Top.Mail.Ru

Рубрика: Современность и жизнь

Рефлексии о современном мире, экономике, лидерстве, обществе, вызовах, кризисах

  • Дух команды

    Дух команды

    У компаний, команд бывает свой дух.

    Подобно тому, как у всякой бактерии в нашем кишечнике может быть своё маленькое сознание, а у нас — их благородных грандиозных симбиотов есть свои великие духи, так и на уровне общества. У каждого человека есть своя душа, а у команды, группы, сообщества может быть свой дух.

    И этот дух может себя чувствовать по-разному.

    Бывает так, что люди чувствуют себя не очень и вскоре расстраивается дух общества. Это как расстройство кишечника, вызывающие хандру. Бывает, что дух команды заболевает и это вскоре сказывается на настроении людей. Это как хандра, которая приводит, скажем, к запору.

    Дух команды — сущность, хоть и взаимозависимая с людьми из команды, однако, это самостоятельная сущность.

    Не каждый коллектив имеет дух, подобно тому как не всякое нагромождение биологических клеток может оказаться живым существом. Есть коллективы, представляющие собой чисто совокупность людей. А бывают коллективы, в которых есть дух, дух команды.

    Обычно, дух команды появляется у новой рабочей группы не сразу. Порой, никогда не появляется. Но если он появляется, то хорошо осознавать это явление, подобно тому, как родителям полезно осознавать момент входа души в зародыш их будущего ребёнка. Если дух появился, то хорошо уметь общаться с этим духом, уважать его, воспринимать его как самостоятельное существо.

    Это звучит мистично. Однако, по моим наблюдениям, часто самые скептически и материалистически настроенные предприниматели, самым правильным образом выстраивают свои отношения с духом фирмы, духом команды.

    Чаще всего эти духи команды рождаются из ничего — собираются из совместных мотивов, устремлений, мечт, усилий и воль членов группы. Но изредка бывает и так, что старый дух приходит вдохнуть свою мудрость в компанию, где ему есть, где развернуться.

    А ещё если собрать членов команды вместе, то с духом команды можно работать энергетически — как с энергетическим телом человека, локализованного в пространстве.

  • Не вешать нос

    Не вешать нос

    Всей деловой и профессиональной общественности видится свершившимся фактом то, что российская действительность и бизнес входят в длительную фазу стагнации и возврата в прошлое.

    Рубль подешевел в два раза. Повышаются кредитные ставки, грядёт инфляция, происходит деофшоризация.

    Деофшоризация: все средства, хранящиеся за границей, будут возвращаться в российскую экономику.

    Инфляция: сбережения невыгодны, свободные средства должны крутиться в экономике.

    Дешёвый рубль: импорт, экспорт невыгодны, придётся как-то крутиться на внутреннем рынке, развивать производство.

    То, чем грозили нефтяные пузыри — свершилось. Продавать воздух теперь невозможно. Нужны реальные рабочие продукты, продуманные стратегии. Всё то, чему «зря» учились мои сверстники в экономических школах — теперь жизненно необходимо на всех уровнях.

    Рано или поздно этот пузырь лопнул бы. Крым или не Крым, одна или другая игла должна была бы проколоть его.

    Сидя сейчас в Тайване, я понимаю, что привезти на удачу пять кило тайваньских улунов и эксклюзивных пуэров в Питер и знать, что им найдутся покупатели, я больше не могу. Нужно действовать продуманнее.

    Золотой нитью через китайскую историю проходит стратегическое искусство «Цимэнь Дуньцзя». Помимо стратегической смекалки это искусство использует знание о качествах времени. Zeitgeist — дух времени. Зная розу ветров «тонких энергий», можно предугадывать движения мыслей, чувств и духа общества в каждый год, месяц, день и час. Люди знающие предупреждали ещё несколько лет назад о том, что 2014 год станет точкой максимального восхождения, что то, с чем мы приедем в 2014 год, останется таким же, что после 2014 года наверняка придётся стать умнее.

    Так оно и вышло. Счастливы те, кто успел сформировать капитал: денежный, интеллектуальный, структурный… Пришла пора пользоваться накопленным с умом и стратегической точностью.

    В былые времена мастера традиции цимэнь дуньцзя, консультировавшие царей в военном и политическом деле, ставили свою голову как ставку о выигрыше в кампании.

    Сегодня война и политика больше не являются выражением благородства и доблести. Сегодняшние политические и военные достижения — это торговля ресурсами. Деньги решают всё. Сами деньги больше не являются неизменной мерой ценности, но стали не более, чем фишками в казино, которым владеют те, чьё имя почти никто не знает.

    Поле боя — настоящее поле боя сегодня происходит не в Новороссии и не в Палестине, а в наших семьях, наших холодильниках, наших поездках к друзьям и учителям в Европе и Азии. Эта война подобралась слишком близко — к самым нашим сердцам, подрывая веру в свои силы, в свои ценности, в своё благородство и доблесть.

    Даосские методы исцеления сердец и общественных процессов, стратегическая мудрость именитых мастеров не остались достоянием пыльных книг и двухдневных семинаров на тему «всё, что вам нужно знать».

    Годы изучения китайских наук о жизни с академической точностью, близкое и доверительное общение с хранителями живой даосской традиции дают нам возможность предлагать вам сегодня в наших реалиях возможность быть «умнее». Мы готовы помогать вам прокладывать фарватеры по непроходимым отмелям, мы вызовем для вас ветер в закрытой бухте и солнце в разгар шторма.

    Чем непредсказуемей и безнадёжнее обстановка, чем больше горечи и цинизма, тем явственнее вы сможете оценить эффективность точечных движений духа, вооруженного компасом, вдохновлённым даосскими богами и богинями.

  • Куда мир катится

    Куда мир катится

    Часто можно слышать, мол, куда же весь мир катится, отчего принимаются странные законы, отчего все так неправильно…

    Буддийский мудрец ответил бы, что такова ваша карма, братцы. Вы сами в прошлых жизнях накуралесили, вот и затащили себя в столь запутанное состояние, что все-то вам подвохом кажется. Сами, небось, других только и думали, как бы облапошить, так теперь, разумеется, вам будет казаться, что весь мир только и думает, как бы вас надуть покрепче.

    Эта концепция снимает стресс, убирает обиду, возвращает руль в свои руки.

    Но когда мы пытаемся рулить, то оказывается, что мышцы рулильные у нас совершенно атрофированы за длительный период поиска виновных во вне, сидя на диване.

    И вот мы начинаем мышцы свои укреплять, на тренинги успеха ходить, с комплексами своими расправляться, делать из себя настоящих кузнецов собственного пространства ума. Мы понимаем, что в конечном итоге, мир таков, каким мы хотим его видеть, что стоит только изменить взгляд — но по-настоящему, всем сердцем, — и глядишь, реалии поневоле начинают подстраиваться под наше видение.

    И вот после того как мы навизуализировали себе квартиру, машину, жену-красавицу, друзей закадычных, нам же хочется идти дальше — выходить в мир и нести благодать своего просветленного взгляда в общество, в массы. И вот тут начинается новая страница.

    Пока мы визуализировали себе личную жизнь и личные блага, мы были вобщем вполне себе вольны творить со своей жизнью что возжелается. Но как только мы выходим в поле общественное, так сразу выясняется, что там — на общественном поле, — уже кружит тьма таких же демиургов вроде нас, которые тоже хотят воплощать свои не обязательно просветленные видения в массах. И там уже есть свои львы, свои шакалы, свои дельфины — целая астральная саванна.

    И вот тут мы встаем перед выбором, либо бодаться с другими жителями астрального зоопарка за право влиять на свой кусочек общественной реальности. Или — и это совсем круто — воспринять этот астральный зоопарк как реальность и в еще более мета-трипе визуализировать, как зоопарк демиургов выстраивается правильным образом. А если в том мета-трипе уже есть дюжина деятелей, то можно войти в мета-мета-трип и оттуда привидеть себе гармонию дюжины мета-творцов, которые наведут порядок на первом этаже, а там уж до общественных реалий вопросов не остается.

    Так делает дела великий шаман. Но чтобы такое мочь, нужно обладать исключительными способностями. В первую очередь, уметь пропускать через свою систему огромные потоки энергии. Ведь чем выше в мета-трип, чем на более высокое небо забираешься, тем быстрее и мощнее там все происходит. Поэтому телесные практики, расчищающие энерго-каналы, растворяющие блоки и зажимы совершенно необходимы.

    Но и этого может быть недостаточно, чтобы вершить настоящие чудеса. Едва ли существо с человеческим паспортом сможет быть столь же верхолазно, как три чистейших, сколько-нибудь значимое время. Мы туда можем запрыгнуть на миг и вернуться полные вдохновения. Но быть там и сохранять трезвость, чтобы решать задачи — это ого-го.

    Поэтому шаманы по всему свету придумали множество способов, как отправить послание какому-то верхоярусному божеству, чтобы оно выполнило просьбу, но чтобы самим слишком высоко в стратосферу не ходить.

    Это и молитвы, и разного рода ритуалы, призывания…

    Но огромное изобилие разных способов приводит к не вполне адекватным последствиям. Кто-то начинает пытаться хвататься за все способы подряд. И свечку в церкви поставил, и фэншуй навел, и у ламы благословился. Все без разбору класть в кашу, получая лебедь, рак и щуку…

    Кто-то превращается в хард-лайнеров, мол, только сей путь есть гут, а все другие остальные… — ведать не ведаю. И нажим сердца в деле отторжения чуждого делает их слабее.

    В итоге сколь интернету не виться,
    реальных шаманов все ж единицы.

  • Вкус безвкусного

    Вкус безвкусного

    Залог стабильности организма — это наличие у организма органов и функций на все случаи жизни. На случай мороза — мех, на случай жары — пот. Ферменты для обработки сложных молекул мяса и ферменты для переваривания коротких углеводов злаков. Умение мечтать, видеть будущее и устремляться к нему и умение засуча рукава делать текущюю работу.

    При отсутствии у организма такого универсализма, он сильнее рискует. Если, к примеру, организм не умеет потеть, но зато имеет много хорошего меха, то если обстоятельства сложатся удачно и будет морозно, организм выживет и продолжит род в будущем. А если не повезет и станет тепло, то он вымрет.

    Все функции одинаково важны и нужны для устойвости организма.

    Посмотрите на человека. Это шедевр многофункциональности. Человек живет и в -50, и в +40, и на подводных лодках и на тибетских плато, человек может быстро-быстро реагировать на стрессовые ситуации, а может затормаживаться и выжидать. Человек может есть любую пищу, некоторые даже солнечным светом умеют питаться, а некоторые камнями. Кроме шуток. Человек может упорно трудиться, а может вдохновенно блуждать умом у истоков вселенной. Именно этот универсализм и широкозадачность человека обеспечивает ему приспособляемость и адаптируемость в практически любых условиях.

    Все функции организма важны, ни одно не является определяющим или главенствующим. То, что делает существо живым — это согласованность всех функций. Мозг и желудок, сердце и печень наразрывно зависят друг от друга. Я пробовал делать акцент на желудке. Пиво, пельмени, спать. Я пробовал делать акцент на мозге. Тетради формул, графиков, гигабайты китайских текстов, испепеляющий огонь познания, сигареты, коим потерян счет.

    Ни одно, ни другое состояние не является здоровым. Здоровье — баланс, взаимосогласованность всех функций.

    Глупо себе представить, что печень бы вдруг начала обсуждать с сердцем, кто из них важнее для организма. Еще глупее, если печень, полагаясь на непроверенные или фальсифицированные данные, решит, что окончательно раз и навсегда победила заразу сердца, то и дело дестабилизирующую нормальный ход фильтрования крови. Печень может попытаться остановить сердце, чтобы оно, непоседливое, перестало подбрасывать печени новые трудные задачки. И если печень победит, организм проиграет.

    Общество подобно организму. Люди всякие нужны, люди всякие важны.

    Когда, полагаясь на непроверенные данные, президент страны говорит перед рабочими, что они, как одна часть общества, победили другую часть общества, названную бездельниками и болтунами, стремящимися к развалу государственности — для меня это не дешевый популизм. Для меня это начало предсмертной агонии, тяжелое желчное отравление.

    Наше общество больно.

    Попытка заявлять, что мозг или сердце, творческая интеллигенция — самое важное и ценное в обществе — тоже ошибка.

    Россия больна. Американский аспирин не поможет. Арабская хирургия тоже.

    Чтобы вылечить сильно больной организм для начала надо поискать аналог, пример здорового организма. В китайской истории прототипом идеального общественного здоровья была седая древность, времена мудрецов, мудрых правителей, трех владык и пяти царей. В русской же общепринятой истории мне не известен ни один период здоровья. Есть много периодов выздоровления, собственно, начало русской государственности, приглашение варягов — было процессом выздоровления от какой-то неизвестной истории болезни. Но периоды здоровья? Они не известны, не придуманы, не признаны.

    Мне видится крайне необходимым создать образ здоровой России. Здоровой! Не победившей врага, тем более внутреннего, тем более жизненно необходимого, а именно здоровой, когда все работает гладко и спокойно. Нужно как-то убирать крайности из умов людей. Прививать умение наслаждаться неярким, негромким, бесвкусным.

    Китайская чайная церемония — это один пример действа, во время которого у человека может проснуться умение наслаждаться безвкусным, обнаруживать тончайшие оттенки вкуса там, где нет ни соли, ни сахара, ни перца, ни глютамата натрия.

    Крайности, которые показывают в телевизоре: комедианство и скоморошество, криминальная хроника, бытовые ток-шоу разборки, подвиги великого и ужасного — не ведут к оздоровлению. Не ведут к равновесию, загоняют умы в крайности верования — кто печени, кто сердцу, кто даже тому и другому одновременно, кто никому.

    Умение находить усладу в не делании ничего конкретного, умение находить смысл в отсутствии конкретных смыслов, умение смаковать безвкусное, любоваться бесцветным, прислушиваться к отсутствию аккордов — это на мой взгляд, основная программа оздоровления любого общества.

    Из всех известных мне мировоззренческих традиций лишь немногие основаны на таких приоритетах. Это наиболее продвинутые формы буддизма, которые, вероятно, слишком специфичны и неуниверсальны, и широкий пласт даосско-китайской культуры, которая в течение веков органично приемлела и конфуцианский морализм, и буддийскую вдохновленность, и даосский призыв к крайней естественности. Возник целый пласт практик, не очень сложных занятий, помогающих найти вкус в безвкусном. Это и чайная церемония, и формы дао инь (ци гун), и каллиграфия, живопись, и несложные медитации, ни к чему не вдохновляющие и ничего не развивающие, и простые, безыскусные философские идеи, совершенные своей безыскусностью.

баланс бацзы бизнес боги боль вера влияние внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье истории клиентов исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность ритуалы рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция эмоции энергия ци

Подписка
и контакты