нет в подделке. Это есть у Стругацких и Толкина, но нет в фанфиках подражателей.

    Живая энергия искреннего гения. Устремлённость передать то, что не помещается в слова. Дизайнеры и копирайтеры вынуждены становиться художниками и писателями. Так и предпринимателям придётся становиться творцами и гениями.

    Это про возвращение к истокам. Сначала возникли художники, потом их заменили дизайнеры, а теперь дизайнерам придётся снова стать художниками.

    На чьё место пришли торговцы и коммерсанты? Кого они копировали, кому подражали? Хороший вопрос.

    Мне видится, что они заменили пассионариев, которые занимались распространением своей культуры. Строители государств, защитники цивилизации. Они приходили к дикарям, вовлекали их в экономику, строили города, распространяли свою культуру. Торговля, бизнес были лишь инструментом для распространения своего культурного цивилизационного кода. Так и сейчас каждому коммерсанту придётся задаться вопросом, какую культуру я распространяю своим бизнесом, какую цивилизацию я расширяю, какие боги меня поддерживают.

    Если остаться просто торговцами без богов и цивилизационных флагов, то останется лишь обслуживать решения искина.

  • Ложь и дзен

    Ложь и дзен

    Если убрать всю ложь, то останется только дзен: падает снег, галка села на куст, картошки поел, сижу запиваю пуэром. Всё. Если оставить только правду, то останутся только факты. Но и по части фактов могут быть разногласия. Вот, у меня в детстве был микроскоп, — то ли детский, то ли настоящий с работы родителей, — я уж не помню. И я в него видел всяких тварей, которые копошились в воде.

    Сосед Колька микроскопов не имел, я его ни за что не пустил бы к себе в дом. Зато Колька знал, на какой помойке можно найти старые аккумуляторы, чтобы их переплавлять в грузики для рыбалки.

    В его жизни были одни факты, в моей другие. Наши ракурсы и сферы опыта показывали нам реальность с совсем разных сторон, хотя нас разделяло метров сто.

    Ну хорошо, допустим, мы решили взяться за дело и создать свод всех фактов на свете. Будем создавать дзенскую энциклопедию. Бактерия ест бактерию, аккумулятор валяется на помойке — добавим это всё к универсальному своду знаний о фактах. Но врать нельзя. Нельзя отклоняться от фактов. Никаких суждений, никаких домыслов, никаких мнений, никаких интерпретаций. Далеко ли мы так уедем?

    Ответ — Нет. Без оценок и интерпретаций мы далеко не уедем. Успех заложен не только в способности точно отражать действительность, но и в способности предугадывать будущее. Люди, которые думали «Вот пушистый тигр, он смотрит на меня, он прижался к земле, падает снег» — просто не оставили потомства. Эволюция доказала, что преимущество за теми, кто умеет отстроиться от наблюдаемых фактов и в мире мышления, абстракций и вымысла достроить картинку в будущее, предположить прошлое, найти связи между явлениями, выявить подобия, обобщить, экстраполировать, осмыслить.

    Большая часть всего, что есть в информационном поле — это именно мнения, суждения, оценки, экстраполяции и осмысления. То есть не факты. Даже по части фактов мы с Колькой могли иметь разную правду. В сфере осмыслений никакой правды вообще быть не может, потому что все эти осмысления и оценки — это личное интеллектуальное творчество. Если мои осмысления помогают мне убегать от тигра и собирать бананы, то я молодец. Если мои осмысления ведут меня в волчью яму на пир к динозаврам, то я не молодец. Спорить о правдивости оценок и мнений бессмысленно. Это как спорить, чей плевок более железный. Каждый вырабатывает свои мнения и суждения — и это либо помогает человеку жить здорово, качественно и долго, либо нет.

    Любой, кто берётся провозглашать, что какие-то взгляды правильные, а какие-то нет — говорит не про правду, а про другое — про правильность. Некоторые взгляды помогают нам быть более выправленными, ясными, собранными, в хорошем тонусе и достигать своих реальных целей. А некоторые взгляды вгоняют нас в запутанность, разбросанность, растерянность, мы оказываемся неспособны действовать чётко и эффективно. В основе тут нет места правде, морали. Правильность — это про то, насколько взгляды помогают нам быть в цельном и эффективном состоянии. Если какая-то мысль вызывает в нас бодрую спортивную подтянутость, концентрацию на ясных целях и радостную готовность бодро двигаться к этим целям — это правильные мысли, мысли, которые нас правят, выпрямляют. Если мысль вызывает затмевающий разум гнев, отчаянную злобу или депрессивность, безнадёжность, потерю воли, если становится непонятно, к каким целям стремиться, горизонт виденья в будущее сжимается до примитивных действий, которые хочется совершить срочно сию минуту, — то это мысли не правильные, они не правят, а косят — искажают, корявят человеческий дух.

    Правильные взгляды помогают человеку, семье, сообществу, стране длиться долго, сохранять свой путь, свою культуру, свой опыт. Неправильные взгляды проводят к распаду, унынию и потере пути. Вернее, то, что помогает длить свой путь и действовать цельно — это правильные взгляды. То, что приводит к разрухе, коллапсу, дезориентации и рассогласованности частей — это неправильные взгляды.

    Не существует никаких систем взглядов, которые были бы универсально полезны всем и всегда. Любая система мышления, которая была правильна вчера, сегодня может стать неправильной. В разных семьях, культурах, странах одни и те же мысли и взгляды будут оказывать совсем разный эффект. Поэтому риторика про распространение одних и тех же универсальных ценностей и убеждений — это зло, которое кому-то выгодно, но других приведёт к упадку и зависимости.

    Позволять друг другу иметь свои взгляды, допускать возможность и правильность иных взглядов у других людей в других ситуациях — это залог всеобщего процветания и развития.

  • Система взглядов соткана из боли

    Система взглядов соткана из боли

    В некоторых кругах общества людям привита привычка не проживать свои эмоции, а создавать из них мнения и суждения о людях, о мире, и как можно шире и быстрее эти мнения распространять. В итоге целые слои общества живут в системе представлений, которые имеют слабое отношение к реальной реальности. Их система представлений на девяносто процентов соткана из непрожитых эмоций множества людей.

    Люди прекрасно умеют проживать сполна, наслаждаться до дна своими приятными чувствами. Но люди изнежены и не терпят дискомфорта проживать неприятные эмоции. Именно неприятные эмоции они торопятся превратить в якобы умные мысли и запустить их в общее поле. Это значит, что система представлений в таком обществе соткана из непрожитой боли. В итоге мы получаем целые философии, целые системы представлений, которые несут лишь одно послание: жизнь боль, все сдохнут, всё бессмысленно, нужно бороться с мировым злом, но все обречены.

    Такие системы взглядов подобны лютому вирусу. Допустив в мозг такое мышление, человек сам себя направляет ко всё большим страданиям.

    Эта картина усугубляется ещё и тем, что согласно общепринятой культуре в этих кругах, сообщение считается тем правдивее, чем больше в нём боли, отчаяния, обиды, отторжения и возмущения. Уравновешенная нейтральность считается ложью. А хвалебные мысли приемлемы только если в них кроется жирный намёк на что-то иное, что нужно ненавидеть между строк.

    Даосская традиция настоятельно советует заботиться о пищеварении, не забивать желудок, вовремя ходить в туалет. А также следить за тем, чтобы эмоции тоже эффективно переваривались и освобождали бы место для ясности и уверенности. Когда непереваренные чувства, застрявшие в сердце, ударяют в голову и начинают науськивать на создание безумия, стоит обратиться к лекарю.

  • Прощай, достигаторство

    Прощай, достигаторство

    Я знаю, что у многих началась перестройка. Люди начинают иначе чувствовать свои дома, иначе чувствовать свои тела, иначе ощущать свои ориентиры.

    За один день ко мне обратилось двое человек, которые честно признались, что вдруг почувствовали, что всё, к чему они устремлялись раньше, потеряло смысл. Зачем продолжать в это самопродвижение, зачем достигать то, чего ещё так бодро достигали пол года назад.

    В даосской традиции это ожидаемый феномен. В эти дни меняется двадцатилетка. Новая двадцатилетка вытаскивает на первый план принципиально новые виды ценностей.

    В период с 2004 по 2023 всем было естественно стремиться к достижениям, к ачивкам, открывать новые уровни, пробивать потолки, доказывать успешность своего успеха уровень за уровнем. Те, кто не включился в эту игру, выглядели странно и никому не нравились. Сейчас другие вещи будут в моде, совсем не достигаторские. Продолжать сейчас оставаться достигатором — это демонстрировать, что ты из прежнего поколения с устаревшими ценностями.

