В имперском Китае была конфуцианская традиция про траур. Если кто-то терял близкого человека, то ему запрещалось занимать государственные, чиновничьи, общественные должности в течение нескольких лет. У конфуцианцев это было доведено до математической точности. Длительность запрета зависела от степени родства с ушедшим. Чем ближе человек, чем чувствительнее потеря, тем дольше отстранение от властных и лидерских позиций.
Если вам это кажется странным, то я объясню.
Потеря близкого родственника является глубоко травмирующим событием. Чтобы переварить чувство скорби и восстановить душевное равновесие нужно достаточно времени. Это время нужно, чтобы полностью выразить свою любовь и уважение к почившему, пройти все стадии, все ритуалы, все трансформации.
Если человек станет бодро браться за общественные дела, не дав себе времени на качественный траур, то, конечно, на него посмотрят косо, как на нарушителя правил нравственности. Но дело не только в формальных правилах. От человека на ответственной общественно значимой позиции требуется мудрость, ясность, сбалансированность, умение учитывать разные факторы и мнения. Если в сердце кровоточит рана, то ты не можешь нормально управлять обществом. Ты либо будешь проваливаться в печаль и не сможешь концентрированно работать. Либо устроишь личную месть и используешь вверенный тебе народ, чтобы решать свои личные обиды. Оба варианта никуда не годятся. Когда в сердце боль, мыслить ясно и широко невозможно. В таком состоянии человек может наделать ошибок в делах. Если он при должности, то от его ошибок зависит жизнь и судьба других людей, — этого нельзя допускать.
Человек, удаляющийся от дел на время траура, не считался лузером. Наоборот, забота о семье, о близких, важность близких связей, вопросы детей, родителей были важнее общественного. Человек, покидающий на время должность ради траура, вызывал лишь уважение.
Человек в трауре не был предоставлен сам себе. Это было общественной нормой. Всем было понятно, что человек находится в особом состоянии, у него особые потребности, особые занятия, он нуждается в поддержке и внимании. Человек в трауре был частью общества. Вся коммуна, деревня, городок могли помогать человеку полноценно пройти через процесс заживления ран. Некуда торопиться. Всему своё время.
Поэтому я с очень большим скепсисом отношусь к деятелям, которые пытаются в публичность вместо траура.
Если человеку на самом деле не больно от утраты и он полностью в эмоциональном балансе, то я не могу доверять этому человеку. Он не способен к близким отношениям и глубоким привязанностям, раз потеря близкого человека — это ерунда. Я бы обходил такого деятеля как можно дальше.
А если у человека болит и он сквозь боль лезет на сцену вести кого-то за собой, то только безумец пойдёт за таким лидером. Это саморазрушительно.
Добавить комментарий