Рубрика: Современность и жизнь

Рефлексии о современном мире, экономике, лидерстве, обществе, вызовах, кризисах

  • Формализм

    Формализм

    В любой практике бывает случается фаза формализма.

    Это может случиться с новичком — не разбираясь в нюансах и не имея собственного опыта, новичок предпочитает следовать заученным предписаниям, не особо понимая, в чём их смысл и уместны ли они.

    Это может случиться с опытным профессионалом — сидя на потоке, работая с одними и теми же кейсами, одинаковыми задачами, вырабатываешь у себя автоматические рефлексы и включаешь их на автопилоте, не посмотрев на индивидуальные особенности ситуации.

    Это поддерживается обществом потребления. Правила презентации своей практики навязывают сообщать о том, какими технологиями ты пользуешься в работе. И клиент идёт за конкретной технологией, поняв из рекламы, что этот конкретный метод ему обязательно поможет. И даже если практик не формалист и подходит к задачам гибко и творчески, ожидания потребителя могут ограничивать свободу творчества практика.

    Я знаком со всеми этими явлениями на собственных практиках.

    Почему практиках во множественном числе? Потому что я имею в виду психо-телесные практики ради собственного совершенствования: медитации, упражнения… А также я имею в виду профессиональную практику коуча-консультанта.

    В личной практике я бывал новичком. И мне приходилось, просто доверяя наставникам, выполнять инструкции, не видя пока результатов, не вникнув в детали практики, не зная, чем всё это может обернуться. И тут многое зависит от наставника. Бывают наставники, которые отслеживают индивидуально прогресс ученика и дают своевременные подсказки. А бывают наставники, сидящие на потоке последователей. Таким приходится становиться формалистами и давать универсальные однообразные рецепты и ответы.

    Мой самый удачный путь совершенствования обязан своей удачностью именно своевременным подсказкам наставников. Суть подсказок заключалась не только в том, как можно модифицировать и улучшить практику, но и в том, по каким признакам я могу заметить, что двигаюсь в верном направлении. Причём эти признаки менялись по мере моего развития. Сначала признак, на который мне советовали ориентироваться «уменьшение веса». Потом признаком были «ясность восприятия и спокойствие сердца». Потом «уверенно занимаешь своё место». Потом «становишься способен повелевать демонами». Потом «пробуждение алхимического огня». Ещё было «умение растворять сердечные узлы». На подходе «растворение кармических сдерживающих связей».

    В профессиональной деятельности консультанта я миновал стадию новичка-формалиста. Потому что моя жажда познания и острый ум быстро вынесли меня за пределы стадии новичка. Зато я застрял на стадии опытного формалиста, сидящего на потоке. Череда схожих кейсов и схожих решений выработала во мне рефлекс на автопилоте предлагать одни и те же подходы, говорить одни и те же слова, применять одни и те же методы. Скука и однообразие — спутники такой фазы. Причём я застаивался на этой фазе несколько раз. Сдвинувшись из одного застоя, я открывал новые горизонты, учился новому, у меня появлялись новые клиенты, я применял новые подходы. Снова и снова их применял. И оказывался в очередном застое.

    Выходом для меня оказывалось одно из двух.

    • Необычная задача, которая отказывается решаться привычными способами. Это пробуждает из спячки. Заставляет открыть глаза и всё же вникнуть в суть дела. И понять свою ограниченность. Признать необходимость учиться дальше.
    • Пауза, смена деятельности. Забросив на время консультационную практику, занявшись чем-то совсем другим (конструированием нейронной сети, как сейчас, например), начинаешь отвыкать от жёстких автопилотных шаблонов. И выходя снова в люди, я был уже более способен смотреть на задачи целостно и гибко.

    Что делать с обществом потребления — я пока не понял. В рекламках принято писать «делаю тайский массаж северной школы», или «провожу сессии тетахилинга», или «консультирую по цимэнь дуньцзя», или «делаю расстановки по Хеллингеру» и так далее.

    И приходит к тебе человек за «консультацией по цимэнь дуньцзя». А ты видишь, что там генные ключи из дизайна человека или просто линия активации красного Марса держит в руках транспарант «озвучь меня».

    Или приходит человек за «создать семью». А там нужно возвращать человеку кусок души, потерянный века назад.

    Что делать с этим явлением я пока не понял.

    Я пробовал не писать в рекламках никакой конкретики, а лишь «решаю вопросы». Но это выглядит так непродающе, что оказывается первым шагом в паузу и смену деятельности (см. выше).

    Короче, это всё к чему.

    Довольно формально следовать по накатанным траекториям! Приходи ко мне. Я не решу ни одного твоего вопроса. Но я помогу тебе приблизиться к почётному званию Мастера Собственной Жизни.

  • Принимать перемены

    Принимать перемены

    Перемены происходят независимо от того, что мы себе думаем. Мы можем думать, что всё стабильно, но перемены происходят всё равно. Если мы не обладаем осознанностью, то мы можем сочинить себе иллюзию стабильности. Поддержание иллюзии стабильности требует от нас ежедневных усилий по поддержанию барьера между нашими идеями и непосредственными ощущениями. Ощущения тела, ощущения души, ощущения в животе, в спине, в ладонях, в бороде — всё это нужно от себя отстранить, спрятаться в уютный мирок заученных идей, намертво держать оборону от ощущений, пока эта стена между нашими идеями и реальностью не станет крепкой как Железный Занавес.

    Когда Железный Занавес между умом и жизнью построен — в нашем теле и наших переживаниях начнут процветать болезни и эмоциональные расстройства, но это нас не будет касаться, потому что у нас есть Стена. Наша жизнь будет рушиться, но мы этого не заметим, потому что у нас есть Стена. Внутри Стены наша система идей, взглядов и убеждений может продолжать существовать неизменно, независимо от того, что происходит вокруг и в нас самих. Когда Стена стала крепкой, то поддерживать её уже особо не приходится, сил на неё можно не тратить, можно чувствовать себя счастливыми и умиротворёнными. Лишь иногда нас будет немножко раздражать смутное чувство того, что в мире что-то не так.

    Железная Стена обычно располагается в шее, в плечах в виде устойчивого напряжения.

    Однажды, человек, прячущийся в мире привычных идей, оказывается в такой ситуации, когда его привычные идеи входят в явный диссонанс с реальностью ощущений. Тогда становится реально больно в душе, в теле. Наступает этап, когда Стена перестаёт сдерживать напор внешнего мира. И весь накопившийся груз боли, болезней, эмоционального диссонанса, социальной и семейной неадекватности — всё это начинает хором проникать сквозь Стену. Стена даёт трещины. И это может быть больно, страшно и непонятно.

    Настоящая стабильность — это не устойчивый свод взглядов, неподвластный реальности ощущений. Настоящая стабильность — это наоборот. Это пустая голова, спокойное сердце, которые позволяют миру быть любым.

    Человек, живущий за Стеной — крепок снаружи, но жидок внутри. Как яйцо. Нажми и треснет. Мудрый человек мягок снаружи, а сила его в костях. Его можно помять, но нельзя столкнуть.

    Когда Стена начинает трескаться — это очень трудно. Это очень больно и страшно. Мы впадаем в смятение, начинаем суетиться, пытаемся хвататься за любые идеи и концепции, которые могли бы залатать дыры в Стене и вернуть нашей картине мира подобие надёжности. Мы начинаем придумывать какие-то хитрости: «А если я скажу или сделаю то-то, может, мир перестанет трещать по швам?»

    Но что бы мы ни схитрили, как бы мы ни суетились, трещины будут только расти. И на нас обрушивается весь шквал боли и эмоциональных искажений, которые мы так долго копили, прячась за Стеной. И тогда нам начинает казаться, что мир отвратителен. Тогда всё оказывается ужасным. Все оказываются врагами. Всё плохо. Мы становимся гневными, срываемся на близких, на друзьях, потому что вся накопленная боль разом врывается в наше сознание.

    Потом всё выгорает. Силы кончаются. И наступает депрессия. В этом медленном и вязком этапе полезно помнить лишь одно — ты сам накопил всю ту боль лишь тем, что усердно старался её не замечать. И сделать вывод — не надо больше строить Стен.

    Внимание к своим ощущениям, согласие со своими чувствами, любовь к своим предпочтениям, любовь к себе, позволение себе быть собой, юмор по отношению к любым прекрасным идеям — эти лекарства помогут жить настоящей, неподдельной жизнью, стать настоящим неподдельным человеком.

    Вот история из Чжуан-цзы о заболевшем человеке по имени Цзы-Юй:

    Спина его вздыбилась так, что внутренности оказались наверху, лицо ушло в живот, плечи поднялись выше темени, шейные позвонки словно устремились в небеса. Силы Инь и Ян в нем были спутаны, а сердце невозмутимо-спокойно. Кое-как доковыляв до колодца, он взглянул на свое отражение. «Ого! — снова воскликнул он. — Ну и скрутил меня творец — дальше некуда!»

    — Страшно тебе? — спросил Цзы-Сы.

    — Чего же тут страшиться? — ответил Цзы-Юй. — Положим, моя левая рука станет петухом — тогда я буду оповещать о ночных часах. Положим, моя правая рука превратится в самострел — тогда я буду добывать ею дичь на жаркое. Положим, мои ягодицы станут колесами экипажа, мой дух — лошадью. Тогда я обзаведусь собственным экипажем для выезда! А кроме того, мы получаем жизнь, когда приходит время, и лишаемся её, когда срок истекает. Так покорись времени, не противься уходу, и тогда ни радости, ни печали не заденут тебя. Вот что древние называли «освобождением от пут». А того, кто сам себя не может освободить, вещи свяжут еще крепче. Однако ж вещам против Неба не устоять, так чего ради отвергать мне мои превращения?

    Чжуан-цзы (перевод В.В. Малявин)

    Превращайся!

  • Трансгрессоры

    Трансгрессоры

    Читая Бернара Вербера, подумал про трансгрессоров.

    Всякому обществу нужны нарушители — трансгрессоры. Если все в обществе живут по правилам, если не происходит никаких возмутительных нарушений, то общество входит в застой, культура начинает формалиниться, формализовываться, засыхать и вымирать.

    Поэтому трансгрессоры, нарушители устоев, необходимы для поддержания градуса динамики в сообществе. Как микробы, закаляющие организм и подстёгивающие его эволюцию.

    Да, их будут судить и наказывать. Но их идеи будут проникать в массы, формируя всё более новые культурные реалии, обеспечивая обществу и культуре изменчивость, жизненность, эволюционность.

    Если в обществе слишком много законопослушности и миролюбивости, то бывает необходимо принять меры для повышения количества трансгрессоров, нарушителей. Есть два способа повысить количество нарушителей:

    1. Распространять провокационные идеи, заразить всех странной модой, придать сложившимся институтам забавный имидж, и т. д.
    2. Ужесточить законы, чтобы то, что раньше было нормальным, стало бы трансгрессией.

    Можно оба сразу. Тогда гарантирована динамика, интерес, азарт, вливание внимания в общественную жизнь, не скучно, культура живёт и развивается.

    Собственно, любая культура живёт в пространстве между противоречивыми ценностями. На ровной плоскости жизни нет.

  • Риски

    Риски

    Всё в этом мире подвержено переменам. Совершенно всё. Это как кисель. Даже если его не трогать, то он потихоньку остывает с краёв, холодные слои опускаются на дно, горячие поднимаются наверх. А поверх всего этого образуется восхитительная кисельная пенка.

    А если засунуть в кисель ложку — да что там ложку — иглу, и начать ей водить, то это неизбежно затронет весь объём. Первым делом, это, конечно, затронет самые близкие к игле места, отдалённые места не очень потянутся за иглой. Но потянутся. Не сомневайтесь. Кисель он такой.

    Вот и мы, наш мир, общество. Каждый наш шаг — даже если никчёмен и мелок — влияет на весь мир. Хоть сколько-нибудь, да влияет.

    Я недавно не кисель иглой мешал, а кипяток палочкой в чайнике — чтобы закрутить воронку и всыпать порцию шэна для варки. И — вы будете смеяться — воронка, уходящая внутрь воды, создала повышение воды на внешней окружности, и кусок воды вывалился из чайника на газовую горелку, огонь погас. Опаснейшая ситуация, что тут скажешь. Я совсем забыл, что при варке шэна можно словить запах газа. К счастью, я сразу выключил газ, но выучил урок: наливай меньше воды.

    Иногда мы так боимся думать о рисках, нам так не нравится думать об элементарных опасностях, что мы просто перестаём о них думать. Мы начинаем игнорировать советы «взрослых», сердито захлопываем учебники по домоводству, отказываемся верить в вероятность риска. Потому что страшно и неприятно. Потому что болит. Потому что брррр.

    И тогда, пока мы жмуримся, не желая принять и признать риск, из-за угла к нам начинает подкрадываться жутчайшая бабайка нашего времени: Позитивное Мышление.

    Оно приходит, чтобы успокоить наше взволнованное сердце, оно утихомиривает наши хаотичные мысли, нормализует гормональный фон. Полезная вещь, не поспоришь. Но оно — Позитивное Мышление — состоит в тайном сговоре с Князем Риска. У них договор об эксклюзивном обслуживании клиентов. Либо нас успокаивает в сегодня Позитивное Мышление, либо Князь Риска делает наш путь безрисковым.

    Если мы хотим спокойствия, то нам следует признать, что мир изменчив и может произойти всё, что угодно. А наше Позитивное Мышление поможет нам успокаиваться и не волноваться при любом раскладе. Либо мы хотим успеха. И тогда нам стоит забыть о восторженном настроении, раскурить с Князем Риска кальян мира, и посмотреть карту местности, увидеть все рифы, пиратские острова, морских чудищ, и пририсовав им всем смешные усы, проложить гениальный фарватер, которым можно плыть условно безопасно. Но на всём протяжении плавания стоит быть на чеку. Посматривать на горизонт.

    Так что либо лукошко, либо дудочка. Либо Позитив, либо минимизация рисков.

    Если в основе движения есть страх, то станет страшно. Если глубоко внутри себя мы несём страх неудачи, страх боли, страх провала, страх бедности, страх всего того, что рано или поздно, так или иначе, с каждым может запросто произойти, и если мы окажемся неспособны посмотреть в глаза своему страху, а наденем розовые очки Позитива, то на наш страх, как на запах крови, начнут приплывать любопытные рыбки. А если мы смело смотрим в лицо опасностям, рисуем им усы и рисуем фарватеры, то им нас не догнать, потому что мы всё время на шаг впереди. И в конце концов чудища и пираты устанут за нами гоняться, эти риски перестанут нам угрожать. И нам больше не надо будет смотреть в глаза этому страху.

    Но к тому времени мы будем уже пробираться сквозь джунгли Амазонки. И там тоже много всего интересного.

    Принять свои слабости, признать свою боль, посмотреть в свои страхи, нежно обнять Дракона Перемен — это путь длинною в бесконечность.

    А скрывать всё, что только можно, под тонким слоем белоснежной скорлупы — это путь длинною в мышиный хвостик.

  • Ложь, разум и надежда

    Ложь, разум и надежда

    Люди многое забывают, многому верят. Критическое мышление, способность взвесить очевидное и заявить, что «король-то голый» имеет не всякий.

    И одно дело — это когда мы принимаем ложь сознательно, понимаем, что нам врут, но вынужденно соглашаемся, преследуя ту или иную выгоду. Это разлагает мораль, развращает, разъедает дух.

    И совсем другое дело — это «честная ложь». Когда мы искренне принимаем непроверенные факты, искренне придумываем себе небылицы, потому что нам просто очень хочется поверить в сказку.

    Влюблённый примет за благосклонность любой кивок своей пассии, даже если этот кивок просто померещился, или является результатом кочки на дороге. Игрок будет жонглировать на все лады статистикой и метафизикой удачи, чтобы оправдать ещё один кон.

    Наши желания, наши страсти, вышедшие из берегов, отравляют разум и ясное виденье ситуации.

    С другой стороны и рацио, выйдя из берегов, может отравить и погасить нашу жизненность и страсть, сделав нас занудами, или милыми удобными в быту людьми.

    Мечты и фантазии, надежды и увлечения — имеют такое же гражданство в наших странах, как разум, логика и справедливость суждений. И как жаль, когда они устраивают между собой склоки и начинают зажимать друг другу рты.

  • Смена состояния

    Смена состояния

    Человек ко всему привыкает. Это функция выживания. Невозможно каждый раз думать, как завязать шнурки. Невозможно каждый раз сочинять, как прожить очередную минуту. Это отнимало бы слишком много силы. Действия автоматизируются, поведение автоматизируется, жизнь автоматизируется. Это называется «привык». Это функция выживания. Так можно сэкономить силы на 80% повседневных действий, чтобы бросить их на ответственные вызовы, которых лишь 20%.

    Но иногда случается так, что мы по той или иной причине решаем, что хотим изменить состояние, образ жизни, статус. И это означает бросить вызов всему тонко настроенному механизму автоматизированных действий. Надо научиться иначе дышать, иначе ходить, иначе общаться, иначе питаться, иначе выстраивать день, иначе выстраивать ночь, — перемены коснутся всего.

    В любом случае всего. Даже если мы хотим начать питаться иначе, перемены всё равно коснутся всего: сна, пробуждения, сферы общения, — всего.

    Но вся налаженная система автоматизированной жизни — это функция системы обеспечения выживания. Таким образом, решив что-то даже весьма несущественное изменить в потоке своего бытия, мы неизбежно бросаем вызов базовому инстинкту — выживания.

    Это непросто. И вот тут-то и оказывается нужна осознанность. Приходится ненадолго превращаться в тормозов, которые смакуют каждый вдох и осмысляют каждый шаг. Потому что везде может потребоваться корректировка.

    Вызов инстинкту выживания — это идти против Земли. Поддержка Неба необходима. Поэтому любые духовные ориентиры и измерения — в помощь.

    Есть на этом этапе риск впасть в зависимость от постоянного космического улёта, постоянной небесной незаземлённости, которая необходима пока перекраивается поток жизни. Если впасть в зависимость от Неба, то нам не захочется снова стабилизировать жизнь в новом статусе. Мы застрянем в вечной метаморфозе, отправимся в вечное путешествие, перестав справляться с теми 20% вызовов, необходимых для успеха. Это формирует особый типаж просветленца, которому не на что купить пальто.

    Небесный драйв очень соблазнителен. Но чтобы всё же прийти в новое состояние, нужно любить жизнь, любить цветы, еду, близость и смех. Любовь, любовь к жизни может вернуть из головокружительного трипа перемен.

    А, вот чтобы человеку, наоборот, любящему жизнь во всех её красках, отважиться на полёт через стратосферу трансформации — я даже не знаю, что нужно. Если в жизни всё хорошо, есть лишь пара нюансов, которые хочется подправить, то всё равно менять нужно всё. И неизвестно, каким всё в итоге станет после «правки нюансов». Пожалуй, для такого подвига нужен авантюризм, нужно любить Небо, дружить с богами, ветрами и дождём.

    Любовь, чтобы взлететь. Любовь, чтобы приземлиться. Формула ясна. Вот, с чего всё начинается.

  • Квартирмейстер

    Квартирмейстер

    Я, вот, всё про пиратов думаю.

    Я искренне впечатлён пиратской организацией времён их золотого века.

    Мы, ведь, как думаем. Мы думаем, что пираты — это горсть головорезов во главе с безжалостным капитаном. На самом же деле, насколько я смог разобраться, это было не совсем так.

    Во-первых, и капитана, и квартирмейстера (о нём ниже) выбирала команда методом прямого голосования. Команда функционировала в двух режимах.

    1. Военный: погоня или абордаж.
    2. Обычный.

    Во время военного режима главное командование брал на себя капитан, все ему подчинялись согласно должностной иерархии.

    Во время обычного режима подчинённости не было. Все были свободны. Каждый делал свою работу, понимая её важность для благополучия всех. В обычном режиме квартирмейстер имел право вето на любые решения капитана.

    Кто же такой этот квартирмейстер.

    Насколько я понял, квартирмейстер был фактически лидером команды. То есть он защищал интересы команды. Он был в курсе личных обстоятельств, настроений и состояний членов команды и он защищал интересы команды при обсуждении планов с капитаном. Капитан занимался стратегией, поиском информации о способах получения прибыли, политикой, сговорами с губернаторами и т.д. Заведовал внешними связями и глобальными стратегиями. А квартирмейстер занимался внутренними связями, был центром команды, и решения принимались на стыке внешних возможностей, найденных капитаном, и внутренних возможностей, известных квартирмейстеру. Именно поэтому квартирмейстер обладал правом вето на решения капитана. Он мог сказать: «команда к этому не готова». И тогда задуманный капитаном проект не мог быть исполнен.

    Очень интересная модель.

  • О самом близком

    О самом близком

    Пожалуй, любовные отношения — это наиболее чувствительная для всех сфера. И я говорю не столько о романтической стороне вопроса, сколько о том, что, пожалуй, именно в этой сфере у нас — у человеков — больше всего демонов: страх нелюбви, ревность, страх ревности, неуверенность…

    Порой может казаться, что отношения — это самая неправильная форма существования, поэтому во многих культурах монашество и отшельничество рассматривается как апгрэйд человеческого существа.

    С другой стороны именно находясь, или вступая в отношения у нас есть восхитительный шанс заглянуть под капот собственного механизма. И увидеть, что у даже самой чистой машины двигатель может быть заляпан подтекающим маслом. Отношения оказываются ключом, позволяющим заглянуть в дремучие дебри инстинктов продолжения рода и выживания и увидеть своих демонов и свои страхи, таящихя от дневного света при чужих людях.

    У Чжуан-цзы мне не доводилось находить сколько-нибудь понятных рассуждений о том, как быть с этими тенями.

    Зато у Лао-цзы есть прекрасные строки:

    Для жизни благотворна земля;
    Для сердца благотворна глубина;
    В общении благотворна доброта;
    В речах благотворно доверие;
    В правлении благотворно смирение;
    В деяниях благотворно умение;
    В движениях благотворно само время.
    Лишь там, где нет соперничества, не будет и ущерба.

    А у Босоногого Доктора Стивена Рассела вот, что нашёл:

    Любовь — это клей, на котором держится реальность. Любовь предоставляет среду, в которой танцуется танец.

    Любовь не следует путать с сентиментальность.

    Любовь не значит быть милыми друг к другу.

    Любовь — это желание быть полностью проявленными, доступными и открытыми уважительно и заботливо к человеку и/или ситуации, с которой имеешь дело прямо сейчас.

  • Общественная свобода

    Общественная свобода

    Люди оставляют уютные клетки, объединяются, чтобы построить новый мир, основанный на принципах свободы, равенства, справедливости, ценности личности. Они свергли королей, уплыли на пиратские острова, ушли в леса — они отважны, искренни, их кровь чиста, как майский ливень.

    И тут выясняется, что жить общиной, деревней, городом, республикой они не умеют. Они умеют свергать и уходить. Они умеют привлекать единомышленников идеалами свободы, но они не умеют растить хлеб и строить стены. Они не умеют организовывать сбор средств на общие нужды, не умеют прозрачно общаться с сотрудниками.

    И тут наступает третья серия — появляется харизматичный лидер, который говорит: «Я знаю, как надо, слушайте меня». И его слушают. И он знает, как надо, он берёт всю путаницу нитей общины, связывает их в прочный шнур и берёт его в свои руки. И начинает править.

    И в какой-то момент становится понятно, что на него завязано столько много ниточек, что он необходим общине. Он может делать что угодно, нарушать законы, лгать — во благо общества — но с ним всё равно ничего не сделают, потому что без него всё рассыпется.

    И так появляется новый король, который продолжает провозглашать идеалы свободы, которую народ когда-нибудь достигнет, если будет его слушаться. Формируется сделка: откажись от части своей свободы сейчас, чтобы потом получить больше.

    Но это потом не наступает. И даже не по хитрому замыслу нового короля, а просто потому что он сам настолько убеждён, что без него наступит хаос, что стоит только ему отступить в сторону, как его мощные убеждения мигом обретают плоть. Для этого даже не приходится плести интриг. Просто убеждения сильного лидера слишком легко становятся реальностью.

    И вместо республики свободы возникает новое тираническое королевство.

    Это происходило и происходит повсеместно. Чтобы этого не произошло, лидер должен обладать исключительной способностью в правильный момент — во благо народа — уйти со сцены. Такой момент как правило только один. Если пересидеть на троне чуть дольше, то король превратится в тирана. Если уйти чуть раньше, то всё рассыпется. Но такой момент есть. Только воспользоваться им мало, кто может.

  • Объединить необъединяемое

    Объединить необъединяемое

    Зачастую в проектах входят в спор две ценности:

    • красота, идеологическая утончённость, интеллигентность;
    • элитность, снобизм, духовная возвышенность.

    Тому есть масса примеров. Пожалуй, идеи классического коммунизма чудесны, идеологически безупречны. Но реализация полна элитности и снобизма, разрушающих дух идеи.

    Дорогое платье, шедевр высокой моды запросто может оказаться неполезным для здоровья, и вообще неэтичным.

    Высоко духовный человек запросто может оказаться просто некрасивым, неопрятным.

    Однако, несмотря на статистику, возможно находить способы объединять необъединяемое.

    • Внимательно визуализированная стратегия даёт поддержку духа.
    • Искреннее желание даёт поддержку сердца.
    • Ясное тело даёт способность осязать ци и нащупывать то, что живо.
    • Верное место действий и ориентация относительно ландшафта даёт поддержку земли.
    • Слаженная команда и здоровая сеть взаимодействий даёт поддержку людей.
    • Точно подобранные моменты времени для действий дают поддержку неба.
  • Большие достижения

    Большие достижения

    Наша культура подбрасывает нам множество примеров того, что большие результаты достигаются большими усилиями.

    Это может быть много лет упорного труда, которые привели вас к успеху. Это может быть одно переворачивающее всю жизнь решение, которое вынудило вас пойти совсем иным путём. Это может быть огромный талант.

    Большая инвестиция — большой результат. Мощное действие — мощный эффект.

    В большинстве случаев это так. Однако, не всегда. Нередко бывает и так, что огромные инвестиции сливаются в никуда и повисают пассивами. Таланты пропиваются. Годы труда набивают мозоли и немного жизненного опыта. А грандиозные решения и решительные безумства ведут к забвению.

    — Расскажите, пожалуйста, зрителям, как при всей своей гениальности, трудолюбии и отваге вы про&%#ли всё, что могли.

    Увы, о таких антигероях не пишут в газетах, книги о них не стоят на витринах магазинов, о них не постят в соцсети, их не приглашают в телевизор.

    Но они есть.

    Есть и другие антигерои. Они не делали ничего отважного, не выделялись талантами, не так-то и много трудились. Просто череда небольших шагов вдруг вывела их в какое-то место, которое некоторые называют успехом.

    Пространство-время событий и обстоятельств нелинейно. Здесь такие правила, что эффект не прямо пропорционален вложению. Но и не обратно пропорционален. Результаты зависят от усилий очень хитрым способом, который к тому же ещё всё время меняется.

    Придерживаться каких-то правил, принципов, алгоритмов в таком мире, подобном сну накурившейся синей гусеницы — это высшая форма отваги и безумства. Для настоящего успеха необходимо уметь читать между строк, уметь расшифровывать сиюминутные правила игры, предугадывать тренд смены правил. Нужно уметь быть в потоке, быть корешком внутри этого снежного кома, несущегося с горы, быть форелью в этом горном ручье, быть струйкой аромата красавицы в потоке загазованного воздуха. Как этим быть — правил нет. Если кто-то вам рассказывает правила успеха — не верьте. Это уже не работает. Хотя, на этот раз, может, и сработает. Не верить правилам — это тоже правило.

  • Практичность и идеальность

    Практичность и идеальность

    Часто мы думаем, что практичная педантичность в распределении вознаграждений и грамотной организации управленческих процессов спорит с идеальным. Что там, где занимаются развитием и духовностью, нет места здравому менеджменту.

    Либо ты учишься и развиваешься, либо ты работаешь за деньги. Мол, прагматизм и финансовая дисциплина может испортить духовные достижения.

    Демонизация денег, страх организованности. Увы, это есть в наших умах.

    Примирить прагматизм и одухотворённость непросто. Но не невозможно. Дело в том, что пока прагматичные вопросы не налажены, идеальная духовность может быть неустойчивой и то и дело упираться в материальные проблемы. Обеспечение защищённости духовному пути включает в себя вопросы финансирования и менеджмента.

    Вред денег и прагматизма — это придуманная концепция. Но эта концепция очень глубоко вмонтирована в наши менталитеты. И устранение этого бага может увести нас в давние детские переживания, когда нам не давали карманных денег, чтобы мы не тратили их на чупа-чупс и прочие глупости.

    Некоторым людям полезно воздержание от денег, если человек склонен к вещизму и потребительству. Ранее бедные общества Европы и Азии выработали обеты бедности как лекарство от неудержной погони за «благами цивилизации». Но если мы выросли в достатке, то такие лекарства нам не нужны. Ибо мы привыкшие к тому, что за благами цивилизации нет нужды гоняться. Они просто есть. И применение средневековых методов к современным людям — вне контекста.

баланс бацзы бизнес боги боль вера внутреннее состояние выбор даосизм даосская практика здоровье исцеление китай китайская медицина клиенты конфликты кризис культура лао цзы лидерство медитация наставничество общество осознанность отношения перемены практики преображение прогностика рациональность религия рост свобода смысл жизни стратегия страх традиции трансформация учитель и ученик цимэнь дуньцзя чжуан цзы эволюция экономика эмоции энергия ци

Подписка
и контакты