Рубрика: Современность и жизнь

Рефлексии о современном мире, экономике, лидерстве, обществе, вызовах, кризисах

  • Мистика и лидерство

    Мистика и лидерство

    Наши учителя часто предостерегают нас от вступления в полемику. Обсуждения типа «чья школа круче» — это всё от лукавого, от мутных, уязвлённых эмоций. Полемика с рациональным дискурсом — мол, вы не правы, а мы молодцы — тоже подозрительная затея.

    Что мы можем — это без попытки оправдаться, доказать и заслужить уважение — просто рассказывать о том, к чему сами испытываем уважение.

    Если мы сами стесняемся своего пути, уважительно говорить о нём становится трудно. Мы будем скатываться либо в заискивание, либо в демонстративную напыщенность. Нам будет казаться, что о нас плохо думают, что над нами насмехаются. Всё это может быть и правдой, и мнительностью. Но даже если это правда, ударит это нас только тогда, когда мы сами стыдимся или подозреваем себя в обмане.

    Это след культурного колониализма: европейский рационализм — всегда лучше, чем азиатский мистицизм. И это даже не вопрос психологии или маркетинга. Это вопрос культур и парадигм.

    К нам могут приходить очень сильные клиенты по разным причинам. У кого-то — ломка ценностей. Деньги уже не приносят счастья. Нужно что-то про мудрость, про большие миссии, а человек это разучился, забыл или никогда не умел.

    Бывает, что человек всегда прибегал в своём бизнесе к той или иной магии, астрологии. Просто это не афишируется, но применяется. И к нам он приходит как к очередному источнику тайны.

    Чем выше уровень человека, тем больше в его жизни места для духовности, медитации, волшебства. Чем выше человек заходит, тем яснее становится: простыми цифрами ты ничего не поймёшь и не сделаешь. Там действуют какие-то силы, архетипы, духи континентов, эгрегоры наций. Рационализм остаётся уделом технических менеджеров. Лидеру же приходится идти в культуру, смыслы, дух, состояние, энергии… Там это уже не развлечение, а необходимость и ежедневно ощущаемая реальность.

    Для простого человека все эти энергии — фантазии. Но на самом деле технократизм, материализм и рационализм — это преднамеренный стопор развития, вшитый в систему, чтобы талантливые люди не поднимались слишком высоко.

    Люди повторяют модели трёхтысячелетней давности. При династии Шан правитель был верховным шаманом: его работа была держать состояние, быть в связи с духами предков. Остальное делали министры и работники. Без стабильной ясности духа в ядре общество теряет смысл, ось и вектор. И сейчас во многих компаниях, осознанно или неосознанно, лидеры повторяют ту же модель. Без духовного измерения уже никак.

    ИИ бросает ещё больший вызов. Техническая работа, логика, сбор и анализ данных, создание текстов, изображений, видео — всё это всё больше переходит к машинам. Человеку приходится быть источником нерационального вдохновения, визионерства, медитативных прорывов и мистических прозрений. Иначе роботы тебя опередят.

    Многие из нас — родом из девяностых. Тогда духовность, буддизм, фэншуй, китайщина для многих стали побегом от унылого существования. Этот побег можно видеть как ретрит — уход от мира в поисках духовного света. И рано или поздно нас ждёт возвращение в мир — преображёнными.

  • Пёстрая Евразия

    Пёстрая Евразия

    Пересматриваю Золотого телёнка — и вдруг осенило. Великий комбинатор вёл за собой не просто шайку жуликов, а живую энциклопедию Новороссии 20-х годов. Вот, смотрите:

    – Остап Бендер — «сын турецкоподданного», человек без паспорта, с происхождением, покрытым туманом и шиком.
    – Михаил Самуэльевич Паниковский — еврей, «ослепший» по необходимости, гениальный в своём мелком мошенничестве.
    – Шура Балаганов — русский простак, которого тянет к братству и мечтам.
    – Адам Казимирович Козлевич — поляк с тоскливым сердцем, водитель с золотыми руками и верностью.

    Кажется, Ильф и Петров собрали в одном «автомобиле мечты» весь интернациональный сплав Одессы, Бессарабии и Новороссии. Живое напоминание, как из лоскутов культур собиралась ткань страны — и какая прелестная авантюра могла из этого получиться.

    Кажется, именно эта интернациональность всегда была для меня самой светлой чертой в этом романе. Но понял я это только теперь. Всё самое интересное и красивое возникает на стыке культур. Без доминирования, без стремления подогнать всех под один шаблон. Когда есть диалог, есть обмен, есть узнавание — не за счёт растворения, а при сохранении своей особенности. Это и есть красота.

    Может, мне так отзывается потому, что сам я — из этой самой мозаики. Среди моих предков — австрийские и русские дворяне, Рюриковичи, английские и германские правители, харьковские левиты, и народная плоть южного Подмосковья и Волги, на стыке леса и степи. Меря, балты, скифы, сарматы, гунны, аланы, авары, норманны, булгары, половцы, вятичи… Всё это во мне разговаривает. Всё это — неотъемлемо.

    С древних времён известно: разъединение ведёт к вымиранию. Объединение — к процветанию. Моя мечта — пёстрый мир, где много разных культур, традиций, сообществ. Где народы и пути развиваются органически, по Дао, по природе, а не по указке дирижёра. Где любой конфликт решается добрым разговором.

    И мне радостно, что примирив эту пёструю Евразию в самом себе, я теперь могу помогать другим: находить мир в их семьях, бизнесах и собственных сердцах. Мир, в котором всё разное — и всё своё.

  • Разные отношения

    Разные отношения

    Любовные и романтические отношения остро выявляют наши уязвимости и нестабильности. Это слишком близко к коже, чтобы можно было быть просто правильным человеком. В таких близких связях выявляется самое интимное и потаённое. Мы несём во взрослые отношения паттерны, усвоенные в детстве.

    Если в детстве близкие люди, родители, давали и эмоциональную близость, и боль, насилие, переламывание личности ребёнка, то став взрослым такой человек будет искать себе партнёра абьюзера. Партнёра, который будет мучить, унижать. Без такого треша отношения будут казаться пресными, не заводящими.

    Это не выбор разума. Это память тела. Глубинная прошивка, где любовь и боль сплелись так тесно, что стали неотделимы. Там, где должно было быть тепло и принятие, оказался ад, который замаскировался под заботу. И теперь, когда кто-то относится с добротой и уважением, внутри — тревога. Где подвох? Где удар? Почему всё так спокойно? И своей тревожностью, недоверием, защитной реакцией на безобидное общение такой человек даже безопасного партнёра может дестабилизировать и вывести на насилие.

    Для таких людей покой невыносим. Он кажется фальшивым. Привычка ждать бури становится фоном жизни. И именно в отношениях эта невидимая драматургия оживает — с криками, бегством, ревностью, унижением и вечной попыткой заслужить любовь, которая всегда ускользает.

    Это не приговор. Это можно изменить. Но это требует стойкости человека, решившего завязать с пагубной зависимостью. Раз за разом скатываться в драматический ад — это и боль, и чувство полноты жизни. Разве не за этим же самым бегут в ларёк за новой бутылкой? Здесь важно осознанное переучивание себя. Обнаруживать, что добро и спокойствие — тоже формы любви, и в них тоже есть вкус и наслаждение, просто другого непривычного сорта. Учиться узнавать в спокойствии не опасность, а настоящую любовь — не как взрыв, а как огонь, который просто горит. Стабильно. Без театра. Без войны.

    Если в детстве близость давалась, но нестабильно — то была, то исчезала, если любовь приходилось заслуживать, доказывать, добиваться, — внутри формируется чувство, будто ты всё время на грани потери. В опыте такого человека — любовь не была чем-то надёжным. Она была прерывистой, зависимой от поведения, успехов, оценок, настроения взрослого. Сегодня тебя держат за руку — завтра игнорируют. Сегодня говорят, что ты — самое дорогое, а завтра отмахиваются, будто ты обуза.

    Вырастая, такие люди продолжают жить в этом ритме внутренней нестабильности. Их партнёр может быть рядом, любить и заботиться, но внутри всё равно тревога: «А вдруг уйдёт? А вдруг разлюбит? А если я скажу/сделаю не то?» Им нужно постоянное подтверждение любви, бесконечные знаки, что всё в порядке. Иногда они начинают душить отношениями — не из желания контролировать, а из страха быть забытыми.

    Их боль — это вечное ожидание отказа. Их путь — научиться оставаться с собой, даже когда другой не рядом. Учиться слышать себя, не только сканировать настроение другого. Учиться чувствовать любовь не только в присутствии, но и в тишине. Не бояться паузы. Не бояться, что любовь исчезает, когда становится тише.

    А есть и другой полюс. Люди, которые с детства привыкли обходиться без близости. Не потому что не хотели, а потому что рядом просто не было никого, кто мог бы быть действительно рядом. Родители были физически или эмоционально недоступны — холодны, заняты собой, неумевшие в тепло. В ответ ребёнок научается не чувствовать нужды. Не показывать уязвимость. Быть «самостоятельным».

    Став взрослыми, такие люди могут быть обаятельными, успешными, даже заботливыми. Но стоит кому-то подойти ближе, они как будто отстраняются. На уровне жестов, слов, реакций — незаметно, но чётко. Потому что близость воспринимается как угроза автономии. Они избегают слишком сильной зависимости, сдерживают свои чувства, не любят «выяснений» и разговоров «по душам».

    Им сложно впустить другого внутрь. Но ещё сложнее — признать, что им это больно. Привычка быть на дистанции стала их бронёй.

    Их путь — не сразу раскрываться, но хотя бы начать замечать, что рядом есть кто-то, кто не стремится разрушить их свободу. Что близость возможна без потери себя. Что пустота внутри — не природа, а защита. И что её можно постепенно растворить, если дать себе право тянуться к взаимообмену.

    Даосский путь не требует борьбы с собой. Он учит смотреть — мягко, но прямо. Видеть, где течение жизни стало мутным, где связь с Источником оборвана страхом, привычкой, чужой волей. И восстанавливать эту связь не через усилие, а через возвращение к естественному.

    В системе привязанностей — особенно в тех, где любовь сплетается с унижением, — мы теряем вертикаль. Начинаем искать опору вовне: в признании, в слиянии, в драме. И даосские практики здесь возвращают ось. Не как психологическая компенсация, а как настоящее выравнивание духа и тела.

    Для исцеления отношений или модели отношений нужно прежде всего направить ци на укрепление внутренней опоры и сияния души. Это ощущается как восстановление связи с собственным Небесным Предназначением — изначальным замыслом духа, с которым мы приходим в этот мир. Когда человек чувствует сияние и ценность не своих эго-конструктов, но сути своего существа, то в действиях появляется истинное достоинство. Даже внешне уступая партнёру, ты уже никогда не унизишься, чтобы не предать свой истинный свет.

    Вторая задача — это облагораживание ян. Мы не кастрируем ян, не боимся его силы. Мы направляем его вверх — к Небу. Чтобы страсть не становилась разрушением, чтобы напор не превращался в насилие. Ян, который помнит об истине, ведёт, но не подавляет. Так рождается не грубость, а благородство. Не бой, а союз.

    Можно начинать с малого. Каждый день — возвращать себя в тело. Чувствовать дыхание. Не уходить в фантазии о любви, а быть в моменте. Слушать, как тело реагирует на слова другого. На паузы. На собственные ожидания.

    Можно обращаться к богам, духам-хранителям, призывая их не как силу «сделать отношения лучше», а как проводников на пути возвращения к себе. Потому что все отношения — это проявление внутреннего Порядка или его искажения.

    Дао не чинит — оно освещает. И если смотреть долго — всё ненастоящее начинает таять.

  • Благодарность или Деньги

    Благодарность или Деньги

    Иногда деньги — это способ не чувствовать благодарность.

    Человеку сделали хорошо. Что-то внутри него уже начинает раскрываться. Возникает тёплое, искреннее, живое чувство — может быть, благодарность. Но именно в этот момент становится неловко. Слишком близко к сердцу, слишком по-настоящему. И чтобы не входить в это пространство открытости, не соприкасаться с живым движением внутри, человек просто даёт деньги — и уходит.

    Заплатить — проще, чем почувствовать. Проще, чем выразить. Проще, чем признать, что тебя что-то действительно затронуло. В этом нет вины. Это не недостаток характера. Это не испорченность.

    Просто благодарность — чувство тонкое. Чтобы она могла спокойно течь, сердце должно быть уже достаточно исцелённым. Не подавленным, не сжатым, не экзальтированным, не надрывным, не пафосным — а просто чистым, ясным, зрелым. На самом деле, именно благодарность, а не любовь, становится признаком здорового, устойчивого, светлого состояния. Когда внутри ещё осталась невротичность, внутренний мрак, зажимы, напряжения — благодарность становится первой жертвой. Она просто не проходит сквозь эти узлы.

    Поэтому, когда учителя, наставники, целители сталкиваются с ситуацией, где человек платит и уходит, избегая благодарности, — важно не воспринимать это как отвержение. Это не про них. Это про то, где находится человек в своём пути. Это просто знак: процесс ещё не завершён. В сердце ещё есть то, что боится открыться.

    Но бывает и другая крайность. Когда человек говорит слова благодарности слишком пышно, слишком громко. Много пафоса, сияния, почти признание в любви — но денег при этом нет. Или есть, но не даются. Такая благодарность, как ни странно, тоже не из чистого сердца. Она — не из света. Она из напряжения. Из неловкости, из страха, что кто-то подумает: «не заплатил». Из желания замаскировать неловкую правду — что человек не может или не хочет платить, но не готов это признать. А в глубине всего — страх взять на себя ответственность за своё материальное состояние.

    На самом деле, ничего страшного в том, чтобы сказать: «Слушай, правда, сейчас нет денег. Что будем делать?» Это взрослое, честное, живое признание. Оно снимает напряжение, убирает стыд. И тогда не нужно переигрывать в благодарности, чтобы компенсировать «вину» за отсутствие оплаты. Всё становится проще. Чище.

    Но если человек снова и снова действует по привычке — скрывать неловкость за театральной благодарностью, — в сознании постепенно возникает подмена. Он уже и сам не понимает, что такое настоящая благодарность. У него она автоматически связывается с внешними эффектами, с гиперэмоциональностью, с демонстрацией. И каждый раз, когда внутри действительно могло бы родиться тёплое, искреннее чувство, привычка вступает первой: «Сейчас надо изобразить что-то большое».

    В такой привычке теряется сама возможность настоящей благодарности. А ведь она — не просто эмоция. Это часть пути исцеления и преображения. Настоящая благодарность не шумная. Она тихая, как ручей в сердце. Но, если всё время звучит барабанный бой вместо неё, до ручья просто не добраться.

    А ещё бывает, что человек, работающий с другими, сам сосредоточен только на деньгах — на том, сколько, когда и как ему заплатили. И тогда он, сам того не замечая, создаёт такую атмосферу, в которой благодарность не может раскрыться. В которой взаимодействие становится про «должен», «отдал», «ушёл» — вместо «встретились», «прикоснулись», «что-то изменилось».

    Деньги — не зло. Деньги — не грязь. Заплатить деньги — это нормально, естественно. Но если в этом есть живое сердце, если есть открытость, если к оплате прилагается спокойная, ясная благодарность — эти деньги несут гораздо больше пользы. И для того, кто даёт. И для того, кто принимает.

    Настоящая благодарность — это не игра в долги. Это просто свет, который течёт от одного сердца к другому. Иногда с деньгами. Иногда — с молчаливым взглядом. Но всегда — из открытого пространства.

  • Целостное мировосприятие

    Целостное мировосприятие

    Научная парадигма предлагает раздробленное мировоззрение. Спорт и калории — отдельно. Психология — отдельно. Градостроительство — отдельно. Медицина, инженерия, айти — всё вроде бы как-то влияет друг на друга, но на практике каждая дисциплина предлагает нам быть «людьми одного угла» — то есть смотреть на мир с ограниченного ракурса.

    На практическом уровне очевидно, что такая аналитическая парадигма приносит ощутимые плоды. Но чем больше у нас лекарств, городов, самолётов и компьютеров, тем актуальнее становятся кросс-дисциплинарные исследования. Как соцсети влияют на этику общения? Или на когнитивные способности? Как городская скученность влияет на здоровье и уровень тревожности? Как медитация влияет на рабочую продуктивность?

    Такие исследования могут приносить ещё более качественные практические достижения. Но дело не только в них.

    Каждый человек несёт в себе тоску по единству, боль разлуки с целостным. Это проявляется в акте рождения, когда мы лишаемся тёплой материнской Вселенной и нас выбрасывает в холодный и не всегда любящий большой мир. Это проявляется в тревожности одинокого городского жителя, у которого зачастую нет ни здоровых семейных связей, ни включённости в коммуну. И каждый решает эту тоску по целостному по-своему.

    Кто-то находит решение в религиозности, которая даёт чувство единства с Высшим. Кто-то создаёт или находит сообщество единомышленников. Традиционная модель прихода, религиозной общины даёт и то, и другое. Кто-то примыкает к политическому или волонтёрскому движению, к социальному тренду. Кто-то ищет соединение с Абсолютом через искусство, через состояние потока — когда ты растворяешься в созидании, забыв о различениях. Кто-то находит это чувство в любви и близости. Кто-то — в семье.

    Но все эти виды исцеления, воссоединения с целостным — это культура, а не наука. А наука с высоты своего пьедестала, с вершины храма сциентизма, продолжает внушать ущербность этих занятий, сводя всё к механике разрозненных частиц.

    Разве что, занявшись фундаментальными вопросами — об устройстве космоса, о коде мироздания, о теории суперструн, — можно приблизиться к этой мистерии единения с всеобщим. Но это сложно и почти никому не доступно.

    И всё же жажда целостного мироощущения заставляет людей отталкивать науку и современность, тянуться в архаику, в древность. Искать лекарство души в традициях, в изначальности, в ортодоксии. Воскрешать древних богов, возвращаться к природному шаманизму. Потому что интуитивно или осознанно люди ощущают в древнем слое восприятия целостный, интегральный взгляд, в котором весь мир — это единый организм, дышащий общими чувствами и смыслами. Где боги ходят среди людей, а сны и видения неотделимы от твёрдых фактов.

    И, может быть, именно это ощущение — не логика, не рациональность, не доказуемость, а трепетная память сердца о цельном мире — и есть то, что возвращает нам реальность.
    Настоящую. Живую. Неделимую.

  • Свобода это рабство

    Свобода это рабство

    Либерально-индивидуалистический дискурс навязывает опасную иллюзию: будто человек полностью управляет своей жизнью и решениями. Эта идея преподносится как самоочевидная истина, аксиома, не требующая доказательств. Иными словами — как религиозная догма.

    Чем опасна эта иллюзия? Тем, что в то время как человеком управляют внешние силы, культурные конструкции или ментальные вирусы, он продолжает упорно верить: «всё решаю я сам». Эта вера делает механизмы управления невидимыми — именно потому, что они оказываются исключены из поля осознания.

    Если же человек не считает себя суверенной, оторванной от всего личностью, а признаёт, что он — продукт воспитания, среды, родовых сценариев, коллективных травм, носитель старой кармы, языка, идеологий, частью которых стал неосознанно, то появляется возможность взглянуть на эти силы. Увидеть, что они сильнее «индивидуальности». И если уж свобода и возможна, то только через признание собственной запрограммированности. Только через взаимодействие с теми силами, что формируют поле сознания. С одними можно выстроить союз и позволить им направлять себя. Другим — сказать: «Нет. Я больше не принадлежу тебе».

    Но этого не может сделать тот, кто живёт в трансе личной автономии. Потому что не осознаёт самих нитей, за которые дёргают.

    Атомизация общества усиливает этот транс. Когда человек вырван из концентрических кругов семьи, рода, традиции, общины — создаётся видимость полной свободы. Множество якобы «независимых» личностей, никаких якобы ограничений. Государство, глобальный порядок — если и существуют, то в виде чего-то абстрактного, не имеющего лица. Люди, не натренированные воспринимать коллективные процессы, не способны различить субъектов за абстрактными системами. Поэтому сознательное управление мышлением и поведением людей остаётся за кадром.

    Либеральный рационалист воспринимает лишь малую часть того, что происходит внутри. Он думает, что именно там он и принимает свои решения. Всё остальное — слепая зона. В ней — гипноз культуры, слепые пятна родовых программ, непрожитые травмы. А ещё — демоны. Паразитические сущности, ментальные и энергетические, питающиеся повторяющимися эмоциями, которые они же и вызывают.

    Пока ты уверен, что свободен — ты порабощён.
    Свобода начинается с прозрения: кто в тебе говорит, кто чувствует, кто выбирает.
    И с решимости укреплять своё ядро — выправлять и собирать себя заново, чтобы стать пригодным сосудом для воли, идущей из глубины.

  • Агония старого

    Агония старого

    Последние 20 лет большого цикла: куда движется мир?

    У меня нет иллюзий, что скоро всё как-то наладится. Нас ждут очень непростые годы. Началась великая ломка всех систем, и всё происходящее — лишь первые удары по устоявшемуся порядку.

    Сегодня кажется, что мир раскололся на противоборствующие силы: БРИКС против евро-атлантических глобалистов, Трамп против глубинного государства, Восток против Запада. Но на самом деле это не просто борьба идеологий или экономик. Мы видим последние судороги уходящего порядка, который держался более пяти веков.

    Китайские циклы: завершение 540-летнего процесса

    В китайской системе календаря есть разные уровни циклов. Один из них — 540 лет. Именно в этот масштаб мы сейчас и вписаны.

    В 1504 году начался период, в который главную роль стали играть морские империи — сначала португальская и испанская, затем британская и французская. Именно тогда заложились основы мировой торговли, которые мы знаем сегодня: заморские колонии, глобальные поставки ресурсов, единая система морской власти. Даже когда колонии получали независимость, эти связи сохранялись: политически, экономически, культурно.

    Но этот цикл подходит к концу. Последние 20 лет этого большого периода начались, и к 2044 году идея глобальных морских империй может окончательно схлопнуться.

    Что будет дальше?

    История показывает, что когда один порядок рушится, на его месте рождается новый. Но каким он будет?

    • Континентальные державы — Россия, Китай, Иран, трампистская Америка — станут локализованными силами вместо глобальных морских структур?
    • Или нас ждёт нечто совершенно иное, невообразимое с нашей точки зрения, как Америка в 1480 году была за пределами представлений европейцев?

    Мы движемся в эпоху тектонических сдвигов, и простых решений не будет. Именно в такие моменты важно видеть шире, чем то, что показывают новости. Осознавать скрытые циклы, чувствовать, куда идёт река дао, а не просто плыть по течению.

    Почему это важно для тебя?

    Ломка больших систем всегда затрагивает людей на личном уровне. Если ты ощущаешь неопределённость, запутанность, ощущение, что прежние схемы больше не работают, это естественно. Мы все проходим через этот переход.

    И здесь важно не только прогнозировать глобальные события, но и понимать, как двигаться внутри этого хаоса. Даосская традиция даёт ключи к личной навигации, помогает нащупать свой собственный изначальный дух и идти своим путём, жить свою судьбу, а не чью-то ещё, даже среди потрясений. Когда мир становится нестабильным, особенно важно знать, где твоя точка опоры.

    Если ты хочешь глубже разобраться в своей ситуации, понять, как двигаться в этом изменчивом мире — можешь обратиться ко мне за консультацией. Времена меняются, но знание законов сердца даёт силу видеть дальше горизонта.

  • Гаввах

    Гаввах

    Говорят, что есть силы, которые питаются энергией страданий. Эту энергию называют словом «гаввах». Чтобы им было что есть, эти силы создают и поддерживают структуры, провоцирующие боль: войны, болезни, бедность. Помимо самих несчастий, эти силы также стремятся к тому, чтобы как можно больше людей знали об этих несчастиях и включались бы эмоционально в боль. Так возникают криминальные хроники, бесконечные трагедии в новостях. Необязательно страдать самому — достаточно эмоциональной вовлечённости в чужие страдания, чтобы стать источником этой энергии.

    Поэтому в эзотерических кругах часто звучит совет: «Не корми тьму, не включайся в её игру, не направляй внимание на боль».

    Но вот проблема. Многие, следуя этому принципу, просто выстраивают вокруг себя тонкий кокон игнора, притворной слепоты. «Я не смотрю новости, не говорю о войнах, не думаю о страданиях — значит, они не касаются меня». И в этом — парадокс: за подобной искусно поддерживаемой слепотой часто прячется страх. Страх увидеть реальность, страх включиться в страдания, страх невольно «накормить тьму». Упорное поддержание щита избирательной слепоты — это та же эмоциональная вовлечённость в боль. Игнор, нарочитое неведенье — это разновидность гнева и отторжения.

    Отказ видеть реальность — это не свобода. Это тоже ловушка, только другая.

    Освобождение — не в том, чтобы притворяться, будто проблемы не существуют. И не в том, чтобы впадать в хаотичный ужас от увиденного. Путь — в ясности и устойчивости. Видеть, понимать, действовать. Взаимодействовать с миром, осознавая боль, но не становясь её пленником. Не давать страху управлять собой — но и не жить в вымышленной реальности, созданной для комфорта.

    Тьма живёт за счёт хаоса, тревоги, запутанности. Когда в тебе ясность, тьме нечем питаться.

    Так что вопрос не в том, чтобы отвернуться. Вопрос в том, как смотреть и видеть сквозь поверхностные образы.

  • Умные люди

    Умные люди

    Страх, стыд, вина, злоба и ненависть — делают людей глупыми. Такой эмоциональный фон мешает мыслить широко и объёмно. Мысли становятся плоскими, категоричными, примитивными — а значит, заведомо ошибочными. Понять сложную сеть причинно-следственных связей, осознать пёстрый ландшафт многообразных интересов становится невозможно. Попав в цепкие лапы жёстких эмоций и примитивного мышления, человек становится идеальным объектом для манипуляций. Как дикарь он каждый день сталкивается с реальностью, которая никак не втискивается в его упрощённый дискурс. И ему жизненно необходим кто-то, кто будет ему объяснять, что происходит. Без внешнего руководства его собственное упрощённое мышление рискует сломаться двадцать четыре раз в час.

    Чтобы человек мог мыслить объёмно, мудро и независимо, ему нужен иной эмоциональный фон. Открытое сознание раскрывается, когда оно настроено на спокойное чувство благодарности. Это не розовые восторги, не наигранное просветление, а честное, глубокое и тихое чувство. Благодарность предкам, благодарность близким, благодарность учителям, природе и богам, тихая спокойная улыбка сердца всему, что наполняет нашу жизнь — это важнейшая почва для прорастания ясного, независимого и мудрого существа.

    Мы можем наблюдать, как силы, стремящиеся к тотальному контролю, сеют в обществах страх, стыд, вину, ненависть. Белые пускай чувствуют стыд перед чёрными, чёрные пускай ненавидят белых, и все вместе пускай боятся условных русских. Пусть мужчины испытывают стыд перед женщинами, а женщины страх и ненависть к мужчинам. Пусть люди стыдятся своей страны или ненавидят другую страну. Человек, погружённый в этот эмоциональный хаос, уже не думает — он реагирует. Им можно крутить как угодно. Всё это — вирусы, яды ума, которые нужно моментально выявлять и обезвреживать. А если вирус проник глубоко, то придётся его изгонять и излечивать душу после интоксикации.

    Самое гнусное в этих вирусах — их способность прикидываться лекарством. Дискурс «ты не должен стыдиться своего тела» может превратиться в ненависть к людям в хорошей спортивной форме. Дискурс «ты не должен бояться высказывать своё мнение» может превратиться в ненависть к тем, кто долго подбирает слова и тщательно формулирует послания. И таких ловушек бесконечное множество — когда мнимое лекарство само оказывается новым вирусом.

    Распознать щупальца этого спрута мрака — это искусство, наука, опыт. И главное противоядие — это чистое сердце и ясное сознание.

  • Страх денег

    Страх денег

    Я лет десять не видел такой лютой аллергии на деньги. Зашёл на канал одного независимого болгарского журналиста, который в каждом видео честно напоминает: без донатов и платных подписок его работа просто не сможет существовать.

    Для нас с вами это, как мне кажется, привычная история. Я сам по мере возможности поддерживаю интересных авторов на Boosty или через Telegram, даже если не получаю за это бонусов. Это нормально, ведь качественный контент требует времени, усилий и ресурсов.

    Но у этого болгарского журналиста под очередным видео я увидел шквал ненависти. «Мы тебя поддерживаем морально, духовно, а ты, жадная тварь, только и знаешь, что выклянчиваешь последние гроши!» — гласили комментарии. И это не отдельные реплики, а целая волна токсичного возмущения.

    Такой реакции у нас я не встречал уже давно. Мне казалось, что времена, когда люди тратили драгоценное время на подобную злобу в интернете, остались в прошлом. Но, видимо, нет. Не везде.

    Такое мышление — наследие позднесоветской бедности, перемешанной с уродливым капитализмом девяностых. Тогда одни еле выживали, а другие, мчась на мерсах, намеренно обливали грязными лужами очереди у гастрономов, стремясь подчеркнуть своё превосходство. Это время воспитало ненависть к деньгам, подозрение к любому, кто ими владел, и стойкое убеждение, что деньги — это зло.

    В такой культуре бедность ассоциируется с чистотой, а богатство — с падением в грязь. Бедный гордо отказывается от денег, чтобы сохранить свою душу. А богатый легко позволяет себе хамство ведь и по общественному, и по его собственному мнению, он уже пал в низость в обмен на деньги. В обществе, где существует файл «деньги — это зло», всегда будет место для таких вспышек яда, как в комментариях к болгарскому журналисту.

    Деньги как вода, впитывают ту энергию, которой их наделяют. Если общество пронизывает ненависть и страх, деньги неизбежно пропитываются этими качествами. Новый человек, вступая в денежные отношения с таким обществом, может действительно ощутить, как через такие деньги передаётся эта мрачная энергия. Нужно обладать сильной внутренней опорой, чтобы противостоять ей, чтобы не позволить этому мраку захлестнуть себя.

    Но есть и другой путь. Деньги можно наполнить светом, теплом, уважением. Отказываться от них или возвращаться к обмену коров на гвозди не нужно. Достаточно, чтобы множество людей одновременно изменили своё отношение к деньгам. Чтобы вместо злости, зависти и страха они начали воспринимать деньги как инструмент созидания, поддержки и роста.

    И тогда, возможно, когда-нибудь в комментариях не останется места для ненависти. А вместо этого мы увидим благодарность, уважение и понимание. Ведь это не деньги определяют, какими нам быть. Это мы выбираем, какими энергиями их наполнять.

  • Пенсия человечества

    Пенсия человечества

    Сон о будущем: деревня философов, инопланетная угроза и переход в другую реальность

    Мне приснился сон о будущем. В этом будущем искусственный интеллект взял на себя управление всеми процессами на Земле. Многие годы это было мечтой многих талантливых инженеров, футурологов, культурологов. Человечество много десятилетий шло к этому достижению.

    Но когда это получилось, то выяснилось, что в этом заложен серьёзный вызов для людей. И нет, это не про бунт машин. В мире, где весь тяжёлый труд и вся сложная интеллектуальная деятельность передана машинам, люди оказались в растерянности. Как жить дальше, когда больше нет необходимости работать? Человечество столкнулось с кризисом перехода «на пенсию». Стало ясно, что человечеству предстоит выстроить другие ценности, погрузиться в творчество, философию, в духовные практики. Не все были готовы легко пройти через эту культурную трансформацию.

    В этом будущем я увидел героя, создавшего идеальное общество — деревню философов. На удаленном острове группа единомышленников смогла выработать новые смыслы. Они научились жить без работы, но с осмысленностью и совершенно новыми принципами этики, морали. Построить такое общество было не просто. Но главный герой — Александр Модестович — смог стать лидером культурных перемен и создал утопическое общество на этом острове. Это было лабораторией, в которой бережно вынашивались принципы нового устройства общества. Планировалось, что когда это общество докажет свою устойчивость — не экономическую, потому что, благодаря машинам, это больше не проблема, а психологическую, — когда будет доказано, что в новой философии и морали люди разных происхождений и возрастов могут жить счастливой, наполненной жизнью «на пенсии человечества», то эту модель распространят на весь мир. Пока человечество примирялось с необходимостью грядущих культурных и социальных перемен, Александр Модестович оказался флагманом в изобретении будущих смыслов человечества.

    Но миру пришлось столкнуться с угрозой совершенно иного вида. К Земле стал приближаться инопланетный корабль, видимо, с агрессивными намерениями. Лидеры человечества, включая моего героя, собрались, чтобы найти способ защититься. Они занялись выработкой технологий, стратегий отражения агрессии. Кроме того нужно было как-то объяснить новую реальность населению. Перспективы «человечества на пенсии» стали весьма зыбкими. В условиях настолько непредвиденной угрозы снова потребовались усилия всех: и машин, и людей. Слёт во всемирном астрономическом центре длился несколько дней. Усилия всех участников были на пределе. Люди совершали подвиги гениальности. Искусственный интеллект сталкивался с задачами, которым не было никаких прецедентов. Всем пришлось преодолевать свои границы. Границы идеологий, границы интеллектуальных, моральных и физических сил. Люди ломали свои границы психики, ИИ ломал свои границы мышления.

    После напряженных дней слёта, решения приняты, стратегии выработаны. Александр отправляется обратно в свой островной рай. У него задача — как-то донести новую реальность до соратников философов. Это очень сложный момент. Как не спрятать голову в песок, не изолироваться от мировых проблем. Как интегрировать друзей философов во всеобщие усилия по отклонению космической угрозы. Но и не потерять уникальную культуру, которую они так бережно вырабатывали, не превратиться в корпоративную, университетскую или военную структуру старого времени.

    В этом мире, наполненном фантастическими технологиями, всем доступны индивидуальные устройства для полётов. Не как вертолёты или летающие автомобили, а просто как во снах — берёшь и летишь. Александр берёт баллистический курс. Он взмывает в небеса и пикирует оттуда на свой остров. Остров окружён слоями защитного поля, оберегающего остров от метеоритов, ракет. Любой быстро летящий предмет захватывается защитным полем, замедляется и плавно кладётся на поверхность. Александр пикирует на остров с высоты облаков, будучи уверенным, что защитное поле его подхватит, замедлит и плавно положит на землю. Но он вовремя замечает, что защитное поле отключено. Замедления не происходит. Он берёт на себя управление своим полётом, активирует все необходимые протоколы. Справляется с торможением, но приземляется не очень-то мягко. Виртуозно маневрируя, ему едва удаётся избежать травматичного приземления. Но всё обошлось.

    Остров встречает его тревожной атмосферой: то ли деревья стали темнее, то ли заборы стали выше и мрачнее, то ли заборы появились там, где их не было. На улицах почти никого, лишь в дали промелькивают слабо знакомые силуэты. Единственный знакомый человек — это сосед Александра. Он был специалистом по безопасности, именно он заложил в основы нового общества принципы как технологической защиты, так и культурной. Он занимался разработкой тех частей нового культурного кода, которые бы навсегда исключили необходимость какой-либо полиции. Но сейчас он ведёт себя как охранник, здоровается с Александром с отвратительной смесью официальности и подобострастия. Как будто бы не было этих лет культурного возделывания нового общества будущего. Этот сосед-охранник на вопрос «где все» отвечает Александру, что все купаются на озере. Александр совсем перестаёт понимать, что происходит. Как такое возможно, чтобы все купались на озере одновременно. В его утопическом обществе все свободны и все купаются когда захотят. В здоровом обществе ничего не может делаться всеми единогласно и одновременно. Сама формулировка «все купаются», легко брошенная соседом, звучит страшно и дико для Александра. Это начинает выглядеть как массовое помешательство, как системный сбой, как культурный коллапс и провал всего островного проекта по созданию нового общества.

    Он спешит к озеру. Действительно все жители деревни купаются в озере. Они весело резвятся. Он узнаёт их лица, но что-то не так. Они выглядят будто бы глупее. Смутное чувство странности. И почему с берега за купающимися наблюдают люди в белых халатах?

    Люди в белых халатах замечают Александра. Они ему кивают, уважительно здороваются, начинают ему рассказывать о местных новостях, о прогрессе больных. С ужасом Александр осознаёт, что невообразимым образом он теперь главный врач психиатрического пансионата. А все его сподвижники философы теперь его пациенты. На этом самом райском острове.

    Позже, сидя в своём кабинете в административном здании пансионата, Александр приходит к выводу, что квантовый суперкомпьютер искусственного интеллекта, пытаясь решить проблему инопланетной угрозы, превзошёл собственные ограничения и вырвался за пределы нашего пространства-времени. Он нашёл связь с другими версиями реальности в мультивселенной и переключил наш мир на ветку реальности, где нет инопланетной угрозы, но и культурной трансформации тоже не произошло. Он счёл это более безопасным вариантом, чем вступать в космическую войну, имея в активе человечество, взявшее курс на свободу творчества и духовные смыслы.

  • Перемены

    Перемены

    Единственное постоянство в этом мире — это перемены. Абсолютно всё меняется каждую секунду, но наше сознание часто упорно игнорирует этот факт. Мы продолжаем верить в незыблемость каких-то явлений или правил. Одной из причин такого застревания на фиксированных представлениях является страх утраты. Каждому из нас знакомо это чувство — состояние потерянности, когда кто-то важный покидает нас или лишает нас заботы.

    Это базовый человеческий опыт. Мы все пережили травму рождения. В утробе матери мир был комфортным и безопасным, но нас вытолкнули оттуда, лишив заботы и питания. Это чувство отброшенности и покинутости глубоко укоренено в каждом человеке. Мы все мечтаем о неком постоянном и надёжном коконе, который всегда будет оберегать нас, не подводить и не оставлять. Мы ищем это постоянство в родителях, партнёрах, а иногда — во всей окружающей реальности. Как обиженный ребёнок, мы требуем от вселенной, чтобы она оставалась привычной и неизменной.

    Страх быть отвергнутыми — это боль, которая у каждого проявляется по-разному. У кого-то эта боль сильнее, у кого-то слабее, в зависимости от личного опыта. Если эта боль всё ещё сильна, мы будем сильнее требовать от мира неизменности, и, когда перемены всё же происходят, прячемся в иллюзию, что всё остаётся как прежде. Однако если эта боль исцелена, мы начинаем позволять людям жить их жизнями, принимать перемены в мире и не бояться менять свой собственный путь.

    Уважение к партнёрам и обязательствам не должно превращать нас в рабов. Уважение не означает отсутствие свободы. Истинное уважение к другим — это доверие к их зрелости и способности принять нашу изменчивость. Мы можем сохранять уважение к другим, даже если выбираем новый путь. И точно так же, как мы даём себе право на перемены, мы доверяем, что другие смогут спокойно принять это.

баланс бацзы бизнес боги боль влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика запад и восток здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты