Рубрика: Современность и жизнь

Рефлексии о современном мире, экономике, лидерстве, обществе, вызовах, кризисах

  • Целостное мировосприятие

    Целостное мировосприятие

    Научная парадигма предлагает раздробленное мировоззрение. Спорт и калории — отдельно. Психология — отдельно. Градостроительство — отдельно. Медицина, инженерия, айти — всё вроде бы как-то влияет друг на друга, но на практике каждая дисциплина предлагает нам быть «людьми одного угла» — то есть смотреть на мир с ограниченного ракурса.

    На практическом уровне очевидно, что такая аналитическая парадигма приносит ощутимые плоды. Но чем больше у нас лекарств, городов, самолётов и компьютеров, тем актуальнее становятся кросс-дисциплинарные исследования. Как соцсети влияют на этику общения? Или на когнитивные способности? Как городская скученность влияет на здоровье и уровень тревожности? Как медитация влияет на рабочую продуктивность?

    Такие исследования могут приносить ещё более качественные практические достижения. Но дело не только в них.

    Каждый человек несёт в себе тоску по единству, боль разлуки с целостным. Это проявляется в акте рождения, когда мы лишаемся тёплой материнской Вселенной и нас выбрасывает в холодный и не всегда любящий большой мир. Это проявляется в тревожности одинокого городского жителя, у которого зачастую нет ни здоровых семейных связей, ни включённости в коммуну. И каждый решает эту тоску по целостному по-своему.

    Кто-то находит решение в религиозности, которая даёт чувство единства с Высшим. Кто-то создаёт или находит сообщество единомышленников. Традиционная модель прихода, религиозной общины даёт и то, и другое. Кто-то примыкает к политическому или волонтёрскому движению, к социальному тренду. Кто-то ищет соединение с Абсолютом через искусство, через состояние потока — когда ты растворяешься в созидании, забыв о различениях. Кто-то находит это чувство в любви и близости. Кто-то — в семье.

    Но все эти виды исцеления, воссоединения с целостным — это культура, а не наука. А наука с высоты своего пьедестала, с вершины храма сциентизма, продолжает внушать ущербность этих занятий, сводя всё к механике разрозненных частиц.

    Разве что, занявшись фундаментальными вопросами — об устройстве космоса, о коде мироздания, о теории суперструн, — можно приблизиться к этой мистерии единения с всеобщим. Но это сложно и почти никому не доступно.

    И всё же жажда целостного мироощущения заставляет людей отталкивать науку и современность, тянуться в архаику, в древность. Искать лекарство души в традициях, в изначальности, в ортодоксии. Воскрешать древних богов, возвращаться к природному шаманизму. Потому что интуитивно или осознанно люди ощущают в древнем слое восприятия целостный, интегральный взгляд, в котором весь мир — это единый организм, дышащий общими чувствами и смыслами. Где боги ходят среди людей, а сны и видения неотделимы от твёрдых фактов.

    И, может быть, именно это ощущение — не логика, не рациональность, не доказуемость, а трепетная память сердца о цельном мире — и есть то, что возвращает нам реальность.
    Настоящую. Живую. Неделимую.

  • Свобода это рабство

    Свобода это рабство

    Либерально-индивидуалистический дискурс навязывает опасную иллюзию: будто человек полностью управляет своей жизнью и решениями. Эта идея преподносится как самоочевидная истина, аксиома, не требующая доказательств. Иными словами — как религиозная догма.

    Чем опасна эта иллюзия? Тем, что в то время как человеком управляют внешние силы, культурные конструкции или ментальные вирусы, он продолжает упорно верить: «всё решаю я сам». Эта вера делает механизмы управления невидимыми — именно потому, что они оказываются исключены из поля осознания.

    Если же человек не считает себя суверенной, оторванной от всего личностью, а признаёт, что он — продукт воспитания, среды, родовых сценариев, коллективных травм, носитель старой кармы, языка, идеологий, частью которых стал неосознанно, то появляется возможность взглянуть на эти силы. Увидеть, что они сильнее «индивидуальности». И если уж свобода и возможна, то только через признание собственной запрограммированности. Только через взаимодействие с теми силами, что формируют поле сознания. С одними можно выстроить союз и позволить им направлять себя. Другим — сказать: «Нет. Я больше не принадлежу тебе».

    Но этого не может сделать тот, кто живёт в трансе личной автономии. Потому что не осознаёт самих нитей, за которые дёргают.

    Атомизация общества усиливает этот транс. Когда человек вырван из концентрических кругов семьи, рода, традиции, общины — создаётся видимость полной свободы. Множество якобы «независимых» личностей, никаких якобы ограничений. Государство, глобальный порядок — если и существуют, то в виде чего-то абстрактного, не имеющего лица. Люди, не натренированные воспринимать коллективные процессы, не способны различить субъектов за абстрактными системами. Поэтому сознательное управление мышлением и поведением людей остаётся за кадром.

    Либеральный рационалист воспринимает лишь малую часть того, что происходит внутри. Он думает, что именно там он и принимает свои решения. Всё остальное — слепая зона. В ней — гипноз культуры, слепые пятна родовых программ, непрожитые травмы. А ещё — демоны. Паразитические сущности, ментальные и энергетические, питающиеся повторяющимися эмоциями, которые они же и вызывают.

    Пока ты уверен, что свободен — ты порабощён.
    Свобода начинается с прозрения: кто в тебе говорит, кто чувствует, кто выбирает.
    И с решимости укреплять своё ядро — выправлять и собирать себя заново, чтобы стать пригодным сосудом для воли, идущей из глубины.

  • Агония старого

    Агония старого

    Последние 20 лет большого цикла: куда движется мир?

    У меня нет иллюзий, что скоро всё как-то наладится. Нас ждут очень непростые годы. Началась великая ломка всех систем, и всё происходящее — лишь первые удары по устоявшемуся порядку.

    Сегодня кажется, что мир раскололся на противоборствующие силы: БРИКС против евро-атлантических глобалистов, Трамп против глубинного государства, Восток против Запада. Но на самом деле это не просто борьба идеологий или экономик. Мы видим последние судороги уходящего порядка, который держался более пяти веков.

    Китайские циклы: завершение 540-летнего процесса

    В китайской системе календаря есть разные уровни циклов. Один из них — 540 лет. Именно в этот масштаб мы сейчас и вписаны.

    В 1504 году начался период, в который главную роль стали играть морские империи — сначала португальская и испанская, затем британская и французская. Именно тогда заложились основы мировой торговли, которые мы знаем сегодня: заморские колонии, глобальные поставки ресурсов, единая система морской власти. Даже когда колонии получали независимость, эти связи сохранялись: политически, экономически, культурно.

    Но этот цикл подходит к концу. Последние 20 лет этого большого периода начались, и к 2044 году идея глобальных морских империй может окончательно схлопнуться.

    Что будет дальше?

    История показывает, что когда один порядок рушится, на его месте рождается новый. Но каким он будет?

    • Континентальные державы — Россия, Китай, Иран, трампистская Америка — станут локализованными силами вместо глобальных морских структур?
    • Или нас ждёт нечто совершенно иное, невообразимое с нашей точки зрения, как Америка в 1480 году была за пределами представлений европейцев?

    Мы движемся в эпоху тектонических сдвигов, и простых решений не будет. Именно в такие моменты важно видеть шире, чем то, что показывают новости. Осознавать скрытые циклы, чувствовать, куда идёт река дао, а не просто плыть по течению.

    Почему это важно для тебя?

    Ломка больших систем всегда затрагивает людей на личном уровне. Если ты ощущаешь неопределённость, запутанность, ощущение, что прежние схемы больше не работают, это естественно. Мы все проходим через этот переход.

    И здесь важно не только прогнозировать глобальные события, но и понимать, как двигаться внутри этого хаоса. Даосская традиция даёт ключи к личной навигации, помогает нащупать свой собственный изначальный дух и идти своим путём, жить свою судьбу, а не чью-то ещё, даже среди потрясений. Когда мир становится нестабильным, особенно важно знать, где твоя точка опоры.

    Если ты хочешь глубже разобраться в своей ситуации, понять, как двигаться в этом изменчивом мире — можешь обратиться ко мне за консультацией. Времена меняются, но знание законов сердца даёт силу видеть дальше горизонта.

  • Гаввах

    Гаввах

    Говорят, что есть силы, которые питаются энергией страданий. Эту энергию называют словом «гаввах». Чтобы им было что есть, эти силы создают и поддерживают структуры, провоцирующие боль: войны, болезни, бедность. Помимо самих несчастий, эти силы также стремятся к тому, чтобы как можно больше людей знали об этих несчастиях и включались бы эмоционально в боль. Так возникают криминальные хроники, бесконечные трагедии в новостях. Необязательно страдать самому — достаточно эмоциональной вовлечённости в чужие страдания, чтобы стать источником этой энергии.

    Поэтому в эзотерических кругах часто звучит совет: «Не корми тьму, не включайся в её игру, не направляй внимание на боль».

    Но вот проблема. Многие, следуя этому принципу, просто выстраивают вокруг себя тонкий кокон игнора, притворной слепоты. «Я не смотрю новости, не говорю о войнах, не думаю о страданиях — значит, они не касаются меня». И в этом — парадокс: за подобной искусно поддерживаемой слепотой часто прячется страх. Страх увидеть реальность, страх включиться в страдания, страх невольно «накормить тьму». Упорное поддержание щита избирательной слепоты — это та же эмоциональная вовлечённость в боль. Игнор, нарочитое неведенье — это разновидность гнева и отторжения.

    Отказ видеть реальность — это не свобода. Это тоже ловушка, только другая.

    Освобождение — не в том, чтобы притворяться, будто проблемы не существуют. И не в том, чтобы впадать в хаотичный ужас от увиденного. Путь — в ясности и устойчивости. Видеть, понимать, действовать. Взаимодействовать с миром, осознавая боль, но не становясь её пленником. Не давать страху управлять собой — но и не жить в вымышленной реальности, созданной для комфорта.

    Тьма живёт за счёт хаоса, тревоги, запутанности. Когда в тебе ясность, тьме нечем питаться.

    Так что вопрос не в том, чтобы отвернуться. Вопрос в том, как смотреть и видеть сквозь поверхностные образы.

  • Умные люди

    Умные люди

    Страх, стыд, вина, злоба и ненависть — делают людей глупыми. Такой эмоциональный фон мешает мыслить широко и объёмно. Мысли становятся плоскими, категоричными, примитивными — а значит, заведомо ошибочными. Понять сложную сеть причинно-следственных связей, осознать пёстрый ландшафт многообразных интересов становится невозможно. Попав в цепкие лапы жёстких эмоций и примитивного мышления, человек становится идеальным объектом для манипуляций. Как дикарь он каждый день сталкивается с реальностью, которая никак не втискивается в его упрощённый дискурс. И ему жизненно необходим кто-то, кто будет ему объяснять, что происходит. Без внешнего руководства его собственное упрощённое мышление рискует сломаться двадцать четыре раз в час.

    Чтобы человек мог мыслить объёмно, мудро и независимо, ему нужен иной эмоциональный фон. Открытое сознание раскрывается, когда оно настроено на спокойное чувство благодарности. Это не розовые восторги, не наигранное просветление, а честное, глубокое и тихое чувство. Благодарность предкам, благодарность близким, благодарность учителям, природе и богам, тихая спокойная улыбка сердца всему, что наполняет нашу жизнь — это важнейшая почва для прорастания ясного, независимого и мудрого существа.

    Мы можем наблюдать, как силы, стремящиеся к тотальному контролю, сеют в обществах страх, стыд, вину, ненависть. Белые пускай чувствуют стыд перед чёрными, чёрные пускай ненавидят белых, и все вместе пускай боятся условных русских. Пусть мужчины испытывают стыд перед женщинами, а женщины страх и ненависть к мужчинам. Пусть люди стыдятся своей страны или ненавидят другую страну. Человек, погружённый в этот эмоциональный хаос, уже не думает — он реагирует. Им можно крутить как угодно. Всё это — вирусы, яды ума, которые нужно моментально выявлять и обезвреживать. А если вирус проник глубоко, то придётся его изгонять и излечивать душу после интоксикации.

    Самое гнусное в этих вирусах — их способность прикидываться лекарством. Дискурс «ты не должен стыдиться своего тела» может превратиться в ненависть к людям в хорошей спортивной форме. Дискурс «ты не должен бояться высказывать своё мнение» может превратиться в ненависть к тем, кто долго подбирает слова и тщательно формулирует послания. И таких ловушек бесконечное множество — когда мнимое лекарство само оказывается новым вирусом.

    Распознать щупальца этого спрута мрака — это искусство, наука, опыт. И главное противоядие — это чистое сердце и ясное сознание.

  • Страх денег

    Страх денег

    Я лет десять не видел такой лютой аллергии на деньги. Зашёл на канал одного независимого болгарского журналиста, который в каждом видео честно напоминает: без донатов и платных подписок его работа просто не сможет существовать.

    Для нас с вами это, как мне кажется, привычная история. Я сам по мере возможности поддерживаю интересных авторов на Boosty или через Telegram, даже если не получаю за это бонусов. Это нормально, ведь качественный контент требует времени, усилий и ресурсов.

    Но у этого болгарского журналиста под очередным видео я увидел шквал ненависти. «Мы тебя поддерживаем морально, духовно, а ты, жадная тварь, только и знаешь, что выклянчиваешь последние гроши!» — гласили комментарии. И это не отдельные реплики, а целая волна токсичного возмущения.

    Такой реакции у нас я не встречал уже давно. Мне казалось, что времена, когда люди тратили драгоценное время на подобную злобу в интернете, остались в прошлом. Но, видимо, нет. Не везде.

    Такое мышление — наследие позднесоветской бедности, перемешанной с уродливым капитализмом девяностых. Тогда одни еле выживали, а другие, мчась на мерсах, намеренно обливали грязными лужами очереди у гастрономов, стремясь подчеркнуть своё превосходство. Это время воспитало ненависть к деньгам, подозрение к любому, кто ими владел, и стойкое убеждение, что деньги — это зло.

    В такой культуре бедность ассоциируется с чистотой, а богатство — с падением в грязь. Бедный гордо отказывается от денег, чтобы сохранить свою душу. А богатый легко позволяет себе хамство ведь и по общественному, и по его собственному мнению, он уже пал в низость в обмен на деньги. В обществе, где существует файл «деньги — это зло», всегда будет место для таких вспышек яда, как в комментариях к болгарскому журналисту.

    Деньги как вода, впитывают ту энергию, которой их наделяют. Если общество пронизывает ненависть и страх, деньги неизбежно пропитываются этими качествами. Новый человек, вступая в денежные отношения с таким обществом, может действительно ощутить, как через такие деньги передаётся эта мрачная энергия. Нужно обладать сильной внутренней опорой, чтобы противостоять ей, чтобы не позволить этому мраку захлестнуть себя.

    Но есть и другой путь. Деньги можно наполнить светом, теплом, уважением. Отказываться от них или возвращаться к обмену коров на гвозди не нужно. Достаточно, чтобы множество людей одновременно изменили своё отношение к деньгам. Чтобы вместо злости, зависти и страха они начали воспринимать деньги как инструмент созидания, поддержки и роста.

    И тогда, возможно, когда-нибудь в комментариях не останется места для ненависти. А вместо этого мы увидим благодарность, уважение и понимание. Ведь это не деньги определяют, какими нам быть. Это мы выбираем, какими энергиями их наполнять.

  • Пенсия человечества

    Пенсия человечества

    Сон о будущем: деревня философов, инопланетная угроза и переход в другую реальность

    Мне приснился сон о будущем. В этом будущем искусственный интеллект взял на себя управление всеми процессами на Земле. Многие годы это было мечтой многих талантливых инженеров, футурологов, культурологов. Человечество много десятилетий шло к этому достижению.

    Но когда это получилось, то выяснилось, что в этом заложен серьёзный вызов для людей. И нет, это не про бунт машин. В мире, где весь тяжёлый труд и вся сложная интеллектуальная деятельность передана машинам, люди оказались в растерянности. Как жить дальше, когда больше нет необходимости работать? Человечество столкнулось с кризисом перехода «на пенсию». Стало ясно, что человечеству предстоит выстроить другие ценности, погрузиться в творчество, философию, в духовные практики. Не все были готовы легко пройти через эту культурную трансформацию.

    В этом будущем я увидел героя, создавшего идеальное общество — деревню философов. На удаленном острове группа единомышленников смогла выработать новые смыслы. Они научились жить без работы, но с осмысленностью и совершенно новыми принципами этики, морали. Построить такое общество было не просто. Но главный герой — Александр Модестович — смог стать лидером культурных перемен и создал утопическое общество на этом острове. Это было лабораторией, в которой бережно вынашивались принципы нового устройства общества. Планировалось, что когда это общество докажет свою устойчивость — не экономическую, потому что, благодаря машинам, это больше не проблема, а психологическую, — когда будет доказано, что в новой философии и морали люди разных происхождений и возрастов могут жить счастливой, наполненной жизнью «на пенсии человечества», то эту модель распространят на весь мир. Пока человечество примирялось с необходимостью грядущих культурных и социальных перемен, Александр Модестович оказался флагманом в изобретении будущих смыслов человечества.

    Но миру пришлось столкнуться с угрозой совершенно иного вида. К Земле стал приближаться инопланетный корабль, видимо, с агрессивными намерениями. Лидеры человечества, включая моего героя, собрались, чтобы найти способ защититься. Они занялись выработкой технологий, стратегий отражения агрессии. Кроме того нужно было как-то объяснить новую реальность населению. Перспективы «человечества на пенсии» стали весьма зыбкими. В условиях настолько непредвиденной угрозы снова потребовались усилия всех: и машин, и людей. Слёт во всемирном астрономическом центре длился несколько дней. Усилия всех участников были на пределе. Люди совершали подвиги гениальности. Искусственный интеллект сталкивался с задачами, которым не было никаких прецедентов. Всем пришлось преодолевать свои границы. Границы идеологий, границы интеллектуальных, моральных и физических сил. Люди ломали свои границы психики, ИИ ломал свои границы мышления.

    После напряженных дней слёта, решения приняты, стратегии выработаны. Александр отправляется обратно в свой островной рай. У него задача — как-то донести новую реальность до соратников философов. Это очень сложный момент. Как не спрятать голову в песок, не изолироваться от мировых проблем. Как интегрировать друзей философов во всеобщие усилия по отклонению космической угрозы. Но и не потерять уникальную культуру, которую они так бережно вырабатывали, не превратиться в корпоративную, университетскую или военную структуру старого времени.

    В этом мире, наполненном фантастическими технологиями, всем доступны индивидуальные устройства для полётов. Не как вертолёты или летающие автомобили, а просто как во снах — берёшь и летишь. Александр берёт баллистический курс. Он взмывает в небеса и пикирует оттуда на свой остров. Остров окружён слоями защитного поля, оберегающего остров от метеоритов, ракет. Любой быстро летящий предмет захватывается защитным полем, замедляется и плавно кладётся на поверхность. Александр пикирует на остров с высоты облаков, будучи уверенным, что защитное поле его подхватит, замедлит и плавно положит на землю. Но он вовремя замечает, что защитное поле отключено. Замедления не происходит. Он берёт на себя управление своим полётом, активирует все необходимые протоколы. Справляется с торможением, но приземляется не очень-то мягко. Виртуозно маневрируя, ему едва удаётся избежать травматичного приземления. Но всё обошлось.

    Остров встречает его тревожной атмосферой: то ли деревья стали темнее, то ли заборы стали выше и мрачнее, то ли заборы появились там, где их не было. На улицах почти никого, лишь в дали промелькивают слабо знакомые силуэты. Единственный знакомый человек — это сосед Александра. Он был специалистом по безопасности, именно он заложил в основы нового общества принципы как технологической защиты, так и культурной. Он занимался разработкой тех частей нового культурного кода, которые бы навсегда исключили необходимость какой-либо полиции. Но сейчас он ведёт себя как охранник, здоровается с Александром с отвратительной смесью официальности и подобострастия. Как будто бы не было этих лет культурного возделывания нового общества будущего. Этот сосед-охранник на вопрос «где все» отвечает Александру, что все купаются на озере. Александр совсем перестаёт понимать, что происходит. Как такое возможно, чтобы все купались на озере одновременно. В его утопическом обществе все свободны и все купаются когда захотят. В здоровом обществе ничего не может делаться всеми единогласно и одновременно. Сама формулировка «все купаются», легко брошенная соседом, звучит страшно и дико для Александра. Это начинает выглядеть как массовое помешательство, как системный сбой, как культурный коллапс и провал всего островного проекта по созданию нового общества.

    Он спешит к озеру. Действительно все жители деревни купаются в озере. Они весело резвятся. Он узнаёт их лица, но что-то не так. Они выглядят будто бы глупее. Смутное чувство странности. И почему с берега за купающимися наблюдают люди в белых халатах?

    Люди в белых халатах замечают Александра. Они ему кивают, уважительно здороваются, начинают ему рассказывать о местных новостях, о прогрессе больных. С ужасом Александр осознаёт, что невообразимым образом он теперь главный врач психиатрического пансионата. А все его сподвижники философы теперь его пациенты. На этом самом райском острове.

    Позже, сидя в своём кабинете в административном здании пансионата, Александр приходит к выводу, что квантовый суперкомпьютер искусственного интеллекта, пытаясь решить проблему инопланетной угрозы, превзошёл собственные ограничения и вырвался за пределы нашего пространства-времени. Он нашёл связь с другими версиями реальности в мультивселенной и переключил наш мир на ветку реальности, где нет инопланетной угрозы, но и культурной трансформации тоже не произошло. Он счёл это более безопасным вариантом, чем вступать в космическую войну, имея в активе человечество, взявшее курс на свободу творчества и духовные смыслы.

  • Перемены

    Перемены

    Единственное постоянство в этом мире — это перемены. Абсолютно всё меняется каждую секунду, но наше сознание часто упорно игнорирует этот факт. Мы продолжаем верить в незыблемость каких-то явлений или правил. Одной из причин такого застревания на фиксированных представлениях является страх утраты. Каждому из нас знакомо это чувство — состояние потерянности, когда кто-то важный покидает нас или лишает нас заботы.

    Это базовый человеческий опыт. Мы все пережили травму рождения. В утробе матери мир был комфортным и безопасным, но нас вытолкнули оттуда, лишив заботы и питания. Это чувство отброшенности и покинутости глубоко укоренено в каждом человеке. Мы все мечтаем о неком постоянном и надёжном коконе, который всегда будет оберегать нас, не подводить и не оставлять. Мы ищем это постоянство в родителях, партнёрах, а иногда — во всей окружающей реальности. Как обиженный ребёнок, мы требуем от вселенной, чтобы она оставалась привычной и неизменной.

    Страх быть отвергнутыми — это боль, которая у каждого проявляется по-разному. У кого-то эта боль сильнее, у кого-то слабее, в зависимости от личного опыта. Если эта боль всё ещё сильна, мы будем сильнее требовать от мира неизменности, и, когда перемены всё же происходят, прячемся в иллюзию, что всё остаётся как прежде. Однако если эта боль исцелена, мы начинаем позволять людям жить их жизнями, принимать перемены в мире и не бояться менять свой собственный путь.

    Уважение к партнёрам и обязательствам не должно превращать нас в рабов. Уважение не означает отсутствие свободы. Истинное уважение к другим — это доверие к их зрелости и способности принять нашу изменчивость. Мы можем сохранять уважение к другим, даже если выбираем новый путь. И точно так же, как мы даём себе право на перемены, мы доверяем, что другие смогут спокойно принять это.

  • Непоколебимость

    Непоколебимость

    Раньше меня сильно раздражало, когда люди использовали психологическое айкидо. Меня спрашивали о моём мнении по сложному вопросу. Я делился продуманными взглядами, сформированными за месяцы, а иногда и годы. Но вместо благодарности и обсуждения, собеседник начинал спор, пытаясь доказать, что моё мнение ошибочно, показывая, где я якобы заблуждаюсь и почему должен изменить свои взгляды. Эти разговоры часто перерастали в эмоциональные перепалки, оставляя всех участников грустными и обиженными.

    Теперь я не злюсь. Я понимаю, что пятиминутный разговор не может изменить взгляды, которые я вынашивал годами. Когда собеседник пытается это сделать, мне становится его жаль. Если он считает, что мои убеждения столь легковесны, что их можно изменить за минутный спор, значит, его собственные взгляды непродуманны и неукоренены. А когда твоя система убеждений легко поддается внешнему воздействию, ты становишься управляемым и несамостоятельно мыслящим. Теперь, когда мои мнения пытаются переменить, я испытываю лишь сожаление к таким собеседникам — ведь именно их взгляды переменчивы и ненадежны.

    Я понял, почему такие диалоги вызывали у меня гнев. Я думал, что для сохранения дружбы или отношений нужно соглашаться с чужой точкой зрения. Я был готов выбросить годы своего опыта ради сохранения знакомства. Отказываясь от своих взглядов, чтобы угодить другому, я сам себя обесценивал, унижал. Мог получить лишнюю улыбку или объятие, но ценой этого было предательство самого себя. Это чувство самообесценивания вызывало во мне невыносимое раздражение, которое я обрушивал на собеседника.

    Теперь я понимаю, что когда люди проверяют мои взгляды на прочность, они просто ищут ответы на свои собственные вопросы. Им кажется, что они стоят в тумане, не имея за что зацепиться. Они ищут во мне источник уверенности, который поможет выбраться из этого состояния. И теперь я готов дать им эту опору. Я позволяю людям опереться на мои устойчивые взгляды, чтобы они могли преодолеть свои сомнения. Но когда я разражался гневом в таких разговорах, я сам показывал, что мои убеждения ненадежны, раз я сам готов от них отказаться ради чужого одобрения.

    Сегодня я твердо стою на своих позициях, и когда кто-то пытается их оспорить, я вижу в этом не вызов, а стремление найти ответы. И, вместо того чтобы злиться или отступать, я позволяю своим убеждениям стать тем маяком, который помогает другим выйти из тумана. В конце концов, настоящая сила не в том, чтобы защищать свои взгляды от каждого удара, а в том, чтобы они служили опорой для других, оставаясь непоколебимыми.

  • Свободы

    Свободы

    Многие люди ошибочно путают свободу с асоциальностью, считая, что высшая степень свободы — это разрыв всех связей и полное одиночество. Такое мышление напоминает те убеждения, которые тиран внушает своим жертвам: «или ты на всё соглашаешься, или уходи». Как поддерживать связь, испытывать привязанность, но не впадать в зависимость, находиться в отношениях по свободному выбору — это нечто, что трудно понять тем, кто не имел такого опыта.

    Мы все находимся в сети ограничений: нельзя дышать под водой, пройти сквозь стену, или бить женщин. Эти ограничения существуют, но их можно воспринимать по-разному. Кто-то может ненавидеть эти ограничения, но всё равно принимать их ради получения чего-то более ценного — будь то безопасность, ласка в отношениях или статус и доход в обществе. Важное осознание заключается в том, что люди добровольно решают вступать в такие сделки и каждый день по своей свободной воле продолжают оставаться в этих отношениях.

    Чтобы лучше и выгоднее оправдать свои выборы, люди иногда демонстрируют, на какие жертвы они идут, оставаясь в отношениях. Тезис «я отказался от своей свободы ради того, чтобы сохранить наш союз» — одна из самых нечестных лжей. На самом деле, сохранять союз и продолжать пользоваться его преимуществами — это всегда свободный выбор.

    Есть люди, которые глубоко убеждены, что их настоящая суть по природе плоха. Они считают, что только внешние запреты могут удержать их от опасных действий. Выбрать такую систему мышления — это свободный выбор.

    Некоторые верят, что все по природе своей хищники-одиночки, которые разорвут связи, если только дать им волю. Мыслить так — это также свободный выбор.

    Есть и те, кто уверен, что никакой свободы не существует, что всё контролируется кем-то другим, и остается только покориться. Жить так — это тоже результат свободного выбора.

    Важно признать, что все связи, ограничения и договоренности мы соблюдаем свободно. В любой момент мы можем отказаться от них. Каждый шаг, выбор и вдох — это добровольный акт свободного человека. Когда мы понимаем это, мы начинаем замечать, что другие люди также поддерживают с нами связи по своей свободной воле. Это осознание рождает чувство благодарности: «Она всё ещё здесь, потому что сегодня снова выбрала быть со мной». Эта благодарность обогащает сердце, и добровольное дарение друг другу времени и внимания становится искренним и осознанным актом.

    Добровольный обмен любовью, уважением и принятием, осознание права на свободу, сквозная благодарность за то, как люди распоряжаются своей свободой — всё это создает жизнь, наполненную уважением и любовью.

    Мы можем продолжать жить в тех же отношениях, ходить на ту же работу, вести тот же бизнес, жить в том же городе. Мы всё так же не дышим под водой и не проходим сквозь стены. Но теперь всё это становится потоком любви и искренним даром свободного сердца.

  • Учителя шаманы

    Учителя шаманы

    В мире существует множество прикладных знаний: физика, химия, медицина, психология, коучинг, фитнес — все они направлены на улучшение жизни людей. Каждая из этих дисциплин представляет собой инструмент для решения тех или иных задач. Однако, один и тот же вопрос может быть решён разными методами и подходами. Например, проблему со здоровьем врач решит с медицинской точки зрения, психолог — со своей, а священник предложит духовный подход.

    Эти дисциплины можно применять взаимозаменяемо, одновременно или попеременно, и все они являются частью большого арсенала знаний, доступного человеку.

    Педагоги играют ключевую роль в передаче этих знаний. Есть те, кто преподаёт скучно и механически, такие преподаватели могут быть заменены записанными лекциями. Но есть и талантливые педагоги, которые по-настоящему увлечены своим делом и получают удовольствие, когда их студенты глубоко осваивают предмет.

    Эти педагоги стремятся к тому, чтобы студенты не просто запомнили материал, а полюбили его. Они используют стратегию влюблённости: делают так, чтобы студенты прониклись предметом, ощутили его значимость, и это увлечение стимулирует их к обучению.

    Фактически, такой педагог вводит студентов в состояние изменённого сознания, где преподаваемая дисциплина кажется им самой важной в мире. В этом состоянии они воспринимают знания как нечто сверхценное и с энтузиазмом продолжают обучение.

    Однако проблема в том, что многие педагоги забывают вывести студентов из этого состояния, вернуть их в нормальное, естественное восприятие. Молодые специалисты, которые прошли через такой «транс», часто продолжают верить в исключительную ценность своей профессии или подхода. Под влиянием этой убеждённости они могут проявлять неуважение к другим специалистам и представителям разных традиций или культур.

    Чтобы избежать этого, педагогам важно осознать свою роль не только как наставников, но и как шаманов, управляющих состоянием сознания студентов. Завершение обучения должно включать возвращение студентов к нормальному восприятию, где они смогут объективно оценивать свою дисциплину и уважительно относиться к другим.

    Таким образом, баланс между увлечённостью и объективностью — ключ к гармоничному развитию профессионала, способного ценить как свою профессию, так и вклад других дисциплин в решение общих задач.

  • Сорта правителей

    Сорта правителей

    Низший правитель производит много активности, предпринимает титанические усилия, сам приводит в движение большие массы собственными усилиями. Он часто на грани надрыва, от него требуется пылающий героизм.

    Средний правитель работает разумом. Он выстраивает системы, ткёт стратегии. Он не машет шашкой, но играет в шахматы. Он держится в стороне от пылких эмоций и ярких выступлений, потому что эмоция отравляет разум. Для трезвости стратегического ума нужен покой сердца.

    Высший правитель работает духом. Он поддерживает в себе состояние чистоты и ясности и этого его основное дело. Своим состоянием он создаёт поле, в котором сотрудники и министры становятся способными мыслить стратегически, не впадая в эмоции.

    Подданные, граждане, народ тоже бывают разных типов. Люди низшего класса ждут от правителя ярких эмоциональных геройств. Люди среднего класса предпочли бы в роли правителя стратега и понимают, что яркий эмоциональный лидер приведёт общество к провалу. Люди высшего класса могут чувствовать, как высший правитель создаёт ауру ясности, они сами черпают из этого источника и лучше формируют собственные стратегии.

баланс бацзы бизнес боги боль вера внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция экономика эмоции энергия ци

Подписка
и контакты