    Сейчас на сцену выходят искренние чувства. В литературе набирает обороты нео-реализм, в котором показывают искренние чувства обычных людей. Приключения с квестами, с достижением целей, с героическими героями уже устарели.

    В жизни тоже раскрывается запрос на неподдельность сердца.

  • Новый год без иллюзий — искусство настоящих желаний

    Новый год без иллюзий — искусство настоящих желаний

    Весь светский новогодний ритуал в России и и других частях СССР выстроен так, чтобы у людей наступило притупленное состояние. Нарушить режим сна, объесться, напиться. Эмоциональные качели от восторгов до апатии. В таком трипе ясность духа, виденья, мышления — это недоступная большинству роскошь.

    Да, такой праздник может помочь снять накопившийся стресс. Но остроте виденья это не помогает. А именно сейчас в середине зимы исключительно важное время для формирования замыслов на следующий год. Пара недель — с зимнего солнцестояния до 7 января — это самые первые две недели нового годового цикла. Это самое подходящее время, чтобы сформировать намерения, виденья, стратегии жизни и дел на следующий год. Для многих людей от такого двухнедельного вынашивания новых смыслов остался лишь ритуал впопыхах, нетрезво загадать что-то под бой курантов. Пожелания, сформированные в таком состоянии, обречены на очень скудный импульс к реализации.

    Искренне желаю всем воспользоваться этими днями до 7 января, чтобы в ясности, покое и осознанности соткать новое виденье своего пути.

    Как формировать пожелания — это тоже непростое искусство. Для многих эти замыслы и пожелания проходят под печатью «пусть я получу», «дайте мне уже наконец», «хоть бы не случилось беды, пусть будет хорошее». У всех таких пожеланий есть одно общее представление — там есть большой мир, который может дать мне одно или другое, и я зажмуриваюсь и очень хочу, чтобы он дал мне то, что мне хочется, и не дал то, чего мне не хочется.

    Это очень инфантильное состояние. Я маленький и я очень хочу. Хоть бы оно сбылось. То, что вся новогодняя сказочная эстетика крутится вокруг детства и детей, подпитывает и во взрослых такое инфантильное ожидание, что кто-то большой там мне сделает хорошо.

    Стоит научиться другому способу формировать пожелания. Это непросто выразить в словах. Но я попробую. У правильного способа пожеланий есть такое чувство, что я дарю миру новую красоту. Я не пытаюсь что-то выпросить, а я привношу в мир новую красоту. Как художник, который дарит холсту новый штрих, как визажист, который дарит модели новую линию, как творец, который дарит миру новую реальность. Такое состояние должно быть в момент пожелания. Лёгкое отпускание в мир новой красивой идеи.

    Даже когда мы хотим что-то для себя — это должно быть переосмыслено и переосознано как новая красота, которую я хочу подарить миру в форме своих улучшившихся дел. Когда Вселенная видит в нас со-творца, то она охотнее сотрудничает.

    Представьте себя родителем или распорядителем бесплатных кредитов. Все к вам приходят и говорят дай-дай-дай. И вдруг кто-то говорит, я хочу, чтобы в нашем доме появились новые удобные вещи, новый красивый дизайн. Или я хочу, чтобы в нашем городе появился новый сервис, новое удобство для жителей. Я сам могу делать определённую часть работы, у меня есть определённые ресурсы, знания, опыт и таланты и мне нужна помощь, чтобы предоставили недостающие ресурсы и поддержку. Согласитесь, что инвестор или родитель с большей охотой поддержит того, у кого есть желание сделать что-то красивое для всех, и есть идея, как создать эту красоту.

    Так и с пожеланиями в пространство — лучше всего, если мы способны увидеть в своих личных желаниях объём и глубину — каким образом то, что я хочу, является щедрым даром обществу, истории, народу, человечеству, городу, району. Если никак не удаётся найти глобальную ценность в своих желаниях, то Вселенная едва ли их поддержит.

    Поддержка Вселенной или богов — это лишь один способ описания. В даосской традиции нет различения между словом бог и словом дух. Наш собственный дух готов давать свою ясность и мощь в неэгоистичные, внеличностные замыслы. Поэтому, переосмыслив свои желания, как дар новой красоты миру, мы можем привлечь в свои проекты собственный дух, мы сможем действовать в своих делах всеми своими частями — сознательными, бессознательными, сверхсознательными… А это значит, что дела будут делаться в тысячу раз эффективнее.

    И тут, конечно, нет места фальши. Не удастся приврать и насочинять. Высосать из пальца общественную пользу, не веря и не чувствуя её — так не сработает. Нужно искренне, по правде, совершенно натурально испытывать это глубокое уважительное чувство, с которым мы смиренно и достойно предлагаем миру новую альтернативу.

  • Примирение с миром, не отказываясь от перемен

    Примирение с миром, не отказываясь от перемен

    Я часто говорю, что не надо спорить с реальностью. Одновременно у каждого из нас есть свои идеи, как можно было бы что-то улучшить в собственной личной и профессиональной жизни, что-то улучшить в районе, в сообществе, в мире. И я также говорю, что нельзя пренебрегать своими устремлениями, что нужно позволять своим глубочайшим устремлениям и призваниям разворачиваться на полную, давать материализацию.

    Любые действия по улучшению мира меняют мир. То, что было до изменений, перестаёт существовать. Мы уничтожаем старое состояние дел и создаём новое. Что это, если не спор, не борьба, не уничтожение зла ради провозглашения добра?

    Если не спорить, не бороться с миром, то это же значит, что его надо принимать как есть — а это значит вечно мириться и соглашаться с тем, что дают, даже не озвучивать своих запросов, а уж тем более не возражать и не менять обстоятельства.

    Либо то, либо другое. Так кажется.

    Но так только кажется.

    Когда мы говорим о том, чтобы принимать мир, как он есть, то речь идёт сразу о всём мире. Включая нас самих. И если в нас самих есть боль, обида, дискомфорт, несогласие с тем, как сложились обстоятельства, то принимать мир как он есть означает принимать всю эту реальность целиком. Да, происходят такие-то события, да, кому-то они нравятся, да, мне они не нравятся. Всё это есть, всё это факт, мои чувства тоже факт этого мира. И я принимаю весь этот мир вместе со всеми встроенными в него в данный момент противоречиями и конфликтами интересов и сил.

    А когда в системе есть внутренние напряжения, то они неизбежно приведут к конфликтной разрядке рано или поздно.

    И именно такой мир — со всей его правдой про конфликты и противоречия — принимать как есть не хочется. Не хочется верить в то, что люди могут не понимать друг друга. Не хочется принимать тот факт, что у разных сторон могут быть разные представления и интересы. Не хочется признавать, что у нас самих могут быть трудные чувства. Не хочется знать, что другим внешним силам нет до нас никакого дела.

    Когда нам не хочется принимать этот непростой мир как он есть, то тогда мы

    • или придумываем себе инфантильную сказку про котиков и единорогов, всячески отвлекаем себя развлечениями от конфронтации с проблемами,
    • или тратим очень много эмоций и сил на драматические переживания о том, насколько мир и люди вокруг несовершенны, глухи и бессердечны, а в худшем случае — насколько плохи мы сами.
      Ни то, ни другое ничему не помогает. Напряжения и противоречия остаются — просто мы отказываемся принимать участие в конфликтной разрядке.

    Когда я говорю, что не надо спорить с реальностью, я имею в виду второй пункт — не надо тратить силы на жалобы о том, как всё плохо. Это помогает временно снизить напряжение, временно себя вымотать и ослабить — и отложить на потом конфронтацию с накопившимся напряжением.
    Первый пункт тоже является спором с реальностью, только более с улыбочкой. Я не жалуюсь, как всё плохо, а лицемерю, что всё хорошо.

    Спорить с реальностью, жаловаться «так не должно было произойти» — это нам не нужно.
    Но если мы перестаём спорить с реальностью, если мы принимаем весь мир целиком со всеми его напряжениями и противоречиями, то и бороться с ним не приходится. Если мы приняли всё целиком, то мы можем сотрудничать с этой системой — достаточно аккуратно кольнуть в одном точно найденном месте — и процесс разрядки сам себя осуществит. Долго и нудно бороться с обстоятельствами приходится, если мы не нашли ключевую точку, в которой минимальное воздействие запустит мощный каскад сдвигов. А мы не нашли эту ключевую точку, потому что были невнимательны. Нам не хотелось вникать, всматриваться, вслушиваться. Мы просто берёмся за первую попавшуюся задачу и начинаем её тащить, а она сопротивляется, потому что все её хвосты увязли глубоко в ядре противоречий.

    Мне непросто привести это к технической инструкции. Но в реальной работе с личными клиентами — на каждой встрече, с какой бы путаной проблемой клиент ни пришёл, мне удаётся повернуть его внимание к тому вопросу, который решает сразу всё, ну или сразу многое в его сегодняшней ситуации. Но для того, чтобы этот вопрос найти, чтобы выявить это корневое противоречие, нужно слушать, впитывать всё, что выгружает клиент на встрече. И, да, мои личные предпочтения могут быть таковы, что я бы ни за что не стал бы жить жизнью моего клиента. Мне многое может не нравится в его образе мыслей, в его бизнесе и личной жизни. Но если я буду брезгливо относиться к рассказам клиента, я не смогу быть достаточно внимательным к тонкостям его ситуации. Мне нужно принять реальность — не спорить с ней. Вот такой клиент, вот такая у него жизнь, вот такие у него проблемы. И тогда я могу расслабиться, снять с себя своё напряжение несогласия и неприятия реальности. И тогда среди крушащих друг друга великанов-ётунов можно найти самого тихого, самого интеллигентного, очень похожего на светлоликих асов трикстера Локи, который всё затеял.

    Корень сложного узла проблем обычно выглядит совершенно непримечательно. Просто некое безобидное суждение, какая-то неагрессивная концепцийка. Которая даже похожа на правду, на откровение и вдохновение. И если задать вопрос в неё — направить на неё луч внимания, то многое можно исцелить. Но чтобы так получилось, нужно принять войну ётунов в ситуации клиента без брезгливости и припудривания.

    В своих собственных делах и обстоятельствах помогает бесстрастность. Если радоваться удачам и печалиться провалам — если заниматься только эмоционированием, восторгами и возмущениями, — то так дело не пойдёт. Конечно, нужно дать эмоции отыграться. Но не стоит за неё цепляться, не стоит снова и снова, рассказывая друзьям о своих делах, заново запускать в себе эмоциональный отклик. Когда эмоция отыграла, пошла на спад и переварилась, мы можем перейти к фазе кардинальной честности — принятия всего как есть. Наступает бесстрастная ясность, чёткий фокус, ясные решения, верные выводы.
    Затем совершаются точные действия, в которых есть хирургическая или самурайская точность попадания. И много тяжёлой борьбы делать не приходится. Момент концентрации, собранность, концентрированное сфокусированное действие — и отпускание. Потом события сами как-то происходят, получаешь какие-то последствия. Эмоционируешь. Трезвеешь. Делаешь новые выводы. И переходишь к новому точному действию. И снова отпускаешь.

  • Встреча сердца и бизнеса

    Встреча сердца и бизнеса

    Зачем-то циничный слоган американских бандитов про «это просто бизнес» проникает в совершенно неожиданные места. Многие люди, занимающиеся совершенно безобидным бизнесом, начинают считать, что в работе, в делах обязательно должно быть место цинизму и насилию. Без бессердечия, мол, каши не сваришь.

    У меня был клиент, который был уверен, что на работе нельзя быть добрым. Всякий раз, когда он начинал обращаться к сотрудникам по-человечески, они теряли всякую дисциплину и начинали рушить бизнес. Всякий раз, когда он из сочувствия принимал на работу давнего друга на хорошую зарплату, друг оказывался некомпетентным зазнайкой и ломал все отлаженные структуры.

    В итоге у человека сформировалась идея, что любое бизнес-взаимодействие — с клиентами, с сотрудниками, с партнёрами — это полный антипод любой человечности. Что деловое общение должно быть формой насилия, принуждения, подавления, манипуляции, лжи и агрессии.

    В даосской традиции мы говорим об истинном сердце, об изначальном духе.
    Даосское понимание сердца — это не про нашу русскую эмоциональную сентиментальную «сердечность» или «сердобольность». В даосском понимании истинное сердце — это состояние до слов, до эмоций, до суждений. Способность находиться там — в самой сердцевине, в ядре своего существа — это развивают даосы. Из этого уровня восприятия нет ничего обязательного. Всё, что обычно кажется неизбежным, оттуда можно перепрограммировать.

    В нашей работе мне удалось развернуть сознание клиента так, что он понял, что дисциплина и ответственность на работе — не обязано быть формой насилия и принуждения для сотрудников. Мудрый правитель создаёт законы, порядки и структуры, которые помогают людям развиваться и становиться успешными. В бизнесе руководитель, который отбросил болезненные идеи американских бандитов, может создавать здоровые KPI и правила работы. Следуя таким правилам, сотрудники становятся всё более полноценно развитыми личностями, раскрывают свои таланты — становятся целостными со своими собственными истинными сердцами.

    Отчасти это может напоминать утопическое просветлённое государство, в котором духовное развитие и материальный достаток не спорят друг с другом, а сотрудничают. Но даже если это утопия, почему бы не внедрять его элементы уже прямо сейчас? Когда, если не сейчас? Кто, если не мы? Где, если не прямо здесь — в своих собственных делах?

    Особенно сейчас наступает пора, когда можно внедрить в мир совершенно новые модели — здоровые, искренние, интегральные, — объединяющие, а не разделяющие.

    Я многому учусь, работая с моими клиентами. В моей собственной жизни, в моих делах всё довольно просто. Помогая клиентам разбираться в их делах, я сам делаю немало наблюдений и открытий. С каждым днем я всё больше понимаю, что принципы даосизма глубоко коррелируют с современными идеями о здоровом бизнесе. Ведь истинное мастерство не в том, чтобы насаждать страх и подавление, а в умении найти гармонию между потребностями бизнеса и глубинными человеческими устремлениями. Возможно, создание такого бизнеса требует больше внимания, ответственности и медитативной чуткости, но результат стоит того.

    Такой подход меняет всё — начиная от микроклимата в коллективе и заканчивая отношениями с конкурентами. Представьте мир, где конкуренция перестаёт быть борьбой за выживание и превращается в дружественное соперничество за лучший способ служения обществу.

    И да, я уже вижу изменения у своих клиентов. Когда мы начинаем работать над трансформацией мышления, они сначала скептически относятся к предложенным практикам. Но постепенно осознают, что деловая эффективность может возрасти благодаря более чуткому лидерству. И когда они видят результаты — повышение продуктивности без изнурительного давления, они начинают верить.

    Верить не только в цифры на графиках увеличения прибыли или роста KPI. Они начинают верить в людей — своих сотрудников, которые хотят работать лучше не из страха потерять работу, а из желания быть частью чего-то значимого.

    Моя задача как консультанта — помогать им видеть этот путь и поддерживать на каждом шаге. Чтобы руководители узнали ценность связи сердца и бизнеса — двух кажущихся непримиримых элементов.

    Начните сегодня менять ваш подход к бизнесу — найдите ваше «истинное сердце» и посмотрите, насколько глубже и успешнее может быть ваше дело.

  • Создание будущего в трудное время

    Создание будущего в трудное время

    С азартом создавать новое яркое будущее — теперь удел немногих. В эти мрачные времена для большего числа людей по всему миру актуальнее вопросы, как удержаться на плаву, как не скатиться в минуса, как сохранить хотя бы какое-то подобие прежней жизни. С размахом формировать будущее кажется непозволительной роскошью.

    Я знаю, что именно в такие времена нужно мыслить смело и по-крупному. По единственной причине: конкуренции меньше. Пока другие рефлексируют об утраченных ценах, поездках, брендах, покое, безопасности, уверенности, пока бывшие конкуренты справляются с насущными задачами — у нас есть шанс. Те, у кого хватает ясности и силы, несмотря на осложнения, мыслить масштабно и устремлять свою волю в изменение мира — смогут именно сейчас сделать большие шаги, чем раньше.

    Один из моих клиентов однажды поделился своими мыслями, которые нашли во мне глубокий отклик: он устал от того, что от него ждут соответствия общественным ожиданиям в ущерб его собственным мечтам и устремлениям.

    Для многих такие чувства сейчас очень актуальны. Пока одни увязли в проблемах, у кого-то есть больший шанс неплохо рвануть вверх и вперёд. И каждый сам решает, кем быть.

    Проблемы, трудности, вызовы всегда были и всегда будут. Но как, в каком настрое их встречать — это наш выбор. Устало отталкивать самое неприятное, согласившись на общее ухудшение. Или засуча рукава сделать свой вклад во всеобщее и личное процветание.

  • Через тиски двоичного мышления к полноценной жизни

    Через тиски двоичного мышления к полноценной жизни

    Ленивому мышлению очень хочется, чтобы всё было просто: это хорошо, а это плохо; эти хорошие, те плохие; так можно, а так нельзя; это правильно, а это неправильно. Жить в таком мире — просто. Просто для ума, но очень непросто для всех остальных аспектов человека.

    Когда человек живёт в таком простом мире, где есть только добро и только зло, то весь процесс мышления сводится к перемещению этих чёрно-белых фильтров. Вчера он мог думать, что одна страна хорошая, а другая плохая. Сегодня он думает, что это правительство одной страны плохое, а все остальные хорошие. Завтра он поймёт, что все правительства плохие, а народ везде хороший.
    И все эти умозаключения лживы, в них нет правды.
    Потому что они ошибочны на принципиальном уровне. Мир не чёрно-белый.

    Некоторые умные люди понимают, что, да, мир не чёрно-белый, а есть оттенки серого. Мол, где-то есть кто-то сильно плохой, где-то есть кто-то сильно хороший, а все остальные чем-то хороши, чем-то плохи, что-то среднее. Это тоже чёрно-белый мир с признаками интеллектуальности.

    Некоторые, услышав такую критику чёрно-белости, решают: я буду считать всех хорошими, я буду стараться понять историю и мотивацию каждого и видеть, что каждый человек несёт любовь и добро.
    А считать, что кто-то плохой — это плохо. Верить, что все хорошие — это хорошо.
    Такому человеку лишь кажется, что он вырвался из чёрно-белости, но на самом деле он установил жёсткую сегрегацию мыслей. Так думать хорошо, а так плохо.

    Когда мы находимся в крепких тисках чёрно-белого мышления, богатство наших жизненных свойств становится сильно ограниченным. Мы как мотылёк вьёмся вокруг лампы, боясь отлететь от неё хотя бы на пару ладоней. Мы лишаемся доступа к богатству возможностей, которое лежит там — вне светлого пятна. Мы подобны козе, которая вытоптала и съела всю траву на знакомой полянке, а выйти за ворота — это плохо-плохо.

    Но просто так отбросить идею о плохом и хорошем, проснуться в понедельник утром и начать жить вне чёрно-белого мышления — это вряд ли возможно. Жить в многоцветном мире требует выработки совершенно новых навыков обращения с миром, с собственной психикой и телом. Требуются не просто другие мысли, а другие способы мышления. И даже не другие способы мышления, а другие принципы создания новых способов мышления.

    Я очень люблю выводить людей за рамки добра и зла. Лучше всего для этого подходят личные встречи.

    Один клиент жаловался, что он слишком любит развлекаться и совсем не занимается делами. Пристрастия к увеселениям были для него злом, а развитие дела добром. Я попросил его дать мне картинку его наилучшей жизни через 20 лет. Оказалось, что чтобы построить такую жизнь, нужно предпринять множество ответственных дел. Но выяснилось также, что вся эта жизнь мечты пропитана наслаждением и удовольствием. Просто это удовольствия другого уровня. Выяснилось, что его нынешние увеселения — это второсортное удовольствие, к которому он прибегает, потому что пока не окунулся в жизнь своей мечты. Но чем больше его большая идея становится реальностью, тем больше он получает наслаждение от каждого вдоха и каждого шага. И развлечения уже не нужны.

    Другой клиент жаловался, что все его творческие устремления натыкаются на критику внутреннего зануды, который своим планированием убивает весь драйв и страсть. Зануда был плохим, творец хорошим. Я предложил закончить сражение и попробовать объединиться. Пусть у каждого будет своё достойное место в общей экосистеме. Нам удалось убрать противостояние и разные грани человеческого существа начали работать сообща во имя общего процветания.

    В моей практике такие воссоединения противоположностей происходят уже на первой встрече.

    Когда нам кажется, что мир пропитан ненавистью и войнами, когда нам хочется, чтобы все, наконец, помирились, нам стоит начать с себя — прекратить подавление частей собственного существа, установить мир и согласие в собственном сердце. Примирить духовность и сексуальность, практичность и идеализм, творчество и продажи, любовь и критичность. Соединить противоположности в единую амальгаму, дав основу для пробуждения в новый целостный путь.

баланс бацзы бизнес боги боль вера влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье истории клиентов исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты